Главная страница
Навигация по странице:

Проектирование машиностроительных цехов и заводов



Скачать 1.91 Mb.
Название Проектирование машиностроительных цехов и заводов
Анкор lectures.doc
Дата 27.12.2017
Размер 1.91 Mb.
Формат файла doc
Имя файла lectures.doc
Тип Документы
#14287
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Проектирование машиностроительных цехов и заводов.


Учение о проектировании машиностроительных заводов за сравнительно короткий срок прошло путь от простой систематизации заводского опыта до создания научной дисциплины.

Первые научные положения по технологическому проектированию заводов имеются в трудах проф. Тимме И.А. (1836 – 1896), дальнейшее развитие они получили в трудах проф. Гаврилина (1861 – 1914).

Настоятельная необходимость в создании научной дисциплины «Проектирование машиностроительных цехов и заводов» возникла в годы первых пятилеток (в период индустриализации и коллективизации). За эти годы было построено более 1500 заводов, в т.ч. промышленные гиганты (ГАЗ, ЗиЛ, ХТЗ, ВТЗ, ГПЗ-1 и др.). Поэтому научное проектирование предприятий и создание научных основ для такого проектирования стало одной из актуальнейших задач в процессе индустриализации. Поэтому советские ученые разработали научно-обоснованную методику проектирования машиностроительных заводов. И с начала 30-х годов в учебные планы ВУЗов по специальности «Технология машиностроения» был включен курс «Основы проектирования механических и сборочных цехов».

В рамках плановой экономики в СССР были проведены следующие мероприятия, целью которых была координация усилий разработчиков и общее руководство промышленным строительством.

  • создан Госстрой СССР (1950 г.) – отвечающий за проведение единой технической политики в области строительства;

  • в 1959 г. создана сеть отраслевых проектных институтов, на которые были возложены задачи обеспечения единой технической политики в проектировании объектов отраслей нар. хозяйства. Они издают нормативные акты, составляют методические материалы, обобщают опыт строительства и создают типовые проекты предприятий для своих отраслей.

В условиях рыночной экономики данная дисциплина также не потеряла своей актуальности. Достижение максимальной эффективности машиностроительного производства, возможность выпуска конкурентно-способной продукции, гибкое реагирование на рыночную конъюнктуру невозможны без рационального подхода к проектированию предприятий. Достижение максимальной эффективности во многом зависит от рационального выбора:

  • состава цехов (подразделений);

  • номенклатуры оборудования;

  • организации транспортного и энергетического хозяйства предприятия.

Кроме того, обеспечение экологической безопасности производства и соответствия ТП нормам техники безопасности также во многом закладывается на стадии проектирования предприятия.

Основные стадии проектирования промышленного предприятия.


Первичным документом, на основании которого ведется дальнейшая подробная разработка рабочих чертежей зданий и сооружений является генеральный план.

Опр: Генеральным планом завода называется чертеж, на котором нанесено расположение всех его зданий и сооружений, рельсовых и безрельсовых дорого, подземных и наземных сетей, увязанных с рельефом и благоустройством территории.

Состав цехов предприятия может быть определен исходя из следующего производственного деления заводов:

1 вид – машиностроительные заводы с полным производственным циклом, включающим все этапы изготовления машины; такие заводы имеют все три основные группы цехов – заготовительные, обрабатывающие и сборочные.

2 вид – машиностроительные заводы, выпускающие только заготовки для различных деталей машин, т.е. отливки, поковки, штамповки, которыми они снабжают другие машиностроительные заводы. Основные цеха – крупные литейные и кузнечные, кроме того в ряде случаев на таких предприятиях производится предварительная мех. обработка (обдирка) для выявления поверхностных дефектов, а также для снижения объема транспортируемого металла.

3 вид – заводы производящие механическую обработку заготовок, полученных с других предприятий и сборку машин, а также заводы, производящие только сборку машин из деталей, узлов и агрегатов, полученных с других заводов («отверточная сборка» - часто применяется при начале продвижения продукции на новом рынке). В состав таких заводов входят обрабатывающие (механические) и сборочные цехи, во втором случае – только сборочные.

Выбор вида завода осуществляется на основе анализа различных экономических факторов, таких как:

  • расположение источников сырья и энергоносителей;

  • развитие транспортной инфраструктуры (ж/д, авто, речного и морского транспорта);

  • наличие рабочей силы и возможностей ее привлечения;

  • удаленность от основных рынков сбыта;

  • наличие свободных земельных ресурсов.

Структура завода с полным производственным циклом.


Цехи завода подразделяются на производственные (основные), вспомогательные и обслуживающие.

Основные производственные цеха – те, в которых выполняется обработка и сборка деталей, сборочных единиц и изделий, составляющих основную производственную программу предприятия. Среди них выделяют: заготовительные, обрабатывающие и сборочные цеха.

К заготовительным относятся:

  • раскройно-заготовительные (правка, резка, зацентровка, обдирка сортового металла, раскрой листового металла);

  • литейные (чугунного, стального, цветного литья, специальных методов литья);

  • кузнечные (кузнечно-штамповые и кузнечно-прессовые).

К обрабатывающим относятся:

  • механические;

  • термические;

  • прессовые (холодной штамповки);

  • цеха металлических конструкций;

  • металлопокрытий;

  • окрасочные;

  • деревообрабатывающие и др.

В подсобных производственных цехах изготовляется продукция, необходимая для обеспечения выпуска готовых изделий, например тара для упаковки основной продукции завода.

Вспомогательные цеха – обеспечивают нормальное функционирование основных производственных цехов или завода в целом:

  • инструментальные;

  • ремонтно-механические;

  • ремонтно-строительные;

  • электроремонтные;

  • экспериментальные, модельные, абразивные и др.

Обслуживающие – цеха и устройства, выполняющие функции хозяйственного и частично технического обслуживания завода. Иногда их называют хозяйствами (службами).

Складское хозяйство включает в себя:

  • материальные склады;

  • склады твердого и жидкого топлива;

  • склады средств производства (инструментальный, абразивный, склад штампов, приспособлений, моделей, металлотходов, полуфабрикатов и т.д.)

Транспортное хозяйство (транспортный цех):

  • устройства рельсового транспорта (депо)

  • безрельсовый транспорт (гараж автомобилей, гараж и зарядная станция для электрокар и т.д.)

Обслуживающие подразделения:

  • заводоуправление;

  • центральная заводская лаборатория;

  • столовая;

  • медпункты;

  • учебная сеть;

  • охрана, сторожевые и пропускные пункты;

  • связь и сигнализация;

  • электронно-вычислительные и др. подразделения.

После определения состава служб и подразделений необходимо определить функциональные связи между цехами и др. подразделениями завода. Для этой цели составляют технологическую схему производства. Она дает наглядное представление о последовательности производственного процесса и помогает установить рациональное расположение зданий и сооружений предприятия.

Основные принципы лежащие в основе проектирования генерального плана:

  • прямоточность технологических процессов;

  • использование минимальной площади под застройку;

  • сокращение коммуникаций.

Доп. требования: обеспечение безопасности и благоприятных условий труда и перемещения рабочих по территории.

Наиболее полно все требования могут быть удовлетворены при размещении цехов в одном корпусе.

Показатели для оценки ген. плана.


Выбор различных вариантов ген. плана основывается на определенных показателях, по которым можно провести сравнение с другими предприятиями:

Коэффициент застройки – отношение площади, занятой зданиями и сооружениями, к общей площади территории проектируемого объекта (40 – 60%).

Коэффициент использования территории – отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, открытыми складами, железными и автомобильными дорогами и тротуарами к общей площади объекта.

Коэффициент озеленения – отношение площади зеленых насаждений к общей площади объекта.




Рис.1 Технологическая схема машиностроительного производства.

– склады.

1 – круглых материалов; 2 – пиломатериалов; 3 – шихтовых и формовочных материалов; 4 – инструментальных сталей; 5 - металлов; 6 – химических материалов; 7 – полуфабрикатов; 8 – топлива; 9 – ГСМ; 10 – сухих пиломатериалов; 11 – отливок; 12 – поковок; 13 – готовой продукции; 14 – отвал.

– заготовительные цеха;

1 – лесопильный; 2 – литейный; 3 – кузнечный; 4 – раскройно-заготовительный.

– обрабатывающие и сборочные цехи;

1 – лесосушильный; 2 – первый термический; 3 – деревообрабатывающий; 4 – гальванический; 5 – механический; 6 – холодной штамповки, сварочный; 7 – сборочный; 8 – окрасочный; 9 – испытательная станция;

- вспомогательные цеха;

1 – модельный; 2 – инструментальный; 3 – ремонтно-механический; 4 – ремонтно-строительный; 5 – тарный;

– энергетические устройства;

1 – ТЭЦ; 2 – газогенераторная станция; 3 – центральная котельная;



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта