Главная страница
Навигация по странице:

Методичка по ГОСам. Методические рекомендации по итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 031000 Педагогика и психология



Скачать 274 Kb.
Название Методические рекомендации по итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 031000 Педагогика и психология
Анкор Методичка по ГОСам.doc
Дата 06.10.2017
Размер 274 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Методичка по ГОСам.doc
Тип Методические рекомендации
#10734
страница 1 из 4
  1   2   3   4

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка будущего психолога-педагога в новых российских социально-экономических условиях привела к необходимости переоценки профессиональ­ного образования с учетом модернизации современного образования. Совре­менный специалист в области педагогики психологии должен быть готов к ра­боте на основе новой образовательной парадигмы в разных типах образова­тельных учреждений.

Личностно ориентированное высшее образование предполагает принципи­альное изменение педагогических и методических подходов к организации го­сударственной аттестации выпускников педагогического университета.

Программа и методические рекомендации по итоговой государственной ат­тестации выпускников по специальности 031000 «Педагогика и психология» и специализациям «Коррекционно-педагогическая деятельность» и «Юридиче­ская психология» составлены преподавателями кафедр практической психоло­гии, коррекционной психологии и педагогики, педагогики психолого-педагогического факультета на основе методических рекомендаций преподава­телей кафедры педагогики высшей школы Е.Л. Леванова, С.Е. Серякова, Т.Н. Сахарова.

Программа предусматривает контроль знаний студентов, ориентированных на нормативно-правовую и законодательную базу по вопросам образования, нормативные документы, регулирующие вопросы, связанные с охраной труда. здравоохранения, органами социальной защиты.

В программу включены вопросы, охватывающие облает общей психологии, педагогической психологии, общей педагогике, психологии личности и диффе­ренциальной психологии, детской и возрастной психологии, социальной психо­логии, медицинской психологии^ детской нейропсихологии, психопатологии, психосоматике, специальной психологии и педагогике, психотерапии, психоло­гии семьи, психогигиене, профориентации, психологии труда, психодиагности­ке, психологическому консультированию и психопрофилактике, методам ак­тивного обучения, современным методам индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностике и коррекции нормального и аномального развития ребенка, правилам и нормам охраны труда, техники безопасности и пожарной защиты.

В разделах программы последовательно представлены вопросы профессио­нальной подготовки психологов-педагогов с учетом принципов целостности, комплексности, интегративности.

Государственным образовательным стандартом по специальности 031000 «Педагошка и психология», утвержденным Минобразования России 14.04.2000 г. (регистрационный № 399 пед/сп) утверждена государственная ат­тестация выпускников в виде:

а) защиты выпускной квалификационной работы;

б) государственного экзамена.

Государственным стандартом предусмотрены следующие виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:


  • коррекционно-развивающая;

  • преподавательская;

  • научно-методическая;

  • социально-педагогическая;

  • воспитательная;

  • культурно-просветительская;

  • управленческая.

Для выполнения каждой из указанных выше профессиональных задач выде­ляются следующие необходимые квалификационные требования:

коррекционно-развивающая - выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей личности;

преподавательская - готов к осознанному выбору образовательных про­грамм, проводить психологическую диагностику различного профиля;

научно-методическая - способен к использованию исторического опыта пе­дагогики и психологии в практической психолого-педагогической деятельно­сти; психологическое обеспечение образовательного процесса;

социально-педагогическая - способствовать гармонизации социальной сфе­ры образовательного процесса;

воспитательная - способствовать социализации и формированию общей культуры личности;

культурно-просветительская - формирование общей культуры и развитие мировоззрения личности;

управленческая - умение организовывать деятельность образовательного уч­реждения.

Профессиональные функции я требования к профессиональной подготовке выпускника

Требования к профессиональ­ной подготовке выпускника

Профессиональные функции







коррекци-

ОН1Ш-

разви-вающая

препо­давате­льская

научно-методиче­ская

социа-льно-педагогиче-ская

воспита­тель­ная

культурно-просвети­тельская

управ­ленче­ская

1

т

3

4




6




Q

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивиду­альности, субъекте жизнедеятельности










1










владеет системой знаний об образова­тельных системах, их становлении, развитии и меха­низмах передачи знаний






















7





готов к осознанном^ выбору и освоению
образовательных программ



1

2

3

4

5

6

7

8

выпускник должен быть готов разраба­тывать развиваю­щие и коррекцион-ные программы с учетом особенно­стей личности






















способен к исполь­зованию историче­ского опыта в прак­тической психоло­го-педагогической деятельности о
















+




готов к осознанно­му выбору и освое­нию образователь­ных программ







+













проводить психоло­гическую диагно­стику различного профиля и необхо­димую психолого­пед, коррекцию






















психологическое обеспечение обра-

цесса, личностное и социальное разви­тие личности




*
















[умение организо­вывать деятель­ность образова­тельного учрежде­ния, способствовать гармонизации его социальной сферы






















способствовать со­циализации и фор­мированию общей культуры личности




■f










+




осуществлять меры по формированию психологической культуры обучаю-щихся, педагогиче­ских работников и родителей






















Требования к профессиональной подготовленности выпускника,

необходимые для выполнения им профессиональных функций,

и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний

Требования к профессиональной подготовленности выпускника

защита ВКР

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуально­сти, субъекте жизнедеятельности

владеет системой знаний об образователь­ных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний готов разрабатывать развивающие и кор-

ностеи личности

способен к использованию исторического опыта в практической исихолого-педагогической деятельности

Вид аттестационного испытания

Примеча­ние


проводить психологическую диагностику

различного профиля

и необходимую психолого-пед. коррекцию

психологическое ооеспеченис ооразова-телыюго процесса, личностное и социаль­ное развитие личности

умение организовывать деятельность обра­зовательного учреждения, способствовать гармонизации его социаль­ной сферы

формиро

способствовать социализации и ванию общей культуры личности

осуществлять меры по формированию пси­хологической культуры обучающихся, пед. работников и родителей

Основные учебные модули вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене

Согласно требованиям ГОС ВПО по специальности 031000 «Педагогика и психология», предъявляемым к профессиональной подготовленности специа­листа - педагога-психолога, считаем целесообразным выделение трех основных учебных модулей (ОУМ):

  • теоретико-методологического;

  • историко-аналитического;

  • практико-ориентированного.

