Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Правила по русскому языку 1-4 класс. Знаки препинания в конце предложения



Скачать 50.11 Kb.
Название Знаки препинания в конце предложения
Анкор Правила по русскому языку 1-4 класс.docx
Дата 06.10.2017
Размер 50.11 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Правила по русскому языку 1-4 класс.docx
Тип Документы
#10738

1. Большая буква в начале предложения.

           Начало предложения пишется с большой буквы.

           Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

          

2. Знаки препинания в конце предложения.

           В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Делай так: Как тебя зовут? Меня зовут Света. Очень приятно!

 

3. Большая буква в имени собственном.

Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Делай так: Илья, Мурка, Волга.

 

4. Перенос слова.

При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной (Маль-чик, подъ-езд). Нельзя отрывать буквуй от предшествующей гласной (Дюй-мо-воч-ка). Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе. Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.

Делай так: Оси-на.

 

5. Гласные и, а, у после шипящих.

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

Делай так: Малыши, машина, лыжи.

 

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

В конце существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у существительных мужского рода.

Делай так: Ель, мальчик, букварь.

 

7. Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, е, я.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

 

8. Сочетания чк, чн, нщ,щн. 

В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется. 

Делай так: Дочка, речка, мощный.

 

9. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Делай так: Съезд, объявление, подъём.

 

10. Правописание приставки со словом.

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Делай так: Заехал, уехал, переехал.
11. Правописание предлога со словом.

Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Делай так: К берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.

 

12. Непроверяемая безударная гласная в корне.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Делай так: Ягода, ягодка, ягодное.

 

13. Проверяемая безударная гласная в корне (а, о, и, е, я).

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное (однокоренное) слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Делай так: Сады – сад, поля – поле, волна – волны.

 

14. Парные звонкие и глухие согласные (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).    

Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное (однокоренное) слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Делай так: Завод– заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

 

15. Непроизносимая согласная в корне.

     Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором согласный звук был бы слышен хорошо. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, праздник, чувство.

Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

 

16. Удвоенная согласная в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.

Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.

 

17. Соединительная гласная в сложных словах.

В сложных словах есть соединительные гласные ое. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

Делай так: Водолаз.

 

18. Безударная гласная в приставках.

Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-),про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.

 

19. Написание частицы  не с глаголами.

Частица не с глаголами пишется раздельно.

           Делай так: Не_читал, не_любит, не_верю.

 

20. Запятая в предложении с однородными членами.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но.

               Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

           Делай так: Дети смеялись, веселились и кувыркались.

 

21. Запятая в сложном предложении.

Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

           Делай так: Лёд на реках ломается, рыхлые льдины несутся по течению реки.

 

22Безударные падежные окончания –е   -и имен существительных.

Падеж

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

и, ы

 

и

Д.п.

е

 

и

П.п.

е

е

и

Делай так: на дороге – дорога – сущ., 1 скл, предл. П.

 

Запомни! Падежные окончания имён существительных.

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именит

кто? что?

---------









-----

Родит.

кого?чего?

откуда?где?

без, у, с, до

из, от, около











Дател.

кому? чему?

куда? где?

к, по



 







Винит.

кого? что? куда?

в, на, за, про

через













-----

Творит.

кем? чем? где?

за, над, с, под.

-ой

-ей

-ом

-ем

(ь) ю

Предлож

о ком?о чём? где?

в, на, об



 



 



Контрольные слова

лиса

земля

конь

стол

степи

 

23. Безударные падежные окончания имён прилагательных

     (Проверяй по вопросу!)

       От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Падежи

Муж.       и Ср.род.

Жен. р.

Множ.число

Им.

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

Р.

ого, его

ой, ей

ых, их

Д.

ому, ему

ой, ей

ым, им

В.

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

Т.

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

П.

ом, ем

ой, ей

ых, их

 

 

Делай так: спелого яблока - яблока (какого?) спелого - ср., р., Р.п. голубого озера, красивогодерева, синего неба.

 

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пишешь, стучишь.

Делай так: читаешь - 1сп., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь

 

25. Правописание безударных окончаний глаголов.

Окончания   глаголов   можно   определить   по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

 

лицо

I спряжение

II спряжение

 

Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

у (ю)

ем

у (ю)

им

2-е

ешь

ете, ёте

ишь

ите

3-е

ет

ут (ют)

ит

ат(ят)

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть.

 

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

  1. поставить глагол в начальную форму.

  2. определить спряжение.

  3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят, то пишем И в окончании)

  1. определить окончание данного глагола.

 Делай так: строим - строить 2 спр,2л, мн.ч.держим,тащим, купим

 

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после         шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения. мячом, душем.

Делай так: чертежом, трубачом, скворцом. Волчицей, синицей, пшеницей.

 

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что делает? смеётся; что сделает? распустится

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?,то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Делай так:   гусь щиплет..ся - гусь ( что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

 

28. Правописание ы и и после ц.

 Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах нация.

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква ы после ц пишется:

    в окончаниях и суффиксах:

куницын, птицы

    в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

 

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой                            лестницей

мячом                           тучей

шалашом                      крышей

плащом                         товарищем

чертежом                      сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

                                                   .замоч             -     замоч       и

платоч   ЕК   -     платоч К и

ореш             -     ореш         и

 

лист           -   лист           и

ключ ИК   -   ключ ИК и

сад             -   сад             и

 

31. Состав слова.

       Выпиши слово. Разбери его по составу.

       Например: поездка

                        -окончание (измени число или форму)

                         -основа (часть слова без окончания)

                         -корень ( подбери несколько однокоренных слов)

                         -приставка (перед корнем)

                        -суффикс (после корня)

 




Делай так: поездка – поездку, поездкой, ездить, езда.

 

32. Разбор предложения

       а) По членам предложения.

           Подчеркните главные члены предложения,

           выпишите слова парами с вопросами.

           Делай так: Седые туманыплывут к облакам.

                       туманы (какие?) седые

                       туманы (что делают?) плывут

                       плывут (куда?) к облакам

 

                 б) По частям речи.

           Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

             Например:

               прил.         сущ.         гл.   пр. сущ.

           Красивые птички      сели  на    ветку.

 

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)

1. Запиши слово, разделив его на слоги.

2. Поставь ударение.

3. Запиши слово вертикально.

4. Рядом с каждой буквой укажи в квадратных скобках звук, который она обозначает.

5. Запиши рядом с каждым звуком, какой он: гласный или согласный.

6. Дай характеристику каждому звуку.

Если звук гласный, укажи: ударный или безударный. Если звук согласный, укажи:

глухой или звонкий, парный или непарный по звонкости-глухости;

твёрдый или мягкий, парный или непарный по твёрдости - мягкости.

7. Посчитай и запиши, сколько в слове букв и звуков.

8. Объясни, если буквы не соответствуют звукам.

Устно анализируй так. Осень - о-сень.

Ударение падает на первый слог.

О - буква обозначает звук [о] - гласный, ударный;

С - буква обозначает звук [с'] - согласный, глухой, парный по звонкости-глухости, мягкий;

Е - буква обозначает звук [и] - гласный, безударный.

Н - буква обозначает звук [н1] - согласный, звонкий, непарный по звонкости-глухости; мягкий;

Ь - буква не обозначает звука.

В слове осень 5 букв, 4 звука.

6. Проанализируй образец письменного фонетического разбора. Используй его при выполнении следующих упражнений.

осень - о-сень

[о] - гл., ударный

1] - согл., глух., парн., мягк.

[и] - гл., безударный

1] - согл., зв., непарн., мягк.

4 звука

о с е н ь

5 букв

лодка - ло-дка

[л] - согл., зв., непарн., тв.

[о] - гл., ударный

[т] - согл., глух., парн., тв.

[к] - согл., глух., парн., тв.

[а] - гл., безударный

5 звуков

елка - е-лка

[й] - согл., зв., непарн., мягк.

[о] - гл., ударный

[л] - согл., зв., непарн., тв.

[к] - согл., глух., парн., тв.

[а] - гл., безударный

5 звуков

е л к а

4 буквы

 

 

 

Как правильно разобрать слово по составу

 

1. Прочитай слово. Определи смысл слова (лексическое значение).

2. Определи часть речи (что слово обозначает и на какие вопросы отвечает).

3. Выдели окончание. Для этого слово измени по вопросам (соответственно части речи).

4. Выдели основу слова. При письменном разборе слов с нулевым окончанием мягкий знак нельзя выделять как окончание, так как он должен быть отнесён к основе.

5. Выдели корень. Для этого подбери два-три однокоренных слова.

6. Выдели приставку. Назови два-три слова с такой же приставкой.

7. Выдели суффикс. Назови два-три слова с таким же суффиксом.

8. Назови все части слова и орфограммы в них._

Разбери слова по составу. Делай так.

Лесник - человек, который охраняет лес и ухаживает за ним.

Это существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?.

Окончание – [ ] нулевое. Лесник – лесник[a], лесник[oм], лесник[и].

Основа: лесник.

Корень - лес, однокоренные слова: лесок, лесной.

Приставки нет.

Суффикс: -ник (грибник, десантник).

 

 

Как сделать синтаксический разбор простого предложения

 

1. Определи вид предложения по цели высказывания:

повествовательное, побудительное или вопросительное.

2. Определи вид предложения по интонации (эмоциональной окраске): восклицательное или невосклицательное.

3. Найди и подчеркни в предложении его грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) - определи главные члены предложения.

4. Укажи, односоставное или двусоставное предложение (один главный член предложения или два).

5. Определи, распространённое или нераспространённое предложение.

6. Надпиши над каждым словом предложения, какой частью речи оно выражено.

7. Подчеркни второстепенные члены предложения (если они есть).

8. Укажи, если предложение осложнено однородными членами предложения.

9. Укажи, если предложение осложнено обращением.

 

Примеры синтаксического разбора простого предложения

сущ.

Вечер.

Предл. простое, повеств., невоскл., односост., нераспр., не осложнено.

 

 

глаг.

Темнеет.

Предл. простое, повеств., невоскл., односост., нераспр., не осложнено.

 

 

прил.       сущ.     глаг.      сущ.

Свежий ветерок играет листвой.

Ветерок (что?) - подл.

Ветерок (что делает?) играет - сказ., простое глаг.

Ветерок (какой?) свежий - опред.

Играет (чем?) листвой - доп.

Предл. простое, повеств., невоскл., двусост., распр., не осложнено.

 

 

 

 

Морфологический разбор имени существительного (как часть речи)

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

4. Собственное или нарицательное.

5. Одушевлённое или неодушевлённое.

6. Род.

7. Число.

8. Падеж.

9. Склонение.

10. Каким членом предложения является?

Делай так.

(Что?) хлеб - сущ., н.ф. (что?) хлеб, нариц., неодуш., м.р., ед.ч., В.п., II скл., второст. чл. предл.

 

 

 

Морфологический разбор имени прилагательного

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

4. Род.

5. Число.

6. Падеж.

7. Каким членом предложения является?

12. Выпиши прилагательные и сделай их морфологический разбор.

Кружит разноцветная метелица. Обрывает осень роскошный наряд деревьев.

Делай так.

(Какая?) разноцветная (метелица) - прил., н.ф. (какая?)разноцветная, ж.р. - (метелица) разноцветная, ед.ч., И.п., второст. чл. пред л.

 

 

 

 

Морфологический разбор имени числительного

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж).

4. Простое или составное.

5. Количественное или порядковое.

6. Падеж.

7. Род.

8. Каким членом предложения является?

4. Сделай морфологический разбор числительных.

Делай так.

Ни одна травинка не шелохнётся. (Сколько?) (ни) одна (травинка), одна - числ., н.ф. - одна прост., колич., И.п., ж.р.

(Что?) ни одна травинка - подл.

 

 

 

Морфологический разбор местоимения

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).

4. Лицо.

5. Род (если есть).

6. Число.

7. Падеж.

8. Каким членом предложения является? _

13. Сделай морфологический разбор местоимений.

Делай так.

Ему говорить, что в стену горох лепить.

(Кому?) ему - мест., н.ф. (кто?) он, 3-е лицо, м.р., ед.ч., Д.п., второст. чл. предл.

 

 

 

Морфологический разбор глагола

1. На какой вопрос отвечает?

2. Часть речи.

3. Начальная форма (неопределённая форма глагола).

4. Спряжение.

5. Число.

6. Время (если есть).

7. Лицо (если есть).

8. Каким членом предложения является?

8. Сделай морфологический разбор глаголов.

Делай так. Дело мастера боится.

(Что делает?) боится - глаг., н.ф. - бояться, II спр., ед. ч., наст, вр., 3-е лицо.

(Что делает?) боится - сказуемое.

 

 

 

Морфологический разбор наречия

1. На какой вопрос отвечает?

2. Определи часть речи.

3. Укажи, что это неизменяемое слово.

4. Каким членом предложения является?

9. Сделай морфологический разбор наречий.

Делай так.

Школьный праздник прошёл интересно. Интересно - наречие.

Прошёл (как?) интересно (признак действия).

Неизменяемое слово.

(Как?) интересно - второст. чл. предл. 

 

Список слов с двойными согласными

(для запоминания)
ТТ

аттестат

аттракцион

конфетти

коттедж

оттенок

оттепель

СС

агрессия

аксессуар

дискуссия

дрессировщик

искусство

касса

кассета

класс

комиссия

компресс

кросс

кроссворд

масса

массаж

муссон

пассаты

пассажир

пластмасса

принцесса

профессия

пресса

процесс

русский

ссора

стюардесса

трасса

шасси

шоссе

экспресс

КК

аккорд

аккумулятор

аккуратный

хоккей

ЛЛ

аллергия

аллея

аллигатор

алло

балл (отметка)

баллон

бриллиант

доллар

иллюминация

иллюстрация

интеллект

интеллигент

каллиграфия

коллектив

колледж

коралл

кристалл

металл

миллиард

миллион

миллиметр

моллюск

параллелепипед

параллелограмм

параллель

ралли

стеллаж

троллейбус

холл

целлофан

Кирилл

Алла

Нелли

Элла

ПП

аппарат

аппликация

гиппопотам

грипп

группа

ипподром

Ипполит

Филипп

НН

ванна

одиннадцать

панно

саванна

теннис

тонна

туннель

утренник

Геннадий

Иннокентий

Анна

Жанна

Инна

Марианна

Сусанна

ММ

грамм

грамматика

граммофон

иммунитет

килограмм

комментатор

коммерсант

орфограмма

программа

симметрия

сумма

телеграмма

Римма

Эмма

ЖЖ

дрожжи

жужжать

жжёт

можжевельник

РР

корреспондент

перрон

террариум

терраса

террор

ББ

суббота

хобби

 

 
написать администратору сайта