Главная страница
Навигация по странице:

Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации


Скачать 0.83 Mb.
Название Вопрос 60. Психологопедагогические аспекты профилактики школьной дезадаптации
Анкор shpory_GOS.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.83 Mb.
Формат файла doc
Имя файла shpory_GOS.doc
Тип Документы
#2011
страница 10 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

8. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ КЛИЕНТА О ЦЕЛЯХ ИРЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе, В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

Вопрос 20. Цель, задачи и основные направления деятельности психолгоческой службы образования.

Основная цель психологической службы образования – обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни. Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры. Задачи психологической службы образования 1.Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста. 2.Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др. 3.Создание благоприятного для ребенка психологического климата ( в д/с, школе), который определяется с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. 4.Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям. Основными видами деятельности практического психолога являются : психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция. Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям. Его цель заключается в том, чтобы: 1.ознакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, 2.популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований, 3.формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, 4.знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания, 5 достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в ДОУ. Психопрофилактика – это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. 1)ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) 2)условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе, 3)своевременное выявление таких способностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях, 4) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Консультация проводится в групповых и индивидуальных формах. Главная задача психолога при консультировании выявить истинные проблемы и причины, которые к ней привели.

Для дошкольника отводятся на индивидуальное занятие 45минут, младшего школьника 1час, подростков 1,5часа, консультация родителей 3-4часа. Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Психодиагностика сама по себе бессмысленна, но подведена к одной главной цели – разработки рекомендации по психологическому развитию ребенка, если есть отклонения, значит по коррекции. Анализ работы практических психологов в системе народного образования говорит о том, что нельзя говорить отдельно о диагностике и коррекции, все должно быть едино. Диагностика выделяет психологическую проблему: уметь правильно задать вопрос и получать информацию. Этапы диагностики: - изучение практического запроса - формулировка психологической проблемы - выдвижение гипотез о причинах наблюдений и явлений - выбирать метод исследования - использование самого метода - формулировка психологического диагноза, который должен содержать прогноз дальнейшего развития ребенка - разработка рекомендаций или коррекционная программа - осуществление коррекционной программы, контроль за выполнением программы

Первый этап своей работы практический психолог изучает обращение, которое поступает в виде запроса. Любой запрос является сигналом, что у учащихся есть проблема, во многих случаях жалобы носят расплывчатый характер. Поэтому для выполнения запроса необходимы специальные беседы с человеком от которого поступил этот запрос.

Вопрос 19. Проблема развития и обучения одарённых детей. Основные направления работы психолога с одарёнными детьми.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения может быть характеризован следующими признаками: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в стремлении все делать «по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции; Мотивационный аспект поведения может быть описан следующими признаками: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно выразительной и т.д.); повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности и инициативе;

Виды одаренности:

По виду деятельности:

  1. одаренность в практической деятельности – ремесленная, спортивная и организационная;

  2. познавательная деят-ть - интеллектуальная одаренность;

  3. художественно-эстетическая – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная;

  4. коммуник. – лидерская;

  5. духовно-ценностная деят-ть – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

По форме проявления:

- явная одаренность - обнаруживается в деятельности достаточно ярко, в т.ч. и в неблагоприятных условиях;

- скрытая одаренность – в замаскированной форме, не замечается окружающими.

По широте проявления:

- общая – проявляется по отношению к различным видам деятельности;

- специальная – в конкретных видах деятельности.

По особенностям возрастного развития (ран. и поздняя одар-ть).

Зад. при работе с одаренными детьми.

При п/диагн. (для изучения одаренных детей наиболее эффективным является ?лонгиткод-й? метод, который способствует изучению динамики разв-я основных компонентов умственной одаренности).

Познавательная сфера:

- методика на определение общей осведомленности и ориентации детей в окружающем мире;

- мет. на изучение наглядно-образного мышления («Чего не хватает на рисунке?»);

- изучение внимания («Поставь знаки», коррект. проба);

- изучение зрит. памяти («зап. рис.»);

- изучение слух. памяти («10 слов»);

- изучение интеллект. развития (т. Бине-Симона);

- развитие речи («составить рассказ»).

Креативная сфера:

По Овчаровой (методика изучения детской креативности личности ребенка), Торренс (краткий тест творческого мышления).

Социальная компетентность:

- социометрия.

Личностные особенности:

- методика изучения с/оц. «лесенка»;

- тревожности, страхов «Несуществующее животное».

Характеристика окружения:

- т. род. отн. (Варга, Стомена);

- рис. тест «моя семья».

Работа психолога с одаренными детьми

Педагогу- психологу следует в первую очередь помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться, что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей.

Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь психолога.

Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливается в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. Здесь необходима связь психолога с родителями. необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.

Вопрос 18. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления работы с детьми с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормально темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринять школьные задания и выполнять их, они ведут себя классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Термин «задержка психического развития» означает отклонение, которое имеет психолого-педагогиче­ские и медицинские аспекты. По своей сути это понятие является психолого-педагогическим, хотя в основе его лежат более или менее выраженные нарушения нервно-психического или соматического здоровья или особенности развития ребенка, которые не позволяют ему справиться с требованиями социальной среды, и, прежде всего в ситуации обучения и адаптации к условиям детского сада или школы. Поэтому выделяется ЗПР по психолого-педагогическому критерию: несоответствию уровня развития психических функций тому уровню, который принят в качестве нормативного для детей того же возраста. Ребенок с ЗПР как бы соответст­вует по своему эмоциональному и умственному развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование познавательной деятельности такого ребенка показывает его специфические особенности, обусловленные, в первую очередь, снижением уровня восприятия, внимания, мышления, памяти эмоционально-волевой регуляции, негрубыми недостатками речевого развития и моторной координации, низкой работоспособностью, слабым самоконтролем. Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариативность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние педагогической запущенности и умственной отсталости, они не имеют нарушений отдельных анализаторов, у них нет интеллектуальной недостаточности, но в то же время они стойко не успевают в массовой школе вследствие незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы. Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобрело в последнее время особую актуальность. Наблюдается тенденция увеличения количества детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Требования, предъявляемые к ребенку современной общеобразовательной школой, таковы, что дети с ЗПР испытывают значительные трудности в их разрешении. В теории выделяются причины конституционного, соматогенного, психогенного, церебрально-органического происхождения ЗПР. Для данной категории детей характерны низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости; незрелости эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Важно понимать тип ЗПР каждого отдельно взятого ребенка, индивидуальные отличия протекания психических процессов. Как показывает практика, развивающая деятельность психолога как одна из основных форм работы в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяют им достаточно успешно решать психологические задачи. Коррекционная деятельность позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на работу с группой «психологически неблагополучных» школьников. К этой категории можно отнести и детей с ЗПР. Выбор именно коррекционной формы деятельности психолога с детьми с ЗПР определяется результатами психодиагностики. Психокоррекция понимается нами как деятельность психолога, ориентированная на решение в процессе целостного психологического развития школьников конкретных проблем обучения, поведения, психического самочувствия. Коррекционную работу мы рассматриваем как основное направление работы психолога с детьми с ЗПР. Диагностика является основой для ее правильной организации, другие формы могут ее дополнять. Основными принципами, лежащими в основе содержательного наполнения и организации коррекционной работы с детьми с ЗПР являются: Целостность – процесс воздействия на личность ребенка в целом, во всем разнообразии ее социально-психологических проявлений. Комплексность – процесс взаимодействия различных специалистов, работающих с детьми, с целью оказания всесторонней помощи проблемным детям. Системность – процесс проведения коррекционных процедур с учетом определенной логики, последовательности, методической преемственности. Проповедуя целостный подход к ребенку, но и учитывая специфику развития детей с ЗПР в младшем школьном возрасте, считаем конструктивным выделение приоритетного направления в коррекции. А именно, ведение коррекционной деятельности в познавательной сфере. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями младшего школьного возраста детей, с другой стороны, нарушениями именно познавательной сферы младших школьников с ЗПР. Это не исключает ведения коррекционной работы в отношении социальной, эмоционально-личностной сфер. Следует отметить, что за решение проблем в познавательной сфере у детей с ЗПР (т.е. вне рамок психической нормы) психолог может браться в случае наличия достаточных профессиональных навыков. Известно, что интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР определяется особенностями их мышления  (преобладание конкретно – действенного и наглядно – образного мышления над абстрактно – логическим). Словесно – логическое мышление дает возможность решения более широкого круга задач на основе использования языковых средств. Сущность словесно – логического мышления заключается в том, что ребенок может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. Повысить уровень обобщения – это значит радикально упростить дальнейшее усвоение материала, поскольку именно обобщение дает возможность широкого  переноса усвоенных знаний и способов оперирования ими на новый материал – на решение новых задач. Оказание психологической коррекционной помощи ребенку по преодолению интеллектуального отставания посредством проведения системных занятий значительно улучшило выполнение заданий аналогичного характера (логические действия «классификация», «умозаключения», обобщения) при повторной диагностике. В этом мы видим эффективность составленной программы, которая позволяет поэтапно решать проблему развития одного из основных познавательных процессов – мышления. Опыт создания и проведения коррекционных групп показывает, что результаты коррекции заметнее в том случае, если есть сотрудничество психолога, педагога и родителей. Таким образом, правильно организованная коррекционная работа с детьми с ЗПР позволяет достаточно успешно решать проблемы повышения уровня познавательной деятельности, успеваемости, помогает ребенку избежать трудности и проблемы в дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии. 

Вопрос 17. Психологическая характеристика умственно отсталых детей. Особенности познавательных процессов и эмоциональной сферы.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15