Главная страница
Навигация по странице:

МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. Методы рационального чтения



Скачать 347 Kb.
Название Методы рационального чтения
Анкор МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.doc
Дата 16.01.2018
Размер 347 Kb.
Формат файла doc
Имя файла МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.doc
Тип Методическое пособие
#15158
страница 2 из 4
1   2   3   4

Как сделать информацию более «удобной» для быстрого

и прочного запоминания?

Для этого надо соблюдать следующие условия.

  1. Содержание информации должно быть частично известно тому, для кого она предназначается (абсолютно новая информация запоминается с трудом и не полностью, существенно искажается), то есть нужны предварительное информирование для общей ориентировки либо смысловая опора на уже знакомую информацию или имеющиеся знания.

  2. Разнообразие содержания информации способствует её лучшему запоминанию, но содержание информационного сообщения не должно включать более 4-5 вариантов «разнообразия» (то есть разных смысловых частей или блоков).

  3. Информация, имеющая чёткую логическую структуру, запоминается быстрее, точнее и будет дольше храниться в памяти и легче вспоминаться, чем слабоструктурированная. Наибольший эффект имеет последовательно-смысловое изложение информации, когда присутствует логика развития или обоснование какой-либо идеи или позиции.

  4. Оптимальный объём информации для полного и точного запоминания должен «укладываться» в 6-9 фраз по 9-12 слов в каждой. Точность запоминания смысла текста сохраняется при его объёме, не превышающем 3 страниц типографского набора (6000 знаков) или примерно 1000 слов в устной речи.

  5. Активное воспроизведение информации (повторение по памяти) помогает уточнить её смысловое содержание (понять её), лучше запомнить, точнее воспроизводить и адекватнее использовать. Повторное сообщение той же информации её носителем такого эффекта не даёт.

  6. Если есть необходимость в максимально точном запоминании информации, то её следует повторить несколько раз, используя так называемые «интервалы активности» памяти, а именно: через 15-20 минут после её первичного восприятия, через 8-9 часов или 24 часа, затем через 2 дня и через 7 дней.

  7. Чтобы информация лучше запоминалась, нужно вызвать положительное отношение к ней того, кому она предназначена: интерес, доверие, значимость, понимание перспективы дальнейшего использования и т.п. В то же время мотивация должна быть умеренной, следует избегать чрезмерно эмоционального отношения к информации, стремления во что бы то ни стало запомнить её наилучшим образом, так как это может привести к искажению содержания и даже смысла информации.

  8. Известно, что человек запоминает 90% из того, что он делает сам, 30% - из того, что видит, как делают другие, и только 10% - из того, что слышит, как надо делать. Долог путь рассказа, короток путь показа, ещё короче – путь использования информации в деятельности (умственной или физической).

  9. Установка на конкретные сроки хранения и использования информации и необходимую точность запоминания позволяет значительно увеличить объём и точность её запоминания. Правда, когда эти сроки проходят, информация быстро «сворачивается» в объёме, забывается.


  10. Использование одновременно разных видов памяти при восприятии информации обеспечивает «многоканальность» её запечатления, что способствует длительности и точности сохранения. Так, например, когда человек видит, слышит и записывает информацию, тут же строит предположения относительно её использования, он запоминает её лучше. Эффективнее всего запоминается, если заучивать вслух. Проговаривание необходимо для того, чтобы подключились сенсорные механизмы и в мозг поступало несколько сигналов - мыслительный, слуховой, зрительный, речевой и двигательно-артикуляционный. Поэтому сначала просто прочитайте вслух отрезок информации, подлежащий заучиванию, затем попробуйте его повторить, заглядывая в текст или в конспект, но не переходите на чтение – сделайте усилие первого воспроизведения, отложите материал на некоторое время, а потом повторите сначала.

Известный моралист XVII века Ларошфуко заметил: «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум». И действительно, качество памяти определяется в основном качеством мыслительной обработки получаемой информации. В связи с этим наиболее эффективным считается логическое (осмысленное) запоминание, в котором выделяют несколько этапов:

  1. осознание цели запоминания;

  2. понимание смысла запоминаемого;

  3. анализ материала;

  4. выявление наиболее существенных мыслей;

  5. обобщение;

  6. запоминание этого обобщения.

Таким образом, основу логического запоминания информации и её структурированного сохранения в памяти составляет работа мышления.



