Главная страница
Навигация по странице:

Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании


Скачать 1.67 Mb.
Название Инновационный менеджмент в образовании
Анкор Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.67 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Тип Документы
#557
Категория Экономика. Финансы
страница 6 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Прогнозирование будущего и проблемный анализОУ

Для повышения вероятности получения желаемого резуль­тата и обоснования намеченных планов осуществления инно­вационного процесса используется прогнозирование.

Задачи прогнозирования:

1) определение возможных целей и приоритетных направле­ний развития прогнозируемого объекта;

2) оценка последствий реализации каждого из возможных вариантов инновационного проекта (оценка рисков);

3) оценка ресурсов, необходимых для реализации возможных
вариантов.

Прогностическая и аналитическая деятельность направлены и ориентированы на поиск, выявление и разработку проблемных зон деятельности ОУ.

Проблема – греч. problema – преграда, трудность, задача; теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения; противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций. Проблема понимается как соотношение существующего и желаемого и формулируется как отсутствие чего-либо, противоречие, недостаток или трудность (например, проблема текучести кадров).



Рис.5. Процесс появления проблемы
Поскольку центральным звеном в проблемном анализе является построение «проблемного поля» школы и последующая с ним работа, а также ввиду отсутствия в современной литературе технологии работы с ним, уместно обозначить более подробно все «шаги» в данной работе.

Эти «шаги» будут выглядеть следующим образом:

Шаг первый. Генерирование и обозначение проблем (Например: неконтролируемый объем домашних заданий, ограниченность выбора профилей обучения, несоответствие социального заказа и реальных возможностей школы и т.д.).

Сбор информации для определения проблем может осуществляться различными способами, как традиционными (посещение уроков, беседы, анкетирование и т.д.), так и посредством использования специально разработанных карточек проблем. Более эффективным является коллективное генерирование и обозначение проблем, например, в форме семинара, совещания или даже педагогического совета.

Шаг второй. Структурирование выявленных проблем по проблемным блокам. В условиях ОУ данными блоками могут быть: учебно-воспитательный процесс (отдельно по каждой ступени образования + воспитательная работа), содержание образования, организационно-управленческий процесс, организационная культура, ресурсное обеспечение. На этом же этапе происходит выявление ключевого блока. Ключевым считается тот, в котором оказалось наибольшее количество проблем.

Шаг третий. Структурирование, или группировка, проблем ключевого блока. Основания для такого структурирования могут быть самые разнообразные. Например: по сферам деятельности они могут быть школьными и внешкольными, по субъектам решения - преподавательскими (учительскими), административными, вышестоящего отдела образования; по результату - решаемыми и не решаемыми конкретным ОУ, в настоящих условиях.

Шаг четвертый. Установление взаимосвязей решаемых проблем ключевого блока. В этом блоке необходимо проанализировать каждую проблему с последующей на предмет их первичности: какая из вышеозначенных проблем может быть решена за счет решения другой.

Шаг пятый. Подсчет количества выборов каждой проблемы и определение ключевой. Ею будет являться та, которая получила всех больше выборов. Это и будет ключевая проблема конкретного образовательного учреждения, которую и необходимо будет решать в течение определенного времени.

На этом этапе решается принципиальный вопрос: какой будет сфера будущих инноваций? Будет она касаться учебной или внеучебной деятельности? Какая из них будет приоритетной? На выбор объекта нововведений, безусловно, повлияет и обозначенная проблема ОУ.

Проблемы, в этом плане, принято подразделять на: а) корневые - кадровые, управленческого порядка, стратегические; б) узловые - на которых замыкаются другие проблемы; в) результатирующие - те, которые являются следствием других проблем.

Разумеется, первоочередному решению подлежит первая группа проблем - корневые, в случае их отсутствия - узловые.

Сам анализ состоит из следующих шагов:

а) определение предмета, состава и содержания анализа;

б) структурно-функциональное описание предмета анализа;

в) анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие – следствие;

г) определение степени достижения целей, подготовка материалов к педсовету по итогам учебного года, формулирование цели и основных задач на новый период.

Методы прогнозирования и анализа

Методы прогнозирования: 1) методы стратегического анализа; 2) методы экстраполяции; 3) методы экспертных оценок; 4) методы моделирования; 5) статистические методы (модель и метод, кросс-проверка и др.); 6) изучение сегментации рынка (кластерный анализ, деревья классификации, факторный анализ, анализ соответствий); 7) методы изучения потребительских предпочтений (дисперсионный анализ, статистические гипотезы и др.) и т.д.

Общее изучение рынка- PEST анализ:

- акроним для Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов, которые используются, чтобы оценить рынок для организационной или бизнес-единицы. PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно расматривать в виде четырехпольной таблицы.

Политические факторы

Влияние экономики

Социокультурные тенденции

Технологические инновации

Поиск возможных конкурентных преимуществ - GAP-анализ - поиск возможных конкурентных преимуществ ОУ. По данной методике оценивается желаемое состояние организации (уровень ее стратегических притязаний) и реальное(чего может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.

Положение организации - SWOT-АНАЛИЗ. SWOT-анализ - это особая форма изучения рыночной ситуации, в которой оцениваются сильные и слабые стороны ОУ (внутренние показатели), потенциальные возможности и угрозы со стороны рынка, администрации, контролирующих организаций и т.д. (внешние показатели). После SWOT-анализа делается вывод о том, как и в каком направлении организация должна развиваться дальше.

SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри организации, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа.

Анализируя расположенные в таблице данные, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон ОУ, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития учреждения при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.

S Сильные стороны ОУ

W Слабые стороны ОУ

O Возможности ОУ

T Угрозы извне.

Ситуационный анализ. Под ситуационным анализом принято понимать проводимый периодически (1—2 раза в год) анализ деятельности ОУ в его отношениях с внешним для нее миром. Целью ситуационного анализа является «внутренняя ревизия» и оценка прошлой деятельности ОУ, рассмотрение его достижений и неудач, вскрытие причин тех и других, выявление компетентности сотрудников и эффективности их работы.

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.

Факторный анализ (проблемно-факторный анализ) – изучение связей между проблемами и причинами их появления. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых факторов, отвечающих за наличие связей (корреляций) между наблюдаемыми явлениями.

Проблемы

Причины и факторы, вызывающие проблемы

Задачи решения проблем

Пути решения проблем

Ожидаемый результат
















Методы экстраполяции основаны на анализе изменения параметров исследуемых объектов или процессов и выводе закономерностей, характеризующих эти изменения. Методами экстраполяции решаются задачи динамического и статического анализа.

В задачах динамического анализа основным фактором развития является фактор времени. В этом случае анализиру­ются изменения параметра во времени, а прогнозы перспектив­ного развития составляются по аналогии с ретроспективными тенденциями.

Статический анализ осуществляется путем экстраполяции тенденций изменения прогнозируемого параметра по данным, характерным для различных поколений объектов одного функ­ционального назначения.

Экстраполяция относится к количественным методам про­гнозирования. Для прогнозирования качественных характерис­тик используются экспертные методы.

Суть экспертных методов заключается в определении тен­денций развития на основе оценок квалифицированных специ­алистов. Выделяют индивидуальные и коллективные эксперт­ные оценки.

Индивидуальные экспертные оценки используются при со­ставлении морфологического анализа, оценка типа «интервью» и аналитические экспертные оценки. При оценках типа «интер­вью» и аналитических экспертных оценках осуществляется оп­рос экспертов по интересующей проблеме. При использовании морфологического анализа производится структуризация инно­вационного проекта путем разделения на составные элементы с последующим выявлением возможных вариантов инноваци­онного проекта.

Коллективные экспертные оценки - совместное приня­тие решения группой экспертов. Выделяют метод комиссий, метод Дельфи и пр. Метод комиссий - совместное принятие реше­ния комиссией из нескольких экспертов. Метод Дельфи (метод многотуровых опросов) - выработка совокупного решения пу­тем статистической обработки индивидуальных решений, вне­сенных экспертами изолированно друг от друга.

Методы моделирования - построение адекватных моде­лей развития процесса. Различают логические, информацион­ные и математические модели прогнозирования.

Логическое моделирование базируется на изучении внут­ренней логики процесса и построении на этой основе истори­ческих моделей.

Информационное моделирование осуществляется путем анализа получаемой из различных источников информации и выявления тенденций развития. В качестве источников инфор­мации при составлении прогнозов могут выступать научные публикации, патентная документация.

Математическое моделирование представляет собой по­строение моделей на базе статистического анализа.

Поиск, отбор и выработка проектной идеи

Поиск и отбор инновационных идей является важной частью процесса нововведений, поскольку определяет его направление. Для выбо­ра направления инновационной деятельности дается оценка кон­курентоспособности и перспективности различных вариантов реа­лизации проекта, при этом рассчитываются возможные риски.

Факторами, влияющими на выбор инновационной идеи, являются:

а) потенциальная коммерческая эффективность разработки; б) капиталоемкость (величина затрат по проекту); в) уровень инновационных рисков; г) соответствие тенденциям развития рынка образовательных услуг; д) соответствие стратегической позиции и возможностям ОУ.

Итак, процесс нововведений начинается с зарождения за­мысла об изменении. В любой организации, заботящейся о соб­ственной конкурентоспособности, должен существовать так на­зываемый «портфель инновационных идей». Для его формиро­вания используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам относятся: 1) научные разработки, выполняемые научно-исследователь­скими институтами и педагогическими вузами; 2) результаты маркетинговых исследований; 3) разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям); 4) патентная информация; 5) разработки потенциальных конкурентов.

