Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

часть вторая психология. Общая педагогика (II



Скачать 272.5 Kb.
Название Общая педагогика (II
Анкор часть вторая психология.doc
Дата 02.05.2017
Размер 272.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла часть вторая психология.doc
Тип Документы
#6322
страница 3 из 5
1   2   3   4   5

Моральная деятельность» - вся духовная практическая деятельность учителя, направленная на укрепление, развитие и преобразование нравственных отношений, на усвоение нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения.

Мотивация - интегративное качество личности, имеющее иерархию, протяженность во времени и обусловленное как личными особенностями, так и системой педагогических средств; наиболее сложная структура личности, обеспечивающая ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта

Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях

Народная педагогика - 1.духовный феномен народа (эмпирические знания, сведения, идеи, представления, взгляды, установки воспитательных действий и т.д.); 2.педагогическая практика разных народов; 3.единство педагогической мысли и педагогической деятельности народа; 4.наука о народном воспитании.

Научная дисциплина - область знания, которая квалифицируется с помощью таких связанных друг с другом параметров, как год появления основополагающих публикаций, литература об интересующей области, фундаментальные труды, институты исследования и обучения в этой области, сообщества в национальных, региональных и международных масштабах

Научная педагогическая школа - научное сообщество, выполняющее исследовательскую функцию (создание нового знания), педагогическую функцию (передача знаний новым поколениям ученых) и создающее коммуникативное пространство для общения

Научное сообщество - кластер, ассоциируемый с образовательным, научным пространством, образовательным и научным потенциалом региона, интеллектуальной системой, объемом исследовательских и образовательных услуг, интенсивностью формирования потоков научной информации, исследовательской инфраструктурой региона, научным взаимодействием и др.

Научно-исследовательская деятельность - 1. индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; 2. работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса

Научно-образовательный регион - высокий уровень организации научного сообщества

Национальные реалии - названия присущих только определенным нациям и народам предметов национальной культуры, фактов истории, государственных институтов, имена национальных и фольклорных героев, мифологических существ

Новая образовательная технология - комплексная система разработки, внедрения и анализа совокупного процесса преподавания, направленная на повышение его эффективности и использующая для достижения этой цели технические (электронные) средства и формы, такие, как компьютерные, аудио, видео, мультимедиа, телекоммуникационные, дистанционное обучение

Новизна - критерий качества информации, результатов научных исследований, отражающий общественно значимые новые знания, факты, данные, полученные в результате исследования или практической деятельности

Нововведение - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое

Новое педагогическое мышление - проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление с позиций ученика, как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие. Важной особенностью н.п.м. является его творчески созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания, имеющих альтернативный, по отношению к традиционным, характер.

Нравственная саморегуляция - процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.

Нравственность - совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность; состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего со всем народом

Обеспечение уровня духовности жизнедеятельности - способность самообеспечивать свою жизнь высокими нравственными ценностями, устанавливать нравственные ограничители и регуляторы, предотвращающие переход личности к утилитарно-технократическим целям

Обзор - систематизированные сведения и научные обобщения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития педагогической науки и образования

Обработка информации - сбор, хранение, обработка и воспроизведение данных средствами компьютерной техники

Образование - 1. (традиционно) процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций; 2. процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития; процесс культурной идентификации и личностной самодетерминации.

Образование личностно-ориентированное - процесс, создающий условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

Образование мировое - система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности

Образование многоуровневое - процесс, предполагающий завершенность профессиональной подготовки на каждом уровне, подтверждаемой соответствующим удостоверением: диплом о неполном высшем образовании, диплом бакалавра, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием, диплом магистра

Образование непрерывное - процесс развития, самосовершенствования самореализации личности на протяжении всей жизни, обеспечения каждому человеку возможности получения, углубления и пополнения знаний; послевузовское образование в различных формах

Образовательное пространство - понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению

Образовательное учреждение - учреждение, осуществляющее образовательный процесс

Обучение - целенаправленный процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности, в результате взаимодействия ученика с учителем или другими обучающимися

Общение - процесс, сущность которого заключается не просто в факте передачи и приема информации, а в выработке новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает успешность выполнения деятельности

Опосредование - структура сознания , выводящая его на уровень перевода внешних воздействий на внутренние импульсы поведения, опосредуя необходимость деятельности личным пониманием нравственности или безнравственности предстоящего действия в контексте или вне контекста общечеловеческих ценностей

Оптимизация индивидуального подхода - система мер и педагогических воздействий, направленная на устранение недостатков в развитии учебных возможностей школьников, при которой достигаются максимально возможные для каждого ученика учебные результаты за время, соответствующее нормам, утвержденным гигиеной труда для учителей и учащихся

Оптимизация педагогического процесса - логическая последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса

Оптимизация учебно-воспитательного процесса - выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся

Оптимизация учебно-образовательного процесса - выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся

Ориентирование - умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира - индивидуального мировоззрения

Ответственное отношение к учению - состояние моральной готовности; активное действенное отношение; сознательный выбор способов поведения и деятельности в отношении к учению; стимулирование познавательной активности

Отношение к учению - сложный мотив учения, влияющий на развитие умственных способностей и совершенствование навыков учебного труда; уровень нравственной воспитанности

Парадигма - 1. совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе; 2. признанные учеными образцы решения научных проблем. Смена парадигмы обозначает научную революцию; 3.система основных научных достижений (теории, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период

Парадигма в педагогике (педагогическая парадигма) - устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач

Парадигма гуманистическая (феноменологическая) - парадигма образования, которая ставит в центр внимания ученика как субъекта жизни, как свободную и духовную личность, имеющую потребность в саморазвитии. Она ориентирована на развитие внутреннего мира ребенка, на межличностное общение, диалог, на помощь в личностном росте

Парадигма педагогическая - интерпретация идеала человека, перевод его в плоскость стратегической цели воспитательно-образовательной теоретической и практической деятельности

Парадигма рационалистическая - парадигма образования, которая в центр внимания ставит не содержание, а эффективные способы усвоения учащимися различных видов знаний. В основе рационалистической образовательной парадигмы лежит бихевиористская концепция социальной инженерии Б.Скинера

Парадигма традиционалистская - парадигма образования, имеющая в своей основе идею о «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации - необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков, а также идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка

Параметр - величина, которая характеризует какое-либо свойство или состояние процесса, явления, системы

Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

Педагогическая инновация - такое нововведение, которое разрабатывается и проводится не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки

Педагогическая интеграция - процесс и результат создания и функционирования относительно автономной и целостной системы, выполняющей специфические функции в образовательном процессе

Педагогическая концепция - определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений

Педагогическая культура - 1.часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности; 2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане; 3. динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются: а)педагогическая позиция и личностные качества; б)профессиональные знания и культура педагогического мышления; в) профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога

Педагогическая культура личностно-ориентированной гуманной школы - целостная культурная среда, в которой охраняется и воспроизводится целостный мир детства, обеспечивается психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха во всех сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка

Педагогическая культура школы - процесс ее движения к новому качественному состоянию, в ходе которого происходят выявление и осмысление коренных потребностей и культурных смыслов образовательной деятельности

Педагогическая наука Юга России - самостоятельная область педагогической науки, теории и практики; самостоятельный процесс в общем контексте педагогической науки России

Педагогическая номенклатура - система названий для данной совокупности более или менее конкретных объектов, составляющих содержание различных частей педагогики в целом

Педагогическая позиция - достижение личностью педагога некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь, и педагогический труд, а также личностный психологический комфорт. П.п. находит определенное выражение в личностно-профессиональных качествах педагога

Педагогическая психология - отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П.п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимся, а также внутри учебного коллектива; психологические вопросы самой педагогической деятельности

Педагогическая система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)

Педагогическая теория - 1.обобщение, которое показывает возможность существования других случаев такого же класса; обобщение педагогического опыта, практики воспитания, обучения, образования; 2. развитая идеальная модель, представляющая определенный класс реальных педагогических явлений (личностно-ориентированного образования, воспитания человека культуры)

Педагогическая терминология - совокупность средств и наименований, описывающих педагогическую теорию и практику и закрепляющих основные понятия педагогики как науки

Педагогическая технология - 1. методика, форма организации обучения; 2. совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм; 3. совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами

Педагогическая феноменология - знание, рассматривающее образование как атрибут человеческого бытия, педагогический процесс - «как бытие человека в образовании», перевод искусственной социопедагогической системы в естественное природосообразное состояние

Педагогические взгляды - мнения, суждения по поводу педагогических явлений, не сложившиеся в целостную и самостоятельную концепцию

Педагогический глоссарий - словарь терминов или терминологических сочетаний, установившихся в педагогической науке

Педагогические ситуации - ситуации, систематизирующие знания по ведущей научно-мировоззренческой теме, идее; ситуации, описывающие значимость самостоятельной деятельности, ответственного отношения к учению и т.д.

Педагогические энциклопедии и словари - издания, которые содержат систематизированный свод знаний по педагогике, народному образованию и смежным дисциплинам, в сжатом виде раскрывают общую теорию педагогики, ее историю, отдельные дисциплины, включают описание систем и состояния образования в разных странах.

Педагогический менеджмент - управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе
1   2   3   4   5
написать администратору сайта