Главная страница
Навигация по странице:

методичка ССТ. Вопросы к экзамену по курсу и темы эссе. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению Социология, квалификация магистр



Скачать 357 Kb.
Название Вопросы к экзамену по курсу и темы эссе. Предназначены для студентов, обучающихся по направлению Социология, квалификация магистр
Анкор методичка ССТ.doc
Дата 20.09.2017
Размер 357 Kb.
Формат файла doc
Имя файла методичка ССТ.doc
Тип Вопросы к экзамену
#10361
страница 2 из 4
1   2   3   4
Тема 4. Теория конфликта в ХХ веке.

При изучении теории конфликта важно обратиться к ее истокам – в частности, к диалектической теории конфликта Карла Маркса и к теории конфликта Г.Зиммеля.

Затем необходимо рассмотреть концепцию позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера, считающего, что конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников» и делающего упор на стабилизирующую роль конфликтов для социальной системы. Особенно важно обратить внимание на исследования Козером причин, остроты, длительности и функций конфликта. Важно остановиться на функциях конфликта, на его позитивных и негативных последствиях. Рекомендуется обратить внимание на следующие последствия конфликта, выделенные Козером:

  1. «Конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению внутреннего единства в том случае, если последнему угрожает вражда или антагонизм членов группы».

  2. «Вместе с тем далеко не все разновидности конфликта
    благоприятны для внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта».

  3. «Внутренние социальные конфликты, затрагивающие только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально позитивный характер».

  4. «Если противоборствующие стороны не разделяют более ценностей, на которых базировалась законность данной системы, то внутренний конфликт несет в себе опасность распада социальной структуры».

  5. «Станет ли социальный конфликт средством стабилизации внутригрупповых отношений и согласования противоположных требований сторон или он окажется чреватым социальным взрывом —
    ответ на этот вопрос зависит от характера социальной структуры, в условиях которой развивается конфликт».

  6. «В социальной структуре любого типа всегда имеется повод для конфликтной ситуации».

  7. «Группы, отличающиеся тесными внутренними связями, значительной частотой взаимодействий и высоким уровнем личностной вовлеченности, имеют тенденцию к подавлению конфликтов».

  8. «В группах, где индивиды находятся в тесных отношениях друг с другом, происходит постепенная аккумуляция, а следовательно, и усиление внутренних антагонизмов».

  9. «Чем сплоченнее группы, тем интенсивнее ее внутренние конфликты».

  10. «Конфликт внутри группы часто содействует появлению новых социальных норм или обновлению существующих. С этой точки зрения социальный конфликт есть способ адекватного приспособления
    социальных норм к изменившимся обстоятельствам».

Далее следует остановиться на конфликтной модели общества Ральфа Дарендорфа и на противопоставлении «двух обликов» общества – всеобщего согласия и всеобщего конфликта. Для этого необходимо конкретизировать, чем так называемый «безобразный облик общества» Дарендорфа отличается от стройности функционализма и в чем разница упомянутых теоретических подходов. Рекомендуется обратиться к работе Р.Дарендорфа «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959). Раскрыть суть концепции Ральфа Дарендорфа можно, исходя из следующих оснований:

  • любое общество постоянно подвержено изменению;

  • социальные изменения вездесущи;

  • любое общество постоянно находится в состоянии конфликта;

  • социальный конфликт вездесущ;

  • каждый элемент общества способствует его изменению;

  • любое общество основано на принуждении одних его членов другими.



  • Литература:

  1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

  2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

  3. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.


Контрольные вопросы к теме:

  1. В каком смысле теории конфликта противостоят функционализму Парсонса?

  2. От чего, по мнению Козера, зависит острота и длительность конфликта?

  3. Проинтерпретируйте слова Р. Дарендорфа: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники”.


Тема доклада:

  • Л.Козер о причинах, остроте, длительности и функциях конфликта.

Литература:

  1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

  2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

  3. Дж.Тернер. Структура социологической теории. М., 1985.

Тема 5. Нео- и постмарксизм.

При изучении нео- и постмарксизма важно понимать преемственность марксистских идей. Необходимо учитывать, что марксистские идеи в ХХ-ХХI вв. развивались в ином социальном, политическом и экономическом контексте, нежели теория Маркса. Следует указать самые важные отличия.

Приступая к изучению неомарксизма, рекомендуется выявить связь между этим течением и движением «новых левых». Следует особенно подробно остановиться на одном из самых влиятельных неомарксистких учений ХХ века, а именно — на так называемой «критической теории общества» немецких неомарксистов Т.Адорно, М.Хоркхаймера, Г.Маркузе, Э.Фромма.

