Главная страница
Навигация по странице:

Семинарские занятия по ИДМ. Семинарские занятия по курсу История Древнего Мира Тема Хозяйственный уклад, человек и общество Месопотамии Старовавилонского периода по Законам Хаммурапи



Название Семинарские занятия по курсу История Древнего Мира Тема Хозяйственный уклад, человек и общество Месопотамии Старовавилонского периода по Законам Хаммурапи
Анкор Семинарские занятия по ИДМ.doc
Дата 01.05.2017
Размер 72 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Семинарские занятия по ИДМ.doc
Тип Семинар
#5709

Семинарские занятия по курсу

« История Древнего Мира»
Тема 1. Хозяйственный уклад, человек и общество Месопотамии Старовавилонского периода по Законам Хаммурапи.
I.Общая характеристика источника.

А) Время создания;

Б) Причины создания;

В) Структура;

Г) Достоинства;

Д) Недостатки (с точки зрения современного права).
II.Хозяйственный уклад

1.Сельское хозяйство:

А) Место сельского хозяйства в экономике страны.

Б) Условия осуществления земледельческих работ.

В) Наиболее

§

о чем?

о ком?
поставленные вопросы, проведите тщательную работу с источником: заполните таблицу

Краткая аннотация содержания параграфов Законов Хаммурапи позволит вам выполнить задания разной степени сложности, большая часть которых направлена на интегрирование “рассыпанных” по всему источнику сведений социально-экономического характера.

2. При общей характеристике источника обратите внимание на время его создания. Это позволит понять исторический контекст появления законов, объяснить потребность в их записи.

3. Подумайте, почему Законы Хаммурапи стали образцом при создании народами древности их первых законодательных актов. В чем совершенство Законов Хаммурапи?

В чем проявляется мудрость Хаммурапи как создателя законов и правителя Старовавилонского царства?

4. Что вас поразило в источнике? С чем вы не согласны? Что вам кажется наиболее важным в законах?

Если бы вы жили в Европе начала XX в. и работали журналистом, что бы вы написали в статье “ Сенсация! Найдены Законы Хаммурапи”.

II. 1. При изучении многоотраслевой хозяйственной деятельности населения Месопотамии II тыс. до н.э. прежде всего постарайтесь доказать, что сельское хозяйство было доминирующей сферой жизни.
Обратите внимание на количество населения, участвовавшего в сельскохозяйственном производстве, на предметы экспорта, на формы оплаты труда государственных служащих. Какие еще аргументы вы можете назвать, доказывая свою точку зрения?

2. Что значил земельный участок в жизни человека Месопотамии? Какие орудия труда он использовал? Насколько радикально они изменились по сравнению с первобытнообщинной эпохой? Почему производительные силы в Месопотамии развивались медленно? О каком типе хозяйства это свидетельствует?

3. Какую роль играл Хаммурапи в организации жизни сельскохозяйственного населения Месопотамии? Почему Хаммурапи мог рассматривать все орошаемые земли как свои собственные? Какие меры предпринимал Хаммурапи для увеличения прибавочного продукта в сельском хозяйстве? В чем заключалась основная функция чиновников государственного аппарата? Что такое”трудовая повинность”? Чем расплачивался земледелец за недобросовестное отношение к ирригационной повинности?

Для ответа на эти вопросы используйте не только Законы Хаммурапи, но и частноправовые документы, помещенные в “Практикуме…”(с.55-56).

4.Только ли признаки экстенсивной организации сельскохозяйственного производства отмечены в источнике? Если вы сомневаетесь в ответе, выпишите из словаря иностранных слов признаки “интенсивного” и “экстенсивного” производства и найдите подтверждение признаков интенсивности сельского хозяйства в Законах Хаммурапи.

5. Проанализируйте § 59 и объясните, почему жизнь дерева приравнивалось к жизни человека. Объясните, почему Месопотамия производила впечатление цветущего сада.

III. 1. Перечислите сферы ремесленного производства в Месопотамии. Дайте определение понятию “ремесленник”, подчеркнув неземледельческий характер труда этой группы населения, производящей товары и оказывающей услуги населению страны. Как вы думаете, воин был ремесленником? А землекоп?

2. Проанализируйте § 274, в котором идет речь о царских ремесленниках. Как вы думаете, 5 ше серебра (0,25г.) было оптимальным или минимальным заработком ремесленника в день? Сколько времени приходилось работать царскому ремесленнику, чтобы получить вознаграждение, равное доходу врача? Почему Хаммурапи установил разные расценки за труд врача и работников физического труда? Почему все царские ремесленники получали одинаковое вознаграждение за свой труд?

3. Назовите объективные ( не зависящие от воли и сознания человека) и субъективные (личностные) факторы, которые способствовали и, напротив, препятствовали развитию ремесленного производства в Месопотамии.

Могли ли способствовать развитию ремесленного производства такие факторы, как отсутствие сырья, изобилие сельскохозяйственной продукции, наличие ранжированного общества, элитарные слои которого предпочитали жить в городах, появление профессиональной армии, господство натурального хозяйства, суровые меры ответственности за недобросовестный труд ремесленника, зависимость заработка ремесленника от социального статуса заказчика,”уравниловка” в оплате работников физического труда?

4. Как вы думаете, произошло ли в Месопотамии окончательное отделение ремесла от сельского хозяйства?

Отвечая на этот вопрос, в свою очередь, подумайте: какую часть населения в процентном отношении составляли ремесленники? Был ли в Месопотамии рынок товаров и услуг? Потребности каких слоев населения обслуживали ремесленники? Обратите внимание на тот немаловажный факт, что с ремесленниками надо было расплачиваться только серебром.

IV. 1. Проанализируйте блок статей, посвященный тамкарам и шамаллумам. Определите правовой статус лиц, связанных с внешней торговлей.

Можно ли утверждать, что тамкары и шамаллумы были связаны именно с внешнеторговыми операциями? Сопряжена ли была внешняя торговля с опасностью, риском? Какие взаимные обязательства были у тамкаров и шамаллумов?

Можно ли считать, что внешняя торговля была монополией государства?

2. Выделите объективные и субъективные причины, благоприятствовавшие и препятствовавшие развитию торговли, как внутренней, так и внешней.

Постройте ответ по аналогии с рассуждениями на вопрос III. 3.

Подумайте, могло ли способствовать развитию торговли постоянное присутствие свидетелей, требование письменного оформления всех торговых сделок, наличие двойного эквивалента стоимости товаров, низкая покупательная способность населения?

3. При господстве натурального хозяйства и низком уровне развития товарно-денежных отношений ростовщичество приобретало ряд несвойственных ему черт: ростовщики получали свою прибыль не только предоставляя кредиты под проценты. Какими еще были источники обогащения ростовщиков в Месопотамии? (Они указывают на сферы деятельности этой группы населения, не связанной с производством). Ростовщичество было легализовано( разрешено законами), поэтому можно ли считать эффективными меры Хаммурапи по борьбе с ростовщичеством?

Какие последствия вызывало дальнейшее развитие ростовщичества?

V. 1. Ключом к пониманию специфики общественных отношений у всех народов Древнего мира является изучение поземельных отношений, определявших статус социальных групп. В Древней Месопотамии земля овеществляла собой наиболее устойчивую материальную ценность, поэтому изучение характера общества в этой цивилизации следует начинать с выявления фондов земельной собственности и выяснения фактического положения обладателей земельных участков, включенных в эти фонды.

Сколько фондов земельной собственности вы обнаружили? Существовала ли при Хаммурапи храмовая собственность и, соответственно, храмовой фонд земель? Можно ли выделять в особый фонд частную земельную собственность?

2. Обратимся к изучению фонда царских земель. Какую он имел структуру?

Какие земли называются уступленными? Кто относится к категории “держателей уступленных царем земель”?

Проанализируйте правовой статус воинов как держателей уступленных царем земель. Мог ли воин продать выданный ему за службу участок царской земли? Мог ли он передать эти земли по наследству? В чем проявлялась дальновидность политики Хаммурапи в отношении воинов?

3. Можно ли, изучив § 40, утверждать, что в нем идет речь о держателях уступленных царем земель? Какие привилегии были у тамкаров, жриц, ремесленников по сравнению с воинами? В чем проявлялась личная зависимость от царя представителей этой группы населения?

VI. 1. Фонд общинно-частных земель принадлежал свободным полноправным жителям Месопотамии, как правило интегрированным в патриархальные семьи. Был ли общинник собственником своих земель? Какие права законы гарантировали общинникам? Какие обязанности выполняли общинники по отношению друг к другу и государству?

2. Какими мерами Хаммурапи пытался культивировать общину? Почему Хаммурапи был заинтересован в сохранении общины? Что этому препятствовало?

3. Какие нравственные устои формировались в общине, благодаря законам Хаммурапи? Какие ценности “прививались” детям, женщинам, мужчинам?

VII. 1. В царстве Хаммурапи были государственные и частновладельческие рабы. Служит ли признание этого факта главным аргументом при определении характера общества?

Назовите внутренние и внешние источники рабства. Найдите информацию о цене малолетних и взрослых рабов. От чего она зависела?

2. Вспомните признаки примитивного и производственного рабства (см. лекции по истории первобытного общества) и с помощью Законов Хаммурапи подтвердите их наличие или отсутствие в Месопотамии Старовавилонского периода.

VIII. 1. Изучение семейных устоев позволяет не только осветить гендерные отношения – мы можем лучше понять человека древности, если рассмотрим его представления о предназначении семьи, о целях деторождения, о способах формирования мужской и женской моделей поведения.

Докажите, что семья в Месопотамии была патриархальной (см. признаки патриархальной семьи в лекциях).

2. Выделите имущественные и личностные права мужчин, женщин, детей обоего пола.

Можно ли утверждать, что в Месопотамии существовала дискриминация женщин? В чем она проявлялась? Почему Хаммурапи не лишил женщин имущественных прав? Как Хаммурапи сдерживал самоуправство и вседозволенность мужчин? Какие общечеловеческие ценности формировались в семье? Какие функции выполняла семья?

VIII. 1. Как вы представляете себе человека Месопотамии? Постарайтесь представить коллективный портрет жителя этой цивилизации, выделив особенности его мировосприятия, жизненные ориентиры и ценности, указав на отношение к обязанностям (семейным, производственным и пр.), проиллюстрировав пороки и способы нравственного воспитания.
Тема 2. Социальные конфликты в Египте эпохи Среднего царства.
I.Своеобразие литературных источников, освещающих проблему:
А) Датировка источников. Аргументы, подтверждающие принадлежность источников эпохе Среднего царства.

Б) Источники, освещающие причины социальных конфликтов;

В) Источники, освещающие ход и последствия социальных конфликтов;

II. Причины социальных конфликтов:

А) Внешнеполитическая ситуация;

Б) Внутриполитическая ситуация;

В) Причины обезземеливания мелких свободных производителей;

Г) Положение ремесленников;

Д) Проявления гетерогености знати;

е) Особенности мировосприятия египтян эпохи Среднего царства.
III. Ход социальных бунтов:

А) Слои и группы населения, принявшие участие в социальных распрях;

Б) Первоначальное место возникновения конфликтов;

В) Районы страны, охваченные войной;

Г) Элементы организованности и стихийности, восставших;
IV. Последствия социальных конфликтов.

Источники и литература
Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой // Практикум по истории Древнего мира. – Вып.1/ Под ред. И.С. Свенцицкой– Тема 5.

Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – Ч.1.- Раздел 2.С.39-42.

Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара // Там же. С.31-36.

Пророчества Неферти // Там же. С.53-56.

Речение Ипусера // Там же.С.42-53.

Спор « разочарованного» со своей душой // Практикум …Тема 5.

Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства.- М.,1975.

Тартаковский Б. Папирус из города мертвых. – Киев,1967.

Тураев Б. Египетская литература. – М., 1920. Раздел 2(ресурсный центр).

Лапис И.А. Новые данные о гиксосском владычестве в Египте//ВДИ. 1958. №3 (ресурсный центр).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

Работа с литературными памятниками древности отличается большей сложностью, чем с законодательными актами. Основные трудности состоят в необходимости обнаружить историческую информацию за литературной художественной формой изложения. Литературные источники – субъективны, тенденциозны, не редко бессистемны, не отличаются связанностью в передаче мыслей автора и логичностью в изложении описываемых событий. Они могут быть ассоциативными, адресно направленными на оценку “внемлющей” аудиторией, пережившей те же эмоции, разделявшей те же чувства и убеждения, что и автор памятника.

В месте с тем только свидетель и очевидец событий может рассказать о них наиболее полно, обстоятельно, увидеть их “изнутри”,выделить как нюансы, так и наиболее типичные черты.

При изучении литературных источников, освещающих социальные конфликты в Египте, прежде всего возникает вопрос о датировке письменных материалов, так как поначалу кажется, что в них будто бы перемешаны исторические эпохи, временные пласты. Это ощущение возникает из-за того, что авторы редко обращают внимание на конкретные исторические детерминативы, заботясь почти исключительно об оголении своих представлений, чувств, отношения к происходящему. В связи с этим существует немало проблем, связанных с датировкой литературных памятников, предлагаемых вам для обсуждения на семинарских занятиях. Авторитетные ученые относят “Поучения…”и “Речения…” то к эпохе Древнего царства, то ко времени Нового царства, хотя преобладающее большинство специалистов не сомневается в том, что поучительная литература, освещающая предпосылки, ход и последствия социальных катаклизмов, принадлежит исключительно Египту Среднего царства.

Постараемся доказать последнюю точку зрения.

I . Чтобы идентифицировать литературные произведения, доказав их принадлежность эпохе Среднего царства, надо воспользоваться текстом развернутого плана-конспекта “Египет Среднего царства”. Наиболее легкая часть задания – обнаружение в литературных материалах фактов, освещающих социальные отношения в Египте XXI –XVIII вв. до н.э.: появления неджесов, частновладельческих рабов и т.п. Не составляет большого труда отыскать аутентичные свидетельства, характеризующие изменения социальной психологии египтян и их религиозного мировосприятия. Самая сложная задача – найти аргументы из сферы экономической жизни египтян, но и они встречаются, например, в “Поучениях Ахтоя…”.

Доказав создание литературных произведений в эпоху Среднего царства, вы без труда сможете объяснить неизбежность социальных конфликтов, до основания потрясших устои Египетской цивилизации.

Обращаю ваше внимание на то, что речь идет не столько о борьбе бедных с богатыми, сколько о событиях, тождественных гражданским войнам, когда все социальные слои и профессиональные группы боролись друг с другом и с царской властью, утратив веру в ее справедливость, могущество, божественную силу.

Разделите источники на группы, выделив произведения, освещающие причины, повод, ход и последствия социальных бунтов.

II . Объясните причины и повод социальных распрей. Можно ли их было избежать? При ответе на вопрос используйте метод от частного к общему. Сначала перечислите все слои и группы населения, принявшие участие в социальных движениях. Затем постарайтесь объяснить, что их подвигло на борьбу? Что спровоцировало их недовольство, гнев, ярость? Какие мотивы они преследовали, какие задачи ставили?

Получив ответы на эти вопросы, вы сможете составить развернутые представления о проблемах исторического развития Египта в эпоху Среднего царства и невозможности их разрешения только мирными средствами.

III . Представьте ход социальных бунтов. Где по-вашему вероятнее всего находился первый очаг восстания? Какие территории оно охватило? Были ли охвачены волнениями города, сельские местности, пограничные и глубинные районы Египта? Что случилось со столицей? В чем проявилась кульминация восстания? К каким последствиям оно привело?

Вы можете подготовить рассказ от имени участника социального бунта. Используйте прием исторического перенесения и глазами очевидца (крестьянина, ремесленника, воина, чиновника, неджеса) посмотрите на все, происходившее в Египте. Каждое высказанное вами положение должно иметь подтверждение в источниках.

IV. Как закончились социальные конфликты? Проиллюстрируйте губительные для Египетской цивилизации результаты социальных бунтов.

В чем смысл “Речений…” и “Поучений…”, сохранившихся до наших дней?


Тема 3. Хеттское общество по Хеттским законам.
I. Общая характеристика источника:

А) Время создания;

Б) Структура;

В) Достоинства;

Г) Несовершенство источника;

Д) Влияние правовой мысли Древней Месопотамии на составление Хеттских законов.
II. Хозяйство хеттского общества:


  1. Особенности сельского хозяйства:

А) Уровень развития животноводства;

Б) Уровень развития земледелия.
2. Уровень развития ремесла:

А) Ремесленные профессии;

Б) Стоимость ремесленных изделий и труда ремесленников;

В) Факторы, способствовавшие развитию ремесла;

Г) Факторы, препятствавшие развитию ремесла.
3. Торговля и ростовщичество по Хеттским законам.
4. Общее и особенное в хозяйственной жизни жителей Древней Месопотамии и Хеттского царства.

III.Хеттское общество
1.Особенности землевладения и землепользования:

А) Фонды земельной собственности;

Б) Положение держателей уступленных царем и общиной земель;

В) Основные повинности хеттского народа – саххан и луцци.
2.Права и обязанности общинников.
3. Рабство по Хеттским законам:

А) Источники рабства;

Б) Стоимость рабов;

В) Сферы применения труда рабов;

Г) Своеобразие рабства.

4. Семья по Хеттским законам:

А) Права и обязанности главы семьи;

Б) Особенности положения женщин в Хеттском государстве;

В) Положение других членов семьи;

Г) Пережитки первобытного уклада жизни в семейных отношениях.
5. Проблемы морали и нравственности по Хеттским законам.
6. Своеобразие религиозного мира древних хеттов.
Источники и литература

Хеттские законы // Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под. ред. М.А Коростоцева,

И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина.– М, 1980. – Ч.1. – Раздел XI.

Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства. - // ВДИ. – 1952. -№4.

См. Там же литературу к теме «Хетты».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
Мы вновь обращаемся к законодательным актам народов Древнего Востока с тем, чтобы закрепить методику изучения памятников правовой мысли. Кроме того, одна из задач семинарских занятий заключается в том, чтобы доказать своеобразие цивилизаций, существовавших на Древнем Востоке, поэтому при подготовке домашних заданий всегда обращайте внимание на различия в процессах исторической динамики жителей Месопотамии и древних хеттов.

I. Проанализируйте материалы источника. Составьте вопросы изучения Хеттских Законов. Они могут быть сформулированы по аналогии с Законами Хаммурапи. Продумайте вопросы на сравнение форм хозяйственного уклада, общественных отношений, мировосприятия человека Древней Месопотамии и Хеттского государства.

Напоминаю, что вопросы всегда начинаются с вопросительных слов: Где? Почему? Как вы считаете? Можно ли сказать? и т.д.
II. При сопоставлении текстов Хеттских Законов и Законов Хаммурапи постарайтесь обнаружить стилистические и смысловые заимствования, нашедшие отражение в законодательном памятнике хеттов. Вместе с тем обратите внимание на различия: какой из сборников законов выглядит более продуманным и систематизированным? В какой из цивилизаций правовая мысль достигла большего развития? Какое общество вам кажется более архаичным и почему?

Дайте общую характеристику Хеттских Законов, отметив время их создания, причины появления, достоинства и “недостатки” с точки зрения современного права.

III . В чем состоит главное отличие хозяйственного уклада древних хеттов и жителей Месопотамии? Перечислите аргументы, доказывающие, что животноводство у хеттов получило большее развитие, чем у жителей Месопотамии. Обратите внимание на стоимость животных различных пород, соотносимость цен на животных и людей, на функции скота, соотносимость цен на необработанный участок земли и скот.

IV. Какие причины, объективные и субъективные, могли способствовать развитию ремесла у жителей Малой Азии? Как вы думаете, где ремесло имело более благоприятные условия для развития, у вавилонян или хеттов? Где было больше факторов, сдерживающих развитие ремесла, у хеттов или вавилонян? В какой цивилизации статус ремесленников был более высоким?

Где получили большее развитие товарно-денежные отношения, у хеттов или вавилонян?

V. При изучении специфики общественной структуры древних хеттов обратитесь к анализу поземельных отношений.

Можно ли выделить в Хеттском царстве царские и общинно-частные земли? Какой процент территорий занимал царский земельный фонд? Чем отличалась структура общинно-частного сектора у хеттов и вавилонян? Для чего на землях общины выделялся сектор пустующих земель? Что вам известно о повинностях саххан и луцци? Какие слои и группы населения выполняли эти повинности?

Почему Г.А. Меликишвили называет хеттское общество “феодально-рабовладельческим”?

VI. Что общего и чем отличалось рабовладение у хеттов и вавилонян?

Сравните источники рабства, цены на рабов, степень производственного использования рабов в Хеттском царстве и Старовавилонском государстве.

В каком государстве рабство получило наибольшее развитие?

VII. При изучении хеттской семьи объясните, почему этой микросоциальной структуре уделяется меньше внимания, чем в Месопотамии. Докажите патриархальный характер хеттской семьи. В чем проявлялась дискриминация хеттских женщин?

VIII. Составьте обобщенный портрет древнего хетта. Обратите внимание на воинственный образ жизни хеттов. Какие черты характера и социальной психологии мог сформировать военизированный быт хеттов?

Как проявляется принадлежность хеттов к индоевропейцам? Каким священным стихиям поклонялись хетты? Какие религиозные обряды они исполняли?

Почему хеттское общество называют архаичным? Какие пережитки первобытнообщинного строя и примитивного уклада жизни хеттов вам известны?



написать администратору сайта