Главная страница
Навигация по странице:

Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации


Скачать 0.83 Mb.
Название Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации
Анкор shpory_GOS.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.83 Mb.
Формат файла doc
Имя файла shpory_GOS.doc
Тип Документы
#2011
страница 15 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Мотивационная сфера.В это время в мотивационной сфере ребенка наблюдается возникновение новообразований различной степени выраженности, характеризующихся новыми свойствами и структурными особенностями. Этому способствуют многие факторы: развитие речи, общение ребенка со взрослыми и сверстниками, включение его в многообразные виды деятельности.Нравственные мотивы, связанные с отношением к другим людям, усвоением форм поведения, пониманием своих поступков и поступков других людей, занимают особое место. Развиваются не только положительные мотивы, но и отрицательные, связанные с упрямством, капризами, ложью.

Появление новых видов деятельности у дошкольника влечет за собой формирование новых мотивов: игровых, трудовых, учебных, к процессу рисования и конструирования; изменяются мотивы общения ребенка со взрослыми – это интерес к миру взрослых, подражание взрослым, получение одобрения и сочувствия, оценку и поддержку. Постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. Мотивы поведения развиваются в дошкольном возрасте по двум направлениям: 1) изменяется их содержание, появляются новые мотивы в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка; 2) мотивы объединяются, формируется их иерархия, а в связи с этим и новые качества – большая осознанность и произвольность. Развитие личности ребенка дошкольного возрастаРебенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки. Ребенок активно присваивает из своего окружения те ценности, которые определяют развитие его самосознания. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Одна из линий развития самосознания - самооценка, которая появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других, а затем уже свои собственные действия.Еще одна линия - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами.Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем.Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте. Половая идентификация получает глубокое проникновение в самосознание личности. Дети приобретают представления о соответствующих мужскому или женскому стилях поведения. На протяжении дошкольного возраста дети по нарастающей начинают присваивать не только поведенческие формы, но и интересы, ценности своего пола. Осознание своей половой принадлежности имеет важное значение для развития личности.

Вопрос 2. Основные теории психического развития личности. Теории психического развития личности

1 Биогенетический подход. Большое влияние на возникновение первой концепции возрастного развития личности оказала теория Ч.Дарвина, что развитие, генезис подчиняется определенному закону. Геккель, Мюлер – биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Эту концепцию развивал Холл (ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие чел. рода). Кречмер, Иенич разрабатывали типологию личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения). Предполагали, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать связь.

2 Психоаналитический подход (Фрейд) . Модель личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я»

Сверх-Я – носитель моральных норм

реальный – Я

Оно - Либидо (секс. влечение),

Выделяет 5 стадий детского развития:

  1. оральная (0-1г.) – ? удовлетворение сосание. при «-» -курение, чревоугодие, агрессивность;

  2. анальная (1-2г.) при приучении ребенка к туалету, приучение к чистоплотности. При «-» скупость, чрезмерная чистоплотность, упрямство;

  3. фаллическая (3-5лет) Ведущей эрогенной зоной становится генитальные органы. Начинает развиваться «Эдипов комплекс». Завершение – идентификация себя с отцом. ­–> дифференцируется «сверх-Я».

  4. латентный (5-12лет) Половое влечение снижается. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками и взрослыми. «Я» полностью контролирует «Оно».

  5. генитальная (12-18 лет) Подросток ориентируется на половое удовлетворение с партнером противоположного пола. На этой стадии «Я» должно бороться против агрессивных импульсов «Оно». Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации.

3 Нормативный подход. Гезелл разработал пр-ю систему диагностики психического развития ребенка. Ввел лангитюдный метод, использовал близнецовый метод; им был создан атлас поведения младенца, фиксирующий двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до 2-х лет. Он обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Г(?Т)ермен создал новый вариант тестов IQ, новый коэффициент IQ, что IQ остается постоянным на протяжении жизни. Выявил зависимость IQ от возраста, пола, порядка рождения, соц.-экономического статуса, образования родителей.

Гилфорд, Торренс – указывали на различие между полами IQ и креативность.

4 Теория трехступенчатого развития человека Бюллер австр. ψ 3 ступ. развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Эти ступени и их возникновение связно не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и развитием аффект-х процессов, а именно с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

1 этап – инстинкт. Хар-ся тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктов потр-ти.

2 этап – дрессура. На уровне навыков удовлетворения –> на процесс совершенствования действия и появ. понятие «функциональное удовлетворение»

3 этап – предвосхищение удов-е, проявляется на этапе интеллектуального решения задачи.

Т.о., переход удовлетворения «с конца на начало», перенес эту схему на онтогенез.

Лоренс сказал, что три ступени не зависят друг от друга в своем разв-тии.

5. Концепция конвергенции двух факторов детского развития. Штерн выдвинул проблему взаимоотношения биологического и социального. Он считал, что псих. развитие - это не простое проявление врожденных свойств и не простое воспроизведение внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни (применял м-д сравнения близнецов, но это не точно)

6. Т. социального научения. показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы общества. ?Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить ребенка поведению. Они приобретают навыки поведения с пом. имитации. Научение происходит через наблюдение, имитацию и идентификацию.

Скиннер – теория подкрепления. (усиление подкрепления, но награда не всегда). Подкрепление может быть положительным и отрицательным. Он против наказания. Необходимо игнорирование плохого поведения.

7. Отождествление научения и возрастного развития. Основоположник – Уотсон. Исходя из теории Павлова (феномен условного рефлекса) вытекает идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов. (?ассоцианистическая концепция научения). В дальнейшем внимание исследователей привлекли ф-ции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реакт-ной связи и возникла теория научения, в кот. главное значение уделялось подкреплению. (??Горондайк, Скиннер). Человек есть то, что из него делает окружение, среда».

8. Теория п/социального развития.

Описывает кризис эгоидентич-ти человека.

  1. Орально-сенсорная (0-1). Установление доверия к окруж. миру.

  2. Мышечно-анальная (1-3). Развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками и чистоплотности. «-» - чувство стыда, неуверенности в своих силах.

  3. Генитальная (4-6). В результате усваивания сложных психомоторных навыков у ребенка в «+» формир. инициатива, а «-» - чувство вины.

  4. Латентная (6-11) Период учения в школе. Поощряя тягу ребенка к освоению нового родители поддерживают в нем чувство компетентности, трудолюбия. «-» - развитие чувства неполноценности.

  5. кризис подр. возраста (12-18) – конфликт между чувством идентичности и ролевой неопределенностью.

  6. ранняя зрелость (20-25) Между близостью и изоляцией.

  7. сред. зрел. (26-64) Между продуктивностью и непродуктивностью

  8. поздняя зрелость (65-и выше). Анализ жизненного пути, эгоинтеграция. «-» - ч-во ненависти к себе и к миру.

9. Когнитивная теория Пиаже

Гипотеза о сущ-и стадий интеллектуального развития.

1ст. – сенсомоторного интеллекта(0-2). Новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта. Познает мир через ощущения –> становление и развитие чувственных и двигательных структур.

2ст. – дооперационная (2-7). Хар-ся наличием эгоцентризма, анимизм (одушевление окружающего мира). Необратимость логических операций.

3ст. – конкретных операций (7-11). Формирование обратимых мыслительных операций. Возрастает степень понимания, сохр. кол-ва, массы. температуры.

4ст. формальных операций (нач. 11-12). Формирование абстрактного уровня мышления.

10. Культурно-историческая (Выготского)

Среда выступает в качестве источника развития. Счит., что что обучение, т.е присвоение ребенком культурного опыта (опыт использования орудий, знаков, а через это – овладение собственным поведением). Под развитием понимал – возникновение навыков на опред. этапе качеств, подготовленных всем предшествующим развитием. «Зона ближайшего развития» - расстояние между актуальным развитием (тем, что ребенок уже умеет) и уровнем возможного развития, т.е. что способен сделать с пом. взрослого.

Эльконин – закон чередования периодичности развития типов деятельности. источник псих. развития является внешняя практическая деятельность ребенка, но для каждого возраста характерна своя вед. деятельность, в рамках которой происходит формирование возрастных новообразований. Э. рассматривает ребенка как активно познающего мир предметов и людей –> выдел. 2 системы отношений Ч-В, Ч-Ч.

Понятия:. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.

Новообразования – новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию –> к взрыву, кризису. Кризис 3 и 11 лет – кризис отношений – > ориент. Ч-Ч. Кризис 1 и 7 лет – кризис мировоззрения – > ориент. Ч-В.

Вопрос 1. Психология, как наука: методология и методы психологии.

П. – наука о душе (от греч. психе- душа, лобос- учение, т.е. учение о душе.)Душа- это понятие употреб. для обозначения внутрен. мира человека, его самосознания. В наст. время вместо «душа» использ. понятие психика. термин введен немец. философом Вольфом)

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объект П. – человек во всем многообразии.

Предмет изучения- психика, именно: 1) конкретные факты псих. жизни(память, мысли)2) выявление законов и зак-ей развития фактов психич жизни ( зак. развития памяти). 3)изучение анатомо-физ. механизмов. Осн. задачей пси-и явл изучение объективных( сущ. на самом деле) зак-ей функционир. психич. явлений, т.е. изуч. того как чел. воспр. мир, конструирует его, познаёт.

Психика- это свойство живой высокоорганиз. материи( гол мозга) позволяющее чел и жив-м восприн. возд-я предметов и явл. окр. мира.

Каждая наука, для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

+ опрос: устный (беседа и интервью), письменный (анкета).

беседа – прямое или косвенное устное получение от изучаемого сведений о его деятельности.

интервью – вид беседы, в кот. ставится задача получить ответы на определенные вопросы (письменно, устно); если в письм. форме- анкетирование.

+ наблюдение, может быть внутренним (самонаблюдение) в дневниках, воспоминаниях, где чел. анализирует, что он думал, переживал.

+ тестирование: а) тест-опросник (применяется к людям разного возраста, культуры, уровня обрязования и профессии; б) ?проективный тест (применяется когда необходимо получить инф-ю о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения).

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира роли и месту психики и психического в нём. Содержание этого подхода представляют научные представления о первичности материи и вторичности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной, деятельности, психической; о социально обусловленности развития психики человека; о психике, как функции головного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики. Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие, личностный подход. Принцип детерминизма, т.е. причиной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными и изменяются с изменениями этих условий. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрываемое единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а самосознание обеспечивает активный характер деятельности. Принцип развития означает, что психики может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития. Принцип личностного подхода ориентирует исследователей всех индивидуально- и социально-психологических особенностей человека. Частной методологией психологической науки выступают её методы и методики исследования конкретных психологических явлений.



1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15