Далее следует рассмотреть:

  • французский неомарксизм (Л.Гольдман, А.Лефевр, Ж.-П.Сартр) и его особенности;

  • американский неомарксизм (радикальную социологию Ч.Р.Миллса, развитие марксизма в работах А.Гоулднера, Н.Бирнбаума) и его особенности;

  • английский неомарксизм (Т.Б.Боттомор) и его особенности.

Важно обратить внимание на развитие проблематики отчуждения у марксистов ХХ-ХХI вв. в современном и постсовременном контексте.

Изучая постмарксизм, рекомендуется обратиться к постмарксистскому дискурсу И.Валлерстайна, особенно — к его критике капитализма.



  • Литература:

  1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

  2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

  3. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994.

  4. Маркузе Г. Разум и революция. Спб., 2000.

  5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.



Контрольные вопросы к теме:

  1. Каким образом неомарксизм связан с движением «новых левых»?

  2. Какие идеи К.Маркса получили развитие в неомарксизме?

  3. Как развивалась проблематика отчуждения?

  4. По каким позициям критикует капитализм И.Валлерстайн?



Тема 6. Теория систем.

Перед тем, как приступить к изучению общей теории систем Никласа Лумана, необходимо предварительно остановиться на вкладе Уолтера Бакли в развитие социологической теории систем. Далее, рассматривая общую теорию систем Никласа Лумана, рекомендуется обратиться к первоисточнику, а именно — к работе Лумана «Общество общества». В качестве основного источника необходимо взять первую часть этой работы — «Общество как социальная система». Следует, в первую очередь, проследить, каким образом складываются отношения «система — окружающий мир» (соответственно как область меньшей комплексности и область большей комплексности).

Важно также обратить внимание на термин «автопоэзийные (самовоспроизводящиеся) системы»(политика, хозяйство, наука, религия, право):

  • элементы которых соотносятся исключительно друг с другом;

  • которые в результате являются непрозрачными друг для друга, что существенно затрудняет их взаимопроникновение.

Следует особое внимание уделить вопросу внутрисистемногообщения, которое не затруднено так, как межсистемное, поскольку обеспечивается «символически обобщенными средствами коммуникации» (кодом как основным «языком» функциональной системы):

  • «власть» в политике;

  • «истина» в науке;

  • «вера» в религии;

  • «любовь» в семье.

Важно рассмотреть положения Лумана об эволюции социальных систем и ее механизмах (изменчивости, отборе и стабилизации), а также о системной дифференциации как основном свойстве современного общества. Необходимо различать виды дифференциации:

  • сегментарная;

  • стратификационная;

  • центрально-периферийная;

  • функциональная

и соответствующие им этапы эволюции.

  • Литература:

  1. Луман Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система. - М.: Логос, 2004.

  2. Луман Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации.— М.: Логос, 2005.

  3. Луман Н. Общество общества. Часть III. Эволюция.— М.:Логос, 2005.

  4. Луман Н. Общество общества. Часть IV. Дифференциация.— М.: Логос, 2006.

  5. Луман Н. Общество общества. Часть V. Самоописания.— М.:Логос/ Гнозис, 2009.

  6. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Контрольные вопросы к теме:

  1. Какой вклад в развитие теории систем внес Бакли?

  2. Что такое автопоэзийные системы? При ответе проанализируйте слова Н.Лумана из его работы «Понятие общества»: «Система оперирует постоянным воспроизводством различения самореференции и внешней референции. Это и есть ее аутопойэсис. Это и дает возможность осуществить ее оперативную закрытость».

  3. Что затрудняет взаимопроникновение систем при межсистемном общении?

  4. Что такое языковой код функциональной системы?


Тема 7. Символический интеракционизм.

При изучении данной темы необходимо сначала обратиться к теоретическим истокам символического интеракционизма:

  • к теории «зеркального Я» Ч.Х.Кули;

  • к теореме У.Томаса;

  • к учению о социациях Г.Зиммеля.

Следует начать рассмотрение собственно интеракционизма с учения родоначальника психодраматического подхода Дж.Морено о социальном атоме, макро- и микроструктуре общества и социометрической матрице. Структуру социального атома рекомендуется рассматривать в соответствии со следующей схемой:













Необходимо различать три измерения общества (по Морено):

  • внешнее общество;

  • социометрическую матрицу;

  • социальную реальность.

Далее следует обратиться к учению Дж.Г. Мида о формировании социального я и социальной реальности в процессе взаимодействия. Особое внимание необходимо уделить понятиям «конвенциональный жест», «принятие роли другого» и «обобщенный другой».

И наконец, важно рассмотреть учение Г.Блумера о символах и коллективном поведении, а также социальную драматургию И.Гофмана. Изложение прнципов драматургического подхода можно найти в работе «Представление себя другим в повседневной жизни» И. Гофмана (1959 г.).

  • Литература:

  1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

  2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

  3. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

  4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002


Контрольные вопросы к теме:

  1. Что такое жест в понимании символических интеракционистов?

  2. Какие жесты Дж.Г.Мид называет конвенциональными?

  3. Какова структура социального атома?

  4. Что имеет в виду Дж.Морено, говоря о неформальной структуре общества?

  5. В чем суть социометрического метода?

  6. Объясните разницу между драматическим и символическим подходами в символическом интеракционизме?

Тема 8. Развитие феноменологической социологии. Социология знания. Этнометодология.

Для раскрытия основных положений феноменологической социологии необходимо вспомнить идеи основателя феноменологии Э.Гуссерля. Далее, важно сформулировать главную проблему — проблему конституирования социальной реальности и обратиться к работе «Феноменология социального мира» (в русском переводе — «Смысловое строение социального мира») Альфреда Шюца (1932 г.)

В качестве другого основного источника следует взять «Социальное конструирование реальности» Питера Бергера и Томаса Лукмана (1967 г.), раскрыть их идеи, касающиеся субъективно сконструированных жизненных миров, секуляризации и модернизации. Затем необходимо обратиться к изучению этнометодологии, взяв за основу «Исследования в этнометодологии» Г. Гарфинкеля (1967 г.). Важно обратить внимание на изучение Г.Гарфинкелем


  • латентных пластов обыденного знания;

  • латентные механизмы социальной коммуникации;

  • локальное производство социального мира;

  • разговорных практик.


Следует познакомиться с аргументами Л.Козера, критиковавшим этнометодологию. В качестве источника рекомендуется президентское обращение Льюиса Коузера к Американской Социологической Ассоциации, сделанное в 1975 г.



  • Литература:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  2. Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля// Новые направления в социологической теории. М., 1978.

  3. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003.


Контрольные вопросы к теме:

  1. В чем суть проблемы конституирования социальной реальности?

  2. Каковы основные идеи работы «Смысловое строение социального мира» Альфреда Шюца?

  3. Каковы основные теоретические положения этнометодологии?

  4. На чем основывается Л.Козер, критикуя этнометодологию?


Тема доклада:

  • Понятие «возвращения домой» в феноменологии А.Шютца.

Литература:

Шютц А. Возвращающийся домой. – Социс. 1995. № 2.
Тема 9. Теория социального обмена.

При изучении данной темы следует сосредоточить внимание на самых известных теориях социального обмена, разработанных Дж.Хомансом и П.Блау. Важно уяснить, что для стороников данных теорий обмен социальными благами есть фундаментальная основа общественных отношений. Рекомендуется обратиться к работе Дж. Хоманса «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961). Следует раскрыть пять взаимосвязанных положений, основанных на психологическом бихевиоризме, которые разработал Хоманс:

  • положение успеха, которое состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие индивида вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие;

  • положение стимула, которое описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему индивид будет стремиться повторить действие;

  • положение ценности, согласно которому чем более ценно для индивида достижение определенного результата, тем более он будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение;

  • положение "насыщения - голодания", в соответствии с которым чем чаще в прошлом индивид получал особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды;

  • положение "агрессии - одобрения": если индивид не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение и результаты такого поведения становятся для него ценными.

Затем следует рассмотреть основные идеи работы П. Блау «Обмен и власть в социальной жизни» (1964). Необходимо обратить внимание на «обменные сделки» как элементарные акты, из которых складывается фундаментальный уровень общественной жизни. Важно раскрыть содержание основных понятий:

  • деятельность

  • вознаграждение

  • ценность

  • чувство

И в завершение необходимо обратиться к современным микро-макро интегральным парадигмам социального обмена Р.Эмерсона и Дж.Коулмена. Особое внимание следует уделить положениям Р.Эмерсона о «сетях социального обмена» и «продуктивном обмене».

  • Литература:

  1. Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. М., МГУ, 1994.

  2. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.

  3. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

  4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002

  5. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.


Контрольные вопросы к теме:

  1. Какие законы социального поведения сформулировал Дж.Хоманс?

  2. Обосновано ли мнение о том, что теории обмена не удалось избавиться от психологического редукционизма?

1   2   3   4
написать администратору сайта