Главная страница
Навигация по странице:

Вопр к экз. Краеведение. Программные требования к экзамену по дисциплине Краеведение Понятие краеведение



Скачать 412.5 Kb.
Название Программные требования к экзамену по дисциплине Краеведение Понятие краеведение
Анкор Вопр к экз. Краеведение.doc
Дата 18.05.2017
Размер 412.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Вопр к экз. Краеведение.doc
Тип Программные требования
#9519
страница 5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Быстрыми темпами развивалась культурно-просветительская сфера. Учебные учреждения строились в это время преимущественно с использованием тех же - псевдорусского и неоклассического стилей, которые имели фактически официальный статус. Гимназии в Бресте, Гомеле, Гродно, Могилёве, Минске; реальные училища – в Гродно и Могилёве; духовные училища – в Витебске и Могилёве Большинство из них и сегодня используются по своемк прямому назначению.

Так же первоначальную функцию выполняют и сохранившиеся театры. В Могилёве своим величием впечатляет местный драматический театр (1886-1888), возведённый в псевдорусском стиле. Не менее красивым получилось и здание театра в Минске (1890). Похожий на дворец, он имеет барочно-ренессансовый декор (ниши, пилястры, руст).

В начале XX века на Беларуси появились «народные дома»-прообраз современных дворцов культуры. В Гродно в 1904 году «народный дом» был возведён в неоклассическом стиле. Открываются в это время и первые государственные музеи. В Минске сохранилось здание церковно-археологического музея (1910-1913) в псевдорусском стиле. Похожий на сказочный замок, он имел ассиметричную композицию - в левом углу размещалась круглая башня с лукообразным куполом, а приближенный к правой стороне вход акцентрировался остроконечной угловой башенкой.

С конца XIX века активизировалось и каменное жилищное строительство. В городах возводились респектабельные гостиницы, которые украшались обычно в модернистском направлении (Гродно, Минск)

Неотъемлимым элементом нового облика городов стало большое количество зданий хозяйственного назначения, которые так же “одевались” в эклектичное декоративное убранство. Водонапорные башни того времени более напоминали древние башни-донжоны (Гродно, Минск). Неоготическое оформление получила Минская элекиростанция (1895), а городское пожарное депо (1885) было оформлено в стиле модерн. Использовался эклектический декор и для украшения фасадов промышленных предприятий. В Добруше административное здание бумажной фабрики (1870) было украшено декоративными башенками и пилястрами нетрадиционной формы; в Минске в районе Лошицы сохранилась винокурня (1896) с фигурной кирпичной кладкой парадного фасада; в Шклове – контора бумажной фабрики (1898) с высокой башней в стиле модерна на входе.

Т.о. именно в конце XIX-начале XX века на Беларуси началось массовое каменное строительство, которое в значительной степени изменило внешний вид городских центров, насытила их эффектными и оригинальными сооружениями



  1. Характеристика стилей (романтизм, неоготика, неоклассицизм).


Романтизм - Его название происходило от французского слова «romanesque», которое обозначает что-то фантастическое и удивительно-красочное, а позднее трансформировалось в обобщающее название «romantisme»

Романтизм был распространён в большинстве стран мира до середины XIX века и нашёл своё отражение практически во всех видах архитектуры и искусства. Его главная особенность заключалась в признании полной свободы художественного творчества, которая была направлена не на отображение действительности, а на её переосмысление и приближение к идеалу.
Отношение к средневековью как к «золотому прошлому» определило обращение к предшествующим стилям с творческой переработкой их достижений. В первую очередь это относилось к самому красивому средневековому стилю – готике. Её новое переосмысление привело к появлению неоготики, которая имела более совершенную конструкционную систему, а от первоосновы заимствовала эффектные элементы декора: утончённые башни с остроконечными шпилями, стрельчатые арки, оконные и дверные проёмы, витражи и контрфорсы. Неотъемлемым элементом стала имитация оборонительного характера сооружений (наличие узких бойниц, крепостных зубцов). Увлечение архаикой привело к тому, что элита США начала скупать и перевозить к себе европейские замки.
Неоклассицизм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.

Архитектура Возрождения.

Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры.

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.


  1. Архитектура и градостроительство Беларуси в 20 в.


В полной мере эклектика в католической каменной архитектуре смогла проявиться только с конца XIX века, когда была провозглашена свобода вероисповедания и сняты ограничения на возведение храмов разных конфессий. В результате к 1914 году на Беларуси появилось около 100 новых костёлов. Большинство из них заимствовали готические традиции, однако в сравнении с периодом романтизма стали более объёмными в размерах, приобрели подчёркнутый вертикализм и динамичность композиции – Троицкий костёл в Видзах Браславского р-на (1914), костёл св. Антония в Поставах (1898 – 1904), Алексеевский костёл в п. Ивянец Воложинского р-на (1905 – 1907). Порой они облицовывались гранитными блоками, что усиливало их средневековый дух – костёл св. Казимира в д. Липнишки Ивьевского р-на (1910).

С конца XIX века возводятся и неороманские костёлы, которые в отличие от неоготических имели более лаконичный декор и монументальный вид. Особые черты этого стиля проявились при строительстве Красного костёла в Минске (1905 -1910) с ассиметричной композицией, могучей главной башней-звонницей и большими окнами-розами на фасадах. Поражают своим величием костёл св. Варвары в Витебске (1884-1885), Троицкий костёл в Зельве (1913) и Коссово Ивацевичского р-на (1878). Желание подчеркнуть массивность и прочность храмов нашло своё воплощение в кладке из бутового камня – Мариинский костёл в Браславе (1897).

Менее активно использовались в культовом зодчестве другие неостили. Костёл Антония в д. Дворец Дятлововского р-на (1904) ощутил на себе влияние неоренессанса и необарокко – двухбашенная базилика с фигурными куполоми и волютами была дополнена портиками с лучковыми фронтонами, большим полукруглым окном над входом и рустом. Традиционный для барокко вид получил Михайловский костёл в Ошмянах (1900-1910) и Николаевский костёл в п. Свирь Мядельского р-на (1908). В неоклассическом стиле перестраивались уже существующие классические храмы за счёт значительного дополнения их декора – Троицкий костёл в д. Индура Гродненского р-на (1825, 1901-1904).

В православном каменном зодчестве выделялось несколько направлений:

1 – после подавления восстания 1863 года активизировалось строительство типовых церквей, состоящих из 4-х частей. По имени инициатора их строительства виленского генерал-губернатора М. Муравьёва они стали называться “муравьёвки” – Антоньевская церковь в д. Коссово Ивацевичского р-на (1868), Николаевская церковь в Логойске (1862-1864), Троицкая церковь в п.Мир Кареличского р-на (1865). Разработка этого направления привела к увеличению размеров храмов, украшения их орнаментальным декором и приданию куполам более оригинальной формы – Покровская церковь в Гродно (1907), собор Трёх Святителей (1909-1911), церковь Александра Невского в Минске (1896-1898).

2 – дальнейшее развитие получил центричный тип храма с многокупольным завершением. При его возведении было рекомендовано использовать культовое наследие Московской Руси-Воскресенский собор в Борисове (1874), Крестовоздвиженский собор в Полоцке (1993-1997). 3

3 - продолжалось использование “кладки с изюмом” (бутовой камень) – Покровская церковь в д. Турец Кореличского р-на (1888)

4 – в особых случаях храмы возводились с использованием европейских неостилей – Сергеевская церковь в д. Лесковичи Шумилинского р-на имела черты неороманского стиля (начало XX века). Под влиянием неоклассицизма был возведён храм в д. Довск Рогачёвского р-на (начало XX века).

5- в псевдорусском стиле перестраивались полученные храмы других конфессий – бывшие фарные костёлы в Гродно (1896-1899) и Заславле (1868).

Массовый характер приняло и строительство частных каплиц. Архаичные пирамиды-захоронения уцелели в д. Малиновщина Молодеченского р-на (1898) и п. Узда (конец XIX века). В стиле неоготики были оформлены каплицы в д. Понемонь, д Святск под Гродно (вторая половина XIX века). Сохранилась красивая родовая каплица в псевдорусском стиле князей Паскевичей в Гомеле (1870-1889) и князей Святополк-Мирских в Мире (1904).

Особое место в архитектуре того времени занимали мемориальные каплицы – у д. Лесная Славгородского р-на (1908-1912) и д. Салтановка под Могилёвом (1912)

Романтизация народного быта и желание сократить затраты стали основными причинами того, что подавляющее большинство храмов продолжало строиться из дерева. В целом они повторяли очертания каменных храмов, но были меньших размеров и имели упрощённый декор. В д. Полонечка Барановичского р-на уцелел неоготический костёл св. Юрия (1899), а в д. Межаны Браславского р-на - необорочный костёл Мати Божьей (начало XX века). Среди православных храмов, состоящих из 4-х частей можно назвать церковь св. Константина и Алены в Воложине (1866) и Троицкую церковь в Быхове (1890-1899)

Оригинальное архитектурное решение имели и синагоги. В Гродно она была украшена килеподобными фронтонами и лиштвами окон в псевдорусском стиле (начало XX века). В Минске синагога была возведене в модернистском «мавританском» стиле (конец XIX века).

Лютеранские кирхи строились под влиянием неоготики – храмы в Гродно и Полоцке (начало XX века). Деревянные мечети с высокими минаретами сохранились до наших дней в Новогрудке (1855) и Ивье (1884)

Т.о., историзм в культовом зодчестве знчительно разнообразил отечественную архитектуру. Почти полное отсутствие модерна объясняется доминированием в религиозном окрудении консервативных взглядов.


  1. Садово-парковое искусство Беларуси.

В Европе во второй половине XVII – первой половины XVIII в. господствовал тип парка с регулярным симметрично-осевым членением плана, так называемый «французский сад», или «французская система Ленотра». Парки подобного типа известны в Белоруссии еще с начала XVIII в. регулярный стиль господствовал в усадебном паркостроении вплоть до 80-х годов XVIII в. Его основой являлся барочный принцип взаимопроникновения архитектурных форм и паркового пространства. Композиция зеленых насаждений как бы продолжала внутреннее пространство дворца, его парадный интерьер. Деревья и кустарники обрабатывались шаровидно, кубовидно и пирамидально, превращаясь в правильные объемные элементы, равноценные архитектуре сооружений. Планировка парка строилась по принципу веерной, лучевой или симметрично-прямоугольной системы, где выделялись четкие линии прямых аллей, водоемов и газонов. При этом главная аллея обычно совпадала с композиционной осью всего комплекса.

Значительное влияние на распространение типа «французского» парка оказали дворцово-парковые ансамбли Версаля в Париже и Лазенок в Варшаве. Близким по характеру организации с ними был регулярный парк Чарторыйских в Волчине с центральным каскадом каналов, стрижеными шпалерами. «Малым Версалем» называли дворцово-парковый ансамбль в Деречине, а «Полесским Версалем» в Белостоке. Большой интерес представляет парк в Ружанах. Он имел радиально-кольцевую планировку аллей, берущих начало у дворца, перспективу которых по внешнему периметру замыкали отдельные павильоны.

Часто для создания паркового окружения, достойного возводимым дворцам, магнаты приглашали французских мастеров паркостроения. Для разбивки парка при дворце Тизенгауза в Гродно приглашен ботаник из Лиона Жан Эмануил Жильбер, а знаменитому французскому паркостроителю Ленотру приписывают создание парка в Бочейково. Основная же масса многочисленных приусадебных парков создавалась местными садовниками, о высоком мастерстве которых можно судить по таким крупным парковым ансамблям, как в Слониме (Лерак, середина XVIII в.) и Альбе (Л.Лутницкий, XVIII в.).

В белорусских усадьбах парки создавались менее значительного масштаба, чем на Западе и в России. Для них характерны относительно небольшие площади, более скромное декоративное убранство, интимность, несложные симметричные композиции. Одной из основных черт местных парков было то, что они формировались на фоне величественных природных панорам, которые открывались из специально предусмотренных видов точек дворцового окружения. Создание регулярных парков требовавших больших затрат как на строительство, так и на последующий уход, было доступно лишь состоятельным владельцам. В мелкопоместных усадьбах чаще преследовалась хозяйственная целесообразность и парки отличались простотой в эксплуатации.

В тех случаях, где местность имела пересеченный характер, создавались так называемые регулярные парки «итальянского» типа. Они организовывались на основе террасной композиции, появившейся в эпоху барокко. Такие планировочные приемы берут свое начало в Италии, где широко использовались в загородных виллах Рима в XVII- XVIII вв. В «итальянских» парках на основе

регулярно-осевой системы предусматривалось оформление перепадов рельефа местности в виде террас, пандусов, гротов, лестниц. В большинстве случаев в таких парках рельеф обыгрывался 3-4 террасами. У их основания, как правило, устраивался водоем. Однако в основном равнинный характер рельефа Белоруссии предопределил ограниченное распространение террасных садов. Парки в виде обсаженных деревьями террас, спускающихся к водоему, были разбиты в Альбе, Витебске, Кореличах, Прилуках, Дворе-Низголово, Ружанах, Меречовщине, Семково, Свислочи. Вместе с тем необходимо отметить, что принципы организации «французского» и «итальянского» парков в белорусских усадьбах в чистом виде использовались редко. Чаще сады и парки представляли собой комбинированный вариант, сочетающий элементы как террасной, так и симметрично-осевой организации парковой среды, как это осуществлено в усадьбах Бельмонты, Бочейково, Деречин, Ивье, Понемонь.

Парки, основанные на принципе геометрического планировочного построения, сохранились в немногочисленных усадьбах Белоруссии: в Бочейково, Гродно, Скоках. В их композиции существенную роль играют аллеи как связи всего усадебного комплекса. Исходя из того что аллеи являются основным планировочным элементом и наилучшим образом сохранились до наших дней, представляется возможным определить общий характер решения того или иного паркового комплекса. В большинстве случаев известные нам парки представляют собой симметричные регулярные композиции, которые развивались по продольной планировочной оси за усадебным домом. Как правило, они имели тройную трассировку параллельных аллей (парки в Скоках. Большом Можейково). Центральная часть решилась в виде небольшого партера, разбитого на правильные геометрические формы. Отсутствие пышных партеров, украшенных цветочными арабесками и фонтанами, грандиозных лестничных каскадов округлой формы, скульптурных украшений делает парки белорусских усадеб этого времени совершенно отличными от парков Западной Европы.

Хорошо сохранился парк симмеирично-регулярной планировки в усадьбе Большое Можейково. Его основой зеленый массив расположен за усадебным домом в виде геометрической сети аллей и системы боскетов. Парадный партер здесь был спланирован в виде своеобразного салона перед зданием с рядом цветников и газонов. Он был выполнен в виде симметрично расположенных цветников прямоугольных и эллиптических очертаний. Перед зданием дворца были высажены две американские липы. Это был широко распространенный прием оформления зеленью главного фасада зданий. Во многих случаях усадебный дом фланкировался посадкой пихт или других хвойных пород, которые круглый год создавали ему зеленое обрамление.

Известный парк регулярного типа планировки сохранился в усадьбе Дубое. Он высажен липовыми шпалерами и ограничен цепью каналов и прудов по системе прямоугольников. Регулярной планировке была подчинена здесь и система прямоугольных и круглых прудов, соединенных между собой сетью проток и каналов геометрически правильной формы.

Некоторые сведения об организации паркового окружения дворцово-усадебных ансамблей рассматриваемого периода можно почерпнуть из литературных источников. Так, в ряде изданий можно обнаружить описание планировки парков при дворцах в Аннополе, Городиловке, Добровлянах, Друе, Залесье, Поставах, Ружанах, Свислочи, Хотимске.

Аналогичные сады были устроены в Дубровно и Рогачеве. Таким образом, можно сделать вывод, что это были преимущественно компактные регулярные парки. Где дворцы органично входили в общую композицию. Анализ ряда сохранившихся «французских парков свидетельствует об их симметричной разбивке вдоль продольной планировочной оси всего комплекса.

Одной из причин трудности в изучении регулярных приусадебных парков явилось то, что в конце XVIII в. происходила их массовая перепланировка в новом «пейзажном» стиле. В середине XVIII в. в библиотеках белорусских феодалов появился перевод французского издания Дедиля «Сады или искусство украшать сельские виды», в котором утверждаются новые принципы паркостроения.

Оппозиция против регулярного парка складывается, прежде всего, в Англии, где отчетливо прослеживается протест против стилизации природы. В противовес строгому подчинению природного ландшафта абстрактным геометрическим схемам английские садоводы выдвигают позицию «естественного» пейзажа.

Как в архитектуре, так и в паркостроении того времени существовал определенный переходный этап, предшествующей окончательному утверждению новых планировочных концепций. В организации парков и садов наблюдается постепенное разрушение регулярных композиций и создание пейзажных посадок рядом с существующими (парки в Бешенковичах, Скиделе, Кистенях). Появляется значительное количество парков смешанного регулярно-пейзажного типа планировки. Так, в усадьбе Полонечка рядом с центральным «английским» парком был разбит парк «на французский манер».

Несмотря на то, что уже к концу XVIII в. «благородный французский сад» был полностью вытеснен пейзажной планировкой, о ряде парков появившихся во второй половине XVIII в., еще нельзя судить как о художественно целостном решении. В это время пейзажно спланированное окружение дворца продолжают еще подчинять упорядоченно геометрической сетке аллей и тропинок, что вносит элемент регулярности в общую планировку ансамбля. Главная аллея таких парков совпадает с направлением планировочной оси всего комплекса. Так, в усадьбах Скоки и Перковичи прямоугольные сектора парка, выделенные геометрической сетью аллей, были оформлены живописными группами деревьев и полянами.
1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта