Главная страница
Навигация по странице:

Лекция № 1. Лекция 1 Государство и право, их роль в жизни общества План Общество, государство и право



Скачать 64.5 Kb.
Название Лекция 1 Государство и право, их роль в жизни общества План Общество, государство и право
Анкор Лекция № 1.doc
Дата 26.05.2017
Размер 64.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Лекция № 1.doc
Тип Лекция
#9705


Лекция № 1 Государство и право, их роль в жизни общества

План

1. Общество, государство и право.

2. Поведение людей в правой сфере. Правомерное поведение и правонарушение.

3. Юридическая ответственность: понятие и виды.
1. Общество, государство и право

Общество и государство

В научной и учебной литературе даётся много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество – есть продукт взаимодействия людей, определённая организация их жизни. Сущность данного организма заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и т.д.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, то есть устойчивых социальных или политических институтов, выполняющих необходимые для общества функции.

Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой общность людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и др. социальные институты.

По мере усложнения общества возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и др. институты.

Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупным, стало государство. О. Е. Кутафин определяет государство как особую организацию публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающую специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его объединение.

Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества, обострения в нём противоречий из-за несовпадения интересов различных социальных интересов. Государство приходит на смену родовой организации как новая форма организации изменившегося общества.

Государство выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества:

1. внутренние:

- охрана правопорядка;

- охрана форм собственности;

- социальная;

- охрана природы и окружающей среды;

- развитие научно-технического прогресса;

2. внешние:

- защита страны от нападения;

- поддержка мира;

- взаимовыгодная торговля.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история взаимодействия его с обществом. Как форма организации общества, государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нём противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем, оно может играть и деструктивную роль – возвышаться над обществом, проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять.

Государство имеет относительную самостоятельность, которая проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики. Пределы самостоятельности государства по отношению к обществу относительны, подвижны и оценочны. Если политика государства соответствует потребностям общества, то её результаты будут одобрены обществом. И наоборот, деятельность государства, противоречащая им, может причинить вред обществу. Отмеченное касается, прежде всего, гражданского общества и правового государства.

Гражданское общество – система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений граждан, действующих на началах самоуправления.

Признаки гражданского общества:

1) это сообщество свободных индивидов:

- в экономическом плане – каждый индивид является собственником, он свободен в выборе форм собственности, в выборе профессии, в распоряжении своего труда;

- в социальном плане – принадлежность индивида к определенной социальной общности ( семья, клан, класс, нация) не является абсолютной;

- в политическом плане – возможность быть членом политической партии или объединения, в том числе выступающих с критикой существующей государственной власти;

2) это открытое социальное образование:

- обеспечивается свобода слова, гласность;

- доступ к различного рода информации;

- право свободного въезда и выезда;

- широкий обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами;

- культурное, научное сотрудничество с зарубежными государствами;

3) это сложноструктурированная плюралистическая система:

- наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, общества потребителей и т.п.);

- многообразие форм собственности;

4) это саморазвивающаяся и самоуправляемая система (гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства);

5) это правовое демократическое общество:

- признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина;

- единство права и закона;

- правовое разграничение деятельности различных ветвей власти.

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества.

Принципы правового государства:

1) принцип приоритета права:

- право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения;

- государство не единственный источник формирования права, во многих случаях оно оформляет волеизъявление всего народа (через референдум);

- рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жихни с позиций права, закона;

- необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

2) принцип правовой защищенности человека и гражданина:

- равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

- стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления (правовой статус – система прав и обязанностей);

3) принцип единства права и закона (в правовом государстве любой нормативный правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым);

4) принцип правового разграничения деятельности различных ветвей власти;

5) принцип верховенства закона.

Общество и право

Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность, правовой порядок в обществе. Право играет роль связующего звена между политической системой и гражданским обществом. На содержание права, на реализацию правовых норм оказывает влияние установление той или иной формы государства.

Право развивается вместе с обществом, вбирая в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает относительную самостоятельность и получает возможность активно воздействовать на него.

Право служит мерой общественной и личной свободы.

Человек, появившись на Земле как вид и, появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу, собственность. При этом между людьми возникают противоречия и в результате необходимость привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив свободу обоих. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и потому в процессе общения людей постепенно стали вырабатываться привычки, стереотипы. Устанавливалась общепринятая мера, т.е. общая уже для какого-то круга людей (семьи, рода и т.п.) норма (правило). Сперва эти правила жизни существовали в виде мононорм, соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили организационно-регулятивный характер. Такие нормы в силу привычки и традиций исполнялись в основном добровольно. Существовали санкции за их нарушения – порицание, изгнание из племени, смертная казнь.

Уже на этом этапе существовали три основных способа регулирования, которые дошли до наших дней:

1) запреты (табу) – вступать в кровнородственные связи и др.;

2) дозволения – регулировали сроки и места сбора плодов, пользования общими орудиями и средствами охоты;

3) позитивное обязывание – организация необходимого поведения в процессе приготовления пищи, разжигание костров и т.д.

В эпоху становления производящей экономики появляются правовые, моральные и религиозные нормы. Таким образом, постепенно сформировались определенные системы взаимосвязанных норм (правил поведения), отражающих меру свободы человека в обществе. Нормы права рассчитаны на длительное во времени существование, что придаёт упорядоченность и стабильность политическим отношениям.

Итак, можно определить роль права в обществе следующим образом:

1) право обозначает пределы свободы человека (такие пределы закреплены в официальных нормативных документах и обеспечены силой государства);

2) право – своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, общества в целом;

3) право играет роль связующего звена между политической системой и гражданским обществом;

4) нормы рассчитаны на длительное во времени существование, что придает упорядоченность и стабильность политических отношений;

5) источниками права являются не только нормативные акты, но и обычаи, прецеденты, решения, принятые на всенародном голосовании (сила права приобретает общесоциальный, общегражданский характер, выходя за пределы политических явлений.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями.

Правовые отношения – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В неё входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъекты права – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей. Правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Содержание правоотношений это субъективные юридические права и обязанности.

Для возникновения правоотношения большую роль играет юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений (события, действия).
2. Поведение людей в правой сфере. Правомерное поведение и правонарушение

Наибольший интерес для юридической науки и практики представляет поведение людей в сфере правового воздействия. Правовое поведение – социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия. Одним из видов правового поведения является правомерное поведение.

Правомерное поведение – это социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантированное государством.

Варианты правомерного поведения (в зависимости от социальной значимости):

1) объективно-необходимое для нормального развития общества (защита родины, исполнение трудовых обязанностей и др.);

2) желательное для общества (участие в выборах, обжалование неправомерных действий должностных лиц и т.п.);

3) социально-допустимое (развод, частые смены работы, забастовки);

4) социально-вредное, нежелательное для общества (закрепляется в виде запретов).

Классификация правомерных действий (по субъективной стороне):

1) социально активное поведение – субъект при реализации правовой нормы действует чрезвычайно активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимум пользы обществу, реализовать свои способности;

2) законопослушное поведение – ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона; правомерные предписания используются добровольно;

3) конформистское поведение – низкая степень социальной активности, личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, делать как все;

4) маргинальное поведение – на грани антиобщественного, неправомерного, оно не становится таким из-за страха перед наказанием либо в силу каких-то корыстных мотивов; субъекты лишь подчиняются закону, но не признают , не уважают его.

Противоположным правомерному поведению является правонарушение. Правонарушение – это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм. Существует несколько видов правонарушений: преступление, проступок (административный, дисциплинарный, гражданско-правовой).

Признаки правонарушения:

1) это акт поведение (действие или бездействие);

2) только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников (нельзя назвать правонарушением поведение не контролируемое сознанием или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного (исключаются малолетние и душевнобольные);

3) индивид сознает, что действует противоправно;

4) действие противоправное, нарушающее требование норм права;

5) всегда социально вредно (вред интересам личности, общества, государства; может поставить социальные ценности под угрозу).

Отсутствие хотя бы одного признака не позволяет рассматривать деяние как правонарушение.

Состав правонарушения (система признаков):

1) субъект – деликтоспособное физическое лицо или организация (закреплен в норме, в уголовном праве – только физическое лицо);

2) объект – то, на что оно направлено, т.е. ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб (собственность, жизнь, здоровье и т.д. – закреплен в норме);

3) объективная сторона – внешнее выражение деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними;

4) субъективная сторона – характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

3. Юридическая ответственность: понятие и виды
Лицо, совершившее правонарушение, несёт юридическую ответственность. Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, имущественного, организационного характера.

Юридическая ответственность имеет свои цели и принципы.

Цели юридической ответственности:

  1. охрана существующего строя и общественного порядка;

  2. наказание виновного;

  3. предупреждение совершения правонарушения впредь.

Указанные цели определяют функции юридической ответственности:

  1. карательная;

  2. предупредительная;

  3. воспитательная;

  4. правовосстановительная (особенно в гражданском праве).

Принципы юридической ответственности:

  1. законность;

  2. справедливость;

  3. неотвратимость наказания;

  4. целесообразность.

Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения компетентного органа. Само правонарушения является основанием для применения принудительных мер. Для реального осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт – решение компетентного органа. Закон может предусматривать основания освобождения от ответственности.

Существуют следующие виды юридической ответственности:

- уголовная,

- административная,

- дисциплинарная,

- гражданско-правовая.



написать администратору сайта