Главная страница
Навигация по странице:

Протокол 1 от 28



Скачать 3.13 Mb.
Название Протокол 1 от 28
Анкор Sillabus_po_IGPZS.doc
Дата 12.04.2017
Размер 3.13 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Sillabus_po_IGPZS.doc
Тип Протокол
#45
страница 3 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

«ОДОБРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»

заведующая кафедрой Первый проректор

к.ю.н., доцент д.ю.н., профессор
_________Наурызбай А.Ж. ________Жиренчин К.А.

«___»______________2012г. «___»_________________2012г.


История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока

КЕЙС-СТАДИ №1

предназначен по теме:

Законы Хаммураппи
Специальность«5В030100– Юриспруденция»
Академическая степень бакалавра

Форма обучения-дневное
Курс 1


Астана, 2012

КЕЙС-СТАДИ составлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.
КЕЙС-СТАДИ подготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

КЕЙС-СТАДИ обсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.
Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.
Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.

Рекомендовано УМС
Протокол № ___«___»____________20__ г.





СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ

Стр.

1

Структурные разделы кейс-стади




2

Цель кейс-стади по заданной теме




3

Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Законы Хаммурапи»




4

Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов





5

Казусы-ситуации




5.1

Тестовые вопросы для закрепления знаний




5.2

Иллюстративный материал




5.3

Список использованной литературы




5.4

Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов




6

Ответы по разрешению кей-стади по теме «Законы Хаммурапи»





Структурные разделы кейс-стади
Цель кейс-стади по заданной теме

Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с пра­вовыми документами, нормативными актами и другими источ­никами права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.
Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:

«Законы Хаммурапи»
Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих ис­торию государства и права Древнего Вавилона и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным мате­риалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сде­лать анализ ряда положений Законов Хаммурапи . Основная цель этой работы — научить понимать смысл Законов Хаммурапи, направленность их норм, возможность практического применения.

"ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ"

(1 час)

Хаммурапи стал правителем Вавилона в 1792 г. до н. э. В то время Вавилон представлял собой небольшое государственное образование, состоявшее из города Вавилона и окружавших его мелких сельских поселений. В период правления Хаммурапи, длившийся немногим более четырех десятилетий — по 1750 г. до н. э. — Вавилон превратился, благодаря успешным завоеваниям, в крупнейшее и могущественнейшее государство в Месопотамии. Под властью Хаммурапи оказалась почти вся территория дан­ного региона Древнего Востока. Эпоха могущества Вавилона, его господства над Месопотамией была, однако, недолгой. После смерти Хаммурапи созданное им государство стало разрушать­ся. Ослабление государственной власти влекло за собой утрату территорий. Вавилон возвращался к своему первоначальному состоянию — к существованию в качестве маленького государ­ства. В 1595 г. Вавилон оказался завоеванным сначала хеттами, а затем касситами и вообще перестал быть самостоятельным государством.

"Законы Хаммурапи" были созданы в эпоху расцвета могущества Ва­вилонского государства. Они вобрали в себя юридический опыт многих других государственных образований, существовавших на территории Месопотамии во времена, предшествовавшие возвышению Вавилона. Их нормы продолжали действовать в рам­ках различных месопотамских обществ многие столетия спустя после падения Вавилона. "Законы Хаммурапи" относятся, таким образом, к числу наиболее значительных правовых памятников Древнего Востока.

Изучение "Законов Хаммурапи" на семинарских занятиях призвано дать студентам понимание особенностей правовой культуры вавилонского общества, сведения о правовом статусе основных групп населения Вавилона, знания действовавших в его условиях норм брачно-семейного, гражданского и уголовного права, правил судопроизводства.

Для достижения указанных целей на семинарском занятии по данной теме необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Общая характеристика "Законов Хаммурапи".

2. Правовое положение основных групп населения по "Зако­нам Хаммурапи".

3. Институты брачно-семейного права по "Законам Хамму­рапи".

4. Институты вещного права. Виды договоров по "Законам Хаммурапи".

5. Преступления и наказания по "Законам Хаммурапи".

6. Суд и судебный процесс в "Законах Хаммурапи".

Первый вопрос. Готовясь к обсуждению этого вопроса на се­минарском занятии, следует прежде всего обратить внимание на историю находки "Законов Хаммурапи" французскими археологами и на характер оригинального текста данного памятника, высеченного на каменной стеле знаками классического вавилонского диалекта аккадского языка. Дело в том, что текст "Законов", публикуемый в различных изданиях (хрестоматиях или сборниках исторических документов), есть результат научной обработки оригинального текста. Этот текст разбили на статьи, к нему добавили фрагменты, выскобленные со стелы и восстановленные на основе текстов, которые были на­чертаны на глиняных табличках, обнаруженных в той же мест­ности, где археологи нашли указанную стелу.

Далее необходимо рассмотреть структуру "Законов Хамму­рапи". Даже самый поверхностный взгляд позволяет выделить Вданном правовом памятнике выделяют три отдельных части, а именно: про­лог, основной текст, разбитый на 282 параграфа, и эпилог. Такая структура присуща и правовым памятникам Месопотамии, предшествовавшим по времени создания "Законам Хаммурапи". В частности, пролог имеет юридический сборник, составленный и государстве Шумера и Аккада в период правления Шульги (2093—2046 гг. до н. э.), — так называемые "Законы Шульги"1. В этом прологе говорится о защите вдов и сирот, бедных и слабых от посягательств богатых и сильных. О том, что после основно­го текста "Законов Шульги" шел эпилог, можно только предпо­лагать — текст данного правового памятника сохранился не в полном его объеме. С пролога начинается и юридический сбор­ник, созданный в месопотамском государстве Иссин во время правления Липит-Иштара (1934—1924 гг. до н. э.). Пролог име­ется и в дошедшем до нас тексте сборника правовых норм Эш-нунны — маленького месопотамского государства, покоренного в 1756 г. до н. э. Вавилоном. Историки датируют появление "За­конов Эшнунны" временем около 1790 г. до н. э. и считают дан­ный правовой памятник непосредственным предшественником "Законов Хаммурапи". Как бы то ни было, предпосылая основ­ному тексту своих "Законов" пролог, Хаммурапи следовал усто­явшимся традициям месопотамской юриспруденции. Традици­онным является в некоторой степени и содержание пролога. В нем выражаются типичные для древневосточной политической идеологии представления о функциях государственной власти, о предназначении верховного правителя.

В прологе к своим "Законам" Хаммурапи дает оценку себе как властителю, широко используя при этом мифологические образы и высокие эпитеты. Студенты должны попытаться разъ­яснить смысл этих образов и эпитетов, показав, какие идеоло­гические концепции о сущности государственной власти и ее функциях в обществе выражает пролог.

После этого рекомендуется обратиться к эпилогу "Законов", поскольку в нем развиваются идеи, провозглашенные в проло­ге. При анализе содержания эпилога особое внимание следует уделить той характеристике, которую Хаммурапи дает здесь своим "Законам". Слова Хаммурапи, приводимые в эпилоге, сви­детельствуют о том, что его решение начертать текст "Законов" на стеле не было случайным — оно было продиктовано совершенно определенными представлениями вавилонского правите­ля о сущности своих "Законов", об их роли в общественной жиз­ни. Студенты должны рассказать, в чем заключается суть этих представлений.

Обращаясь к основному тексту "Зшсоиои Хаммурапи", не­обходимо в первую очередь ответить ни вопрос, есть ли в нем ка­кой-нибудь порядок в расположении правовых норм. Если поря­док все же обнаруживается, то каков он? Далее необходимо ос­тановиться на вопросе о происхождении этих норм, а именно: являются ли они записью обычаев, судебных решений или же их источник — воля исключительно одного Хаммурапи, возжелав­шего по-своему переустроить общественные отношения в Вави­лоне.

Свои "Законы" Хаммурапи представляет в прологе и эпи­логе к ним как воплощение справедливости. Студенты должны определить при анализе их основного текста, чем является та­кая характеристика "Законов" — просто идеологическим мифом или же отражением реальности. Что такое справедливость в понимании Хаммурапи? Действительно ли содержание "Законов Хаммурапи" пронизано началами справедливости?

Общая характеристика любого правового памятника пред­полагает, помимо прочего, характеристику его правовых норм. Рассматривая основной текст "Законов Хаммурапи", необходимо обратить внимание на форму их изложения. Какова она — ка­зуистична или абстрактна? Используются ли в данном правовом памятнике при изложении норм какие-либо абстрактные юри­дические понятия?

Для древневосточных обществ закономерностью является тесная связь правовой культуры с религией. Обнаруживается ли влияние религии на правовые нормы в "Законах Хаммурапи"? Если да, то в чем выражается это влияние? Каков его характер?

После ответа на указанные вопросы можно предпринять по­пытку определить, основываясь строго на тексте "Законов Хам­мурапи", юридическую природу данного памятника, настоящую цель его создания.

Второй вопрос. При обсуждении этого вопроса на семинар­ском занятии необходимо в первую очередь

назвать те социальные группы, статус которых юридически оформляется в "Законах Хаммурапи". Сделать это не просто. Для обозначения различных групп населения в переводах тек­ста "Законов" на русский язык широко используются термины языка оригинала, такие как, например: "редум", "баирум", "там-кар", "мушкенум" и др. При этом в самих "Законах" не дается специальных определений данных терминов. К тому же многие из них употребляются редко — не более чем в трех-четырех статьях. Поэтому подлинное их значение не может быть уста­новлено в полном объеме. Однако с учетом контекста, в котором применяются указанные термины, а также с помощью сравни­тельного метода вполне можно установить, какую категорию на­селения каждый из них обозначает. По роду занятий это могут быть землевладельцы, купцы или же государственные служа­щие, жрецы; по месту в общественной иерархии — высшие или низшие классы.

Особое внимание следует обратить на термин "человек", ис­пользуемый в русском переводе текста "Законов Хаммурапи". Данный термин выступает здесь, по меньшей мере, в трех зна­чениях. В большинстве статей он обозначает лично свободного общинника, владельца земельным участком, способного покупать серебро, золото, рабов, домашний скот. Это первое значение тер­мина "человек". В некоторых статьях он равнозначен термину "физическое лицо", обозначая человека, индивида как такового. Это его второе значение. И, наконец, в ряде случаев термином "человек" называется представитель определенной социальной группы. В этих случаях он противопоставляется члену другой социальной группы, состоящей из мушкенумов. Таково третье значение рассматриваемого термина. Студенты должны отыс­кать в тексте "Законов Хаммурапи" статьи, показывающие каж­дое из указанных трех значений термина "человек".

Рассматривая правовой статус таких социальных групп, как редумы, тамкары и мушкенумы, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. Характер воз­ложенных на них повинностей в пользу государства во многом определял и характер их правового статуса, место в обществен­ной иерархии. Студенты должны привести конкретные статьи "Законов Хаммурапи", иллюстрирующие отмеченную законо­мерность.

Наиболее отчетливо различия в правовом положении соци­альных групп вавилонского общества проявляются в статьях "Законов", определяющих наказания за те или иные преступле­ния. Студенты должны найти эти статьи и на конкретных при­мерах показать суть указанных различий.

Лица, относящиеся к группе несвободного населения, в рус­ском переводе текста "Законов Хаммурапи" именуются рабами. При анализе норм, закрепляющих правовой статус данной со­циальной группы, следует учесть, что в "Законах" говорится о различных категориях рабов. Студенты должны назвать эти ка­тегории и при этом определить, существуют ли какие-либо раз-линия в их правовом положении. Если да, то между какими ка­тегориями рабов, и в чем заключаются эти различия''

При описании правового положении рабов необходимо об­ратить внимание на следующие статьи "бакшиш Хаммураппи": 7, 171, 175, 176, 199 и 247, 205, 213, 214, 2;И, 21.1 и 282, 278 282. Какие выводы о правовом положении paбов можно сделать из содержания указанных статей?

Третий вопрос. Нормы брачно-семейного права занимают в "Законах Хаммурапи" почти четвертую часть основного текста. Они расположены здесь компактно со 12Я-ой по 193 статью. К сфере брачно-семейпого права можно отнести также статьи 194 и 195 рассматриваемого сборника, хоти зафиксированные здесь нормы имеют одновременно ярко выраженный уголовно-правовой характер, поскольку в них идет речь о пре­ступлениях и наказаниях за преступления. Уголовно-правовы­ми по своему характеру являются и другие статьи указанной части "Законов" — они также посвящены преступлениям и на­казаниям. Их присутствие в группе норм брачно-семейного пра­ва свидетельствует о том, что в вавилонском обществе предпри­нимались особые меры по защите устоев семьи.

"Законы Хаммурапи" выражают определенные представле­ния о природе и цели брака. Как можно определить юридичес­кую природу и цель брака по нормам рассматриваемого право­вого памятника? Нормы "Законов Хаммурапи" устанавливают, что заключенный брак будет действительным лишь при соблю­дении определенных условий. Какие это условия? При каких обстоятельствах возможен развод супругов?

После ответа на указанные вопросы следует, основываясь на конкретных статьях "Законов Хаммурапи", определить права и обязанности супругов. При этом в оценке правового положе­ния мужа и жены необходимо избегать односторонности. К при­меру, описывая статус замужней женщины, необходимо специ­ально остановиться на предусмотренных для нее нормами "За­конов" гарантиях материального содержания. Студенты должны выявить эти нормы в тексте изучаемого правового памятника.

При анализе имущественных прав и обязанностей супругов следует обратить внимание на статьи 159—164, в которых идет речь о брачном выкупе и приданом супруги, а также на статью 150, где говорится об имуществе, перешедшем от мужа к жене по договору дарения. Какова юридическая природа этих катего­рий имущества? Как меняется статус приданого в различных обстоятельствах? "Законы Хаммурапи" содержат также нормы, регулирую­щие взаимоотношения родителей и детей. Эти нормы ограничи­вают власть родителей над детьми. В чем состоят данные огра­ничения?

Каково правовое положение приемных детей по "Законам Хаммурапи"?

К нормам, регулирующим взаимоотношения родителей и детей, тесно примыкают правила наследования детьми имуще­ства их отца. Какой порядок наследования имущества родите­лей детьми устанавливают "Законы Хаммурапи"? Может ли отец отстранить сына от наследования семейного имущества?

Четвертый вопрос. Институты вещного права — это в первую очередь институты права собственности, владения или держания, то есть совокупности правовых норм, закрепляющих те или иные вещи во власти ка­кого-либо субъекта права — будь это отдельный индивид или объединение индивидов (корпорация, товарищество, община).

В Вавилоне, как и во всех других древних странах, главной вещью, составлявшей фундамент благосостояния индивида, се­мьи и общества в целом, выступала земля. В силу такого свое­го значения земельные участки становились объектом сложней­ших правоотношений, в которых вещные права индивида опре­делялись во многом в зависимости от его места в общественной иерархии, они тесно переплетались с личными его повинностями в пользу государства или общины.

Содержание "Законов Хаммурапи" ясно свидетельствует о том, что земельные участки являлись в вавилонском обществе предметом гражданского оборота — они могли продаваться, сда­ваться в аренду, обмениваться, передаваться по наследству, быть предметом залога (см., например: ст. 39—42). Следователь­но, здесь был вполне развит институт права собственности на землю. Вместе с тем, однако, осуществление этого права имело некоторые правовые ограничения. Студенты должны вниматель­но прочитать статьи "Законов Хаммурапи", в которых идет речь о земельных участках, и найти указанные ограничения. Необхо­димо четко определить те условия, при которых по "Законам Хаммурапи" можно было совершить куплю-продажу земли, сдать земельный участок в аренду, сделать его предметом дого­вора мены, передать по наследству, отдать в залог.

Текст изучаемого правового памятника показывает, что земля могла быть объектом не только права собственности, но и других вещных прав. Студенты должны самостоятельно определить характер этих прав. Особое внимание следует при этом уделить институту служебного держания — нормам, которые устанавливали вещные права на земельные участки, получен­ные от правителя за государственную службу. "Законы Хаммурапи" зафиксировали несколько разновидностей таких вещных прав, которым сопутствует обязанность нести государственную службу. Какие разновидности института служебного держания можно обнаружить в тексте "Законов"? Что они собой представ­ляют и чем друг от друга отличаются?

Помимо земельных участков, объектом права собственнос­ти, служебного держания и других вещных прав по "Законам Хаммурапи" могли выступать также иные материальные пред­меты (дом, сад, скот, рабы, драгоценные металлы, продукты и т. д.). Студенты должны проанализировать конкретные статьи, в которых идет речь о вещных правах на эти предметы, и сде­лать соответствующие выводы.

После рассмотрения всего комплекса норм "Законов Хам­мурапи", закрепляющих те или иные материальные предметы во власти индивида, общины или правителя, следует перейти к анализу статей, в которых идет речь о договорах. В первую оче­редь необходимо установить, какие виды договоров нашли свое отражение в тексте изучаемого правового памятника. Затем сту­денты должны дать описание условий тех договоров, которые упоминаются здесь наиболее часто. К их числу относятся дого­вор купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. "За­коны Хаммурапи" показывают, что государственная власть ши­роко вмешивалась в договорные отношения частных лиц, огра­ничивая их свободу в выборе условий договоров определенны­ми рамками. В чем конкретно проявлялось вмешательство госу­дарства в указанную сферу?

Какие правила устанавливаются в рассматриваемом право­вом памятнике относительно договора купли-продажи?

"Законы Хаммурапи" предусматривают не только имуще­ственную, но и личную ответственность должника перед креди­тором. В чем заключалась указанная ответственность? Вместе с тем, нормы "Законов" содержат определенные ограничения вла­сти кредитора над должником. В чем состоит суть этих ограни­чений?

Какие правила устанавливаются относительно договора аренды? Какими правами обладает арендатор? В чем состоят его обязанности?

Как регулируется договор найма? Какими правами обладает наемный работник? Каковы его обязанности? Какие правила установлены в "Законах Хаммурапи" отно­сительно договора хранения? При каких условиях данный дого­вор считается юридически действительным?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
написать администратору сайта