ВЕДЕНИЕ ЗАПИСЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ
Существуют следу­ющие основные формы записей: выписки, план, тезисы, конспект.


выписки

план

тезисы

конспект

Наиболее простая форма — выписки. Это либо дословное вос­произведение наиболее важных положений книги, характерных фактов, цифр, таблиц и схем, либо краткое изложение информа­ции. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения текста книги, в удобстве использования в последующей работе, в накоплении теоретического и фактического материала. Выпис­ки полезны для быстрой мобилизации своих знаний. Выписы­вать из текста нужно те места, в которых содержится самое главное, суть вопроса. Выписка является составной частью тезисов и конспекта.

Выписки следует делать на специальных карточках или листах бумаги одинакового формата, лучше всего на одной стороне листа. При оформлении выписок нужно точно и четко переписать исходные данные книги, указать страницу. Хранят выпис­ки обычно по темам, в отдельных папках или конвертах.


План — это перечень вопросов, рассматриваемых в произве­дении и раскрывающих логику автора. Есть два способа состав­ления плана. Один из них — работа над ним по ходу чтения. Дру­гой — составление плана после ознакомления с книгой, что позволяет подытожить работу. План может быть простым и раз­вернутым. В отличие от простого, который дает представление о содержании прочитанного, развернутый план не только содер­жит перечисление вопросов, но и раскрывает основные идеи про­изведения, может включать выдержки из него.


Тезисы — это сжатое изложение мысли книги. Тезисы состав­ляются после ознакомления со всей книгой или отдельной гла­вой. Ценность их заключается в том, что в процессе их составле­ния читатель вычленяет и легко, без специальных усилий, запоминает основные утверждения и выводы автора, логическую структуру текста. Систематическая работа по составлению тези­сов изучаемых книг является важнейшим условием развития логического мышления студентов, выработки у них навыков пра­вильного оформления своих мыслей.


Наиболее совершенной и наиболее сложной формой записи является конспект — запись, в которой выделяется самое основ­ное в книге, обобщаются в кратких, четких формулировках важ­нейшие теоретические положения. Конспектирование помогает выработать умение логического анализа текста и четкого форму­лирования основных идей книги.

Слово «конспект» в переводе с латинского означает очерк или обзор того или иного вопроса. В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая инфор­мация, все ценное, что заключено в изучаемой книге.

Изучение студенческих конспектов показывает, что неред­ко студенты процесс конспектирования подменяют выборочным переписыванием текста. Такая работа отнимает много времени и сил и лишает студента важнейших результатов подлинного кон­спектирования: четкого понимания и прочного запоминания информации, формирования основных интеллектуальных умений, развития стиля речи. Конспект, не являющийся итогом логи­ческого анализа текста книги, как правило, малопригоден и в будущем, для воспроизведения записи, для обзора информации по той пли иной проблеме в процессе написания реферата, курсовой работы.



ОФОРМЛЕНИЕ КОНСПЕКТА
Важное значение имеет правильное оформление конспекта. Конспект должен иметь четкую структуру, при этом подзаголов­ки, основные положения, выводы и т.п. следует выделять, запи­сывая их разными чернилами или разными штрихами, а также применяя всю систему пометок, подчеркиваний.

Конспект может быть текстуальным, тематическим, графическим и схематическим.

Текстуальный

конспект

Тематический конспект

Графический конспект

Схематический конспект

В текстуальном конспекте сохраняют­ся логика и структура изучаемой книги, запись идет в соответствии с расположением материала в книге.

Текстуальный конспект — это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а так­же мыслями и соображениями читателя. Такой конспект вклю­чает в себя цитаты, факты, примеры, цифры, таблицы, схемы.

Тематический конспект строится иначе: за основу его берется не план книги, а содержание какой-либо проблемы.
Тематический конспект составляется обычно в том случае, когда изучаемая проблема рассматривается в нескольких разделах кни­ги или в различных книгах.


Графический конспект отличается тем, что оформляет изу­чаемый материал в виде отдельно выписанных и графически раз­мещенных мыслей, составляющих основу предмета. Он позволя­ет полностью охватить весь материал, понять его структуру и главные идеи, а также способствует прочному закреплению в памяти главных положений конспектируемой книги.


Конспект-схема является дальнейшим совершенствованием графического конспекта, в нем более наглядно располагается материал, в котором четко выделяются:

  1. значение вопроса, темы, связь с предыдущим материалом;

2) данные экспериментально-теоретических исследований по узловым вопросам темы;

  1. практические выводы;

степень изученности данной темы и нерешенные проблемы.