8

1 - Теоретико-методологический учебный модуль содержит в себе комплекс дисциплин, направленных на освоение студентом теоретических и методологи­ческих основ необходимых педагогу-психологу профессиональных знаний:

  1. Введение в психолого-педагогическую деятельность.

  2. Основы общей психологии.

  3. Общие основы педагогики.

  4. Методология и методы психолого-педагогических исследований.

  5. Психолого-педагогическая антропология.

  6. Возрастная психология.

  7. Педагогическая психология.

  8. Социальная психология.

  9. Основы психологии семьи и семейного консультирования.

  10. Социальная педагогика.

  11. Теория и методика воспитания.

  12. Теория обучения.

  13. Психология личности.

34. Управление образовательными системами.

Освоение содержания дисциплин теоретико-методологического модуля позволяет выпускнику получить необходимый объем знаний, соответствующий уровню предъявляемых требований к его профессиональной подготовке. Спе­циалист:

владеет системой знаний о человеке как развивающейся личности, инди­видуальности, субъекте жизнедеятельности;

владеет системой знаний об образовательных системах, их становлении, развитии и механизмах передачи знаний;

выпускник должен быть готов разрабатывать развивающие и коррекцион-ные программы с учетом особенностей личности;

готов к осознанному выбору и освоению образовательных программ;

готов проводить психологическую диагностику различного профиля и не­обходимую психолого-педагогическую коррекцию;

готов к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и соци­альное развитие личности.

Соответствие уровня подготовки выпускника перечисленным выше требо­ваниям ГОС ВПО свидетельствует о его готовности к следующим видам про­фессиональной деятельности:

  • коррекционно-развивающей;

  • преподавательской;

  • научно-методической;

  • социально-педагогической;

  • воспитате льн ой.

Теоретико-методологический модуль состоит из трех элементов: методо­логического, психологического и педагогического, в соответствии с которыми

сгруппированы вопросы данного модуля, выносимые на междисциплинарный госэкзамен. Соответствие вопросов по дисциплинам 3-м элементам теоретико-методологического модуля представлено в таблице:

модуля

1. Методо­логический

Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операция мышления.

Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении. Основные закономерности развития высших психических функ­ций.

Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития

Общие основы педагогики

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориаль­ный аппарат.

Сущность, закономерность и принцип целостного педагогиче­ского образования.

Образование как социокультурный феномен, ценностные при­оритеты образования. Обучение в целостном педагогическом процессе: сущность,

Структура, динамика, движущие силы и противоречия..

Содержание общего образования. Государственный образова­тельный стандарт

Методология и методы психо-логе-педагоги-ческих иссле­дований

Характеристика методов психолого-педагогических исследова­ний. Основные методологические проблемы психологии на совре-

менном этапе.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Характеристика методов психолого-педагогической диагности­ки.

Методология, методы и логика педагогического исследования Педагогика как наука, ее объект,, предмет, задачи, категориаль­ный аппарат

1сихолого-педагогичес-кая антропо­логия

2. психо­логический

Психолого-педагогическая антропология. Антропологический подход в педагогике и психологии

Введение в психолого-иедагогичес

кую деятель­ность

Психологическая структура личности педагога.

Психологическая характеристика педагогической деятельности


Возрастная психология
П роисхождение и эволюция психики. Сознание и условия его

возникновения.

Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон)

Педагогиче­ская психоло­гия

Психологическая характеристика педагогической деятельности

Социальная психология

Социализация как социальное психолого-педагогическое яв­ление

10




Основы пси­хологии семьи и семейного консультиро­вания

Семья как фактор социализации личности и семейное воспита­ние

3. педаго­гический

I

Социальная педагогика

Социальная педагогика как отрасль педагогического знания. Социально-педагогическая виктимология. Факторы социализации личности ребенка. Социализация как социальное психолого-педашгическое яв­ление

Теория и ме­тодика воспи­тания

Понятия воспитательная система и воспитательное пространство. Принципы и методы воспитания в целостном педагогическом процессе

Теория обуче­ния

Образование как социокультурный феномен, ценностные при­оритеты образования. Закономерности и принципы обучения. Система методов обучения в школе. Проблема соотношения обучения и развития. Зона актуального и ближайшего развития

Психология личности

Психологическая структура личности педагога

Управление образователь­ными систе­мами

Школа как педагогическая система и объект научного управ­ления

Таким образом, перечень вопросов дисциплин первого учебного модуля включает в себя:

  1. Понятие эго-идентичности (Э .Эриксон).

  2. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

  3. Общая характеристика мышления. Виды и типы мышления. Операции
    мышления.

  4. Основные методологические проблемы психологии на современном этапе.

  5. Общая характеристика памяти. Роль памяти в обучении.

  6. Основные закономерности развития высших психических функций.

  7. Происхождение и эволюция психики. Сознание и условия его возникнове­
    ния.

  8. Семья как фактор социализации личности и семейное воспитание.
  1   2   3   4
написать администратору сайта