Главная страница
Навигация по странице:

Геометрия 10 класс. Пояснительная записка



Скачать 31.75 Kb.
Название Пояснительная записка
Анкор Геометрия 10 класс.docx
Дата 25.04.2017
Размер 31.75 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Геометрия 10 класс.docx
Тип Пояснительная записка
#3039

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по геометрии, составитель Т.А.Бурмистрова, М. «Просвещение», 2009 г, соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и соответствует базисному учебному плану МБОУ Нукутская СОШ. Предмет геометрия входит в образовательную область «Математика».

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение предмета вносит вклад в развитие логического мышления, в формировании понятия « доказательства»

Цели:

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;

- воспитание средствами математики культуры личности, культуры понимания значимости математики для научно технического прогресса отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики эволюций математических идей.

Общая характеристика курса

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развития геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

Структура школьного курса геометрии.

1 ступень (1-4 классы) – изучение отдельных элементов геометрии.

2 ступень (5-6 классы) – пропедевтический курс геометрии.

3 ступень (7-9 классы) – систематический курс планиметрии.

4 ступень (10-11 классы) – систематический курс стереометрии.

Место предмета в базисном учебном плане

Данная программа рассчитана на 136 учебных часов, по 68 часов в 10 и 11 классах по два часа в неделю.

Федеральный компонент федерального стандарта общего образования

Геометрия

Прямые и плоскости в пространстве

  • Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).

  • Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.

  • Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двухгранный угол, линейный угол двухгранного угла.

  • Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

  • Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.

Многогранники

  • Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.



  • Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призмы. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.

  • Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольника пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.

  • Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.

  • Сечений куба, призмы, пирамиды.

  • Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).

Тела и поверхности вращения

  • Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.

  • Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей

  • Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

  • Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

Координаты и векторы

  • Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формулы расстояния от точки до плоскости.

  • Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями:

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела, выполнять чертежи по условию задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин;

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике

Оценка письменных работ обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если:

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущено более одной ошибки или более двух - трех недочётов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких - либо других заданий.

Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

- возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков;

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

- допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится, если:

- неполно раскрыто содержание материала ( содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следуют учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

- незнание наименований единиц измерения;

- неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

- неумение делать выводы и обобщения;

- неумение читать и строить графики;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

- потеря корня или сохранение постороннего корня;

- отбрасывание без объяснений одного из них;

- равнозначные им ошибки;

- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

- логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

- неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

- нерациональные приемы вычислений и преобразований;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Определение критерия оценки выполнения тестового задания и уровня усвоения учебной программы по предмету.

Показатели

оценки

Шкалы оценки

Отметка за тест

0
0 баллов


«2»

60%
до 17 баллов

«3»

77%   90%
18-22б 23-36


«4»

100%
27-30 баллов

«5»

Определение уровня усвоения учебной программы по  процентному соотношению положительных и отрицательных отметок

0




60%

100%

Уровень усвоения учебной программы по предмету

0

60%

80%

100%


Содержание учебной дисциплины

1.Аксиомы стереометрии и их следствия – 3 часа.

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях.

Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. В отличие от планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом.

2. Параллельность прямых и плоскостей – 19 часов.

Параллельность прямых, прямой плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.

Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве прямой и плоскости прямая и плоскости изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.

Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятие параллельности прямых и плоскостей на этих двух видах многогранников. Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда.

3. Перпендикулярность прямых и плоскостей – 21 час.

Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.

Основная цель – ввести понятие перпендикулярных прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, расстояние между прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия ( расстояния и углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляются много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.

4. Многогранники – 18 часов.

Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников, с правильными многогранниками и элементами симметрии.

Расширяются представления о многогранниках. Его определяют как поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающих некоторое геометрическое тело.

5. Повторение. Решение задач – 7 часов.

