Главная страница
Навигация по странице:

МЕТОДИКА МАШИНОВЕДЕНИЯ. Методика изучения элементов машиноведения



Скачать 47.5 Kb.
Название Методика изучения элементов машиноведения
Анкор МЕТОДИКА МАШИНОВЕДЕНИЯ.doc
Дата 02.05.2017
Размер 47.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла МЕТОДИКА МАШИНОВЕДЕНИЯ.doc
Тип Документы
#5903

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИНОВЕДЕНИЯ

Задание

Прочитайте методические рекомендации. Заполните таблицу.




5 класс

6 класс

7 класс

Кол-во часов










Виды швейных машин










Теоретические сведения (способы)










Практические работы










Формы обучения










Методы обучения










Дидактические материалы










На занятиях по технологии учащиеся изучают и используют швейную машину с ручным при­водом (V класс), ножным и электроприводом (VI­-VII классы).

При изучении элементов машиноведения учащиеся усваивают устройство, назначение и принцип действия швейных машин и их механизмов. Они узнают сущность процессов, связанных с образованием стежка, продвижением ткани, получают представление о кинематиче­ских схемах швейной машины, условных обозначениях на них типовых деталей.

Обучение школьников элементам швейного машино­ведения носит политехнический характер. Этот раздел связан с физикой (устройство, назначение, принцип действия механизмов и машин), с черчением (составле­ние кинематических схем).

Учитель должен объяснить учащимся, что швейная машина относится к многочисленным машинам, облег­чающим труд человека. В ходе обучения надо исполь­зовать технические средства обучения, действующие мо­дели швейных машин, механизмов, узлов, различные печатные наглядные пособия. Значительное место на этих занятиях должно быть отведено инструктажам по охране труда учащихся и правилам безопасности.

Можно рассказать учащимся V-VI классов об исто­рии создания и совершенствовании швейной машины, о современных швейных агрегатах и автоматических ли­ниях. Учащихся знакомят с деталями швейной машины: типовыми, характерными для многих машин (оси валов, зубчатые колеса и др.), и специальными, характерными только для швейных машин (лапка, рейка, двигатель ткани и др.), с видами соединений деталей (подвижные и неподвижные, разъемные, неразъемные), с устройст­вом ручного привода.

Из класса в класс у учащихся последовательно фор­мируется понятие о машине как о системе механизмов, предназначенных для выполнения полезной работы. Деталь - часть механизма, выработанная из единого куска металла (или другого материала); механизм ­совокупность деталей, в которой перемещение одной де­тали вызывает определенные перемещения других дета­лей этой системы.

Уже в V классе учащиеся впервые сталкиваются с понятием «машина» при изучении устройства машины с ручным приводом школьники обучаются приемам ра­боты на швейной машине, на практике знакомятся с работой ее механизмов (при заправке верхней нитки, выполнении упражнений на машине и т. д.). При выпол­нении этой работы у учащихся уже происходит процесс накопления знаний, которые им впоследствии послужат базой для формирования понятия «машина».

Учащиеся должны четко представлять себе устройство швейной машины. Корпус ее состоит из рукава и платформы. В рукаве и под платформой расположен целый ряд деталей, тесно взаимосвязанных между собой (втулки, эксцентрики, шатуны, валы, гайки, винты, кривошип с противовесом и др.). Универсальная машина имеет четыре основных механизма (игловодитель, ните­притягиватель, двигатель ткани и механизм челнока, и четыре вспомогательных (прижимная лапка, моталка, регулятор длины стежка, регулятор натяжения верхней нити). Все эти механизмы состоят из различных дета­лей. Назначение каждого механизма, как и устройства, различно, хотя главная цель единая - образование чел­ночного стежка.

На магнитной доске или с помощью фланелеграфа можно вписывать в заданный контур швейной машины детали и механизмы ее, показывая учащимся систему) их взаимодействия.

В VI-VII классах учащиеся знакомятся с различ­ными приспособлениями малой механизации для выпол­нения швов и различных операций, с достижениями науки и техники в создании новейших при­способлений. Учитель демонстрирует учащимся приспо­собления (лапки), таблицу «Швейная машина». Учащиеся на практике знакомятся с приспособлениями, выпол­няя различные швы и операции. В VII классе завер­шается формирование у учащихся понятия о швейной машине как технологической. Используя наглядные пособия, учитель рассказывает о достижениях в созда­нии новых швейных машин (универсальных, специаль­ных).

Большое значение придается ознакомлению учащихся VI-VII классов с кинематическими схемами швей­ной машины и ее механизмов. Именно на схемах легче всего показать то общее, что характерно для машин и механизмов, различных по конструкции и по назначе­нию. Использование кинематических схем дает возмож­ность учащимся скорее изучить устройство швейной машины, осуществлять регулировку ее отдельных узлов.

Наиболее целесообразно изучение кинематических схем начинать с сопоставления их с макетами швейной машины и ее механизмов. При чтении схем рекоменду­ется соблюдать определенную последовательность: вы­яснить название, назначение механизма; объяснить принцип его действия; прочитать спецификацию и опре­делить положение деталей механизма; проследить спо­собы и последовательность передачи движения.

Пользуясь условными обозначениями кинематических схем, показывают относительное размещение источ­ника движения либо ведущего вала, промежуточных валов, ведомого вала, деталей на валах с учетом их крепления и работы. Надо показать графическую связь между валами на основе существующих в механизмах передач, дать контуры корпуса машины.

Лабораторно-практические работы, посвященные изу­чению процесса образования челночного стежка, бази­руются на знаниях, полученных учащимися на уроках физики (прямолинейное, поступательное и вращатель­ное движение, механизмы преобразования этих движе­ний).

На прaктических занятиях учащиеся овладевают при­емами заправки регулировки верхней и нижней ниток, отрабатывают навыки по изготовлению различных стро­чек и швов, знакомятся с устройством двигателя ткани, моталки, челнока и др., учатся выполнять отдельные виды работ с применением различных приспособлений малой механизации, изучают устройство электроприво­да, упражняются в устранении неполадок в работе машины, приобретают навыки смазки, чистки и регулиров­ки механизмов машины.

В заданиях (в инструкционных картах), как правило, указываются тема, цель, перечисляются необходимое оборудование, инструменты, приспособления и материа­лы, которыми должен воспользоваться учащийся, чтобы выполнить задание. Описывается ход выполнения рабо­ты, даются вопросы, на которые нужно найти ответы в ходе ее выполнения.
Пример практической работы

Т е м а. Способы изображения деталей швейной машины на схе­мах.

Ц е л ь: научить учащихся читать кинематическую схему меха­низма двигателя ткани.

О б о р у д о в а н и е: швейная машина 22·А класса ПМЗ, мо­дель механизма двигателя ткани, стенд с деталями швейной ма­шины, таблицы с изображением деталей на кинематических схемах.

Ход работы

1. Найти на стенде детали механизма двигателя ткани, сравнивая их с механизмом двигателя ткани в машине 22-А класса ПМЗ (на швейной машине выполнен продольный разрез).

2. Найти обозначение деталей механизма двигателя ткани на кинематических схемах.

3. Рассказать о порядке передачи движения с главного вала на механизм двигателя ткани.

С целью формирования у школьников интереса к изучаемому разделу, При освоении приемов работы на швейной машине и выполнении упражнений рекоменду­ется включать элементы творчества.

Так, освоение приемов выполнения машинных швов можно проводить не на лоскутах, а при выполнении интересных общественно полезных поделок: рукавичек­-прихваток, повязок для дежурных, элементов оформления костюмов для прове­дения фестивалей и т. д.




написать администратору сайта