Главная страница
Навигация по странице:

Вопр к экз. Краеведение. Программные требования к экзамену по дисциплине Краеведение Понятие краеведение



Скачать 412.5 Kb.
Название Программные требования к экзамену по дисциплине Краеведение Понятие краеведение
Анкор Вопр к экз. Краеведение.doc
Дата 18.05.2017
Размер 412.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Вопр к экз. Краеведение.doc
Тип Программные требования
#9519
страница 3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Теодор Нарбут. (1784-1864 гг.) Нарбут родился в имении Шавры Лидского уезда, сейчас это Вороновский район. В 1803 г. заканчивает петербургский кадетский корпус военных инженеров в Петербурге. Занимается исследованиями Немана в группе гидрографа Энтельвейна. Участвует в войне России и Пруссии против Франции, а затем в русско-шведской. В боях его контузило так, что почти потерял слух. Строительство Бобруйской крепости - один из главных проектов его жизни. Во время возведения фортификационных сооружений увлекся раскопками. Еще одним стимулом в изучении прошлого стало знакомство с книгособирателем из Быхова, в собрании которого находилась уникальная рукопись 16в. Выйдя в отставку и поселившись в своем имении Шавры, всерьез занялся историческими исследованиями. Публикация «О курганах» положила начало научным работам. Правда, многие ученые обвиняли Нарбута в том, что он выдумывает первоисточники и много фантазирует. Но все же его заслуги перед исторической наукой несомненны: он – автор десятитомной «Древней истории литовского народа»- первого фундаментального исследования о современной истории белорусского и литовского народов, о ВКЛ. Следует отметить, что Нарбут опубликовал «Хронику Быховца» и в Друскининкае основал водолечебницу.

Главная роль в исследовании археологических древностей Беларуси принадлежала графу Н. П. Румянцеву, коллекция древностей которого составила обширнейший (так называемый Румянцевский) музей и при нем громадную библиотеку.

Н. П. Румянцев был сыном знаменитого полководца П. А. Румянцева-Задунайского. Посвятил себя дипломатической карьере. Выйдя в отставку (1814 г.) с пожизненным званием государственного канцлера, он обращается к научным разысканиям и в конце концов сколачивает вокруг себя кружок исследователей-энтузиастов. Последние 12 лет жизни Н. П. Румянцева были «самой блистательной эпохой изыскания наших древностей. Вся тогдашняя историческая деятельность сосредоточивалась около этого великого человека и патриота и жила более или менее значи­тельными его пожертвованиями». Сам граф уже давно занимался отечественной историей и еще в 1793 г. издал по-французски «Краткий очерк русской истории». Открывать и исследовать древние памятники...— такова была задача кружка. Со смер­тью Н. П. Румянцева (1826 г.) кружок распался.

Интересовался древней городской топогра­фией, монетами и вещами «первобытных времен» и т. д. Н. П. Румянцев интересовался раскопками. Особый интерес проявлял Н. П. Румянцев к древностям Беларуси, где он имел свою сеть корреспондентов и где у него было основное имение.

Исследованием Рогволодова камня (Рогволодов камень вблизи Орши с датой— 1171) занимался Егор Францевич Канкрин - Один из основателей Русского географического общест­ва, ученый-статистик, библиограф, академик, а тогда еще только чиновник почтового ведомства. Родился в германии, но большую часть жизни прожил в России. Сочинения о военном искусстве (1809) обратили на себя внимание барклая-де-толли и был представлен царю. Его военный талант не оценили. Затем переехал в могилев. Жил в орше и шклове. В 1822 году о нём вспомнили- стал членом государственного совета, 1823 – министр финансов.

Петр Иванович Кеппен- русский ученый, немецкого происхождения. Издавал труды по истории, географии, этнографии, демографии и статистике. В 1821 году переезжает в Полоцк и на средства Румянцева изучает крест Ефросиньи полоцкой.



  1. Развитие исторического краеведения во второй половине 19 – начале 20 вв.



  1. Краеведение в БССР в довоенный период.


Первая мировая война, революция и события гражданской войны прервали краеведческую работу в Белоруссии, тем более что она попала в круговорот военных действий. О серьезной работе по краеведению не могло быть и речи, но краеведческие организации стали возникать стихийно уже в 1918 г.

