Главная страница
Навигация по странице:

Материалы к практике. Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению У. В. Ульенковой Методика Палочки черточки



Скачать 304.5 Kb.
Название Методики диагностики саморегуляции, общей способности к учению У. В. Ульенковой Методика Палочки черточки
Анкор Материалы к практике.doc
Дата 22.04.2017
Размер 304.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Материалы к практике.doc
Тип Документы
#1396
страница 3 из 4
1   2   3   4
Тема 2.1. Выявление профессиональной предрасположенности

Форма проведения - информирование, практикум.

Место проведения — компьютерный класс.

Необходимые материалы: компьютерный вариант 16-фак торного личностного опросника Р. Кеттелла; психодиагности ческая методика ДДО Е.А. Климова, бланки методики, ручки (карандаши).

Информирование. Содержание понятия «профессиональная предрасположенность». Значение профессиональной предрасполо­женности для профессионального самоопределения и профессио­нальной успешности.

Практикум. Групповое тестирование.

  1. Тест ДДО на самооценку профессиональных склонностей;

  2. Тест Р. Кеттелла на выявление особенностей личности (цель — соотнести выявленные особенности с уровнем профессиональной пригодности).

Комментарий. Кроме указанных методик, можно использовать также тест Р. Амтхауэра, тест Дж. Голланда, другие профориентацион- ные тесты.

Тема 2.2. Оценка реалистичности выбранного профессионального пути

Форма проведения - информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).

Информирование. Актуальный и желаемый образ жизни, жизнен­ные планы и профессия.

Практикум. Интерактивные игры.

Упражнение «Звездный час»

Цель: помочь участникам лучше осознать те или иные требования к профессии, соотнести эти требования со своими личностными осо­бенностями.

Ход проведения:

1. Участники рассаживаются в круг и совместно определяют, ка­кой профессиональный стереотип (или социальный стереотип) они "удут обсуждать. К примеру, все сошлись на профессиональном сте­реотипе юриста.

    1. Ведущий дает участникам следующее задание: «Сейчас каждый н t нас попробует представить, какие минуты в жизни типичного юри- iта самые приятные и радостные (у каждого может быть свое соб­ственное представление об этом). Далее все мы по очереди кратко выс­кажем свои предположения, после чего обсудим, чьи же представле­ния оказались наиболее реалистичными, т.е. в наибольшей степени соответствуют "счастью" большинства юристов».

    2. Участники по очереди говорят о своих представлениях, о «звезд­ном часе» юриста. Ведущий при этом не должен как-то критиковать

  • ги представления. В подростковых (а часто и во взрослых) аудито­риях возможны шутки и некоторая ирония по отношению к «счастью»

Стереотипов, особенно стереотипов неординарных, но находящихся у неех на виду. Мы считаем, что это нормально, ведь нередко с помощью шутки можно понять гораздо больше, чем в серьезных обсуждениях. Нысказывания участников могут повторяться, хотя было бы интерес­нее называть разнообразные проявления радости для данного профес-

  • ионала, что позволило бы более полно понять эту профессию. Естепенно, ведущий не должен допускать перерастания шутки в откро- иеиную грубость и «зубоскальство».

    1. Далее организуется обсуждение, чьи же представления о са­мом большом «счастье» для юриста оказались наиболее характерны­ми и правдивыми. Поскольку такие представления носят в основном

  • убъективный характер, то не следует стремиться к полной объективности обсуждения. Ведущий должен быть готов согласиться даже

  • I еми мнениями, которые сам не разделяет. Смысл упражнения — не тлько в том, чтобы сформировать у участников реальную картину,

  • колько в том, чтобы актуализировать их представления о радостях ю| о или иного труда и по возможности в тактичной и ненавязчивой форме подкорректировать эти представления.

Профориентационная игра «Желания и возможности» Цель: Выявить уровень совпадения своих желаний со своими воз­можностями.

Ход проведения

Задание группе: «Разделите лист бумаги на три части. В первой колонке напишите «хочу быть», во второй — «могу стать», в третьей —

  • надо делать». А теперь, хорошенько подумав, заполните колонки: кем бы вы хотели быть? Не важно, смогли бы или нет. Кем бы вь смогли быть, учитывая ваши способности? Кем вы смогли бы рабо тать, потому что надо (зарабатывать и т.п.)?»

Анализ: почему у некоторых людей не совпадает желаемое с дей ствительным?

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я узнал(а для себя?»