При конспектировании необходимо оставлять место (боковые поля) в тетради конспектов для комментариев или вклеивать отдельные листы, которые не будут мешать при последующем просмотре. Поводом для комментариев могут послужить вопросы, оставшиеся для вас неясными при чтении и требующие дальнейшего разъяснения. При обсуждении проблемы с консультантом (преподавателем) вы найдёте ответ и впишите его в качестве комментария рядом с вопросом. Ответ нужно вписывать обязательно рядом, так как если его поместить в другую часть конспекта, то он, скорее всего, может потеряться. При комментировании можно отметить взаимосвязанность (или различие) нового, обретаемого вами при чтении знания с прошлым. На полях могут быть расставлены условные значки, привлекающие ваше внимание и одновременно отражающие оценку вами отдельных частей конспекта.

Выше были перечислены и описаны традиционные методы ведения записей. Исследования некоторых психологов по различным способам ведения записей выявили интересную тенденцию. Различные способы ведения записей (в обратном порядке по их достоинству) расположены следующим образом:

  1. никаких заметок вообще (наихудший метод);

  2. полная запись материала, предоставленная преподавателем;

  3. полная запись, выполненная студентом;

  4. краткий конспект, предоставленный преподавателем;

  5. краткий конспект, сделанный учеником или студентом;

  6. запись ключевых слов, данная преподавателем;

  7. запись ключевых слов, сделанная самим студентом.

В последнем случае было обнаружено, что, чем меньше (в пре­делах разумного) ключевых слов, тем лучше. Причиной этого является то, что наш ум в основном вспоминает не предложени­ями, а ключевыми словами и абзацами. Из всех слов, которые мы слышим, говорим и видим, только 10—20% имеют значения клю­чевых. Запись ключевых слов исключает ненужные заметки и, следовательно, увеличивает эффективность и скорость веде­ния записей, кроме того, облегчает запоминание.

Резюмируя сказанное, можно сделать краткие выводы. Чте­ние — один из самых эффективных инструментов познания, свя­зывающих каждого из нас с неисчерпаемой сокровищницей опы­та, накопленного человечеством. Особенность этого инструмента в его чрезвычайной емкости. Имея печатный текст, всегда можно при надобности быстро восстановить любую частность с тем, что­бы подвергнуть ее критической оценке или сопоставить со своим собственным опытом.

Наличие инструмента создает лишь благоприятные предпо­сылки, но отнюдь не определяет результативность. Всяким инструментом надо уметь пользоваться. И к инструменту чтения нельзя относиться с пренебрежением. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть техникой чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренироваться и совершенствовать приобретенные знания. Как писал великий В. Гёте: «Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Что представляет собой чтение?

  2. Какие закономерности чтения вам известны?

  3. В чем состоит подготовка, планирование и организация чтения?

  4. Какие недостатки традиционного чтения вы знаете?

  5. Какие способы чтения вам известны?

  6. Какие методы чтения вы знаете?

  7. Назовите способы повышения качества и скорости чтения учеб­ной и научной литературы.

8. Укажите основные принципы рационального чтения.

9. Перечислите приемы логической переработки текста.

10. В чем состоит метод поэтапного осмысления текста?

11. Расскажите о ключевых словах и их использовании.

12. Какие способы записей в процессе чтения вам известны?
Задание 1.

Опираясь на нормативы скорости чтения, определите собственную.


Нормативы скорости чтения

Скорость чтения

Количество знаков в мин.

Очень медленная

900

Медленная

1200

Средняя

1500

Выше средней

1800

Быстрая

3000-5000

Очень быстрая

10000

Сверхбыстрая

20000 и более



Задание 2. "Как вы читаете?"

Изучив основные особенности процесса чтения и недостатки традиционных методов чтения, полезно провести анализ своего чтения.

 Приготовьте мягкий карандаш.

А теперь мы предлагаем Вам ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете Вы сами, обводя карандашом соответствующее число баллов.

 

1)   Всегда ли Вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

 Всегда очень четкую, и чтение

мотивировано 10

 Всегда приблизительно и без мотива 6

 Иногда 4

 Лишь изредка 2

 Никогда 0
2) Меняете ли Вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

 Постоянно меняю 10

 Иногда 6

 Скорость определяю перед началом

чтения заранее 4

 Всегда читаю со средней скоростью 2

 Всегда читаю очень медленно 0
3) Удается ли Вам целиком сосредоточиться на тексте?

 Удается всегда 10

 В основном удается 6

 Лишь в случае, если материал очень

интересный 4

 В редких случаях 2

 Не удается 0
4) Можете ли Вы быстро понять структуру читаемого текста?

 Построение текста чувствую всегда 10

 Мне удается быстро понять, какие разделы

наиболее важны 6

 После прочтение небольшой части уже

представляю себе структуру 4

 Разбираюсь в структуре только после того,

как прочитаю весь текст 2

 На структуру не обращаю внимания 0
5) Можете ли Вы понять смысл целого предложения или хотя бы части его?

 Могу всегда 10

 Могу, если текст легкий 6

 Иногда 4

 Изредка 2

 Не могу 0
6) Возвращаетесь ли Вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

 Никогда 10

 Если есть непонятные места,

то возвращаюсь 6

 Иногда возвращаюсь из-за

непонимания слов 4

 Иногда, если не понимаю смысла текста 2

 Возвращаюсь часто по различным

поводам 0
7) Водите ли Вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

 Голова и руки всегда без движения 10

 Иногда двигаю головой 6

 При чтении важных мест вожу пальцем

по тексту 4

 Часто делаю так 2

 Всегда 0
8) Проговариваете ли Вы вслух или про себя то, что читаете?

 Всегда читаю молча и думаю,

что не проговариваю 10

 Не могу ответить точно 6

 Произношу отдельные (трудные) слова 4

 Часто ловлю себя на том, что

проговариваю читаемый текст 2

 Всегда читаю с артикуляцией 0
9) Возникает ли у Вас образные представления того, что читаете?

 Возникают всегда 10

 Иногда 6

 Затрудняюсь ответить 4

 Очень редко 2

 Никогда 0
10) Как двигаются Ваши глаза при чтении?

 Вертикально, плавно и быстро

по середине страницы 10

 Зигзагообразно от строки к строке 6

 По диагонали 4

 С остановками на каждой строке 2

 С остановками на каждом слове 0

 

Общее число баллов.

Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: опытный читатель получает общее число баллов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения – от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) – от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.

Выполнив задание, подсчитайте общее количество баллов, которое у вас получилось в итоге, и запишите его в тексте сверху.

Задание 3. Диагностика читательских умений и навыков

Порядок работы:
  1. Прочтите предложенный для изучения текст учебника”;


  2. Запишите время начала чтения и окончания чтения;

  3. Вычислите скорость чтения:


кол-во слов

V=  60 = [ …….]сл/мин

t чтения



Инструкция к чтению:


  • откройте учебник на указанной странице, найдите параграф;

  • читайте так, как Вы привыкли читать учебную литературу;

  • не нужно торопиться, устанавливать рекорды;

Помните: после прочтения текста Вам придется ответить на вопросы!

  • не замедляйте чтения сознательно, не возвращайтесь к прочитанному (повторное прочитывание слов, фраз - явление регрессии, не повышает качества чтения и усвоения прочитанного);

  • можете несколько медленнее прочесть доказательства, проанализировав их по ходу чтения, сравнив с уже известным;

  • закройте учебник сразу после окончания чтения.

Ваша задача состоит в том, чтобы понять главное содержание с первого прочтения.
Ответьте на вопросы преподавателя. Определение процента усвоения.

Если ответ ошибочный - 0%. Все вопросы в сумме должны соответствовать 100%. Если ответ неточный, количество процентов уменьшается. Процент усвоения определяется суммой процентов за все ответы.

Определение коэффициента эффективности чтения (КЭЧ):

КЭЧ = (скорость чтения  процент усвоения)/100
Задание 4. Диагностика скорости и эффективности чтения
Несколько общих правил организации самостоятельной работы

(Не специальный (предметный) текст для диагностики скорости и эффективности чтения)
Если самостоятельная работа проводится стихийно, она требует больших затрат времени и усилий, не дает желаемых результатов. Эффективной может быть только целенаправленная работа, учитывающая Ваши индивидуальные особенности, основанная на анализе и планировании. Настрой на активную, осознанную работу на занятиях существенно увеличивает Ваши возможности: воспринимается больший объем информации, поскольку параллельно идет ее структурирование, систематизация, осмысление. Обработанная информация лучше запоминается.
1   2   3   4
написать администратору сайта