Главная страница
Навигация по странице:

мотивационные психические образования. Общая характеристика мотивационной сферы человека Мотивация



Скачать 215.5 Kb.
Название Общая характеристика мотивационной сферы человека Мотивация
Анкор мотивационные психические образования.doc
Дата 26.05.2017
Размер 215.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла мотивационные психические образования.doc
Тип Документы
#9784
страница 2 из 3
1   2   3

Другие компоненты мотивационных психических образований

Среди других компонентов мотивации необходимо назвать влечения, желания, интересы, склонности и установки. Все они характеризуют различные этапы и формы мотивационного процесса.

Начальный момент мотивации характеризуется формированием влечений – психологических состояний, выражающих недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно потребности лежат в основе влечений, что позволяет считать их внутренне детерминированными (окружающая среда — «поле» служит в этом случае не источником, а объектом активности).

Примерами влечения могут служить поведение кошки, которая знает, какие травы для нее обладают лечебным эффектом, или ребенка, который жует мел или штукатурку при недостатке кальция.

В эксперименте семилетним детям в условиях летнего лагеря разрешили самостоятельно строить свое питание. Естественно, дети тут же отказались от манной каши и питались в основном фруктами, йогуртами и конфетами. Тем не менее, подсчет показал, что в результате в их недельном рационе оказа­лись все необходимые вещества, витамины и микроэлементы.

Влечение переживается человеком как эмоционально напряженное состояние. Однако оно представляет собой проходящее явление, поскольку представленная в нем потребность из-за неопределенности не может перерасти в деятельность. На уровне влечения человек не понимает, что ему нужно достичь и как это сделать. Поэтому влечение, как правило, либо осознается, либо угасает.

Осознание потребности, лежащей в основе влечения, лежит в основе формирования желания.Желание представляет собой отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Обладая побуждающей силой, желание обостряет осознание цели будущего действия и способствует построению его плана, поскольку в нем отражается не только осознаваемая потребность, но и возможные пути ее удовлетворения.

Еще одним компонентом мотивации являются интересы— форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности благодаря более глубокой ориентировке в ситуации. Интересы способствуют более полному и глубокому пониманию действительности, ознакомлению с новыми фак­тами, которые связаны с теми или иными жизненными задачами. Особенностью интересов является их социальная опосредованность: сами интересы и способы их удовлетворения обусловлены социальным контекстом жизни человека. Об этом свидетельствует, в част­ности, своеобразная «мода на интересы»: астрология, фэн-шуй, древние языки др.

Интерес переживается человеком как своеобразная эмоциональная окраска процесса познания, обеспечивающая дополнительное внимание к познаваемым объектам. Важным признаком интересов является тот факт, что при удовлетворении не происходит угасания, но, напротив, возникают новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Принято различать непосредственный и опосредованный (косвенный) интересы. Непосредственные интересы вызываются самими объектами, на которые они направлены, в то время как в случае косвенных интересов эти объекты являются средствами на пути дости­жения целей. Очень ярко различия между непосредственными и косвенными интересами можно проследить, в частности, на таком примере: интерес к произведениям живописи фламандских мастеров XVIII в. может проявлять и искусствовед, посвятивший этой про­блеме всю свою жизнь, и человек, планирующий ограбление музея ради наживы. На этом, как и на любом другом, примере, очевидно, что интересы отражают субъективно значимые потребности.

Другая классификация интересов — по их направленности — позволяет выделить материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.д. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательные интересы, интересы к разным видам искусства. Общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.

Интересы личности различаются по степени их устойчивости, которая выражается в длительности их сохранения и интенсивности. Важный признак устойчивости интересов — готовность к преодолению трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе не интересна человеку, но является необходимым условием для удовлетворения актуаль­ного интереса.

Интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность— проявле­ние потребности в осуществлении определенной деятельности. Ее основа — устойчивая потребность человека в той или иной деятельности, создающая позитивный эмоциональный фон при ее реализации (эмоциональный компонент склонностей). Другим признаком склонности выступает стремление постоянно совершенствовать знания, умения и навыки, связанные с данной деятельностью (когнитивный компонент склонностей), и готовность преодолевать препятствия на пути ее осуществления (волевой компонент).

