Главная страница
Навигация по странице:

Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании


Скачать 1.67 Mb.
Название Инновационный менеджмент в образовании
Анкор Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Дата 12.04.2017
Размер 1.67 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Тазиев Инновационный менедмент в обр.doc
Тип Документы
#557
Категория Экономика. Финансы
страница 4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Раздел 4. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Осуществление инновационной деятельности в условиях ускоренного развития научно-технических процессов и конкурен­ции на рынке предъявляет особые требования к системе менедж­мента. Организационная структура ОУ, в рамках кото­рой реализуется инновационная деятельность, должна обла­дать высоким уровнем адаптивности к изменениям во внешней и внутренней средах. При управлении инновационными процес­сами следует учитывать совокупность факторов, влияющих на качество конечного результата.

Для успешного функционирования ОУ должно иметь стратегию развития, соответствующую внутренним возможностям и условиям внешней среды и предполагающую инновационные из­менения. Управление инновационными изменениями составля­ет содержание инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - это управ­ленческая деятельность, направленная на формирование и до­стижение целей инновационного развития организации путем эф­фективного использования материальных, трудовых и финан­совых ресурсов. Инновационный менеджмент нужно представить и как взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности организации с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Инновационный менеджмент в ОУ - это совокупность научно обоснованных принципов, форм, методов, приемов и средств управления инновациями в сфере их создания, освоения в образовательном процессе с целью повышения качества образования и продвижения на рынок с целью получения прибыли.

Рынок этот отличен от обычного рынка товаров и услуг, это рынок научных, образовательных, технологических и организационно-управленческих новшеств.
4.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Основная цель инновационного менеджмента - обеспечение долговременного функционирования и развития ОУ на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции, максимизации эффек­та от коммерциализации нововведения.

Задачи инновационного менеджмента: 1) найти новое решение в организации образовательного процесса; 2) проведение научно-исследовательских и опытно-педагогических работ; 3) внедрение нового продукта (товара) или процесса в образовательный процесс; 4) одновременная подготовка и организация внедрения и сбыта этого новшества; 5) внедрение нового товара в ОУ и на рынок Об/Ус; 6) закрепление на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих работ:

1) разработка и осуществление единой инновационной политики в ОУ;

планирование инновационной деятельности организации, разработка проектов и программ инновационной деятельности;

2) формулирование миссии (ориентация деятельности ОУ на инновации);

3) определение стратегических направлений инновационной деятельности и постановка целей в каждом из них;

4) выбор оптимальной для каждого направления инновационной стратегии развития;

5) организация инновационной деятельности;

6) мотивация участников инновационной деятельности;

7) подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;

8) финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

9) подготовка и обучение персонала ОУ для инновационной деятельности;

10) формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов;

11) систематическая оценка результатов инновационной деятельности, контроль за ходом работ по созданию и внедрению новой продукции;

Принципы инновационного менеджмента - научно обоснованные основополагающие идеи, определяющие цели, формы и способы реализации инновационной активности организаций.
Таблица 1. Принципы инновационного и регулярного менеджмента


Принципы инновационного менеджмента, ориентированного на будущих потребителей

Существующие принципы регулярного менеджмента, основанного на подходах менеджмента качества

Ориентация на будущих потребителей

Ориентация на потребителей

Лидерство в инновациях

Роль руководства

Партнерские взаимоотношения с работниками

Вовлечение работников

Подход как к проекту

Подход как к процессу

Системный подход к менеджменту

Системный подход к менеджменту

Непрерывные инновации

Постоянное улучшение

Поиск нереализованных возможностей

Принятие решений на основе фактов

Стратегическое партнерство

Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Принцип ориентации на будущих потребителей означает, что будущие доходы организации зависят от тенденции распределения располагаемого дохода будущих потребителей и усилий организации по включению продукции и услуг в сферу интересов будущих потребителей. Применение принципа ориентации на будущих потребителей позволит ОУ активно формировать будущие потребности потребителей, стать активной организацией, формирующей новые рынки и продукты потребления.

Принцип лидерства руководства в инновациях означает, что лидеры инновационного ОУ должны быть способны определить будущее предназначение учреждения, выработать стратегию инноваций, добиться реализации инновационных творческих планов развития ОУ.

Третьим принципом инновационного менеджмента, так же по аналогии с принципами менеджмента качества, может стать принцип вовлечения педагогических работников в инновационные процессы. Инновационные педагоги имеют собственные средства производства, каковыми являются их знания, опыт и умения реализовать свои способности, а поэтому они гораздо более независимы от ОУ, чем их коллеги, не принимающие участия в инновационной деятельности. Соответственно, необходимо принцип вовлечения работников преобразовать в принцип партнерских взаимоотношений с работниками. Это означает, что всем работникам ОУ предоставляется право нестандартного мышления и нестандартных действий, так что работники становятся равноправными партнерами учреждения, и на основе этого партнерства они в максимальной степени раскрывают и реализуют собственные способности.

Следующим принципом инновационного менеджмента может стать принцип подхода как к проекту, в развитии принципа подхода как к процессу, принятого в менеджменте качества. Будущие потребители еще не являются клиентами ОУ, поэтому они не могут быть заинтересованы в существующих процессах, направленных на удовлетворение потребителей, но они могут рассчитывать на завершение инновационных проектов, которые в случае успеха дают им возможность стать существующими потребителями продукции и услуг ОУ. Проектный менеджмент является наиболее приемлемым видом управления для достижения конечного результата инновационной деятельности, для обеспечения концентрации необходимых для этого ресурсов, для обеспечения эффективного достижения заданных конечных результатов.

Пятым принципом инновационного менеджмента является принцип системного подхода к менеджменту, который в соответствии с аналогичным принципом менеджмента качества означает, что определение, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов и проектов в соответствии с установленной целью вносят вклад в непрерывное развитие организации. Системный подход к менеджменту создает основы формирования доверия будущих потребителей и вовлечения их в круг настоящих потребителей.

Шестым принципом инновационного менеджмента может стать принцип непрерывных инноваций, в дополнении к соответствующему принципу непрерывных улучшений, применяемому в менеджменте качества. Будущие потребители еще не являются клиентами организации, поэтому они не интересуются непрерывными улучшениями продуктов, услуг и процессов, которые в данный момент на них не направлены. Вместе с тем, они не могут оставаться безразличными к непрерывным инновациям, так как успешно реализованные проекты могут сделать их лояльными клиентами УО.

Принцип поиска нереализованных возможностей, в дополнении принципу принятия решения на основе фактов. Завоевание будущих потребителей не может основывать только на фактах. В инновационной деятельности необходимо опираться на прогнозы, предположения, гипотезы и другие порой недостоверные данные. Инновационные ОУ скорее создают новую реальность и соответствующие ей новые факты появления принципиально новых продуктов и услуг, которые ранее не были никем востребованы, нежели используют только существующие достоверные проверенные данные и факты. Инновационные ОУ являются активными «охотниками» за нереализованными возможностями.

Принцип стратегического партнерства, в расширении принципа взаимовыгодного отношения с поставщиками, применяемого в менеджменте качества. Стратегическое партнерство шире трактует взаимоотношения, и не только с поставщиками, но и с контрагентами, с другими партнерами и остальными заинтересованными в конечных результатах инноваций организациями. Завоевание будущих потребителей является очень масштабной задачей для одного пусть даже очень развитого инновационного ОУ. В таком виде деятельности необходимы альянсы, стратегические объединения, ассоциации, партнеры по стандартизации и сертификации и пр.

Применение предложенных принципов инновационного менеджмента позволит создать систему управления, ориентированную на будущих потребителей. В свою очередь это приведет к значительно более высоким результатам бизнеса, так как вовлечение будущих потребителей обеспечивает рост доходов ОУ, подъем его потенциала, развитие применяемых подходов, изменение в лучшую сторону системы распределения ресурсов, рост мотивации персонала и другие сильные стороны.
4.2. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
Различают 2 вида инновационного менеджмента в образовании: стратегический и функциональный.

Стратегический инновационный менеджмент предполагает разработку стратегии приоритетов развития учреждения и роста, экспансию на рынки Об/Ус, анализ внешней среды и рынка Об/Ус, стратегические решения по целям миссии и развития ОУ, обеспечение ему динамического роста и конкурентоспособности, выполнение миссии ОУ и развитие.

Стратегический менеджмент (стратегическое управление) распространяется на долгосрочные цели и действия ОУ. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента организации.

Стратегический менеджмент предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями).

Стратегическое управление в организации выражается в следующих пяти функциях: 1) планирование стратегии; 2) организация выполнения стратегических планов; 3) координация действий по реализации стратегических задач; 4) мотивация на достижение стратегических результатов; 5) контроль за процессом выполнения стратегии.

Функциональный (оперативный или тактический) инновационный менеджмент сосредоточивает свои функции на конкретных мероприятиях по управлению разработкой, внедрением, производством и коммерциализацией новшеств. В оперативном менеджменте внимание направлено на кратко- и среднесрочный горизонты. Системы оперативного менеджмента располагают достаточной полнотой информации, характеризуются низкой степенью неопределенности и ориентированы на средний и нижний уровни менеджмента.

Функциональный или оперативный инновационный менеджмент в образовании нацелен на прогнозирование создания новых систем воспитания и обучения, новых технологий и др., повышение качества учебно-воспитательного процесса и личности выпускника учебного заведения, анализ поведения конкурентов, анализ емкости рынка Об/Ус, характера и количества педагогических инноваций, анализ факторов эффективности инновационной деятельности, оперативные решения по разработке, внедрению и освоению новшеств; обеспечение качества учебно-воспитательного процесса и его обновление, контроль исполнительской дисциплины и качества исполнения.

Оперативное управление инновационной деятельностью анализирует возможности, ищет и согласует наиболее эффективные пути и средства реализации принятой стратегии развития ОУ. Оно сосредоточено на формировании образовательных, научных, маркетинговых, а также различных обеспечивающих подсистем учреждения. Деятельность инновационного менеджера предусматривает формирование инвестиционного, продуктового тематического и проектного портфеля ОУ, разрабатывает конкретные мероприятия по оптимальному управлению персоналом.

Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практикующемся в бизнесе, представлены на рис. 4.

А в целом, управление инновационной деятельностью ОУ состоит из:



Рис. 4. Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией
а) постановки стратегических и тактических целей,

б) разработки системы стратегий,

в) анализа внешней среды с учетом неопределенности и риска,

г) анализа инфраструктуры,

д) анализа возможностей учреждения,

е) диагноза реально сложившейся ситуации,

ё) прогноза будущего состояния ОУ,

ж) поиска источников капитала,

з) поиска патентов, лицензий, ноу-хау,

и) формирования инновационного и инвестиционного портфелей,

й) стратегического и оперативного планирования,

к) оперативного управления и контроля за научными разработками, их внедрением и последующим применением,

л) совершенствования организационных структур,

м) управления технико-технологическим развитием учреждения,

н) управления персоналом,

о) управления и контроля за финансами,

п) анализа и оценки проектов нововведений, выбора инновационного проекта, оценки эффективности инноваций, процедуры принятия управленческих решений, изучения рыночной конъюнктуры, конкуренции и повеления конкурентов, поиска ниши на рынке,

р) разработки стратегии и тактики инновационного маркетинга, исследования и управления формированием спроса и каналов сбыта, позиционирования нововведения на рынке, формирования инновационной стратегии учреждения на рынке образовательных и других услуг, устранения, диверсификации и управления рисками.

Исследование реактивности организации на изменения среды привело к выявлению различных типов реакций организаций и повлекло за собой значительные изменения в системе управления.

Главными типами реакций на изменение среды считаются: а) производственная (образовательная), основанная на поддержании прежнего уровня; б) конкурентная, нацеленная на расширение и укрепление позиций на рынке; в) предпринимательская, направленная на максимальное приспособление к изменениям с целью увеличения дохода; г) инновационная, ориентированная на системное обновление.

Типы реакций ОУ демонстрируют тесную связь как с механизмом управления организацией, так и с мероприятиями стратегического и оперативного менеджмента.

Взаимосвязь реакций организации со стратегией и тактикой менеджмента показывает важность учета фактора реактивности.

При таком подходе стратегический менеджмент разрабатывает систему стратегий, направленных на приспособление к внешней среде, а также на максимальную результативность использования внутренних возможностей фирмы
4.3. ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Острота демографической ситуации в России, переход средних общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование, создание муниципальной сети профильного обучения и др. ставят проблему выживания школ в прямую зависимость от их способности стратегической ориентации в неожиданных ситуациях. Логика развития новаторской школы приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень. В таких обстоятельствах положение ОУ определяется не только ее внутренними возможностями, но и реакцией на изменения внешней среды. Соответственно изменяются содержание, функции и методы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления ОУ при осуществлении инновационного процесса.

Выделяют две группы функций инновационного менеджмента:

1) основные функции (таблица № 2), 2) обеспечивающие функции.

К основным относятся:

Таблица 2. Виды и функции инновационного менеджмента


Функции

инновационного

менеджмента

Виды инновационного менеджмента

Стратегический


Функциональный, оперативный

Прогнозирование


Стратегии приоритетов развития и роста ОУ

Новых товаров, технологий


Планирование


Экспансия в новые отрасли, рынки


Повышение качества и конкурентоспособности товаров

Анализ внешней - среды


Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры

Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д.

Анализ внутренней среды


Анализ конкурентных преимуществ ОУ


Анализ факторов эффективности производства продукции (качества образования)

Виды решений


Стратегические решения по целям миссии и развитию ОУ

Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств

Мотивация


Обеспечение ОУ динамического роста и конкурентоспособности


Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества образования (продукции), обновление образовательного процесса

Контроль


Выполнение миссии ОУ, его роста и развития


Контроль за исполнительской дисциплиной и качеством исполнения


1) функция прогнозирования - предполагает разработку на длительную перспективу кардинальных изменений образовательного, технико-технологического и экономического состояния ОУ в целом и всех его различных систем и подсистем;

2) функция планирования - предполагает объединить в себе весь комплекс работ по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их в жизнь;

3) функция организации - предполагает объединить людей, совместно внедряющих инновационную и инвестиционную программы на базе

каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования - воздействие на объект управления для получения состояния стабильности образовательной, технико- технологической и экономической систем;

5) функция координации - предполагает координацию согласованности работ всех участков системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;

6) функция мотивации (стимулирования) - предполагает побуждение и стимуляцию работников;

7) функция контроля - предполагает проверку организации в момент внедрения процесса инноваций на разных его этапах, плана создания,

реализации инноваций и т. п.

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: 1) социально-психологические, 2) технологические или процессуальные функции.

Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивацию.

Делегирование - комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю проекта.

Мотивация - создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
написать администратору сайта