Тема 2.3. Определение основного и альтернативных вариантов развития карьеры

Форма проведения - информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).

Информирование. Знакомство с иерархической теорией потреб­ностей А. Маслоу. Профессия и реализация разных уровней потребностей Этапы жизни, социальные ситуации и критерии выбора работы.

Практикум. Групповые игры.

Упражнение «Поиск выгоды»

Цель: осознать собственные жизненные приоритеты, важные прг выборе профессии.

Ход проведения

    1. Участники делятся на 2-3 группы. Каждая группа выбирает про­фессию (профессия должна быть из числа востребованных на совре­менном рынке труда, например, менеджер и др.). Далее каждой группе дается задание: представить себя в выбранной профессии, свои возмож­ности, условия работы, трудовой коллектив, перспективы, выгоды и 1\д

    2. После того, как все представили себе, кто кем, где и как трудит­ся, участникам предлагается придумать и указать, какие потребности (физические, в безопасности, социальные, эгоистические, самоактуа­лизации и др.) каждый участник может удовлетворить в выбранной профессии, каким способом удовлетворяются потребности (в рамках функционала профессии или по собственной инициативе).

    3. Каждая группа проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может предоставить. Система оценивания следующая:

  • физические потребности — удовлетворение каждой оцени­вается в 1 балл;

  • потребности в безопасности — 2 балла;

  • социальные потребности — 3 балла;

  • эгоистические потребности — 4 балла;

  • потребности в самоактуализации - 5 баллов;

  • личная инициатива — 2 балла;

  • принятие на себя ответственности за предпринятую инициа- и ву — 2 балла;

  • неумение доказать реальность и реалистичность замыслов — 2) балла;

  • несоответствие личных инициатив целям организации - (-3) балла.

4. Подведение итогов игры с поздравлением победителей.

Профориентационное упражнение «Ты мог бы стать...»

Цель: узнать мнение других о том, какая профессия подходит > i/кдому участнику, принять эту информацию к сведению.

Ход проведения

Участники рассаживаются в круг. Ведущий раздает каждому по шету бумаги, внизу которого написано имя одного из участников (i t. на каждого участника должен быть свой лист). Участникам дается шдание: «Подумайте и напишите, какая профессия подошла бы че- птеку, чье имя указано у вас на листе. Объясните также в двух— tpcx словах, почему, по вашему мнению, ему бы подошла эта профес- ии. После этого заверните лист (скрывая запись) на один—два обо­рота и передайте лист с именем этого участника следующему по кругу. Вам так же по кругу передадут другой лист с именем другого человека. Вам необходимо сделать то же самое (т.е. написать подхо- шщую для него, по вашему мнению, профессию и кратко объяс­нить свое мнение). Каждый раз «заворачивайте» свою запись. Это необходимо для того, чтобы каждый участник мог дать информа­цию для другого исходя только из своих соображений. Возможно, через какое-то время вам достанется лист с вашим именем. В этом « |учае напишите и себе самому профессию, которая, как вам кажется, ним подходит, и снова передавайте лист по кругу». Ведущий должен книмательно наблюдать за процессом, отслеживать моменты, когда тсты пройдут круг. С целью активизации процесса можно ввести вре­менные ограничения (например, одна-две минуты на одну запись).

Таким образом, каждый участник получит информацию к раз­мышлению.

Когда все получат и прочитают свои листы, необходимо обсу- 1Игь, совпали ли предлагаемые профессии с собственными планами, i оппадают ли предлагаемые профессии или все видят их по-разному, удивило ли чье-то предложение, может быть, необходимо что-т уточнить у автора предложения? и др.

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я уз нал(а) для себя?»

Тема 2.4. Осознание образа карьеры и принятие ответственности за нее

Форма проведения — информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).

Информирование. Связь между уровнем развития личности : профессиональной самореализацией.

Практикум. Индивидуальные задания.

Упражнение «План моего будущего»

Цель: создание стратегического плана профессионального раз вития на ближайшие пять лет и мотивирующего девиза на ближай шие два месяца.

опросы о ваших достижениях в бизнесе, о перспективах семейной | изни, о научных свершениях и т.п. Главное, чтобы вы смогли нари- овать действительно желанную для вас картину будущего через пять

, ют. Запишите это в тетради».

Комментарий. На эту работу может потребоваться от 5 до 10 ми­нут. Заранее оговаривать время не стоит. Эта работа требует доста­точно глубокого погружения в себя, самоанализа. Она должна проте­кать органично и занимать столько времени, сколько необходимо.

«Теперь определите, что вы должны сделать в течение каждого | ода, чтобы добиться этой цели. Напишите, что должно быть сделано и 2006, в 2007, в 2008, в 2009, в 2010 гг.»

Комментарий. На эту работу может потребоваться 6—7 минут.

«Теперь решите, что должно быть сделано в течение ближайших трех месяцев для того, чтобы вы могли продвинуться к цели. Я раздам вам эти чудесные карточки для того, чтобы вы написали на них свой девиз».

Комментарий. На формулирование девизов группе может потре-

Оонаться около 4—5 минут. 1

«Теперь те, кто может показать свой девиз всем остальным, вста- инт его в свой бейдж. Если девиз очень личный, его, конечно, можно никому не показывать. Давайте встанем, походим по комнате, вчита­емся в девизы других...

Надеюсь, эти девизы помогут вам мотивировать себя в течение Олижайших трех месяцев. Карточку лучше всего носить с собой в кармане. Доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя ра- tc-рянным, обескураженным, потерявшим цель.

Через три месяца нужно будет сформулировать новый девиз,

micM повторять это через каждые три месяца.

В конце года сопоставьте полученный результат с вашей целью на мщ. Если цель будет достигнута, поощрите себя. Подарите себе что-то, •по вы цените, в чем давно отказываете себе, то, что вы любите. Затем уточните цель на следующий год и действуйте.

Если цель не достигнута, все равно поощрите себя. Дайте самому »обе небольшой отпуск, купите себе нужную для работы или для осу­ществления вашей цели вещь, пройдите какой-нибудь интересный и важный тренинг. Вы боролись, но пока у вас не получилось.

После этого уточните свою цель на следующий год и примите на • <�• Г>я определенные обязательства, предусматривающие некоторые ли­шения в том случае, если цель не будет достигнута и в следующем году.

Первое, что вы можете сделать, — это сообщить как можн большему количеству людей о своем намерении добиться постав ленной цели. На карту будет поставлено ваше имя. Если самолюби не является одной из ваших главных черт, вы можете выбрать дру гой путь.

Составьте контракт, который предусматривал бы определенны материальные лишения в случае, если поставленная цель не буде вами достигнута».

Комментарий. В бихевиоральной терапии такие контракт! практикуются достаточно часто. Хочешь похудеть на десять кило граммов, а силы воли не хватает? Можно заключить договор о том что на период в шесть месяцев или в один год ты передаешь своем другу (подруге) определенные ценности, которые будут тебе воз вращены, если ты похудеешь на десять килограммов, и останутся ; него (нее) навсегда, если ты не сможешь этого сделать.

Рефлексивная процедура «Что? Кто ? Как ? Где ? Когда ?»

Цель: Планирование учеником желаемого результата в облает! дальнейшего профессионального пути.

Ход проведения

    1. Ведущий предлагает каждому участнику составить для себ5 список желаемых результатов в области дальнейшего профессиональ ного образования (пути) и расположить его в порядке убывания зна чимости или ценности каждого (можно добавить в этот список жела ния, не связанные напрямую с выбором профессии).

    2. Далее ведущий предлагает участникам выбрать из составлен­ного списка первоочередное желание и составить программу егс достижения на основе следующих правил:

  • сформулировать результат в позитивном ключе («что у меня бу­дет, когда я достигну желаемого», «что я хочу иметь в результате дости­жения желаемого» и т.д.);

  • описать только то, что можно сделать самому для достижение желаемого;

  • результат должен быть представлен в чувствах (что почувствую, когда добьюсь желаемого?), ощущениях (что буду ощущать, когда по­лучу желаемое?), звуках, настроении и т.д.;

  • описать последствия достижения желаемого (получение желае­мой профессии) — «что будет?».

    1. Обсуждение заданий в группе.

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я узнал(а) про себя?»

Раздел 3. Путь становления профессионала

Тема 3.1. Препятствия на пути к профессиональным целям и пути их преодоления

Форма проведения — информирование, практикум.

Необходимые материалы: листы бумаги, ручки (карандаши).

Информирование. Понятие «установка», ее роль в самовосприя- | и и. Активизирующая и дезактивирующая роль установки в дости­жении целей.

Приемы профессионального самовоспитания: само­познание, самообразование, саморазвитие, самоконтроль.

Практикум. Групповые игры.

Игра «Ловушки-капканчики»

Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Ход проведения

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников — от 6-8 до 12-15 человек. Время - 20-30 минут. Про­цедура включает следующие этапы:

      1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональ­ная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание чинного заведения, оформление на конкретное место работы или «юнкретное профессиональное достижение, включая построение карье­ры и получение наград, премий и прочего...).

      2. В группе выбирается доброволец, который будет «представ­ши ь» какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, to он может представлять и самого себя). При этом для вымышленно- ю человека необходимо сразу же определить его основные характе­ристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал «о фасту большинства присутствующих, что сделает упражнение бо- iec актуальным для играющих), образование, семейное положение и Ф Но таких характеристик не должно быть слишком мало.

Общая инструкция: «Сейчас каждый, уже зная, к каким целям • грсмится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен оудет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что оистоятельств, так и внутренними, заключенными 1 самом человека (например, в нашем главном герое). Именно об этих! внутренних, трудностях многие часто забывают. Желательно опреде! лить даже две—три такие трудности-ловушки на случай, если похожи! трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Вы деляя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и < том, как их преодолеть. Главному игроку также дается время, чтоб! он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к сво ей цели и подготовился ответить, как он собирается их преодолевать

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудно­сти-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) долже! будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как мож­но было бы ее преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (путем голосования или других процедур), чей вариант преодоление данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителк (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз - знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется болыш плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловуш ки-капканчики) на пути к своей цели».

      1. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листоч­ках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой- ловушкой на пути к своим целям).

      2. Каждый по очереди называет свою трудность. Если оказыва­ется, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзаме­на), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

      3. Сразу же главный игрок сообщает, как он собирается преодо­леть названную трудность.

      4. После него о своем варианте преодоления трудности сообщает игрок, назвавший эту трудность.

Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей ва-| риант преодоления трудности оказался более оптимальным, инте­ресным и реалистичным.

. наконец, подьоди . ся иощии ито! ^сумел ли главный герои |рсодолеть названные трудности или нет). При общем подведении йогов можно также обсудить, сумел ли еще на подготовительном чапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), ко- юрые уже в игре предлагали ему остальные участники.

В ходе данного упражнения могут возникать интересные дискус- i ни, у участников часто появляется желание поделиться своим жиз­ненным опытом и т.д. Конечно, ведущий должен поощрить такой об­мен опытом, но одновременно следить и за тем, чтобы игра проходи- I» динамично и не увязла в несущественных деталях.

Игра «Пять шагов»

Цель: научить выделять приоритеты при планировании своих

  • п шенных и профессиональных перспектив, а также развить умение нотносить свои профессиональные цели и возможности.

Ход проведения

Игра может проводиться как в круге (для 6—12 участников), так и при работе с классом. Среднее время на игру — 30—40 минут.

Процедура проведения включает следующие этапы:

    1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интерес­ную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учеб­ное заведение, оформиться на интересную работу, а, может, совер­ши 11. в перспективе что-то выдающееся. Эта цель так, как ее сформу-

  • про вала группа, выписывается на доске (или на листочке).

  1. Ведущий предлагает группе определить, какой воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его ос- ининме (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол. возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играю­щих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный

  • пи ус родителей и близких людей. Это все также кратко выписыва- #?» и на доске.

1. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить ос- мопные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достиже­ние намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

  1. Далее все делятся на подгруппы по 3—4 человека.

В каждой подгруппе организуется обсуждение, чей вариант никои достижения выделенной цели наиболее оптимальный и ин- Мрссный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В mote обсуждения каждая подгруппа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5—1 минут.

  1. Представитель от каждой подгруппы кратко сообщает о наи-1 более важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсужде­нии. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

  2. При общем подведении итогов игры можно обсудить, на­сколько совпадают варианты, предложенные разными noflrpynnaMV (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учи­тывались особенности человека, для которого выделялись пять эта­пов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. на­сколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Возможно проведение данного игрового упражнения и по дру­гим схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем два—три желающих выходят к доске и выпи­сывают свои предложения, после чего в общем обсуждении рассмат­риваются по порядку этапы, выписанные этими участниками, и вы­деляется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае можно сразу разбить учащихся на группы и пред­ложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Итоговая групповая рефлексия «Что полезного на занятии я уз- нал(а) для себя?»

1   2   3   4
написать администратору сайта