Главная страница
Навигация по странице:

Конституционное право Великобритании. Курсовая работа



Скачать 48.65 Kb.
Название Курсовая работа
Анкор Конституционное право Великобритании.docx
Дата 02.05.2017
Размер 48.65 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Конституционное право Великобритании.docx
Тип Курсовая
#6277
страница 1 из 3
  1   2   3

КУРСОВАЯ РАБОТА

Конституционное право Великобритании

Содержание

британский конституция статус личность власть

Введение

1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Общие сведения

2. «Конституция» Великобритании: понятие, состав и особенности

3. Основы конституционного статуса личности в Великобритании

3.1 Особенности закрепления конституционного статуса личности

3.2 Отдельные права, свободы и обязанности человека в Великобритании

4. Территориальное устройство Великобритании

5. Система органов государственной власти

5.1 Законодательная власть

5.1.1 Законодательный процесс

5.1.2 Процедура принятия биллей

5.1.3 Формы Парламентского контроля

5.2 Исполнительная власть

5.3 Судебная власть

6. Монарх

7. Местное самоуправление

1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Общие сведения

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, Британия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) -- государство в Северо-Западной Европе, на Британских о-вах (о. Великобритания и северо-восточная часть о. Ирландия, о. Мэн и Нормандские о-ва). 244,1 тыс. км2, Население 59,4 млн. человек (2000 г.), в том числе 80% -- англичане, 15% -- шотландцы, уэльсцы (или валлийцы) и ирландцы. Официальный язык -- английский. Большинство верующих -- протестанты. Великобритания состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций): Англия (39 графств, 6 метрополитенских графств и Б. Лондона), Уэльс (8 графств), Шотландия (9 районов и островной территории) и Сев. Ирландия (26 округов). Особый режим установлен для о. Мэн и Нормандских о-вов. Столица -- Лондон, который является самостоятельной административно-территориальной единицей и включает в себя более 30 городских районов и Сити Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. - СПб.: Питер, 2002. с.109 Великобритания -- парламентская монархия. Глава государства -- король (королева). Законодательный орган -- двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов).

Форма государственного устройства -- унитарное государство, форма правления -- парламентская монархия.

2. «Конституция» Великобритании: понятие, состав и особенности

В Великобритании отсутствует единый писаный кодифицированный конституционный акт, регулирующий те отношения, которые обычно регулируются конституциями: основы общественного строя, конституционно-правовой статус личности, систему, порядок формирования и полномочия органов публичной власти. Однако в этом государстве имеется исторически сформировавшаяся система норм, которые в комплексе регулируют эти отношения, причем достаточно эффективно. Их называют, с определенной долей условности, «Конституцией» Великобритании. Нормы эти содержатся в разных источниках права.

Во-первых, это статуты (то есть законы). Среди статутов есть как акты, принятые весьма давно, но сохраняющие свое значение: Великая Хартия Вольностей 1215 г Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1 /Под редакцией К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой.:М.:Юристъ,2002. с. 370-374., Билль о правах 1689 г.. Акт о престолонаследии 1701 г Указ сочин. Т.2. с.32-34, 35-37. и так далее, - так и достаточно современные законы: о Парламенте (1911 и 1949 гг.), о пэрах (1958 и 1963 гг.), о Палате общин (1978 г.), о народном представительстве и иные законы, принятые по предмету конституционного регулирования. Регулирование статутами отличает некодифицированность, а нередко казуистичность правового текста.

Во-вторых, это относящиеся к предмету конституционного права судебные прецеденты, т.е. правила, зафиксированные в судебных решениях, обязательные для судов (а поскольку любое дело может попасть в суд - и для всех остальных) при рассмотрении аналогичных дел. В основном, это решения Высокого суда, Апелляционного суда и Палаты лордов. Палата лордов может при этом отступать от своих прецедентов. Прецедентами, например, установлено, что нет права взимать налоги без разрешения Парламента, что монарх не несет ответственности, что должна осуществляться контрассигнация актов монарха Премьер-министром. Многие прецеденты в дальнейшем были трансформированы в нормы статутов.

В-третьих, это конституционные обычаи, т.е. устоявшиеся нормы поведения, которые в силу традиций не ставятся участниками этих отношений и другими лицами под сомнение. Они основаны на всеобщем согласии, что именно так эти отношения и должны строиться (в силу разумности, «старинности», длительности и регулярности соответствующего поведения). Поэтому их, применительно к Великобритании, нередко называют конституционными соглашениями.

В случае если имеется прямое противоречие между конституционным обычаем и статутом, то применяется статут. Но обычай может определенным образом интерпретировать содержание статута. Некоторые обычаи, как и прецеденты, «перетекают» в статуты (например, обычай, согласно которому в случае спора между палатами Парламента в конечном итоге спор решался в пользу Палаты общин, теперь закреплен в статуте).

Конституционными обычаями, например, установлены правила, что монарх поручает лидеру партии, победившей на выборах в Палату общин, сформировать Правительство; что монарх в осуществлении своих полномочий связан волей Правительства; что монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом и так далее. Уже по приведенным примерам видно, что обычаи имеют во многом ключевое значение для конституционно-правового регулирования в Великобритании.

В-четвертых, это труды авторитетных юристов (доктрина). Они рассматриваются как дополнительный источник «Конституции». Сфера использования таких трудов - восполнение на научной основе пробела или устранение, опять же на научной основе, коллизий между указанными выше источниками. В сфере конституционного права это, прежде всего труды Беджгота, Блэкстона и Дайси. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник /Под ред. д.ю.н. А.С. Автономова - М.: Юриспруденция, 2003, с.280

Особенности состава и формы «Конституции» Великобритании предопределили, в качестве ее основной особенности, то, что она является гибкой конституцией, поскольку нет различия между законом, составляющим «Конституцию», и иными законами, а закон, если урегулирует соответствующие отношения, будет иметь приоритет перед прецедентом и обычаем.

Исторические особенности развития британской «Конституции» предопределили и то, что в Великобритании не выражен четко принцип разделения власти. Монарх считается входящим во все ветви власти. Палата лордов является и частью Парламента, и судебным органом. Члены Правительства являются одновременно парламентариями и т.д. Однако это, в принципе, не означает, что существует подчинение одной ветви власти другой. На практике они сбалансированы.

3. Основы конституционного статуса личности в Великобритании

3.1 Особенности закрепления конституционного статуса личности

Первой особенностью конституционного статуса личности в Великобритании является то, что отсутствует системное изложение прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Они устанавливаются и регулируются статутами, прецедентами, обычаями. Поэтому в Великобритании основное внимание уделяется обеспечению эффективной зашиты прав и свобод, прежде всего судебной.

В Великобритании имеется специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку (Акт о расовых отношениях 1976 г. и Акт о дискриминации по признаку пола 1975 г.). Они касаются, в основном, обеспечения равенства в трудовой и социальной сферах, предусматривают ответственность за проявления дискриминации.

Предусматриваются законами ограничения прав человека в интересах безопасности общества и государства. Они, в основном связаны с борьбой против терроризма (акты о чрезвычайных мерах 1973 г., 1978 г. и Акт о предотвращении терроризма 1984 г.). Эти законы предусматривают особенности уголовно-процессуальных гарантий прав лиц, подозреваемых в терроризме, а также возможность ограничения права на неприкосновенность частной жизни. Имеет особенности и регулирование конституционного статуса личности в аспекте отношения к гражданству. Существует несколько категорий лиц по степени правовой связи с Великобританией. Различие между ними по правовому статусу состоит в различных возможностях по реализации политических прав (прежде всего, избирательного), а также въезда на территорию Великобритании. Это обусловлено историей Великобритании как колониальной державы. Имеются следующие категории. Во-первых, это граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (подчеркнем, хотя Великобритания - монархия, употребляется термин граждане, а не подданные). Они обладают всей полнотой прав и свобод. Для приобретения такого гражданства в порядке натурализации требуется проживать на территории Великобритании определенное время, иметь «хороший характер» и достаточное знание английского, или гэльского (коренного для Шотландии), или валлийского (коренного для Уэльса) языка, намерение постоянно проживать в Великобритании или поступить на службу (работу), связанную с постоянным пребыванием в стране. В случае вступления в брак с британским гражданином требования упрощаются. Во-вторых, существует гражданство британских зависимых территорий (что это за территории, будет сказано ниже). Данный статус не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. В-третьих, имеется гражданство британских заморских территорий. В-четвертых, известны лица под британской защитой. В основном к ним относятся граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, Такой статус им придается, как правило, в связи с чрезвычайными обстоятельствами, по решению монарха (на самом деле - Кабинета). В-пятых, особый статус имеют граждане Ирландской Республики. Они обладают, в частности, в Великобритании активным избирательным правом. В-шестых, в Великобритании могут находиться иные иностранные граждане и лица без гражданства.

3.2 Отдельные права, свободы и обязанности человека в Великобритании

В британском конституционном праве не существует единой официальной классификации прав и свобод граждан, законодательно закрепленного деления на личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

Ключевой среди личных прав и свобод является свобода личности -- право не подвергаться произвольному и безосновательному физическому ограничению свободы. Основным документом в этой сфере является действующий по сей день Хабеас корпус акт 1679 г. Хрестоматия… Указ.соч. Т.2. с. 28-32 Основные его положения предусматривают право судебной проверки оснований ареста, презумпцию невиновности, запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления и т.д. К личным правам относится также тайна переписки и телефонных переговоров, защита от электронных средств контроля за личной жизнью, свобода совести и вероисповедания, неприкосновенность жилища (то есть невозможность войти туда без специального разрешения, выдаваемого судьей на законных основаниях).

К политическим правам и свободам могут быть отнесены свобода слова, свобода прессы, свобода собраний и объединения. Последнее включает право создавать политическую партию. В Великобритании основную борьбу за представительство и органах власти недуг, на сегодняшний день, две политические партии: Консервативная и Лейбористская. Есть, конечно, и другие партии, в том числе достаточно крупные. В Великобритании отсутствует закон, регулирующий деятельность политических партий, она определяется различными статутами, обычаями и прецедентами. Однако рядом статутов закреплен статус основной оппозиционной партии. Она именуется «оппозиция Правительства Ее Величества». Эта партия получает денежные средства из бюджета, а ее лидер может сформировать и возглавить «теневой» Кабинет министров и даже получать, как его руководитель, заработную плату из бюджета же. Задача «теневого» кабинета - обеспечение беспрерывности управления в случае смены Правительства и контроль за Правительством.

Достаточно подробно регулируется в Великобритании право на организацию профессиональных союзов (оно не распространяется на работников полиции, военнослужащих, сотрудников спецслужб).

Одно из важнейших политических прав, безусловно, избирательное право. Для избирательного законодательства Великобритании характерно следующее. Во-первых, установлен достаточно невысокий возрастной ценз при приобретении пассивного избирательного права - им пользуются граждане (только британские и ирландские), достигшие 21 года. Во-вторых, в Великобритании запрещено баллотироваться ряду государственных должностных лиц (необходимое условие выдвижения в таком случае - отставка с соответствующего поста, то есть не предоставляется возможности, в отличие от многих других стран, сначала быть избранным, а потом оставить занимаемый пост). Интересен специфический моральный ценз - не могут быть выдвинуты банкроты. В-третьих, активно используется избирательный залог как условие регистрации кандидатом. Если кандидат набирает менее 5% голосов избирателей, залог не возвращается. Правда, и залог сравнительно невысок.

В Великобритании применяется в основном мажоритарная система относительного большинства, но при формировании части шотландского Парламента и части Ассамблеи Уэльса используется пропорциональная избирательная система.

Среди социально-экономических прав важнейшее признаваемое и защищаемое в Великобритании, безусловно, право собственности. Получили закрепление такие социальные права как право на равную плату за равный труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на образование, право на здоровье и защиту от загрязнения окружающее среды и т.д.

4. Территориальное устройство Великобритании

Статус Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Великобритания представляет собой государство, состоящее из Англии и ряда других территорий. Основными среди них являются Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия. Исторически Великобритания сложилась как уния (отсюда ее полное название - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Его современное государственное устройство ближе всего к унитарному государству с автономиями.

Статус территорий, входящих в состав Великобритании, различен. В последние годы обозначилась тенденция к предоставлению им автономии. Решения об этом были приняты на референдумах. Появились дополнительные (к давно и в достаточно большой степени развитому местному самоуправлению, о котором будет сказано ниже) основания называть Великобританию децентрализованным унитарным государством. Содержание автономии на этих территориях, в то же время, различно.

Шотландия всегда обладала собственной правовой и судебной системой, но несколько столетий не обладала автономией в вопросах государственного управления. Но 11 сентября 1997 года в Шотландии был проведен референдум, в ходе которого большинство высказалось в пользу расширения самостоятельности Шотландии. В результате были проведены выборы в шотландский Парламент. Парламент Шотландии состоит из 129 депутатов, избираемых на 4 года: 73 - по мажоритарной системе, 56 человек - по пропорциональной системе. Он обладает законодательными полномочиями по вопросам экономического развития, налогов, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, социального обеспечения и так далее. Иные полномочия остаются в ведении британского Парламента. Исполнительная власть осуществляется Правительством Шотландии, формируемым на тех же принципах, что и британское Правительство, и находящимся в таких же отношениях с Парламентом.

Для Уэльса правовая и судебная автономия характерны в значительно меньшей степени, чем для Шотландии. Тем не менее, на референдуме 18 сентября 1997 года была поддержана идея о введении определенной (хоть и меньшей, чем и Шотландии) автономии. В качестве основного обеспечивающего автономию органа функционирует Ассамблея Уэльса, в которую избираются 60 депутатов, из них 40 человек по мажоритарной системе, а 20 - по партийным спискам. Она не наделяется законодательными полномочиями, но имеет право расширительного толкования законов, принятых британским Парламентом, применительно к особенностям регионального развития Уэльса по вопросам здравоохранения, жилищного строительства, просвещения и ряду других.

До 1972 года в Северной Ирландии был свой Парламент, формировалось ответственное перед ним Правительство. Затем автономия в связи с обострением политического конфликта была упразднена вплоть до 1998 г., когда, как следствие одобрения на референдуме восстановления автономии в Северной Ирландии, была избрана Ассамблея и сформирован исполнительный орган, имеющие полномочия, соответственно, по законодательному регулированию и осуществлению исполнительной деятельности по ряду социально-экономических вопросов. При этом сохраняются существенные прерогативы центральной власти. В частности, у нее есть право приостанавливать деятельность органов власти Северной Ирландии, что уже было однажды реализовано. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник /Под ред. л.ю.н. А.С. Автономова - М.: Юриспруденция, 2003, с.285

В Правительстве Великобритании предусмотрено наличие должности государственных секретарей по вопросам Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Они, с одной стороны, обеспечивают учет интересов соответствующих территории, с другой, осуществляют административный надзор за их органами власти.

Территории с особым статусом. Территориями с особым статусом являются островные территории (остров Мэн и ряд других островов в непосредственной близости от Великобритании) и зависимые территории или «заморские владения» (Гибралтар, остров Святой Елены, Фолклендские острова, Бермудские острова и так далее). Различия между ними состоят, во-первых, в истории и основаниях попадания под британский суверенитет, во-вторых, в степени унификации системы власти (так, островные территории имеют собственные судебные системы, а зависимые территории - нет; в каждой зависимой территории есть представляющий монарха губернатор -- хотя он и занимает разное положение, но само наличие поста губернатора в определенной степени унифицирует систему власти, - а на островных территориях власть не унифицирована). Однако эти различия весьма незначительны.

Территориальные единицы в Великобритании. Вся территория Англии, Уэльса и Северной Ирландии разделена на графства. В Англии 45 графств. Графства, в свою очередь, состоят из 296 округов. В сельской местности и небольших городах Англии низовой административно-территориальной единицей является приход. В отдельную административно-территориальную единицу, не входящую в систему графств, выделен Большой Лондон. Он состоит из 32 городских районов и Сити.

Территория Уэльса также состоит из 22 графств (из них 11 городов-графств). В сельской местности графства делятся на общины. Территория Северной Ирландии состоит из 6 графств, которые, в свою очередь, делятся на 26 округов.

В Шотландии территориальными единицей верхнего уровня являются 32 территориальные единицы местного управления (так они и называются), в том числе три островные территории. Низовой территориальной единицей является община.

5. Система органов государственной власти

  1   2   3
написать администратору сайта