Навигация по странице:
|
Ганичева. 1 Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении
51) Самооценка и уровень притязаний.
Беседа "Расскажи о себе"(А.М.Щетинина)
Беседа проводится индивидуально с каждым из детей обследуемой группы и состоит из нескольких этапов (частей), на каждом из которых решаются свои диагностические цели.
Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.
Содержание и ход беседы.
1. Вначале психолог (воспитатель) просит ребенка рассказать о себе все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если беседа проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать):
- Опиши свою внешность.
- Как ты думаешь - ты красивый?
- Почему ты так считаешь?
- Кто еще считает тебя красивым?
- Ты сильный, ловкий?
- Как бы ты хотел выглядеть?
- На кого ты хотел бы быть похожим?
Эти вопросы помогают понять, насколько сформирован у ребенка образ его Я-физического.
2. Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге (подруге):
- Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?
- Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?
- Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?
- А бывает, что вы ссоритесь?
- Почему это происходит?
- Кто чаще бывает виноват в ссоре - ты или он?
- Каким другом ты бы хотел стать?
3. Чтобы выявить особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке), можно провести беседу по следующим вопросам:
- Скажи, пожалуйста, кто ты - мальчик или девочка?
- Откуда ты знаешь это?
- Чем мальчик отличается от девочки?
Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролевого поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает ставить вопросы:
- По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?
- Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?
- Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?
- Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?
Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно записываются, а затем подвергаются анализу по следующим направлениям.
Уровень самооценки, самопринятия. Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ребенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его качеств взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа "Я" осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретировать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопринятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего "Я" как с собственной позиции, так и с позиций других людей.
Характер самооценки. Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и относительной. Общая самооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к любимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкретная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частного, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооценка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей. Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям ("Я тоже хороший, как и Сережа", "Я хороший, меня тоже любит воспитательница"). Кроме того, выделяют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).
Уровень осознания своего "Я". Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на вопросы "почему?") те или иные качества своего "Я" или делает это с незначительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне развития образа "Я". Если же ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень осознания "Я". Низкий уровень развития образа "Я" ребенка проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь единичные качества сторон своего "Я", не объясняя их, или же аргументация повторяет характер оценки ("хороший, потому что хороший").
Методика "Два дома"
Цель: изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.
Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.
Ход эксперимента.
Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются:
- с кем поместил себя,
- почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный,
- характер, особенности мотиваций.
Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.
52) Эмоции и чувства.
Проективная методика "Неоконченные рассказы" (Т.П.Гаврилова)
Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить - вернуть собаку или оставить ее себе. Как поступит мальчик? Почему?
2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко". Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: "Простить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.
Проективная методика "Рисунок человека"
Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.
Материал: альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных карандашей.
Инструкция: нарисуй человека на листе.
Интерпретация. На тревожность указывают частые обращения к экспериментатору за поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным эмоциональным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой – крайняя степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы руки - социальные контакты вызывают эмоциональное напряжение, источник тревоги. О тревожности свидетельствует подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер - о страхах, особенно если глаза зачернены. Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные растопыренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках средств нападения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм агрессии указывают прорисовка рта, изображение его приоткрытым. О скрытых формах агрессии говорят военизированность одежды (погоны, фуражка) без прорисовки средств нападения, спонтанные высказывания по ходу рисования. Признаки защитной агрессии - размер фигуры человека, сюжетный рисунок - использование технических военных средств. Защитная агрессия в сочетании со страхом - кулаки или средства нападения заштрихованы, или руки за спиной.
|
|
|