Геометрия 10 класс

№ темы

Название темы

Кол-во

часов

Примерные сроки

Фактические

сроки

Примеч

1
2,3
4,5
6,7

8

9,10
11,12


13


14

15

16

17,18

19,20

21

22

23
24

25
26
27,28

29,30

31,32
33,34
35

36,37
38,39

40,41

42
43


44,45
46,47
48,49
50,51

52,53

54,55

56,57
58,59

60
61
62
63,64
65,66
67

68


Аксиомы стереометрии и их следствия
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

Некоторые следствия из аксиом.

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.

Параллельность прямых и плоскостей.

Параллельные прямые в пространстве.

Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости».

Скрещивающиеся прямые.

Угол с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.

Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми».

Контрольная работа по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости».

Параллельные плоскости.

Признак параллельности плоскостей

Свойства параллельных плоскостей

Тетраэдр.

Параллелепипед.

Контрольная работа по теме

«Параллельность прямых и плоскостей»

Зачет.
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
Перпендикулярные прямые в пространстве.

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.
Признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.

Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах.

Расстояние от точки до плоскости

Угол между прямой и плоскостью.

Решение задач.

Двугранный угол.

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

Прямоугольный параллелепипед.

Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда.

Контрольная работа по теме «Перпендикулярность прямых и плоскости».

Зачет.

Многогранники.

Призма. Площадь поверхности призмы.

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.

Пирамида.

Правильная пирамида.

Решение задач по теме «Пирамида».

Решение задач по теме «Пирамида».

Усеченная пирамида. Площади поверхности усеченной пирамиды.

Контрольная работа по теме

«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника»

Зачет по теме «Многогранники. Площадь поверхности призмы, пирамиды.
Итоговое повторение курса геометрии.

Аксиомы стереометрии и их следствия.

Параллельность прямых и плоскостей.

Теорема о трех перпендикулярах, угол между прямой и плоскостью.

Многогранники

Контрольная работа








19ч



1ч.


2ч.







1ч.








21ч










2ч.

1ч.

2ч.
2ч.

2ч.


1ч.

18ч

2ч.
2ч.
2ч.
2ч.



2ч.


2ч.

1ч.




1ч.
2ч.



1ч.



4.09
5,11.09
12,18.09
19,25.09

26.09

2,3.10
9,10.10


16.10


18.10

23.10

24.10
30,31.10

13,14.11

20.11
21.11

27.11
4.12

5.12
11.12
12.12,18.12

19.12,21.12

25.12,26.12
15.01,16.01
22.01

23.01,29.01
30.01,5.02

6,12.02

13.02
19.02


20,26.02
27.02,5.03
6.03,12.03
13.03,18.03

19.03,20.03

21.03,2.04

3.04,9.04
10.04,16.04

17.04
23.04
24.04
30.04,7.05
14.05,15.05
21,.05

27.05









Источники информации и средства обучения

Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. / Учебник по геометрии 10-11класс. (Базовый и профильный уровни)- М: Просвещение,2010

Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10 - 11 классы.- М.: Просвещение, 2009

Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии 10 – 11 классы. М.: Просвещение, 2007

Ковалева Г.И. Геометрия 11 класс. Разрезные карточки. В.: Учитель, 2003

Алтынов П.И. Тесты по геометрии 10 – 11 классы. М.: Дрофа, 1997

Яровенко В.А. Поурочные разработки по геометрии 10 класс. - М.: Вако, 2007

Фарков А.В. Контрольные работы, тесты по геометрии 10 -11 класс. М: Экзамен,2009

Саакян С.М. Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах. – М: Просвещение, 2003

Алешина Т.Н. Геометрия 10 класс. Обучающие и проверочные задания. М: Интеллект – центр, 2000

Контроль уровня обучения

Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии 10 – 11 классы. М.: Просвещение, 2007

Алтынов П.И. Тесты по геометрии 10 – 11 классы. М.: Дрофа, 1997

Фарков А.В. Контрольные работы, тесты по геометрии 10 -11 класс. М: Экзамен,2009

Алешина Т.Н. Геометрия 10 класс. Обучающие и проверочные задания. М: Интеллект – центр, 2000
написать администратору сайта