В 1919 г. возник кружок при Витебском отделении Московского археологического института. Он занимался изучением этнографии Белоруссии, собиранием предметов материальной и духовной культуры белорусского народа. В рукописном журнале «Белорусский этнограф» выпускавшемся участниками кружка, помещали работы А.П.Сапунов, М.В.Мелешко и другие исследователи Беларуси.

В 1919-1921 гг. исследование древностей в Беларуси формально находилось в руках Народного комиссариата просвещения БССР, ими занималось в Минске общество истории и древностей, по поручению которого в 1921 г. были произведены раскопки курганов в Заславле. Но нужна была специальная организация для проведения всех этих работ.

В 1922 г. создается Институт белорусской культуры, который объединил все, что относилось к делу изучения республики. Вначале Институт разрабатывал белорусскую научную терминологию и издавал руководства для молодой белорусской школы.

В 1923 г. Инбелькульт выделил из себя учреждение, которое занялось регистрацией краеведческих организаций.

Координировало работу краеведческих организаций -Центральное бюро краеведения. Руководителем ЦБК стал Вл-р Иванович Пичета – академик АН СССР. В задачи бюро входило объединять и направлять работу краеведческих организаций республики. В январе 1924 г. в Ленинграде состоялась конференция краеведческих бюро страны, на которой уже присутствовали и представители белорусского бюро.

В 1924 краеведческие организации возникают в Могилеве, Орше, Борисове. К концу года их число возросло до 19.

После создания ЦБК необходимо было выработать более четкие формы краеведческого движения, конкретизировать направления дальнейшей работы. Это было сделано на 1 Всебелорусском краеведческом съезде, проходившем с 7 по 20 февраля 1926 г. в Минске. В его работе приняло участие 87 краеведческих организаций из 167 зарегистрированных в ЦБК. Съезд принял ряд резолюций по организационным и практическим вопросам.

Съезд призвал краеведческие организации направить работу на учет и описание памятников археологии, архитектуры и искусства, на охрану памятников древности. «Краеведческие организации должны вести самое пристальное и повседневное наблюдение за тем, чтобы не уничтожались никакие памятники археологии и вообще древности, никем, без разрешения соответствующих учреждений, не раскапывались и не разрушались». Особое внимание обращалось на изучение народного хозяйства, мелких территориальных единиц.

Отдельным пунктом съезд указал на необходимость организации кружков краеведения при сельсоветах, избах-читальнях, школах, создания краеведческих музеев и библиотек, развития лекционной пропаганды, экскурсионной работы, издательской деятельности.

После съезда стали создаваться окружные, районные (городские) товарищества и кружки краеведения. В 1926 г. большинство окружных товариществ было принято на местный бюджет. Из средств исполкомов финансировались археологические раскопки, экспедиции, экскурсии, краеведческие музеи.

К началу 1927 г. в ЦБК БССР было прислано с мест 87 230 карточек с диалектными словами,9632 фольклорные записи, 179 коллекций, 413 описаний и сообщений о памятниках истории и культуры, природе и экономике края, 796 других сведений. В республике в это время действовало 18 музеев, в которых насчитывалось 11 239 экспонатов.

В феврале 1927 года состоялся II съезд краеведов Белоруссии, на котором было представлено 240 организаций, объединивших 9637 членов. Подводя итоги развития краеведения за год, съезд призвал краеведческие организации не ограничиваться собирательской работой, описаниями и наблюдениями природных явлений, а обратить внимание на изучение районов согласно программе, которая охватывала не только природно-географические условия, экономику, хозяйство и историю, но и быт населения. Съезд способствовал дальнейшему развитию краеведческой работы. Краеведение занимало все большее место в общественной и научной жизни республики. Краеведы участвовали в создании местных архивов, музеев, в мероприятиях по охране памятников истории и культуры, выступали с докладами на окружных конференциях, публиковали материалы исследований в печати.

К началу 1930г насчитывалось 333 краеведческие организации, объединившие 10500 членов, 4 окружных , 15 районных,12 школьных краеведческих музеев и 8 краеведческих уголков. О направлении краеведческих организаций можно судить хотя бы по тому факту, что только в 1929 г. краеведами было прочитано 50 научных докладов, проведено 112 экскурсий и 4 экспедиции, собрано 5745 экспонатов, сделано 232 описания, издано 4 рукописных сборника и журнала,2 газеты, заполнено 847 ответов на анкеты и т.д.

Большую роль в развитии белорусского краеведения сыграл журнал «Наш край», в котором освещалась тематика и методика краеведческой работы. Кроме журнала, материалы по краеведению публиковались в газете «Савецкая Беларусь», журналах «Полымя», «Маладосць», окружных и районных изданиях краеведческих организаций -«Віцебшчына», “Магілеўшчына”, “Барысаўшчына” и др.


  1. Развитие краеведческой работы в БССР в послевоенные годы.


Краеведческое движение в Белоруссии, прерванное Великой Отечественной войной возобновляется сразу же после окончания войны.

Оно развивается по двум направлениям:

- государственное краеведение – восстановление и начало деятельности научно-исследовательских институтов, вузов, музеев, библиотек, тематических экспедиций АН БССР)

- школьное краеведение – изучение близлежащей местности школой, находящейся в этой местности.

Большое значение для изучения края имеют школьные краеведческие кружки, которые позволяют организовать систематическое изучение края по определенной программе и с постоянным составом школьников.

Интересную краеведческую работу проводил исторический кружок Сутковской СШ Лоевского р-на Гомельской обл., под руководством учителя истории. Члены кружка собирали материалы о революционном движении в Лоевском р-не, о деятельности Лоевской группы РСДРП, о партизанском движении на территории р-на в годы ВОВ, принимали участие в археологических раскопках, проводимых в Лоевском р-не Институтом истории материальной культуры АН БССР, совершали походы по историческим местам. Юные краеведы собрали ценный материал по истории своего края, разнообразные вещественные памятники, положившие начало школьному краеведческому музею. Многие экспонаты были переданы Гомельскому областному историко-краеведческому музею.

На базе исторических кружков и в результате поисково-исследовательской деятельности, проводимой в походах и экскурсиях, были созданы историко-краеведческие музеи и уголки в Юровичской СШ Калинковичского р-на Гомельской обл., Валевской СШ Кореличского р-на Гродненской обл., Лоевской СШ и др.

Весомый вклад в краеведение внесли пионеры и школьники республики. Только в 1937-1974 гг. они установили 3455 ранее неизвестных имен воинов Советской Армии, партизан и подпольщиков, выявили 125 воинских могил, организовали уход за 2073 братскими захоронениями, открыли 1750 новых музеев, комнат и уголков.

Большую работу по пропаганде поисковой деятельности пионеров и школьников проводят школьные музеи. В 1958 г. в Белоруссии их было свыше 400, в 1973 году насчитывалось 3,5 тыс. музеев.

Наряду с известными, проверенными формами краеведческой работы в республике применялось немало новых форм:

- дни и недели революционной и боевой славы,

- создание патриотических клубов,

- создание школьных научных товариществ,

- проведение вечеров, посвященных знаменательным и памятным датам, - организация лекториев, кинолекториев,


  1. Становление и развитие музейного дела в Беларуси.


МУЗЕЙ - ( от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Местом концентрации археологических находок, выявленных экспедициями археологических учреждений и в итоге собирательной деятельности краеведов-любителей, стали государственные и краеведческие музеи.

Постепенно в 20-е годы на территории Советской Белоруссии были созданы четыре государственных исторических музея: в Минске, Витебске, Могилеве и Гомеле. Экспонаты музеев, которые хранились в фондах и были выставлены для осмотра, представляли значительное культурное и научное богатство, к которому получили вход широкие массы трудящихся города и деревни.

30 января 1919 г. был основан Минский областной музей. Основу его экспозиции создала коллекция Минского церковного Историко-археологического комитета. 31 августа 1922 г. Минский областной музей был реорганизован в Белорусский государственный (Белгосмузей), который состоял из нескольких отделов: историко-археологического, этнографического, искусствоведческого и др.

Коллекции Историко-археологического отдела Белгосмузея пополнялись из материалов, полученных в итоге археологических раскопок на территории республики. В следующие годы музей пополнялся археологическими экспонатами из раскопок К.М.Поликарповича на Полесье, А.М.Левданского в Борисовском округе, под Заславьем.

БГМ в Минске придавали статус центрального музейного учреждения с филиалами (отделениями) в Витебске и Могилеве (с 1926 и в Гомеле), куда должны были передаваться все памятники общереспубликанского значения..

В 1925 г. был основан Витебский государственный музей, который базировался на коллекциях четырех ранее действовавших музеев. Кроме этого музей получил богатое наследство от А.П.Сапунова: его библиотеку, рукописи, печатные труды. К 1928 г. в музее насчитывалось около 3000экспонатов, расположенных в трех отделах. Историко-археологический отдел комплектовался из предметов, которые представляли историческую ценность и были получены в основном с территории Витебщины и Полоччины. Палеонтологическая коллекция состояла из 450 экспонатов и была представлена костями мамонта, носорога.

Здесь экспонировались различные украшения ( гривни, кольца, браслеты, бусы и т. д.), оружие и доспехи (боевые топоры, наконечники дид и стрел, фрагменты кольчуги и остатками шерстяной ткани), керамические и костяные изделия. В целом эта коллекция насчитывала свыше 1500 предметов.

До образования Белорусской Советской Республики в Могилеве действовали два особые музеи: музей, который имел исторический, этнографический и географический отделы, созданный в 1879 г. А. С. Дембовецким, и музей церковных древностей, основанный в 1897 г. Е.Р. Романовым. На базе этих двух музеев в 1918 г. в Могилеве был основан единый губернский музей, который в 1924 г. был реорганизован в Могилевское отделение Белорусского государственного музея, главной задачей которого стало собирание, изучение, охрана и популяризация памятников истории и культуры Могилевщины. В 1927 г. в музее было семь отделов, в то числе археологический, который по количеству экспонатов был небольшим и пополнялся предметами из раскопок древних поселений и захоронений в Могилевском Поднепровье.

Гомельский историко-художественный музей имени А.В.Луначарского создан в 1919 г., а в 1927 г. был реорганизован в отделение Белорусского государственного музея. Археологическая коллекция Гомельского музея была довольно большой и состояла из кремневых изделий труда (ножи, топоры), оружия (наконечники стрел и дид из камня и железа), различных украшений. Особенно много предметов было, полученных в результате раскопок курганов. Большой научный интерес имела палеонтологическая коллекция музея, которая включала кости мамонта, носорога, оленя и других ископаемых животных.

В работе исторических музеев значительное место занимала организация различных выставок, которые знакомили посетителей с историей общества.



  1. Типы музеев, профили музеев, фонды музеев.


Существует целая научная дисциплина, МУЗЕЕВЕДЕНИЕ или МУЗЕОЛОГИЯ, которая изучает историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

МУЗЕЙ - ( от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Типы музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные.

Особое место в системе краеведческих исследований занимают народные историко-краеведческие музеи, создаваемые при сельских советах, колхозах, совхозах, дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии. К ним тесно примыкают историко-краеведческие музеи школ, училищ, техникумов. Все они создаются и работают на общественных началах, являются центрами, где концентрируются материалы, собранные краеведами. Их задача – собирать, хранить, изучать, и экспонировать памятники истории и культуры края в целях воспитания и образования учащейся молодежи и школьников.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев: историко-революционные, боевой и трудовой славы, мемориальные, истории учебных заведений, промышленных предприятий, колхозов, совхозов,

Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.

Музей открывается при наличии собранных краеведами коллекций подлинных памятников истории и культуры, на основе которых создана экспозиция музея определенного профиля, актива, способного проводить воспитательную и культурно-просветительскую работу среди населения при помощи музейных экспонатов, помещения и минимально необходимого оборудования, обеспечивающего сохранность и условия для показа собранных коллекций.

В феврале 2007 г. у нас в техникуме был открыт музей истории создания Минского техникума предпринимательства. Приказ об его открытии был издан директором техникума Борейко Г.С. Материалы музея рассказывают об истории создания техникума, его первых выпускниках, педагогах, о современной жизни учебного заведения. В 2008 г. выпускник программного отделения Каменко А.В. создал виртуальный музей МТП.

Музеи учебных заведений отличаются от остальных музеев тем, что вся их деятельность включается в общий план учебно-воспитательной работы школы (училища, техникума). Основным признаком музея является наличие коллекций подлинных материалов, которые дают возможность с необходимой полнотой раскрыть события, факты, явления. Не все собранные материалы можно использовать в экспозиции музея, а только те, которые достаточно полно могут отразить основные вопросы темы.
1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта