Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема

  • Предмет исследования

  • Гипотеза исследования

  • Задачи исследования

  • Теоретико-методологической базой исследования

  • Методы диагностики

  • База исследования

  • готовый. Введение актуальность темы исследования


    Скачать 0.61 Mb.
    НазваниеВведение актуальность темы исследования
    Анкорготовый.doc
    Дата19.11.2017
    Размер0.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаготовый.doc
    ТипРеферат
    #11314
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6


    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы исследования. Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией.

    Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

    Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.

    Наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств и эмоций, широчайший круг представлений о жизни.

    О необходимости придания семейному воспитанию целенаправленности, научной обоснованности, о важности сочетания знания и опыта говорили классики отечественной педагогики. Теория семейного воспитания, как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д. Ушинского, Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева.

    Они подчеркивали необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Семейное воспитание рассматривается или как первейшая обязанность родителей или понимается как всесторонне развитие самодеятельной творческой личности.

    Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием семьи группы риска.

    В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

    Семья — это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения.

    В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации. В соответствии с ними должен установиться приоритет гражданина над государством, когда самореализация каждого члена общества может обеспечить последовательное повышение жизненного уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Объектом и субъектом такой политики является молодежь и молодая семья. Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности.

    Первая из них - недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, и в то же время объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью устроения семейной жизни. Проходящая в России реформа экономических отношений, целью которой являлся переход страны от социалистических методов хозяйствования к рыночным, поставила российскую молодую семью перед дополнительными жизненными трудностями и проблемами. Сегодня среднедушевые доходы в молодых семьях в 1,5 раза меньше, чем в среднем по стране .

    Вторая особенность - специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

    Наконец, третья особенность - необходимость психологической адаптации к семейной жизни и к появлению детей. Как правило, именно молодые семьи имеют малолетних детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья. От того, как успешно будет пройден данный адаптационный период, во многом зависит сохранение и прочность семейного союза. Сегодня 17,9% молодых семей нуждаются в педагогическом и психологическом консультировании.

    В настоящее время значимым становится еще один фактор, негативно влияющий на качество жизни молодых людей - наблюдается общее ухудшение здоровья молодежи. В частности, значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Остро стоит проблема распространения наркомании среди молодежи.

    В современной психолого-педагогической литературе работа специалистов-педагогов, психологов, социальных работников - рассматриваются применительно к семье в целом, не выделяя такую важную группу, как молодая семья. В реальной практике не учитываются специфические социальные процессы, происходящие в молодых семьях.

    Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты социально-педагогической работы с семьей: становление и укрепление семьи (Ю.А. Алешина, Б.И.Антонов, С.И.Голод, И.С.Даниленко, А.Ф.Евченко, В.И.Зацепин, А.А.Клецин, И.И.Савинов, Т.А.Семикина и др.); воспитательная работа с детьми в семье (В.А.Гурьяк, Н.Т.Молчанов, Н.И.Стрекалова и др.); психолого-педагогическая помощь семье (А.К.Агишева, Э.К.Васильева, Б.З.Вульфов, В.Н.Дружинин, Ю.С.Моздонова, Н.В.Поддубный, М.И.Рожков, Л.И.Уманский и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В.Гребенников, О.А.Добрынина, М.С.Мацковский и др.). Работы этих и других авторов не охватывают всей полноты психолого-педагогических проблем, возникающих в молодых семьях, и мер эффективной социально-педагогической поддержки.

    В данном исследовании предлагается рассмотреть эффективность социально-педагогического сопровождения молодых семей через активизацию внутреннего потенциала членов семей и организацию взаимоподдержки. Предлагаемые в диссертации методики и программы могут быть использованы в качестве социально-педагогического инструментария, который позволит оказывать адресную поддержку молодым семьям, а также проводить социально-педагогическую работу среди семей в целях развития их собственного потенциала.

    Несмотря на то, что спектр исследований в области оказания социально-педагогической поддержки молодой семьи достаточно широк, до настоящего времени не разработаны теоретико-методологические основы оказания социально-педагогической помощи молодой семье, практически не отражены сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, нераскрытыми остаются условия социально-педагогического сопровождения семей на различных проблемных этапах.

    Проблема: каковы теоретические основы организации эффективности социально-педагогического сопровождения молодых семей и повышение педагогической культуры.

    Объект исследования: молодая семья и педагогическая культура.

    Предмет исследования: процесс социально-педагогического сопровождения молодой семьи.

    Цель исследования: разработать, обосновать и внедрить модель социально-педагогического сопровождения молодой семьи.

    Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение семье будет осуществлено эффективно, если :

    - проанализированы теоретические основы социально-педагогического сопровождения.

    - выявлены критерии эффективности социально-педагогического сопровождения.

    -разработана модель социально-педагогического сопровождения.

    - разработана и внедрена программа социально-педагогического сопровождения.

    -выявлены и обоснованы условия осуществления социально-педагогического сопровождения.

    Задачи исследования:

    1. Выявить сущность и структуру процесса социально-педагогического сопровождения молодой семьи.

    2. Охарактеризовать условия, при которых социально-педагогическое сопровождение обеспечит реализацию субъектной позиции и активизацию внутреннего потенциала членов молодой семьи.

    3. Выявить критерии эффективности социально-педагогического сопровождения семей

    4. Осуществить выборку методов экспериментальной проверки эффективности внедрения модели социально-педагогического сопровождения на основе выявленных критериев.

    Теоретико-методологической базой исследования явились научные положения о диалектическом характере социальных отношений и представления о семье как социальном явлении, которое находится в единстве и взаимодействии со всеми сферами общества (Г. Гегель, К. Маркс), философско-психологическая концепция вопросов брака и семьи (И. Кант, И.Г. Фихте), теория социально-преобразующей деятельности, ее роли и месте в социальном развитии личности (С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм), концепция социализации личности (И.С. Кон, А.В. Мудрик), педагогика индивидуальности (О.С. Гребенюк), исследования семьи как социального института (А.И. Антонов, Н.А. Бердяев, В.В. Елизаров, М.С. Мацковский, В.М. Медков, И.И. Савинов, B.C. Торохтий), концепция социального закаливания (М.И. Рожков).

    Методы исследования: анализ научной литературы, синтез данных, анкетирование, тестирование.

    Методы диагностики: Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), анкета «Педагогическая культура родителей» (О.Л. Зверева), «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека.

    Метод формирующего педагогического эксперимента применялся для непосредственного доказательства выдвинутой нами гипотезы.

    База исследования: МБДОУ №7 г. Лысково.

    Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Глава 1. Специфика семьи как социального института
    1.1 Семья, как институт социализации
     Семья  -  это  основанная  на  браке  или  кровном  родстве  малая  группа,  члены  которой связаны  общностью быта, взаимной моральной ответственностью и  взаимопомощью1.

    Семья, как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

    На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.

    Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

    Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане1. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

    а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

    б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

    г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

    д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

    е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

    Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе2. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

    Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

    Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

    1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

    2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

    3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

    Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

    В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях1.

    Семья – моя крепость. Это простое утверждение никто никогда не сможет опровергнуть. Однако можно попробовать вникнуть в данный термин несколько глубже и узнать, какие же существуют виды семьи.

    Прежде чем рассматривать виды современной семьи, нужно обязательно оглянуться назад, в историю. Так, издавна социологи выделяют следующие ее виды:

    Традиционная семья. В таком случае на одной территории чаще всего проживает несколько поколений (кроме молодой семьи, родители, бабушки-дедушки). В таком случае жена зависит от мужа, выполняет все домашние обязанности. Главная обязанность мужчины (который также является главой семьи) – обеспечить материальное благополучие.

    Нетрадиционная семья. Ее еще в истории называют эксплуататорской. В таком случае женщина трудится наравне с мужчиной (это произошло в эпоху привлечения дам к общественному труду, а также во время возникновения первых феминистических течений). Работу же на производстве представительницы слабого пола вынуждены совмещать с домашними обязанностями и воспитанием детей.

    Эгалитарная (равная) семья. Это вид современных отношений между участниками брака. В таком случае мужчина и женщина равно задействованы в общественных отношениях. При этом все домашние обязанности также делятся поровну. Для такой семьи также характерна эмоциональная насыщенность (любовь, дружба, ответственность, взаимоуважение).

    Различные виды семей и их характеристика – это тема, о которой пойдет речь далее. Какие еще существуют типы брачных отношений?

    Патриархальная семья. Главная ее цель в данном ракурсе – ведение совместного хозяйства и достижение экономического благополучия.

    Детоцентристкая семья. Тут главной задачей пары является воспитание детей, подготовка их к общественной жизни. Однако нередко такие семьи переходят недозволенную черту, когда подрастающее поколение оказывается несамостоятельным и разбалованным.

    Супружеская семья. Социологи говорят, что это отношения будущего. Главная ее цель – эмоциональное удовлетворение супругов. Чаще всего такие семьи не обзаводятся детьми и всю жизнь живут ради удовлетворения своих нужд и желаний.

    Рассматриваем далее различные виды семьи. В зависимости от состава, они бывают:

    Нуклеарными. Когда на одной территории проживают дети и родители.

    Расширенными. На одной территории в таком случае, помимо молодой семьи, проживают и иные родственники.

    Неполные. Распространенный вид семьи в современном обществе. В таком случае ребенок проживает на одной территории с одним из родителей.

    Различают также семьи в зависимости от жизненного цикла:

    - Молодая семья (после свадьбы прошло не более года).

    - Семья с первенцем.

    - Семья, в которой есть подросток.

    - «Покинутое гнездо». Это семья, в которой дети выросли и оставили отчий дом с целью создания своих семей.

    По форме брака различают:

    Моногамную семью. В таком случае говорится о паре мужчина-женщина.

    Полигамную семью. В таком случае один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (мужчина может иметь несколько жен) и полиандрию (женщина может иметь несколько мужей). Стоит сказать о том, что в нашей стране такие браки не разрешены.

    Различают также семьи в зависимости от пола партнеров:

    Разнополая семья (мужчина-женщина).

    Однополая семья (когда семью создают представители одного пола – двое мужчин или женщин). В нашей стране такие браки запрещены.

    Существуют также различные виды семьи в зависимости от того места, где проживают ее члены:

    Патрилокальная. В таком случае семья проживает на территории мужчины с его родителями.

    Матрилокальная. В таком случае супруги проживают на территории жены с ее родителями.

    Неолокальная. Молодая семья живет отдельно от родителей. Стоит сказать о том, что это также один из видов современных брачных отношений.

    Различаются также разные виды семьи в зависимости от количества детей.

    Инфертильная семья (в которой нет детей).

    Однодетная семья.

    Малодетная семья (речь идет о семье, в которой детей недостаточно для природного прироста населения, т. е. двое).

    Среднедетная семья (3-4 ребенка).

    Многодетная семья (пять и более малышей).

    Также различаются несколько типов браков в зависимости от отношений, которые складываются между супругами.

    Диктаторские семьи. Все важные решения принимает один член пары, иной же может отвечать только за решение второстепенных вопросов.

    Демократические семьи. Наиболее неустойчивые. Такой тип отношений чаще всего присущ молодоженам. Все вопросы пара пытается решать сообща, идти на уступки друг другу. Однако чаще всего один партнер думает, что отдает больше, а получает меньше.

    Автономные семьи. В таком случае сферы влияния пара строго разграничивает. Мужчина отвечает за одно, женщина – за другое.

    Можно выделить еще несколько различных типологий семей. Так, это могут быт приемные семьи. В таком случае говорится об усыновлении, опеке, патронате. Отдельно социологи выделяют многодетные семьи. В таком случае различают1:

    - Сознательно многодетные семьи.

    - Многодетные семьи, которые возникают вследствие повторных браков.

    - Неблагополучные многодетные семьи.

    Основные отличия традиционной и современной семьи:

    - Желание и стремление жить отдельно. Молодожены желают вести отдельно от родителей хозяйство и проживать на своей территории.

    - Экономическая независимость. Современная семья обеспечивает сама себя. Пара полностью независима от родителей.

    - Участие в общественной жизни. Оба члена современной семьи трудятся на равных, обучаются, развиваются.

    - Распределение обязанностей. В современной семье мужчина и женщина в равной степени выполняют домашние дела.

    - Возраст. Сейчас молодые люди не стремятся рано вступать в семейные отношения. Поэтому возраст членов современной семьи несколько выше относительно таких же показателей в традиционной семье.

    - Дети. Члены современных семей не стремятся сразу же заводить детей. Малыши рождаются после того, как молодая семья «становится на ноги» и имеет достаточно средств для обеспечения потомства.

    - Малодетность. Современные семьи не характеризуются многодетностью. У пар чаще всего не более двух деток.

    Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью2.

    Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

    Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

    Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахама Маслоу, делится на:

    1) физиологические и сексуальные потребности;

    2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

    3) социальные потребности в общении;

    4) престижные потребности в признании;

    5) духовные потребности в самореализации.

    Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

    Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную-биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

    Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина – женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин – суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.

    По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.

    В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.

    Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В этом, прежде всего, состоит принципиальное отличие человеческой семьи от семьи животных. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

    Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

    1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

    Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности1.

    Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

    Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

    2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

    В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

    3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

    4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

    5.  Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

    6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

    7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

    Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

    Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.
    1.2 Типы семейных взаимоотношений
    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

    Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

    Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

    Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи1.

    Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

    Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

    Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

    3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

    При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

    При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

    При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

    Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

    М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

    От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

    Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

    Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

    Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

    В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу1.

    Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

    Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

    Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

    Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

    Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

    Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

    Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

    Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

    Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. 

    Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

    Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка1.

    После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

    Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

    - Родители регулярно указывают детям, что им делать;

    - Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

    - Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

    - Решение часто принимает сам ребенок;

    - Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

    Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

    Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

    Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.1

    Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

    Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками1.

    Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
    Вывод по 1 главе
    Семья  -  это  основанная  на  браке  или  кровном  родстве  малая  группа,  члены  которой связаны  общностью быта, взаимной моральной ответственностью и  взаимопомощью2.

    Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане3. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; сфера первичного социального контроля; духовного общения; социально-статусная; досуговая; эмоциональная.

    В зависимости от форм брака: моногамная или полигамная семья.

    Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе становления, интенсивного развития и характеризуется нестабильностью отношений. Основные две задачи молодой семьи – это организация комфортного межличностного взаимодействия членов и интеграция семьи в общество в качестве самостоятельного социального объекта. Оказание действенной психолого-педагогической помощи в решении этих задач позволит удовлетворить объективную потребность общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией.

    Важное значение для специалиста, работающего с семьей, приобретает умение формировать у клиента способность к разрешению конфликтных ситуаций, гибкости в решении семейных проблем, рефлексию (способность осознавать свои мысли)1.
      1   2   3   4   5   6
    написать администратору сайта