48) Уровень мышления
«Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером).
Результаты отражают уровень развития наглядно-образного мышления детей.
Материалом служат книжечки с заданиями. На первой странице записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того, как розданы книжечки, проверяющий говорит:
«У вас всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает на вершины треугольника, изображенного на второй странице). Их соединили и получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки. Вы их не будете соединять. А теперь посмотрите: все точки одинаковые или есть разные?»
Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно. Одни точки, как маленькие крестики, другие - как маленькие треугольнички, есть точки как маленькие кружочки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками.
Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».
Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. Проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, и, окончив решение очередной задачи, каждый ребенок переходил к следующей. Никакие дополнительные разъяснения не даются, все действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т.п.
Оценка результатов
За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.
Ставится 0 баллов, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец.
Ставится 1 балл, если нарушено правило и правильно воспроизведен образец.
Ставится 1 балл, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец.
Ставится 2 балла, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец.
Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда испытуемый сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, задание оценивается в 0 баллов.
Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т.п.) не снижают оценки.
Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все шесть задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено по 2 балла).
«Лабиринт»
Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями).
Материал представляет собой комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками, в конце которых нарисованы домики, а также «письма», условно указывающего путь к одному из домиков. Первые два рисунка соответствуют вводным задачам.
Детям сначала предлагаются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1 - 10 (листы 1 - 10).
Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо рассмотреть «письмо», в котором нарисовано, как найти правильно домик: идти надо от травки мимо елочки, а потом мимо грибка. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».
Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но «письмо» тут другое: нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
После этого можно приступать к решению основных задач, к каждой из которых дается краткая дополнительная инструкция.
Оценка результатов
При обработке результатов (задачи 1 - 6) за каждый правильный поворот начисляется 1 очко. Поскольку в задачах 1- 6 необходимо сделать четыре поворота, максимальное количество очков за каждую из задач - 4. В задачах 7 -10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7 - 8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах 9,10 (три поворота) - 6 очков.
49) Мотивационно-потребностная сфера
Методика по определению доминирования мотива (познавательный или игровой) в аффективно-потребностной сфере ребенка.
Цель: выявить ведущий мотив поведения.
Ход исследования: ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку для его возраста, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется больше всего: поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.
Анализ результатов: дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватится, то за другое.
Результаты фиксируются в свободном протоколе.
Методика «Беседа с детьми».
Цель: определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу.
Ход исследования:
Детям задают следующие вопросы, ответы фиксируют в свободном протоколе.
Вопросы:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: Чем обычно занимаются в школе?)
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовыми идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашнее задание?
8. Зачем нужно выполнять домашние задания?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Анализ результатов: правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того, чтобы считаться готовым к обучению в школе ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать дополнительные направляющие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок понял поставленный вопрос.
Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый вполне убедительный ответ не вызывающий сомнения, с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и не полон, то он оценивается в 0,5 балла. Например, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу?») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения, навыки». Как не полный может быть оценен следующий ответ «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например, «Для того, чтобы было весело». Если после дополнительного наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает один балл. Если ребенок отчасти ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 баллов. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике 10 баллов. Следует считать, что полностью готовым к обучению в школе является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Не готовый к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5 баллов.
50) Особенности личности и общения дошкольника
Тест ДДЧ (дом, дерево, человек) (Дж. Бак)
Слова "дом", "дерево", "человек" знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый должен проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме того, эмоциональная реакция ребенка во время рисования или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно значимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, дерева и человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Цель: диагностика развития личности ребенка - незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения.
Материал: для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается простой карандаш, лист бумаги. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано ДОМ, на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа - соответственно ДЕРЕВО и ЧЕЛОВЕК, на четвертой - имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш.
Инструкция для ребенка: "Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, и человека". На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесс рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.
Анализ результатов:
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта. Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).
Примеры: отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание; маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении; человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность; 6) конфликт (фрустрация); 7) трудности в общении; 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке - 1 балл, на двух - 2 балла, а на всех трех - 3 балла (симптомокомплекс "тревожность").
Таблица
Незащищенность : Рисунок в самом центре листа, Рисунок в верхнем углу листа, Дом, Дерево - с самого краю, Рисунок в низу листа, Много второстепенных деталей, Дерево на горе, Очень подчеркнутые корни, Непропорционально длинные руки, Широко расставленные ноги, Другие возможные признаки.
Тревожность : Облака, Выделение отдельных деталей, Ограничение пространства, Штриховка, Линия с сильным нажимом, Много стирания, Мертвое дерево, больной человек, Подчеркнутая линия основания, Толстая линия фундамента дома, Интенсивно затушеванные волосы, Другие признаки
Недоверие к себе : Очень слабая линия рисунка, Дом с краю листа, Слабая линия ствола, Одномерное дерево, Очень маленькая дверь, Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой, Другие возможные признаки
Чувство неполноценности : Рисунок очень маленький, Отсутствуют руки, ноги, Руки за спиной, Непропорционально короткие руки, Непропорционально узкие плечи, Непропорционально большая система веток, Непропорционально крупные двумерные листья, Дерево, умершее от гниения, Другие возможные признаки
Враждебность : Отсутствие окон, Дверь - замочная скважина, Очень большое дерево, Дерево с краю листа, Обратный профиль дерева, человека, Ветки двух измерений, как пальцы, Глаза - пустые глазницы, Длинные острые пальцы, Оскал, видны зубы, Агрессивная позиция человека, Другие возможные признаки
Конфликтность (фрустрация) : Ограничение пространства , Перспектива снизу (взгляд червя), Перерисовывание объекта, Отказ рисовать какой-либо объект, Дерево как два дерева, Явное несоответствие качества одного из рисунков, Противоречивость рисунка и высказывания, Подчеркнутая талия, Отсутствие трубы на крыше, Другие возможные признаки
Трудности общения : Отсутствие двери, Очень маленькая дверь, Отсутствие окон, Окна - отверстия без рам, Излишне закрытые окна, Выделенное лицо, Лицо, нарисованное последним, Отсутствие основных деталей лица, Человек, нарисованный схематично, из палочек, Дом, человек в профиль, Руки в оборонительной позиции, Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей, Другие возможные признаки
Депрессивность : Помещение рисунков в самый низ листа, Вид дерева или дома сверху,Линия основания, идущая вниз, Линия, слабеющая в процессе рисования, Сильная усталость после рисования, Очень маленькие рисунки, Другие возможные признаки
Тест "Несуществующее животное"
Цель: исследование личностных качеств ребенка: самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность, инфантилизм, замкнутость и др.
Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни.
Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш, а младшим детям 4,5-6 лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также можно разъяснить понятие "несуществующее животное". Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Как и при проведении других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс. После того, как ребенок закончит рисовать, можно попросить его ответить на следующие вопросы: "Как зовут это животное?", "С кем оно живет?", "С кем дружит?", "Чем питается?" Ответы детей фиксируют.
Анализ результатов. Прежде всего нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги - с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети - о заниженных. Наиболее адекватным считается большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.
Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить их успех в какой-то деятельности.
Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура - в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется "агрессией от тревоги». Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите.
Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не любят, часто наказывают.
При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.
Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.
Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д.
Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, любви и ласке, которых ему не хватает.
Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться - в прошлом или в будущем.
Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, другим людям, стремлением наладить с ними связь.
|