Главная страница
Навигация по странице:

Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации


Скачать 0.83 Mb.
Название Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации
Анкор shpory_GOS.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.83 Mb.
Формат файла doc
Имя файла shpory_GOS.doc
Тип Документы
#2011
страница 9 из 15
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

I. Направить к невропатологу на неврологическое обследование (лечить до 1,5 лет)

II. Работа с родителями (разговаривать очень осторожно, щадящее) дать рекомендации род-м:

  1. в отношениях с р-ом придерживаться «позитивной модели» - хвалить в каждом случае, когда он этого заслуживает, поощрять за каждое (min) достижение р-ка; стараться говорить сдержанно, спокойно, запрещается наказание с физ-м воздействием. (эти дети не чувствительны к наказаниям, но очень чувствительны к похвале). В корр-ии поведения очень большое место отводить методу положительного подкрепления, кот. заключается в постоянном поощрении желательного поведения р-ка.

  2. Поощрять за те виды д-ти, кот. требуют концентрации внимания (рисование, вырезание, чтение). Это делается совместно с р-ом. По тому что если запретить р-ку идти гулять пока не сделает уроки он не захочет ничего делать. Необ-мо стимулировать желание р-ка добиться успеха в спец-но подобранном задании, чтобы он довел задание до конца. Н., при чтении начать род-лю, затем предложить р-ку (не забывать хвалить его).

  3. дома поддерживать четкий распорядок дня: в одно время вставать, уроки, прогулка, школа и т.д.

  4. Выполнение Д/з: это выполнение д/б однократным (никаких черновиков, переписываний), но при этом д/б особый способ стимуляции р-ка, а именно р-ль сидит рядом ср-ом при выполнении Д/з и последовательно отслеживает успехи р-ка, упреждая возможные ошибки как можно чаще хвалить (30 – 40 поощрений). При выполнении Д/з устранить все помехи (TV,радио). Если род-ли и учителя говорят, что это невозможно, сказать,что это проверено. Что они не будут сидеть с р-ом до 10 класса, у него постепенно выработается самоконтроль.

  5. Обязательно развивать мелкую моторику рук (лепка, мозаики, конструктор, счеты и т. д.). Для этих детей главный принцип: все что сделает р-к сохранять. Это позволяет повышать самооценку.

  6. Давать возм-ть р-ку расходовать энергию, т.е. учитывать возм-ти этого р-ка. Двиг-ю акт-ть р-ка необх-мо орган-ть и напр-ть, т.е. если куда-то бежит, но не просто так, а по какому-нибудь поручению, а потом пусть доложит, как он это сделал. Не запрещать гулять на улице пусть побегает, а затем учит уроки. Как м. раньше записать в спортивную секцию, приобщать к спорту. Дома по возм-ти орган-ть спрот-й уголок.

  7. Оберегать от утомления, т.е. ограничить просмотр телевизора, комп-е игры, походы по магазинам, по базарам.

III. Рекомендации пед-ам:

    1. Во время урока ограничить до min отвлекающие факторы, потому что оптимальный выбор места 2 ряд первая парта.

    2. На опр-й отрезок времени давать только одно задание: большое задание выполнять в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из этих частей внося необходимые коррективы.

    3. Создать оптимальные условия для ответа. Спрашивать в первую половину 1/3 урока. При этом желательно вызвать к доске и при ответер-к д. нах-ся от учителя на расстоянии не далее вытянутой руки от учителя (для поощрения и поддержки).

    4. Во время учебного дня предусматривать возм-ть двигат-й акт-ти р-ка.

Прогноз:

  1. Если корр-я работа с этим р-ом проводится настойчиво и последовательно с первых лет жизни р-ка, то к 6-7 годам проявление синдрома м/б преодолены.

  2. Если до школы коррк-ю работу не проводить, то в школу придет без соотв-х навыков и ψ-й готовности к шк-м занятиям. И в этом случае у ряда детей в ср. звене (к 5 классу) гиперактивность постепенно сглаживается, к подр-му возр-ту двиг-я расторм-ть значительно уменьшается или исчезает совсем. М. сохр-ся неустойчивость внимания и импульсивность.

  3. Серьезные проблемы сохраняются в подростковом возр-те. И при неблагоприятных соц.-пед. условиях у части детей с ГДС м/б предрасположенность к антисоц-м действиям (ранняя токсикомания хулиганство и т.д.)

Вопрос 22. Психокорреция, как сфера деятельности практического психолога.

Ψ-крр – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Объект: дети или взрослые ,кот. имеют те или иные нарушения в ψ-м здоровье. Предмет: процесс восстановления ψ-го здоровья.

Виды психокоррекции: 1. По характеру направленности выделяют коррекцию: Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов). Каузальная (причинная) коррекция. 2. По содержанию различают коррекцию: *познавательной сферы; *личности; *аффективно-волевой сферы; *поведенческих аспектов; *межличностных отношений (внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); детско-родительских отношений). 3. По форме работы с клиентом различают коррекцию: *индивидуальную; *групповую. 4. По наличию программ: *программированную; *импровизированную. 5. По характеру управления корригирующими воздействиями: *директивную; *недирективную. 6. По продолжительности: Сверхкороткая психокоррекция, короткая психокоррекция, длительная психокоррекция, сверхдлительная психокоррекция.

Основными принципами психокорр-ии: 1. Принцип единства диагностики и коррекции; 2. Принцип нормативности развития; 3. Принцип коррекции «сверху вниз» (Выгодский). 4. Принцип коррекции «снизу вверх» (вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление). 5. единство возрастного и индивидуального в развитии.

Цели и задачи психокоррекционной работы:

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: 1. Оптимизация социальной ситуации развития. 2. Развитие видов деятельности ребенка. 3. Формирование возрастно-психологических новообразований.

Задачи: обучение «+» самоотношению и принятию др.; обуч-е рефлексивным умениям; фор-е пот-й в самораз-ии; сфор-ть мотивацию.

Компаненты проф-й готовности: Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д. Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции. Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Вопрос 21. Проблема нормативно-правовой и этической обеспеченности профессиональной деятельности педагога-психолога.

Обязанности психолога:

  1. В своей профессиональной деятельности психолог обязан: руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно – воспитательных учреждений, настоящим положением, приказом и инструкциями государственного комитета по народному образованию Российской Федерации.

  2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей компетентности. Не брать на себя решение вопросов не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также, находящихся в компетенции представителей других специальностей.

  3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также, детской, педагогической и практической психологии. Применять современные, научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

  4. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задачи его полноценного психологического развития.

  5. Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им. Применительно к своей работе, в целом, психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно – воспитательного учреждения, РАНО, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.

  6. Оказывать необходимую и возможную помощь администации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку, оказывать необходимую помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди» т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей.

Права психолога:

  1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделение приоритетных работ в определенный период.

  2. Требовать от администрации и вышестоящих инстанций в создании условий необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

  3. Отказываться от выполнения распоряжений администации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы, определяемым настоящим положением.

  4. Знакомиться с документацией.

  5. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.

  6. Участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психологопедических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей.

  7. Психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности.

  8. Проводить индивидуальные психологические исследования и эксперименты для исследовательской цели.

  9. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и прочее.

  10. Вести работу по пропаганде психолого – педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.

  11. Иметь учебную и факультативную работу в объеме до 240 часов в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

  12. Обращаться в случае необходимости с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанных с помощью школьникам (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т.п.).

  13. Обращаться в центры проф. ориентации, связанных с профессиональным самоопределением школьников.

Психолог методист РАНО обязан:

- оказывать необходимую помощь школьным психологам в осуществлении их работы, заботится о необходимом обеспечении психологических кабинетов. Обеспечивает школьных психологов необходимыми средствами работы (методики, бланки, формы отчетности); - вести методический семинар школьных психологов; - проводить в районе работу по пропаганде психолого-педагогических знаний; - участвовать в работе районных медико – педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.

Нормативная документация – это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят: - Конвенция ООН о правах ребенка; - Положение о психологической службе в системе образования; - Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).

Специальная документация – это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Обязательная документация педагога – психолога: должностная инструкция, график работы (циклограмма), План работы на год, Журнал обращений к психологу участников УВП, Журнал учета деятельности, Отчет и анализ работы за год, Программы коррекционно-развивающих занятий, Социально-психологические карты, диагностические материалы.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России (далее - психолог) Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этические принципы призваны обеспечить:

- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

- защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

- сохранение доверия между психологом и клиентом;

- укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса

5. ПРИНЦИП КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРОПАГАНДЫ ПСИХОЛОГИИ

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

.7. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15