Таким образом, становясь склонностью, интерес создает так называемый «рабочий цикл», в котором вознаграждает сам себя, обретает потенциал самоподдержания и саморазвития.

Устойчивый и целенаправленный характер деятельности по отношению к тем или иным объектам обеспечивают и установки- состояния психологической готовности человека реагировать определенным образом навнешние воздействия. Установка возникает при предвосхищении человеком определенного объекта или ситуации, то есть еще до момента взаимодействия с ними.

Понятие установки охватывает широкий спектр психологических явлений. Так, еще в кон­це XIX в. оно использовалось немецкой школой экспериментальной психологии для обозна­чения поведения, обусловленного фактором прошлого опыта. Другой пример установки — некоторые иллюзии восприятия. Или состояние готовности к деятельности, возникающее при постановке за­дачи, которое не осознается субъектом, однако организует работу его психических процессов.

В социальной психологии в начале XX в. появилось понятие социальной установки — аттитюда. Это понятие обозначает субъективные ориентации человека как члена той или иной общности людей на определенные способы поведения.

Так, например, в 1934 г, исследователь Ла-Пьер разослал письма более чем в сто американских оте­лей с вопросом, готовы ли они принять в качестве гостей китайцев. Учитывая, что в США в то время было распространено негативное отношение китайцам, неудивительно, что лишь один ответ был положителен. Однако когда Ла-Пьер со своими китайскими помощниками полгода путешествовал по Америке, они столкнулись с реальной ситуацией отказ только один раз. Очевидно, что при ответе на письма играли роль одни социальные установки, а в реальном взаимодействии — другие.

В общей психологии установка изучается в исследованиях целенаправленного поведения животных и человека, адаптационных реакций организма и психики на предвос­хищаемые ситуации, избирательности и направленности психических процессов и др. По­скольку эффекты установки непосредственно проявляются только при изменении условий протекания деятельности, для их изучения чаще всего используются приемы прерывания деятельности.

Например, испытуемому предлагают два предмета, отличающихся друг от друга по объему, причем один (например, меньший )в правую, а другой (больший) — в левую руку. Через определенное число повторных воздействий (обычно 10-15) субъект получает в руки пару равных по объему предметов с заданием сравнить их между собой. Испытуемый, как правило, не замечает равенства этих объектов: наоборот, ему кажется, что один из них явно больше другого, причем в большинстве случаев в направлении контраста, то есть большим кажется ему шар в той руке, в которую в предварительных опытах он получал меньший по объему шар [Узнадзе, 1966].

Общепсихологическая теория установки создана в рамках грузинской школы психологии под руководством Д.Н. Узнадзе. В ее основе идея о том, что в основе целесообразной избирательной активности индивида лежит его готовность к восприятию будущих событий и совершению действий в определенном направлении. Установка возникает при встрече двух факторов — потребности и ситуации ее удовлетворения. В том случае, если импуль­сивное поведение, наталкиваясь на препятствия, прерывается, начинает функционировать механизм объективации, благодаря которому человек понимает свою отдельность от объ­ективно существующего мира и готов продолжать осуществление прерванных действий.

Установка выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, она обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер деятельности, гарантируя ее стабильность в изме­няющихся ситуациях. Во-вторых, она освобождает человека от необходимости принимать решения в уже известных, стандартных для него обстоятельствах. Эта функция, безусловно, облегчает человеку жизнь, однако может обусловливать инертность, косность деятельно­сти и тем самым затруднять приспособление человека к новым ситуациям.

А.Г. Асмолов приводит несколько примеров установок, иллюстрирующих эти функции. Так, бегун, столкнувшийся в ходе состязаний с неожиданным препятствием, при попытке остановиться падает или резко наклоняется вперед. Человек, читающий набранный латинским шрифтом текст, прочитывает слово «чепуха» как «реникса». Из этих примеров явственно следует, что тенденция к сохранению движения в определенном направлении присуща самым различным формам движения и имеет две стороны. С одной стороны, это необходимый внутренний момент процесса деятельности, обеспечивающий его стабильность. С другой стороны, тенденция к сохранению движения в определенном направлении проявляется в том, что субъект деятельности становится «слепым» по отношению к другим возможностям.

Содержание установки зависит от ее места в структуре деятельности (мотив—цель—усло­вия). Соответственно, выделяют уровни смысловой, целевой и операциональной установки.

Смысловая установка выражает отношение личности к тем объектам, которые обладают для нее личностным смыслом — «значением-для-меня». Она отражает взгляды человека на мир и образ того, к чему он стремится (когнитивный компонент), симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам (эмо­циональный компонент), а также готовность действовать по отношению к ним определенным образом (поведенческий компонент). В отличие от целевых и операциональных установок, изменяющихся в ходе обучения благодаря речевым воздействиям, смысловые установки мо­гут изменяться только благодаря изменению деятельности, перестройке системы ее мотивов.

Больного с поражением руки никак не удавалось убедить пользоваться поврежденной рукой в работе, хотя это было необходимо для скорейшего восстановления ее функций. Однажды этот больной попал в бригаду, которая занималась переправой материалов через реку. Неожиданно он взял на себя всю инициативу и стал активно пользоваться больной рукой. Оказалось, что большую часть своей жизни он прожил и проработал на реке. После этого изменилось его отношение к работе, установка на щажение руки была «сдвинута.

Смысловые установки выступают в роли фильтров по отношению к целевым и операциональным установкам, представляющим собой нижележащий уровень.

Целевые установки определяются целью деятельности и обеспечивают устойчивый характер протекания действия. Цель, представленная в виде образа желаемого результата дей­ствия, обеспечивает готовность человека к ее достижению, тем самым, определяя направлен­ность действия. В случае прерывания деятельности именно они обеспечивают так называе­мый эффект незавершенного действия — явление, связанное с тем, что прерванные задачи в силу сохраненного мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.

Примером действия целевой установки является, в частности, такой трагический случай на охоте. В поздний час охотник подстерегал в засаде кабана. И вот, наконец, дрогнули ветки куста, охотник выстре­лил и кинулся к подстреленному кабану, но вместо кабана увидел девочку. Сила целевой установки была столь велика, что образ девочки трансформировался в его восприятии в образ кабана.

Целевая установка проявляется в тех случаях, когда на пути протекания действия возникают препятствия, и осуществляет функцию стабилизации деятельности в этих ситуаци­ях. В отличие от них, операциональные установки обнаруживаются в знакомых человеку ситуациях и проявляются как на психологическом (например, в стереотипности мышления), так и на психофизиологическом (преднастройки в сенсорной и моторной сферах) уровнях. Они предшествуют развертыванию тех или иных способов осуществления действия.

Так, контролер после многократного предъявления билета ожидает вновь увидеть именно билет, а не другой предмет. У него формируется установка по отношению к способу действия с билетом. Поэтому велика вероятность, что в час пик он пропустит пассажира, предъявившего похожую на билет бумажку. Это будет обусловлено «образом действия», типичным для данной ситуации.

В целом установки представляют собой направленность психики на определенную активность, причем необходимыми условиями их возникновения являются потребности и соответствующие им ситуации.

Мотивация различных видов деятельности

Обратимся к специфике мотивации конкретных видов деятельности. В психологии в связи с нуждами практики особое внимание в этой связи уделяется учебной, профессиональной и спортивной деятельности.

Учебная деятельность занимает практически весь период становления личности человека и по праву является одним из центральных предметов исследования возрастной и педагогической психологии. Ее эффективность во многом обусловлена теми мотивами, которые заложены в ее структуре.

Мотивы учебной деятельности зачастую путают с мотивами посещения школы. Однако это не одно и то же. Для первоклассника, например, мотивами посещения школы могут служить такие отвлеченные от учебной деятельности вещи, как возможность избежать не­обходимости укладываться спать в тихий час или покрасоваться новым портфелем. Мотивы собственно учебной деятельности представляют собой совокупность факторов, обусловли­вающих проявления учебной активности.

Эти факторы меняются на протяжении всего периода обучения человека, Для учеников начальной школы характерна так называемая социальная мотивация, беспрекословность выполнения требований учителя, который на время становится самым авторитетным чело­веком в их жизни, ориентация на оценку.

В педагогической психологии показано, что положительные оценки подбадривают школьника, сти­мулируют его учебную деятельность. Однако нужно учитывать, что похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников. Щадящие оценки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик. Отрицательные оценки — более слож­ная проблема. Оценка учебной работы, «переходящая на личность», всегда болезненно воспринимается детьми. Отрицательная оценка должна направлять и корректировать учебные действия ученика.

К окончанию начальной школы роль учителя и значимость оценки снижаются, закладываются основы дифференциации мотивов учения в зависимости от отношения к пред­метам. Этот процесс продолжается и в средней школе, где на первый план выходит мотив найти свое место среди одноклассников.

В старшей школе интерес к предмету заменяется его целесообразностью — важностью для подготовки к поступлению в выбранное учебное заведение. Сохраняется и мотивация самоутверждения и достижения определенного статуса среди одноклассников.

В структуре учебной деятельности студентов наблюдается сохранение мотива лично­го престижа, прагматических мотивов, а также появляются профессиональные мотивы, связанные с овладением будущей профессией. В этом случае студент проходит путь от поиска однозначной истины, «рецептов» работы по специальности к выбору собственных профессиональных взглядов и ценностей.

Очевидно, что перечисленные мотивы учебной деятельности вслед за сторонниками деятельностной теории обучения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.) в зависимости от отношения человека к получению знаний можно разделить на внешние и внутренние.

Внешняя мотивация — это не синоним «плохой мотивации», у нее есть и свои достоинства. Так, известно, что «престижная», соревновательная мотивация и даже мотивация «учебы за вознаграждение» нередко приводят к неплохим результатам в учебе. Однако слабой стороной учебной деятельности, поддерживаемой внешней мотивацией, является то, что устойчивая система научных представлений о мире не образуется: для этого не­обходима истинная познавательная мотивация.

Специфика познавательной мотивации состоит в том, что она появляется в процессе фор­мирования у ребенка учебной деятельности. Если какие-то ее компоненты не сформированы (например, отдельные учебные действия, самооценка, рефлексия результатов и т.д.), можно говорить не об учебной деятельности, а только лишь об учебе (действительно, педагогическая психология предлагает разделять учебу и учебную деятельность). Здесь ситуация напомина­ет замкнутый круг. Учебная деятельность имеет место только тогда, когда она побуждается познавательным мотивом, который может существовать на трех различных уровнях. Пер­вый уровень представлен широким познавательным мотивом, то есть направленностью на усвоение новых знаний. Второй уровень характеризуется как учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний. Третий уровень представлен моти­вом самообразования. В идеале для младшего школьника должны быть характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени должны ориентироваться на способ получения знаний. При этих условиях в старших классах можно ожидать появления зрелых познавательных мотивов — мотивов самообразования.

Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познаватель­ных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов. Наиболее продуктивным по всем параметрам является обучение, в котором соблюда­ются следующие условия. Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную учебную задачу. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями применения этих знаний к различным задачам. В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Решая учебные задачи, ребенок одновременно усваивает знания и приобретает умения. Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чув­ствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний.

Не менее важное место в жизни человека занимает и трудовая деятельность. Ответ на вопрос «Зачем человек работает?» в значительной мере связан с эффективностью его профессиональной деятельности, а во многих случаях и с личностным благополучием.

Перед тем как начать работать, человек должен определиться в выборе своей будущей профессии. Про­цесс профессионального самоопределения для многих настолько труден, что уже в начале XX века в США, Англии, Франции, Германии появились первые частные службы профориентации молодежи, позже были созданы многочисленные бюро, кабинеты и институты профориентации во многих городах мира.

Условия успешного выбора профессии крайне разнообразны. К ним относится, во-первых, информированность человека о сути тех или иных профессий, их востребованности в обществе, возможностях и конкретных путях получения соответствующего профессионально­го образования. Во-вторых, человек должен соотносить требования профессии с состоянием своего здоровья, психическими и психологическими возможностями, личностными качествами, способностями. Рассогласования между требованиями профессии и возможностями челове­ка в будущем грозят ему профессиональной дезадаптацией и могут разрушить даже вполне устойчивую мотивацию к работе по избранной профессии. И, наконец, в-третьих, должен быть сформирован мотивационный фундамент для профессионального самоопределения.

Мотивы выбора профессии современной молодежью очень вариативны. Помимо так называемых общественно значимых мотивов (сближение профессиональных намерений с потребностями народного хозяйства страны, конкретного экономического района в кадрах), которые встречаются довольно редко, среди них можно назвать интересы, сформи­ровавшиеся в период учебы, общественный престиж (мода на профессии), экономическую целесообразность, уступки выбору родителей или друзей (в последнем случае профессия выбирается «за компанию») и т. д.

Все эти первоначальные мотивы, различаясь по степени самостоятельности и осознанности совершаемого выбора, в дальнейшем могут привести к успешной адаптации чело­века в профессии при условии формирования устойчивых профессиональных интересов к конкретной области деятельности. Однако, безусловно, наибольшие шансы в этой связи имеют те люди, которые выбирали профессию самостоятельно, на основе личных инте­ресов или убеждений, и обладают сформированными профессиональными намерениями.

Исследованиями также показано, что немаловажную роль играет и практический опыт в рамках выбранной профессии (кружок, факультатив, стажировки и т. д.).

Не менее важную роль играет и выбор места работы. Среди мотивов здесь лидируют оценка карьерных перспектив, оценка своих возможностей, оценка условий работы и оценка возможностей для закрепления и совершенствования профессиональных навы­ков. Аналогичные мотивы выявлены социологами и при исследовании профессиональной мобильности — смены человеком места работы или получения им второго, третьего или даже четвертого профессионального образования.

В структуре собственно трудовой деятельности можно выделить три группы мотивов. К ним относятся, во-первых, побуждения общественного характера, включающие в себя осознание необходимости приносить пользу людям, связанную с общественной установкой на значимость профессиональной деятельности. Вторую группу мотивов профессиональ­ной деятельности составляют мотивы самореализации, которые связаны с тем, что человек по природе не только потребитель, но и созидатель. В третью группу входят мотивы по­лучения определенных материальных благ для себя и своей семьи. Эти мотивы побуждают человека к тому, чтобы более или менее активно включаться в трудовую деятельность и работать с определенной степенью эффективности.

Следует отметить, что применительно к отдельным профессиям эти мотивы являются неоднознач­ными стимулами, что связано со спецификой того или иного вида деятельности. Есть эта специфике и у так называемых помогающих профессий, в число которых входят профессии врачей, педагогов, психо­логов и др. Во-первых, неоднозначное влияние на эффективность деятельности оказывает установка на необходимость приносить пользу людям. Чрезмерная потребность быть полезным может перерасти в комплекс спасательства, благодаря которому человек обрекает себя на быстрое профессиональное выгорание. Аналогичным образом мотив самореализации, будучи сильно преувеличенным, способен привести к излишней концентрации на процессе деятельности и выпадению из поля внимания его результата, что снижает эффективность профессиональной деятельности. И, наконец, ориентация на удовлетворение материальных потребностей посредством профессиональной деятельности может при­вести к ее формализации, выхолащиванию процесса взаимодействия с людьми.

Большое внимание в психологии уделяется и спортивной деятельности. Это связано, во-первых, с изучением проблем так называемого любительского спорта: потребность в движении является базовой потребностью человека, определенный объем движений необходим для успешной жизнедеятельности, в то время как гиподинамия, напротив, разру­шительна не только для соматического, но и для психологического здоровья человека. И для любителей, и для начинающих профессионалов (прежде всего, детей) основными мотивами в этой связи являются стремление к здоровому образу жизни, удовольствие от движения, а также в некоторых случаях стремление к самоутверждению или самовоспитанию.

Во-вторых, спортивных психологов интересуют проблемы профессионального спорта, в котором человек проходит несколько этапов. На этапе учебно-спортивной деятельности мотивы в общих чертах соответствуют учебным мотивам. На стадии специализации появляется мотивация на достижение результата, связанного с длительной работой. Основ­ные мотивы стадии спортивного мастерства — достижение и поддержание определенного статуса, вплоть до того, что спортсмен может отказываться от участия в соревнованиях, на которых его статусу может быть нанесен урон. Завершение периода активных выступлений (которое часто связано не с физическими возможностями спортсмена, а с его эмоциональным сгоранием) актуализирует мотивацию выбора новой сферы деятельности, аналогичную мо­тивации профессиональной мобильности. Некоторые спортсмены после завер­шения карьеры стремятся остаться в спорте в роли тренера, судьи, комментатора и т. д., од­нако для многих жизнь в профессиональном спорте развивается параллельно с получением профессионального образования и построением перспективных профессиональных планов.
1   2   3
написать администратору сайта