Источниками информации могут также являться раз­личные печатные издания, сборники научных трудов и материалов научно-практических конференций, отчеты и аналитические справки о деятельности ОУ. Формированию новых идей могут способствовать изменения в за­конодательстве, структуре образования, в ценностных установках и вос­приятиях, а так­же состояние мировой образовательной системы.

Внутренние источники включают: а) ноу-хау ОУ; б) рационализаторские предложения в области образования, воспитания, технологий, организации, управления.

Большое количество оригинальных идей возникает у рядовых сотрудников, в должностные обязанности которых не вхо­дит осуществление инновационной деятельности. Для учета и об­работки рациональных предложений работников в ОУ используются типовые формы, помогающие сотрудникам сформу­лировать сущность инновационной идеи.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов педагогического коллектива по выработке неординарных решений.

Для генерирования идей используются следующие методы:

«Мозговой штурм». Суть этого метода состоит в совместном выдвижении идей по интересующей проблеме для последующего выбора наибо­лее рациональной мысли. При этом процессы выработки решений и оценки их значимости и целесообразности разделены. Подобный прием повышает результативность творческой дея­тельности за счет раскрепощения ее участников.

«Мозговой штурм» происходит следующим образом. Организуется заседание специалистов по данной проблеме, при этом создаются усло­вия для свободного обмена идеями в непринужденной атмос­фере. Для стимулирования творческой активности стены поме­щения для «мозгового штурма» могут быть украшены картина­ми в стиле абстракционизма.

В процессе «штурма» участники высказывают свои сообра­жения по поводу поставленной задачи, причем они могут носить шуточный характер. На данном этапе ничего не обсуждается, а предлагаются только идеи (обсуждать и критиковать чужие идеи запрещается).

Высказывания участников «мозгового штурма» протоколиру­ются, а затем анализируются экспертами, которые выбирают наи­более рациональные идеи.

Синектика. Данный метод использует те же правила, которые применя­ются при «мозговом штурме». Отличия заключаются в том, что в синектике для генерирования новых идей привлекаются специа­листы из различных областей, смежных с той, в которой сфор­мулирована проблема (стык различных дисциплин). Этот прием позволяет повысить оригинальность и качество предлагаемых идей, так как участники свободны от стереотипов при выработке реше­ния и не обременены специальными знаниями, в рамках которых могут выдвигаться идеи. Таким образом, синектика использует­ся для расширения видения проблемы и снижения зависимости от мнений узкоквалифицированных специалистов.

Метод ассоциаций и аналогий. Данный метод основан на применении различных ассоциа­ций и аналогий при формировании идеи. Используются прямая, личная и символическая виды аналогий.

Прямая аналогия - сравнение характеристик нового про­дукта (процесса) с параметрами аналогичного продукта (процесса). В этом случае выбирается базовый (эталонный) образец, с ко­торым осуществляется сравнение (например, изучается опыт ве­дения образовательной деятельности школы-конкурента для ис­пользования в своем ОУ).

Личная аналогия - вживание в образ, при котором разра­ботчики новой продукции (учителя) отождествляют себя с потребителями данной продукции (учащиеся, родители) и используют собственные ощущения для оп­ределения запросов покупателей.

Символическая аналогия - обобщенная аналогия, в кото­рой используются символы (например, модели).

Метод фокальных объектов. Суть метода состоит в присвоении признаков случайно вы­бранных объектов к изменяемому объекту, который лежит как бы в фокусе переноса. Этот объект называется фокальным.

Метод осуществляется следующим образом. Выбирается фокальный объект, произвольным образом находятся случай­ные объекты и составляется перечень свойств, характерных для этих случайных объектов. Свойства случайных объектов при­соединяются к фокальному, и затем предлагаются идеи о том, каким будет фокальный объект с новыми, не характерными для него признаками. Далее осуществляется развитие идеи с исполь­зованием ассоциативного мышления. Заключительным этапом является оценка и выбор идеи.

В итоге разрабатывается Концепция нововведения или предстоящей инновационной деятельности.

Концепция это предположение о путях решения проблемы (которую стараются разрешить разработчики проекта), содержащее объяснение причинно-следственных зависимостей, требующее доказательства, эмпи­рической проверки. Концепция - это описание основного смысла деятельности. Необходима для получения представления о смысле, миссии и основных направлениях деятельности ОУ.

Концепция позволяет всем сотрудникам и заинтересованным лицам иметь единую, целостное представление об основах содержания деятельности учреждения. На ее основе строятся все программы и проекты, регламентирующие деятельность.

Структура концепции: 1) Общие подходы к деятельности. 2) Анализ сложившейся ситуации. 3) Описание образа желаемой ситуации (видение, идеи). 4) Формулирование миссии учреждения, основной цели деятельности. 5) Обозначение основных направлений деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта