Главная страница
Навигация по странице:

предпосылки становления гражд общества в РФ. Предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации



Скачать 356.5 Kb.
Название Предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации
Анкор предпосылки становления гражд общества в РФ.doc
Дата 07.05.2017
Размер 356.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла предпосылки становления гражд общества в РФ.doc
Тип Документы
#8743
страница 1 из 6
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

Якутский государственный университет имени М.К.Аммосова

Исторический факультет

Кафедра политологии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
Предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации


Выполнил: студент V курса

ИО-01-03 о/о

Семенов Николай Афанасьевич
Научный руководитель:

доцент кафедры политологии

Слепцов Николай Алексеевич


Якутск 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА I.

Классические и современные концепции гражданского общества…..……………………………………………..


10

1.1.

Понятие, признаки и структура гражданского общества..

10

1.2.

Развитие идеи гражданского общества…………………….

22

ГЛАВА II.

Перспективы становления институтов гражданского общества в Российской Федерации……………………..


34

2.1.

Закономерности становления институтов гражданского общества в Российской Федерации………………………..


34

2.2.

Предпосылки становления институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия)……………………….


58

Заключение…………………………………………………………………

69

Список источников и литературы………………………………………

74


Введение
Россия вступает в третье тысячелетие с типичным наследием советской эпохи – отсутствием развитой рыночной экономики и устойчивого среднего класса. Колоссальный имущественный разрыв между различными слоями общества, постоянное падение уровня жизни большинства населения, острый конфликт государства с различными профессиональными и социальными группами, выражающийся в виде массовых забастовок, манифестаций и других акций протеста, приводят к кризису только что зарождающегося гражданского самосознания. В начале ХХ века именно отказ властей, допустить к участию в реформах представителей третьего сословия, которые собственно и являлись носителями идеи гражданского общества, привел к революционному изменению политического строя, а в 20-е годы отсутствие гражданского общества сделало возможным установление тоталитарного режима в СССР. Спустя годы отсутствие гражданского общества помешало построению правового государства в период перестройки, когда реформаторами ставилась цель превратить СССР в демократическую страну. Большинство граждан Советского Союза не обладало типом мышления, достаточным для того, чтобы создать «открытое общество», свободное от диктата власти. За целое десятилетие, прошедшее за время распада СССР, в стране мало что изменилось: уровень политической культуры граждан по-прежнему невысок, государство неспособно наладить конструктивный диалог с зарождающимися добровольными объединениями граждан и найти с ними общий язык. Все это в совокупности создает немалые трудности становлению гражданского общества в России.

Проблема становления гражданского общества в наши дни стала особенно актуальна, поскольку в России понятие гражданское общество прочно ассоциируется с понятиями правовое государство, свобода слова и народовластие. Поэтому выяснение сущности термина гражданское общество и путей его становления в современной России представляется крайне важным.

Относительно определения понятия гражданское общество существует несколько интепретаций. Так Философский словарь, выпущенный под редакцией проф. А.П.Ярещенко, так трактует это понятие: «Гражданское общество – это механизм социального взаимодействия, которое состоит из сферы личного (в особенности семьи), разнообразных объединений, общественных движений и публичной коммуникации»1.

А современный словарь по политологии В.А.Мельника дает определение: «Гражданское общество – тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена, такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые, как таковые, прямо не зависят от самого политического государства»2.

Таким образом, под гражданским обществом понимается некая совокупность общественных институтов и объединений отдельных граждан, созданная единой для них целью и огражденная законом от вмешательства государства в ее жизнь. Ныне потребность в обществе подобного типа вполне созрела. Становление независимой прессы, рыночной экономики и свободы совести делают возможным появление «открытого общества» в России, которое должно стать антиподом «закрытого общества» советской эпохи, до конца еще неизжитого в стране. Именно преодоление этих пережитков путем демократизации всех сторон жизни граждан приведет к становлению гражданского общества в стране. Одним из способов к пониманию природы гражданского общества является возращение к его истокам.

Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе стала идея Гегеля о том, что в обществе существует сфера жизнедеятельности людей не подвластная государству. До появления гегелевской идеи в философии не существовало различения понятий государство и гражданское общество. Дело в том, что в эпоху античности и средневековья каждый человек принадлежал к специфической общественности – приходу, общине или сословию, полностью обусловливающих его права и обязанности. В эпоху Реформации (XVI-XVII вв.) происходит освобождение человека от оков общинных отношений, возникает принципиальный религиозно-обоснованный индивидуализм. Отныне каждый человек рассматривается как неделимая целостная частица человечества. Это стало важнейшим шагом на пути к возникновению предпосылок становления гражданского общества. В Новое время государство легитимирует право индивида преследовать свои специфические интересы путем свободного объединения с другими индивидами для совместной деятельности, таким образом постепенно отдаляясь от гражданского общества. Именно процесс становления различных сфер общественной жизни в качестве самостоятельных областей жизнедеятельности граждан и ведет к формированию предпосылок становления институтов гражданского общества, в котором человеку гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия.

