Главная страница
Навигация по странице:

Психологический подход к речи final. Нейропсихологические основы строения графических навыков и навыков письма Алексей Андреевич Корнеев План курса



Скачать 1.12 Mb.
Название Нейропсихологические основы строения графических навыков и навыков письма Алексей Андреевич Корнеев План курса
Дата 14.03.2018
Размер 1.12 Mb.
Формат файла pptx
Имя файла Психологический подход к речи final.pptx.pptx
Тип Документы
#31958


Нейропсихологические основы строения графических навыков и навыков письма

Алексей Андреевич Корнеев

План курса
  • Физиологические теории строения двигательных навыков

  • Письмо как высшая психическая функция

  • Влияние когнитивных функций на особенности письма.

  • Методы нейропсихического исследования письма. Классификация нарушений письма.

  • Западные подходы к исследованию письма

  • Модели письма и письменной речи

  • Индивидуальные различия в письме

  • Развитие навыка письма





Определения речи

- Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

- Один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) , так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).


Подходы к исследованию речи
  • Лингвистика: строение языка, соотношение языка и речи. Традиционно, первично изучают язык, а речь – реализация языка субъектом.

  • Психология: речь как психический процесс, навык, высшая психическая функция.

  • Физиология: речь как деятельность, связанная с работой различных органов (как центральных, так и периферических).



Типы речи

Существуют различные основания для выделения типов речи, каждое из которых обращает внимание на различные аспекты речевой деятельности.

  • Экспрессивная и импрессивная речь

  • Внутренняя и внешняя речь

  • Монологическая и диалогическая речь

  • Устная и письменная речь



Устная и письменная речь

Определения (достаточно очевидные):

Устная речь – форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме.

Письменная речь – фиксация и передача языковой информации посредством буквенных обозначений звуков, слов, фраз.

Соотношение устной и письменной речи

  • Устная речь – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая  речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма.
  • Письмо – это вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка. С другой стороны, письмо – это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. 


Соотношение письменной и устной речи

Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934):

  • Письменная речь - «речь без музической, интонационной, экспрессивной, вообще без всей своей звучащей стороны»

  • Письменная речь – речь без собеседника



А.Р. Лурия

А.Р. Лурия

«Язык и сознание» (1979)

  • Письменная речь - речь без собеседника. «Особенность письменной речи состоит именно в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без коррекции со стороны слушателя»

  • Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. «Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста.»


3) Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли. «Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов»

«устная речь усваивается чисто практически, «живым при­лаживанием» к речи взрослых, а ее артикуляция еще долго оста­ется неосознанной, то письмо уже с самого начала является осо­знанным актом»

4)  Письменная речь включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи, но отчетливо выделяются в письменной речи. 

а) Фонематический уровень: поиск звуков, кодирование звуков в образы букв, сочетание звуков в отдельные слова

б) Лексический уровень – подбор слов, выбор лучших выражений и т. п.

в) Синтаксический уровень – организация фраз.


Письменная речь – всегда монологическая по своей структуре (в настоящее время это не всегда так, активно развивается переписка в интернете). Длина фразы в письменной речи в среднем длиннее, чем в устной.

Письменная речь протекает в более медленном темпе, чем устная, она включает в себя сознательный контроль за порождением текста.

Это делает ее важным компонентом формирования и развития, движения мышления.

Возможный характер письменной речи человека, плохо ей владеющего:

«Здравствуйте, дорогие мама, папа, сестра Нина и брат Коля. Пишет вам ваша сестра Катя. Я хочу вам передать то-то, то-то и то-то, а еще я вам хочу сказать то-то, то-то, и то-то».

Обороты характерны для устной речи, при этом в тексте есть указания на то, что это – именно письмо.


Обратное влияние письменной речи на устную:

«Говорит, как пишет».

«Мы имеем здесь дело со случаем «канцелярского» стиля устной речи — стиля, не допускающего эллипсов или неправильностей. В этих случаях живая, устная речь лишается элементов интонации, сопровождающих жестов и становится гиперграмматичной и формальной, сверхразвернутой, повторяя те особенности, которые характерны для письменной речи»

(А.Р. Лурия)


Западный подход к исследованиям соотношения письменной и устной речи The Relation Between Written and Spoken Language

(Wallace Choffe & Deborah Tannen, 1987)


Первые сравнительные исследования устной и письменной речи

1930-е годы.

Lull (1929) исследовал рассказ устный и письменный на известный предмет из школьной программы (1-8 класс) и показал, что с пятого класса «лучше пишут чем говорят».

Критерии оценки: содержательность, грамматическая сложность, общая оценка текста

Bushnell (1930) предлагал рассказать 10-классникам, как они учат уроки и историю о неудачном событии. Через 2 недели просил написать сочинения на те же темы.

Результаты: в письменной речи более сложная синтаксическая структура, более насыщена содержанием и в ней больше ошибок.


DeVito (1964)

Сравнение речи и текстов статей профессоров. Основные отличия письменной речи по сравнению с устной:

  • При письме богаче лексикон, проще предложения и больше «плотность идей»

  • Больше существительных и прилагательных, меньше глаголов и наречий.

  • Больше абстрактности и «общих» слов

  • В устной речи больше слов, относящихся к говорящему (self-reference), оценок, «обобщающих» слов.



Другие примеры заданий в сравнительных исследованиях:

  • Рассказать устно и написать эссе о просмотренных фильмах

  • Рассказать и написать эссе о приятном и неприятном событии

  • Описать картины

  • Описать случай из жизни

  • Анализ текстов (статей, книг) и речей известных людей или исследователей



Результаты сравнительных исследований:


Основания разделения

Основания разделения

устной и письменной речи:

  • Направленность на слушателя – направленность на сообщение

  • Диалогичность – монологичность

  • Фрагментированность – интегрированность

  • Включенность – отстраненность



Исследование Biber (1984-1986)

Факторный анализ 67 синтаксических и лексических характеристик устных и письменных текстов (23 жанра).

Единого фактора «письменный-устный» не обнаружилось.

Но выделились 6 измерений:

  • Включенность vs передача информации

  • Повествовательность

  • Подробность

  • Аргументированность

  • Степень абстрактности

  • Текущая переработка информации



Речь и культура



Анализ письменной и устной речи в контексте культуры

Orality-literacy hypothesis

Письменная речь в большой степени развивает вербальную память, абстрактное мышление.

В культуре, не имеющей письменности развивается операциональное, конкретное мышление и «конструктивная память».

Западная культура: «компьютерная грамотность». Отделение знания от носителя знания, человека.

«Цифровое» мышление vs «аналоговое» мышление

Факты vs идеи

Пример: кросскультурное исследование Таннен. Греки и американцы рассказывают об одном и том же фильме по-разному. Греки – более включенно и с большим количеством интерпретаций, американцы – более детально, отстраненно, критично.

Tannen: Степень включенности (involvement) в большей степени зависит от жанра, чем от вида речи.

Примеры жанров:

Лекции, статьи, дневники, записки, компьютерная переписка, устная и письменная поэзия, песни, переводы, личная и публичная переписка и т. д.

Основания различения этих жанров:
  • Формальность – неформальность

  • Монологичность – диалогичность

  • Публичность - приватность



Взаимосвязь письменной и устной речи

Устное обсуждение (разговоры, обмен мнениями etc.) влияют на восприятие письменной речи.

Существуют как не зависящие от типа речи, так и специфические для типов речи индивидуальные особенности.

В силу того, что практически всегда устная речь – первична, она может оказывать влияние на особенности письменной речи. Однако, возможно и обратное влияние, когда обучение письменной речи и, особенно, чтению приводит к изменению устной речи.

Письменная речь и компьютерные технологии При использовании компьютера любой текст является «письменным» с формальной точки зрения. Появляется новый тип речи – «устная письменная речь», сочетающая в себе особенности как устной, так и письменной речи.

Выделяемые особенности:
  • Сокращения и пренебрежение правилами

  • Искажения (эрративы) и сленг

  • Использование эмотиконов и пунктуации как обозначения интонаций



Модели письма

  • Психофизиологический подход (Ухтомский, Сеченов, Павлов, Бернштейн, Анохин)

  • Когнитивный подход (Fowers&Hayes, )

  • Нейропсихологический подход (Выготский, Лурия, Ахутина)



Психофизиологический подход

Основные концепции:
    • Условно-рефлекторная деятельность

(И.П. Павлов)

    • Физиология активности и рефлекторное кольцо

(Н.А. Бернштейн)

    • Теория функциональных систем

(П.К. Анохин)


Психофизиологический подход

Рефлекторная дуга vs рефлекторное кольцо


Психофизиологический подход
  • Две группы факторов, влияющих на формирование и процесс письма (и, как результата – почерка):

    • Внутренние:
    • Анатомические факторы: особенности строения руки, подвижность суставов, особенности или нарушения зрения и т.п.
    • Пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские фак­то­ры: осо­бен­но­сти вос­при­ятия, мыш­ле­ния, па­мя­ти, тип выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти


Психофизиологический подход

    • Внешние:
    • Ситуация письма
    • Поза
    • Инструменты
    • Система обучения письму


Психофизиологический подход

Функ­цио­наль­ная сис­те­ма письма - не ка­кое-ли­бо от­дель­ное ана­то­ми­че­ское об­ра­зо­ва­ние ор­га­низ­ма, а вре­мен­ная со­во­куп­ность раз­лич­ных компонентов центральной нервной системы и пе­ри­фе­ри­че­ских ор­га­нов, возникающих для решения задачи письма. Именно цель и желаемый результат оп­ре­де­ля­ет осо­бен­но­сти струк­ту­ры функ­цио­наль­ной сис­те­мы, т. е. не­об­хо­ди­мый под­бор ра­бо­чих ор­га­нов и компонентов ЦНС.

Психофизиологический подход В по­строе­нии внут­рен­ней струк­ту­ры функ­цио­наль­ной сис­те­мы про­ис­хо­дит в рам­ках двух ос­нов­ных ста­дий, со­от­вет­ст­вую­щих дея­тель­но­сти уз­ло­вых ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ских ме­ха­низ­мов:

  • аф­фе­рент­ный син­тез;

  • при­ня­тие ре­ше­ния.



Психофизиологический подход

Компоненты афферентного синтеза (по П.К. Анохину:

  • пус­ко­вая аф­фе­рен­та­ция (раз­дра­жи­тель внеш­не­го или внут­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка);

  • обс­та­но­воч­ные аф­фе­рен­та­ции (информация об условиях);

  • до­ми­ни­рую­щая мо­ти­ва­ция;

  • па­мять.



Психофизиологический подход



Психофизиологический подход

В рамках психофизиологического подхода в основном обсуждается механика письма, связанная с подготовкой и выполнением движений и «физической» реализации замысла письма. При этом в меньшей степени затрагивается и включается в анализ когнитивная составляющая навыка письма.

Когнитивные модели письма Когнитивная психология и когнитивные науки – науки о познавательных процессах.

Основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.

Традиционно в рамках когнитивной психологии предлагаются различные модели исследуемых процессов, которые обосновываются и уточняются в эмпирических исследованиях и экспериментах.


Hayes&Flower (1980)

Hayes&Flower (1980)

Модель письменной речи.

3 составляющие:

  • Задача

  • Долговременная память

  • Процесс письма

    • Планирование
    • Перекодирование («перевод», translation)
    • Редактирование (reviewing)






  • Внешние по отношению к субъекту обстоятельства:

    • Ситуация
    • Контекст
    • Любые внешние факторы, влияющие на процесс письма
  • «Риторическая задача»

    • Представление о читателе
    • Представление о жанре высказывания
  • Задача письменного высказывания



  • Влияние уже написанного

    • Заголовок определяет текст
    • Предыдущее предложение определяет последующее
    • Начало предложения определяет его окончание


Долговременная память (long term memory, LTM)

  • Знания о теме высказывание

  • Знания об аудитории

  • Навыки письма

  • Знание о стратегиях письма

  • «Внешние источники», например сопутствующие материалы

Проблемы: извлечение знаний из LTM, соотнесение их с конкретной задачей.


Планирование (planning)

«Перевод» или запись (translating)

  • Прагматика: как именно записать?

  • Семантика: каков смысл записанного?

  • Синтаксис: как организовать предложения?

  • Лексика: какие слова использовать?

  • Грамота

  • Моторная реализация



Редактирование (reviewing)

  • Собственно редактирование (reviewing или revision) – изменение, дополнение структуры текста

  • Исправления (editing) – локальное исправление ошибок, изменение выражений и т.п.



Следящие процессы (monitoring)

  • Обеспечение взаимосвязи трех процессов в целостном акте письма

  • Поддержка взаимосвязи письма и изначальных задач

  • «Дирижирование», «оркестровка» процесса.





Развитие модели

Келлогг и др. (Kellogg et al.)

Письмо как разноуровневая деятельность. Выделяются следующие уровни:

  • Семантический уровень – планирование и формулировка той идеи, которая должна быть передана. На этом уровне происходит извлечение материала из долговременной памяти.

  • Уровень, на котором происходит перевод, трансформация невербальной информации о стоящей перед субъектом задачи, пришедшей с предыдущего уровня, в вербальные элементы.

  • Сравнение сформулированного текста с замыслом, как на уровне смысла, так и на уровне морфологии, лексики и т. п.

  • Перевод в моторные программы



Развитие модели



Когнитивные модели письма

В рамках когнитивной психологии в большей степени обсуждается и исследуется когнитивные компоненты навыка письма, то, как процессы восприятия, памяти и мышления влияют на письменный текст и его порождение.

Двигательная реализация (собственно, процесс письма и почерк) рассматривается в этом подходе прежде всего как отражение когнитивных процессов. Также возможен и обратный ход: восстановление возможных когнитивных особенностей и состояний по данным о письме.


Экспериментальный подход В когнитивной психологии и когнитивных науках широко развит экспериментальный подход.

Эксперимент – это специально организованная ситуация. В которой проверяется эмпирическая гипотеза казуального характера.


Пример экспериментального исследования Теоретическая гипотеза: в состоянии утомления качество графических движений (и, соответственно, письма) падает.

Эмпирическая гипотеза: качество письма при сравнении групп с разной степенью утомления будет различаться. Вариант: некий индекс утомления будет отрицательно коррелировать с неким индексом качества письма.

Здесь встает вопрос операционализации теоретических конструктов (что и как измерять).

Нейропсихологический подход Анализ строения навыка письма с точки зрения составляющих его процессов с «привязкой» к мозговым структурам.

Разложение процесса письма и письменной речи на этапы и анализ функций, включаемых в каждый из этапов.

Анализ формирования письма и нарушений при травмах или повреждениях различных отделов мозга.


Нейропсихологический подход «Анализ усвоения письма на различных этапах и при различных способах обучения и срав­нение того, как протекает процесс письма в различных условиях <�…> прослежива­ние результатов, получаемых с помощью каждого из этих мето­дов, и трудностей, возникающих у ребенка при обучения его раз­личными путями, может дать, бесспорно, богатый материал для анализа тех или иных сторон психических процессов в создании навыка письма.»

(А.Р. Лурия)


Нейропсихологический подход Анализ письма у больных с поражениями ограниченных участков коры головного мозга.

«Совместная работа <�…> областей мозговой коры необхо­дима для нормального осуществления каждого сложного психо­логического процесса, в том числе речи, письма и чтения.

… если тот или иной участок мозговой коры, входящий в эту сложную систему мозговых центров, почему-либо недоразви­вается или разрушается, то или иное условие выпадает, тог­да и соответствующий психофизиоло-гический процесс также нару­шается. Случаи ограниченных поражений отдельных участков коры го­ловного мозга позволяют уточнить, какое место занимает каждое из условий для построения сложной функциональной системы.»

Нейропсихологический подход «Если проследить, в какой мере и как именно нарушается про­цесс письма в тех случаях, когда ограниченно поражен участок мозговой коры, связанный со зрительным или слуховым анали­зом, с дифференциацией и сохранением тонких речевых движе­ний, с образованием двигательных навыков, мы сможем точнее узнать, какую роль играет данная частная предпосылка в осуще­ствлении письма. Исследование мозговых поражений станет для нас одним из методов анализа психологического строения пись­ма и его отдельных предпосылок»


Нейропсихологический подход Составляющие письма:

  • Анализ звукового состава того слова, которое подлежит написанию включает несколько специальных операций:

    • Выделение последовательности звуков, составляющих слово, превращение его в серию членораздельных звуков.
    • Уточне­ние звуков, превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки — в фонемы


Возможные типичные ошибки:

антиципации (предвосхищение), например «онко» или «коно» вместо «окно»;

элизии (пропусков, упущений), например «маковь» вместо «морковь», «моко» вместо «молоко»;

пер­северации (застревания, повторений отдельных звуков);

контами­нации (сплавов двух сложных слогов в один, который включает в свой состав элементы каждого из этих слогов) – «переход» - «перод», «дети гуляют» - «детют»

перестановки

Мозговая локализация








Второй этап: перевод выделенных фонем или их комплек­сов в зрительную графическую схему. Каж­дая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая и должна быть в дальнейшем написана.

Проблемы на этом этапе отражаются в зеркальных ошибках (Е-З, б-д, и-п и т.п.)






Третий этап: превращение подлежащих написанию оптических знаков — букв — в нужные графические начертания. Исследования, проведенные Е.В.Гурьяновым, по­зволяют видеть, что этот последний этап, входящий в состав письма, не остается неизменным и что именно он отчетливо от­ражает то неодинаковое строение, которое характеризует письмо на различных стадиях овладения языком.







Помимо серьезных нарушений письма, связанных с травмами, особенности могут быть связаны с дефицитом функций в норме, а также проявляться при различных измененных состояниях сознания – при приеме психоактивных веществ, усталости, стрессе и т.п.

написать администратору сайта