Главная страница
Навигация по странице:

Введение 1 Роль мех и авт в пром и гражд стрве



Скачать 29.07 Mb.
Название Введение 1 Роль мех и авт в пром и гражд стрве
Анкор shpory_po_MiAS.docx
Дата 24.04.2017
Размер 29.07 Mb.
Формат файла docx
Имя файла shpory_po_MiAS.docx
Тип Документы
#2116
страница 6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Землерой-е машины классиф-т:1)машины для подготовит-х работ: рыхлители, корчеватели, корчеватели-собиратели, кусторезы; 2) землеройные машины: экс-ры, бульдозеры, скреперы, струги;

3) транспорт-е: автомоб-ли, землевозы, транспортеры 4)машины для уплот-я грунтов: катки, трамбующие плиты, уплотняющие головки.5)по режиму работы: цикличго и непрерыв-го действия. 6)по степени подвижности: передвиж-е,самоходные, прицепные.

2.Современный уровень развития.

-выс-я номенклатура выпускаемых изделий; -достаточно отработанная конструкция; - широкое использ-е гидравлики; -выс-й ур-нь автоматиз-и; - выс-я надеж-ть и отработанность конструкции.

В наст. вр. ведутся работы по интенсифик-и машин путем налож-я ультразвука, вибрации, удар-х нагрузок.

3.Основные физико-механические свойства грунтов.

Грунты делятся по виду — песчаные, супесчаные, пылеватые, суглинистые, глинистые, лёссовые и скальные; по степени влажности — сухие, нормальной влажности и мокрые. Разжиженные грунты с избытком влаги, состоящие из мелких песчаных или пылеватых частиц, называют плывунами.

Основными параметрами грунтов являются гранулометрический состав, объемный вес, связность, разрыхляемость, влажность, угол естественного откоса, коэффициент трения грунта о сталь и грунта о грунт.

Грунт — сложная трехфазная система состаящая из твердых,жидких, газообразных составляющей.

Вердые назыв скелетом грунта которые состоят из минеральных и органических ч-ц.

Образующие грунт частицы делят на глинистые(р-ры менее 0,005мм), пылеватые(р-ры0,05-0,005мм), песчаные(5-0,5 мм), гравийные(5-40)

Наибольшее влиянее на свойства грунта оказывают глинистые мелкие частицы.

Наименование грунта

Содержание частиц , %

песчаных

пылеватых

глиничтых

песчанники

-

Менее 15

Менее 3

Песч-пылев

-

15-50

Менее 3

супесчаный

Более 50

Меньше 15

3-12

пылеватый

-

Более 15

Менее 12

суглинок

Болеше пылеват

-

12-18

глинистый

-

-

Более 25

Физико-механические свойства грунтов (пород) характеризуются рядом показателей:

1.Плотностью породы называют отношение массы твердых частиц к их объему.

2.Объемная масса породы — это масса единицы объема породы при естественной влажности и пористости.

3.Пористость — это суммарный объем всех пор, приходящийся на единицу объема породы.

4.Влажностью называют отношение массы высушенного грунта к массе влажного*100%. (w=100%*Nс/Nвл)

5.Сжимаемостью называют способность породы к уменьшению объема под воздействием нагрузки.

6.Коэффициент фильтрации, являющийся основной характеристикой водопроницаемости пород, равен скорости движения воды через массив.

Кроме указанных свойств пород, при решении отдельных строительных вопросов учитывают прочность, твердость, упругость, пластичность, хрупкость, вязкость, разрыхляемость горных пород.

7.Прочность — это свойство горных пород сопротивляться разрушению под действием внешней нагрузки. Различают прочность при сжатии, растяжении, изгибе, скалывании и ударе.

8.Твердостью называют способность горной породы сопротивляться проникновению в нее другого более твердого тела (например, острия пики отбойного молотка). Твердость пород определяют по специальной шкале. c:\documents and settings\air_g800\мои документы\the usptu\2 курс\денисов\7.1.bmp

Рис.7.1. Конструкция плотномера (ДорНИИ): 1-металлический стержень; 2-шайба-упор (нижняя); 3-груз, массой 2,5т; 4-шайба-упор (верхняя).

9.Упругость — свойство горных пород изменять свою форму или объем под действием внешней нагрузки и возвращаться к первоначальной форме или объему после снятия этой нагрузки.

10.Пластичность — это свойство горных пород деформироваться без разрушения под действием внешней нагрузки и оставаться в деформированном состоянии после ее снятия.

11.Хрупкость — свойство горных пород разрушаться под действием ударных нагрузок без заметной остаточной деформации.

12.Вязкостью называют способность горной породы сопротивляться силам, стремящимся разъединить ее частицы. При горных работах вязкость пород оценивают по сопротивлению, оказываемому породой при отделении части ее от массива.

13.Разрыхляемость — это увеличение объема горной породы при ее выемке из массива. Разрыхляемость характеризуется коэффициентом разрыхления, представляющим собой отношение объема вынутой породы к первоначальному объему породы в массиве.

4.Копание и резание грунтов.

Резание – процесс отделения грунта от массива. Копание – совокупность процессов, включающая в себя кроме резания грунта, перемещение его перед рабочим органом, по рабочему органу (для машины с отвальным рабочим органом) либо внутри рабочего органа (для машины с ковшовым рабочим органом).

Внедряясь в грунт, режущий клин отделяет его часть, называемую стружкой.

1 – передняя грань; 2 – режущая кромка; 3 – задняя грань. Параметрами режущего клина служат: угол заострения v, угол резания  и задний угол . Рисунок 10.2 – Параметры режущего клина
6 (1)

Сопротивление грунта резанию характеризуется удельным сопротивлением резанию, т.е. усилием, отнесенным к единице площади поперечного сечения вырезаемой стружки:

где– удельное сопротивление резанию кН/м2;сила сопротивлению резанию, кН; – площадь вырезаемой стружки, м2.

Таким же образом можно характеризовать и сопротивление копанию: где –удельное сопротивление копанию, кН/м2;

– сила сопротивления копанию, кН.

Величины и изменяются в больших пределах, т.к. зависят от режима работы, параметров и типа рабочего органа, категории грунта.

5.Машины для подготовительных работ.

Строит-е пл-ки должны быть подготовлены для развертыв-я на них строит-х работ, поэтому на этих пл-х производят подгот-е работы:выкарчовывание пней; очистка от кустарников; удаление валунов; рыхление. Подгот-е работы осущ-ся машинами, кот-е в завис-ти от назнач-я раздел-ся на:рыхлители;корчеватели;корчеватели-собиратели;кусторезы. Рыхлители рыхлят грунт на больших площадях или полосах, служат для выламывания старого покрытия, разруш-я мерзлого грунта. Рыхлители изгот-ся только навесными как правило на гусенич-м ходу. Рыхл-ли рыхлят грунт на глубину 0,4-1,5м, число зубьев рыхл-ля 1-5, обычно нечет-е число. Сущ-т 2 основ-х способа установки рыхлит-го оборуд-я: 1) с выполн-м жесткого подвеса; 2) параллелограмная подвеска.

Корчеватели служат для корчовки пней до 50см, расчистки уч-в от корней, круп-х камней, удаления сваленых деревьев и кустарника.

Корчеватели-собиратели имеют аналогич-е корчевателю оборуд-е, но с более мелкими зубьями. У некот-х моделей отвал имеет возмож-ть поворач-ся в вертик-й пл-ти. Выкарчовыв-е пней диам-м до 30см.

Кусторезы служат для срезки кустарников и деревьев диам-м до 20-30см. это навесное оборуд-е в виде отвала, кот-й в нижней части имеет пилообраз-й нож, а впереди имеет колун.

Рыхлитель:2-рыхлительное оборудование ww9


Корчевальная машина К-1Л: 1 — лебедка, 2 – стойка, 3, 4 и 7 — блок:!, 5 — канат подъема корчевального устройства, 6 — канат поворота клыков, 8 — беговая‘дорожка, 9 — упорный ролик, 10— неподвижная ось клыка корчевателя, 11 — ось клыка собирателя, 12 — клык-собиратель, 13 — двуплечий рычаг, 14 — есь двуплечего рычага механизма возврата клыков, 15 — двуплечий рычаг механизма возврата клыков, 16 — рама. 17 — ось блока

13. ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТ-НЫЕ МАШИНЫ:

1.Общие сведения. Землеройно-транспортные машины предназначены для послойного отделения грунта от массива и транспортирования его к месту укладки, а также для выполнения планировочных работ. К этой группе машин от носятся бульдозеры, скреперы, грейдеры, автогрейдеры, грейдер-элеваторы и струги. ДОСТОИНСТВА «+» :наличие одного водителя,работают без специального транспорта,меньшая удельная масса и энергоемкость,меньше расход энергии,имеют высокую пр-ть.НЕДОСТАТКИ «-»:трудность работы в мерзлых грунтах,в тяжелых грунтах, в болотистой местности.

2.Классификация; 1.Ножевые ЗТМ(грейдер,бульд) - рабочий орган либо отвал либо нож; 2.Ковшовые ЗТМ-раб.орган-ковш; 3. С дополнительным транспортирующим раб.органом ЗТМ(грейдер, элеваторы, стругель). Машины для земляных работ делятся на следующие группы: 1)землеройные - экскаваторы одноковшовые и многоковшовые, осуществляющие разработку грунта и погрузку его в транспортные средства или отсыпку в отвал;

2)землеройно-транспортные машины, разрабатывающие и перемещающие грунт при поступательном движении машины. К таким машинам относятся: скреперы,бульдозеры,грейдеры,грейдер-элеваторы. 3)грунтоуплотняющие     машины — катки,  трамбовки,  виброуплотнители; 4)бурильные - для бурения скважин.

5)оборудование гидромеханизации - для разработки грунтов с использованием скоростного напора струи воды или водяного потока 3.Бульдозеры; Бульдозер является землеройно-транспортной машиной, предназначенной для послойного копания и перемещения на расстояния до 60...150 м грунтов и сыпучих материалов, а также для проведения планировочных работ. Бульдозерами можно выполнять много других видов работ: засыпку траншей, очистку территории от пней и кустов, валку леса, очистку от снега.Различают бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом. У первых отвал расположен перпендикулярно продольной оси машины, у вторых можно менять положение отвала в горизонтальной плоскости.

1 – отвал; 2 – брус толкающий; 3 – раскос; 4 – гидроцилиндр подъема отвала; 5 – трактор; 6 – нож .Рисунок 8.1 – Бульдозер с неповоротным отвалом

1 – отвал; 2 – пята шаровая; 3 – рама толкающая; 4 – упор; 5 – проушина; 6 – гидроцилиндр подъема отвала; 7 – трактор. Рисунок 8.2 – Бульдозер с поворотным отвалом

а – на неповоротном отвале; б – на поворотном отвале.Рисунок 8.4 – Схемы формирования призмы волочения

Основ-м методом управл-я отвала явл-ся гидравлич-й способ. Использ-е гидроцил-ра для управл-я отвалом позволяет передать часть массы тр-ра на усилие заглуб-я.

Соврем-е бульдозеры имеют оборуд-е в виде универс-й рамы, кот-я позволяет отвалу поворач-ся в плане и в вертик-й пл-ти.

Технич-я производ-ть бульдозера: Пт=3600Vпр/ tцkр, Vпр=в*н2пр-объем призмы волочения; tц =t1+t2+t3– время цикла(время вырезания+время перемещения+время возврата); kр-коэфф-т разрых-я грунта.

Для увелич-я объема перемещ-го грунта отвалы бульдозера конструктив-но могут быть:с боковыми откосами; сферич-й формы

Тяговый баланс бульдозера:W=Wрез+Wперем+Wотв+Wтр±Wукл;

Wрез-сопротивление резанию;Wперем-сопротивление перемещению машины в виде тележки;Wотв- сопрот связанное с перемещением грунта вверх по отвалу.

4.Скреперы; Скреперы предназначены для послойной разработки грунта, его транспортирования до 5км и укладки слоем определённой толщины, а также для частичного уплотнения уложенного грунта.Основное оборудование скрепера-КОВШ

Наибольшее распространение получили прицепные и автоскреперы. Автоскрепер представляет собой шарнирно-сочленённую машину, состоящую из одноосного тягача и ковша, соединенных между собой седельно-сцепым устройством и тяговой рамой. На тягаче размещен двигатель и трансмиссия, предназначенная для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Рабочим органом скрепера служит ковш 4, ограниченный днищем, боковыми и задней стенками и оснащенный ножами.Спереди ковш закрыт заслонкой , соединенной с ним шарнирно. Скреперы, выполненные по схемам (рисунок 8.8, б, в), называют полуприцепными одноосными, а по схеме (рисунок 8.8, г)  прицепными двухосными. По прицепной схеме соединяют с тягачами также одноосные скреперы, у которых ось колес расположена над центром масс груженого ковша (рисунок 8.8, д). В качестве тягача прицепного скрепера обычно применяют трактор, чаще всего гусеничный, а полуприцепные скреперы агрегатируют с двухосными (рисунок 8.8, б) или одноосными (рисунок 8.8, в) тягачами. Последние называют также самоходными. Самоходные скреперы обладают высокой маневренностью и способны развивать транспортные скорости до 45...60 км/ч. Дальнейшее увеличение скорости этих машин нежелательно из-за вертикальных колебаний в системе тягач  скрепер. Скреперы с двухосными тягачами не имеют этого недостатка, их скорости доходят до 65...70 км/ч, но по маневренности они уступают самоходным.

Для управления скрепером тягач оборудуют гидравлической насосной установкой или канатной лебедкой, от которых движение передается исполнительным механизмам (гидроцилиндрам или полиспастам). Современные скреперы оборудуют в основном гидравлическими силовыми системами. Полиспастные системы сохранились лишь у отдельных моделей прицепных скреперов.




а – общий вид; б…д – схемы соединения с тягачом; е – скрепер с принудительной загрузкой ковша скребковым элеватором; 1 – ножи; 2 – боковые балки; 3 – упряжные шарниры; 4 – ковш; 5 – гидроцилиндр подъема передней заслонки; 6 – ось задних колес; 7 – задняя стенка; 8 – передняя заслонка; 9 – гидроцилиндры подъема ковша; 10 – ССУ; 11 – шарнир; 12 – тягач. Рисунок 8.8 – Автоскрепер

Технич-я производ-ть бульдозера: Пт=3600Vпр/ tцkр, Vпр=в*н2пр-объем призмы волочения; tц =t1+t2+t3– время цикла(время вырезания+время перемещения+время возврата); kр-коэфф-т разрых-я грунта.

Для увелич-я объема перемещ-го грунта отвалы бульдозера конструктив-но могут быть:с боковыми откосами; сферич-й формы

Тяговый баланс бульдозера:W=Wрез+Wперем+Wотв+Wтр±Wукл;

Wрез-сопротивление резанию;Wперем-сопротивление перемещению машины в виде тележки;Wотв- сопрот связанное с перемещением грунта вверх по отвалу.

5.Грейдер-элеваторы; Грейдер-элеваторы предназначены для копания немерзлых грунтов в материковом залегании на горизонтах выше уровня грунтовых вод и отсыпки его в насыпи, отвалы или в транспортные средства. Их используют для возведения насыпей из боковых резервов, образования продольных выемок, устройства каналов в полувыемках-полунасыпях и других подобных сооружений.

Грейдер-элеваторы выполняют как полуприцепные машины-орудия, агрегатируемые с тракторами (гусеничными или колесными) или одноосными тягачами. Реже их выполняют как сменное навесное оборудование на автогрейдере. У полуприцепных грейдер-элеваторов основная рама 1 (рисунок 8.7) опирается на два пневмоколеса 10. Передней частью основная рама соединена с тягачом по схеме универсального шарнира сцепным устройством 6. Рабочий орган в виде дискового плуга 8 подвешен на кронштейне 9 к плужной балке 7. Он ориентирован так, что при движении машины вперед вырезает из грунта стружку с поперечным сечением в форме эллиптического сегмента. Отделенный от массива грунт, поднявшись по внутренней сферической поверхности плуга, отваливается на ленточный конвейер 5, расположенный поперек основной рамы, которым он отсыпается в насыпь, отвал или транспортное средство. В зависимости от прочности разрабатываемых грунтов глубину стружки регулируют подъемом-опусканием плужной рамы с помощью гидроцилиндра 3. Угол наклона ленточного конвейера и, следовательно, высоту подъема грунта для разгрузки регулируют гидроцилиндром 4. Для перемещения грунта на большие расстояния ленточный конвейер наращивают вставками Для снижения непроизводительных затрат времени на поворотные движения грейдер-элеваторы целесообразно применять на участках протяженностью 200...500 м и более.

1  дисковый плуг; 2  ленточный конвейер; 3 – двигатель; 4  основная рама; 5  пневмоколеса; 6  кронштейн; 7  плужная балка; 8  сцепное устройство; 9, 10  гидроцилиндры; Рисунок 8.7 – Грейдер-элеватор

Основная задача автогрейдера-планировка

П=(L*B*Kв)/(tц*n);где L-длина,В-ширина,t-время цикла,п-число проходок,Кв-коэффициент использования машины по времени.
1   2   3   4   5   6   7   8   9
написать администратору сайта