Существующее многообразие подходов к понятию гражданское общество является следствием того интереса, который всегда вызывал проблему взаимоотношения людей и государства. Эта проблема получила всестороннее исследование в философских трудах выдающихся мыслителей от античных времен до наших дней. Из специальных исследований необходимо выделить работы Гегеля, Локка, Канта, Токвиля и Монтескье. На проблемах формирования гражданского общества останавливались в своих философских трудах Платон, Аристотель, Гроций, Руссо и Маркс. Среди отечественных мыслителей, занимавшихся обоснованием концепции гражданского общества следует выделить Б.Н.Чичерина, П.И.Новгородцева, С.Л.Франка и других. Современная отечественная литература по проблеме становления гражданского общества не столь разнообразна. Из существующих работ по данной специфике следует назвать исследования В.В.Витюка, С.Г.Кара-Мурзы А. И. Соловьев, а также В. К. Коваля и М. В. Ильина.

Авторы, писавшие на тему гражданского общества, отличаются друг от друга взглядами на проблему взаимоотношения его и государства. Основоположник либерализма Джон Локк в работе «Два трактата о правлении» разработал т.н. «договорную теорию возникновения государства», согласно которой оно возникло в результате заключения между людьми т.н. «общес-твенного договора», т.е. создания своего рода гражданского общества. Локк ставил свободу выше всех ценностей, а его основой он считал частную собственность. Совсем противоположной по своей структуре является подход, разработанный Г.В.Ф. Гегелем. В работе «Философия права» он писал, что гражданское общество и индивид подчинены государству, так как оно защищает человека от случайности, обеспечивает справедливость и реализует всеобщность интересов. В противоположность Гегелю, К.Маркс считал гражданское общество фундаментом существования всего человеческого сообщества, поскольку, по его мнению, жизнедеятельность индивидов является решающим фактором исторического развития. Он рассматривал гражданское общество через призму производственных отношений и в работе «Первый набросок Гражданской войны во Франции в 1871 г.» изложил мнение социалистов, что буржуазное государство является инструментом политического господства класса собственников и как следствие этого стремится доминировать над гражданским обществом, препятствуя свободному развитию индивидов. Прекратить извечное противостояние государства и гражданского общества он предлагал путем создания коммунистического общества без государства, т.е. общества в полном смысле гражданского, где человек рассматривается не как средство, а как цель общественного развития. Взгляды Маркса на гражданское общество предвосхитил Ш.Л. Монтескье, считавший его высшей четвертой ступенью человеческой истории после естественного состояния, семьи и общества героического времени.

В трудах классиков–теоретиков гражданского общества еще не прослеживается идея развития органов местного самоуправления. В них лишь дается картина идеального общества, а вопрос о путях демократизации существующего общества остается открытым. В этом плане исключение составляет работа А.де Токвиля «Демократия в Америке», где автор подробно описывает политическое устройство американских штатов, политические объединения США и участие граждан в местном самоуправлении. Поскольку данный аспект еще сравнительно мало освещен в трудах идеологов гражданского общества и только–только начинает привлекать внимание авторов, пишущих на тему становления гражданского общества, то вопрос о развитии органов местного самоуправления будет неоднократно затрагиваться автором данной работы в ходе исследования темы о предпосылках становления институтов общества подобного типа в России.

Проблема становления институтов гражданского общества в России широко разрабатывалась в отечественной литературе и, берясь за ее исследование, автор данной работы только ставит перед собой цель наметить основные предпосылки становления институтов гражданского общества в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия), не стремясь внести что-нибудь существенно новое в эту обширную тему. Ставя подобную цель, автор работы намерен изучить предысторию вопроса, истоки зарождения и этапы развития идеи гражданского общества. В данной работе он, прежде всего, ставит перед собой задачу рассмотреть понятия, признаки и структуру гражданского общества, а также существующие концепции гражданского общества от античных времен до наших дней. Рассмотрение точек зрения различных авторов позволит плавно перейти к постановке особо важной задачи данной работы – выявлению закономерностей становления институтов гражданского общества в Российской Федерации. Поскольку на данный момент процесс становления и развития гражданского общества в Российской Федерации еще находится на начальной стадии, то и зарождение подобного института народовластия у нас в Республике является делом будущего, а сама тема возникновения предпосылок становления институтов гражданского общества в Республике Саха (Якутия) нуждается в детальном рассмотрении. Поэтому перед исследователем стоит задача раскрыть эту тему в контексте изучения вопроса о развитии органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия). В целом автор работы надеется детально осветить важные стороны гражданского общества и наметить основные предпосылки становления его институтов в Российской Федерации.

При написании работы автор будет пользоваться главным образом историко-сравнительным методом, поскольку без сравнения не обходится ни одно исследование. В этом он будет соблюдать принцип историзма, учитывая эпоху и условия, в которых происходили сравниваемые явления, и сравнивая у однотипных явлений сходства, а у разнотипных – различия. Кроме того, в ходе исследования он неоднократно прибегнет также к историко-генетическому методу, так как по ходу работы ему придется изучать в развитии многие явления из общественно-политической жизни страны. Исследование будет вестись в рамках диалектической философской методологии, поскольку взгляды различных мыслителей и исторические события, влияющие на становление институтов гражданского общества должны рассматриваться в процессе их развития и поскольку в данной работе будет подробно изучаться взаимодействие противоположных тенденций в истории общественно-политических учений.

Настоящая работа представляет собой попытку рассмотреть предпосылки становления институтов гражданского общества у нас в стране в контексте рассмотрения путей развития органов местного самоуправления. Сначала было бы целесообразно дать общее понятие о гражданском обществе, его признаках и структуре, а затем следует остановиться на характеристике концепций гражданского общества, зародившихся в период от античных времен до конца ХХ века. Это составляет содержание первой главы работы. Вторая глава посвящена предпосылкам становления институтов гражданского общества в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия).

Работа не претендует на полный охват темы, ввиду того, что литература по гражданскому обществу как у нас в стране, так и за рубежом весьма обширна и ее изучение в широком объеме невозможно в рамках студенческой работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

I. Классические и современные концепции

гражданского общества



    1. 1.1. Понятие, признаки и структура гражданского общества


Понятие гражданское общество, будучи давно известным, оказалось, тем не менее, для нашей науки относительно новым и неразработанным. И, если концепция правового общества, выдвинутая в России официально в середине 1980-х годов, все это время активно обсуждалась, то о гражданском обществе заговорили относительно недавно и, главным образом, в журнальной периодике3.

В современном понимании возникновение гражданского общества вызвано разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идет о правах личности, но если в первом случае имеют в виду ее права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае – ее политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

История XX века показала, что основные принципы гражданского общества – свобода личности, частная собственность и другие оказались жизнеспособнее всех других.

Гражданское общество – система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество включает различные группы и сообщества: семью, церковь (там, где она отделена от государства), политические партии, профсоюзы, ассоциации по интересам (бизнес – центры, клубы и др.), школы (частные ) и т.д.

Гражданское общество не есть лишь нечто отличное от государства, но и тесно связано с ним.

Именно поэтому гражданское общество и образует естественный фундамент политической демократии, без которого последняя просто невозможна или неэффективна. Можно вспомнить известную мысль И. Канта о том, что о правовом порядке и правовом государстве можно говорить лишь там, где общество, независимо от государства, располагает средствами и санкциями для того, чтобы заставить своих членов соблюдать определенные нравственные и поведенческие нормы. А из моральных норм соответственно вырастают правовые.

Элементы и ценности гражданского общества по сути сложились в Европе уже в XVIII веке. В них входили такие представления о нормах индивидуального существования, как:

- требование личной безопасности;

- свобода от доминации с чьей-то стороны;

- принцип равенства всех перед законом;

- право на частную собственность;

- право на частную жизнь;

- признание индивидуальных различий, уважение к другому человеку.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико этатическое понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Говоря об ответственности как об объективном явлении общественной жизни имеют ввиду, прежде всего, функцию отражения в общественном и индивидуальном сознании совокупности «общественно–должных» нормативных требований к личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.

Существуя в рамках субъект-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельностное отношение представляет собой конкретно-исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности.

Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своими представлениями о законности, праве, морали, социокультурными ориентациями.

Социальная ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например, собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.

Автономия общества – важный элемент гражданского общества, а это означает автономию различных общественных сфер и ассоциаций – экономики (т.е. предприятий), профсоюзов, университетов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений. Роль государства по отношению к этим общественным агентам должно сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила игры, которых все должны придерживаться, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других членов общества. Экономический, социальный, политический и культурный плюрализм, являющийся альфой и омегой гражданского общества, устанавливается на основе автономии общественных факторов, прав и свобод человека и гражданина.

Многочисленные трактовки гражданского общества выделяют два подхода, две концепции. Сторонники одного подхода рассматривают гражданское общество как своего рода социальную универсалию, как весь исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме, т.е. как все, что не есть собственно государство, власть, администрация. Второй подход заключается в рассмотрении гражданского общества как конкретного феномена, т.е. как формы существования рыночно-демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая возникновение гражданского общества с возникновением понятия гражданина, который наделен определенными правами и обязанностями4.

Другими словами, нет единой точки зрения, но, анализируя современную научную и учебную литературу, можно сделать следующие выводы.

Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним: это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются

- высокое сознание людей;

- высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

- широкие связи между членами общества;

- наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители – всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

- децентрализация власти;

- передача части власти органам самоуправления;

- согласование позиций вместо конфликтов;

- развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

- личность гражданского общества – это человек, ориентированный на созидание, духовность;

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующее:

Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребителей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, в праве участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя (например, через суд).

Гражданское общество – открытое социальное образование. В нем обеспечивается свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к информации различного рода, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, неизвестного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической – это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической – наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество – это путь к правовому государству, которое в некоторой степени можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

Структура – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.

Структуру предполагаемого российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах.

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы – социальной.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы – государство, политические партии, общественно – политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Суммируя все изложенное и, учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность общественных институтов и объединений отдельных граждан, созданную единой для них целью и огражденную законом от вмешательства государства в ее жизнь. Эту совокупность создают внегосударственные и внеполитические отношения, которые в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.
  1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта