Главная страница
Навигация по странице:

Ганичева. 1 Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении



Скачать 194.4 Kb.
Название 1 Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении
Анкор Ганичева.docx
Дата 12.04.2017
Размер 194.4 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Ганичева.docx
Тип Документы
#459
страница 2 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

6) Практическая психология образования в России

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с так называемой педологией. Педологией назывался междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка.

Шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т. е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе проблем, их просто всех осудили.

Резкая критика педологии в печально известном Постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов» повлекла за собой отрицание всего положительного, что было сделано отечественными учеными, так или иначе связанными с педологией. А сделано ими было очень много. Ряд исследований П. П. Блонского, работы Л. С. Выготского и его сотрудников по изучению проблем детской психологии заложили фундамент современного научного знания о психическом развитии ребенка.

События конца 30-х годов прошлого века существенно повлияли на развитие практической психологии в образовании. Только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы.

С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.

Появляются публикации, посвященные обсуждению теоретических проблем, чаще — анализу практического опыта использования психологии в практике школы. Начало развития школьной психологической службы связано с именами таких ученых, как Асмолов, Бабанский, Дубровина, Кузьмина, Мухина, Обозов, Талызина, Элъконин и др.

Основными вехами на пути становления психологической службы образования в России стали:

  • Круглый стол, организованный журналом «Вопросы психологии» в 1983 году. Темой обсуждения стала «Психологическая служба в школе».

  • 1983- Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы,обсуждение организационных вопросов по дальнейшему развертыванию психологической службы в стране.

  • В 1984 году в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре внимания участников секции стояли вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.

  • Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в школу должности психолога, создание структуры школьной психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования. В ходе эксперимента проверялись две основные модели этой службы: работа психолога непосредственно в школе и деятельность районного Центра психологической службы.

Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные функции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании.

  • На Всесоюзной конференции «Научно-практические проблемы школьной психологической службы» (1987) были обсуждены теоретические, методические и научно-практические проблемы школьной психологической службы, определены основные направления деятельности психолога в школе. Причем на этой конференции уже дискутировались вопросы не о том, нужна ли психологическая служба школы, а о том, как строить эту службу.

  • В 1988 году вышло Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинает охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного (детские сады, детские дома) твозраста до ранней юности (школы, лицеи, гимназии, ПТУ, колледжи, школы-интернаты и пр.) Соответственно меняется название службу - не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования, или практическая психология образования.

Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. Это формирует в обществе потребность в детских практических психологах. Поэтому создаются факультеты практической психологии в педагогических университетах и институтах, возникают различной длительности курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличивается количество профессиональных объединений для повышения квалификации работающих практических психологов образования.

Начинает вырисовываться структура службы: во многих регионах России уже созданы районные или городские психологические кабинеты и центры.

  • Общественное признание психологическая служба получила на I съезде практических психологов образования Российской Федерации, который прошел в Москве в июне 1994 года. Съезд отметил, что в настоящее время психологическая служба становится органичным и необходимым элементом государственной службы образования. Съезд показал, и это очень важно, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе.

  • 29-30 марта 1995 года во исполнение рекомендаций I съезда практических психологов образования состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации, на повестке дня которой стоял вопрос: «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации».

Введение практической психологии в систему образования способствовало, как справедливо отмечал Асмолов, постановке и решению следующих задач:

♦ перехода от унифицированного образования к вариативному, от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития;

♦ переориентации сознания учителя от «школоцентризма» — к «детоцентризму»;

♦ разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании;

♦ развитию экспертизы и проектирования развивающей среды.

Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России.

  • Исполнение решений Постановления Коллегии Министерства образования было проанализировано и оценено на II съезде психологов образования, прошедшем в октябре 1995 года в Перми.


8) Модель профессиональной деятельности детского практического психолога

Выделяют следующие направления профессиональной деятельности детского практического психолога:

1. Психопрофилактика – комплекс мер, направленных на выявление возможности нарушения развития и осуществление мероприятий по его предупреждению (проблемы адаптации ребенка к ДОУ, профилактика кризисов развития, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе…). При налаженной работе основной (и в идеале – единственный) вид работы психолога.

2. Психологическое просвещение – передача педагогам и родителям психологических знаний, которые способствуют их благоприятному общению с детьми.

3. Психодиагностика – определение уровня и особенностей психического развития личности, минимальная мера ответственности психолога, минимальная степень внедрения во внутренний мир.

4. Психологическое консультирование – помощь в решении жизненных проблем человека, высокая мера ответственности психолога и высокая степень внедрения во внутренний мир.

5. Психокоррекция – исправление нарушений психического развития, средняя мера ответственности психолога, высокая степень внедрения во внутренний мир.

6. Психологическое обеспечение педагогического процесса в целом.

Все направления взаимосвязаны: запрос – выявление проблемы – предложение методов диагностики – предположительные результаты диагностики – консультационная работа с родителями, педагогами – возможная коррекционная или развивающая работа.

Ограничения работы психолога (субъективные и объективные) связаны:

1) с системой отношений внутри учреждения (настрой и отношение к деятельности психолога у педагогов);

2) с семьей (отсутствие интереса);

3) с целями всего коллектива (необходимость найти дополнительное время на работу с психологом).

Следует помнить, что психолог не может обеспечить беспроблемный воспитательный процесс.

Важно иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины, специальной педагогики и психологии, поскольку для этого требуется дополнительная профессиональная подготовка. Когда это необходимо, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду (или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений).

Основными категориями людей, с которыми работает детский практический психолог, являются:

• дети;

• родители;

• педагоги.

Определив главным объектом своего внимания растущего человека – ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом его психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Психологическая диагностика позволяет определить психологический статус ребенка: особенности развития психических функций, склад его личности, характер, темперамент. На основе скрининга выделяется «группа риска», которая нуждается в особом внимании психолога. В отношении прочих детей психолог использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующую психодиагностику, возрастно-индивидуальное консультирование, игровую коррекцию поведения, сеансы психологической гимнастики и психотерапии).

Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. Анализ практики показывает, что работа с родителями требует кардинальной перестройки. Ее успешность зависит от решения многих задач:

1 задача – изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей.

2 задача – научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей, которая может начинаться с элементарных диагностических анкет и заканчиваться составлением полного портрета семьи как воспитательного института родителей.

3 задача – отключение родителей от традиционного негатива в психолого-педагогической подготовке. К сожалению, в последние годы мы больше говорим о дисгармоничной семье. В большей степени сегодня необходимо создавать и пропагандировать культ счастливой семьи.

4 задача – широкое использование педагогических возможностей самих родителей. Строя работу с родительским активом, нужно учитывать интересы и возможности семьи, формировать общественное мнение родителей, лицо родительского коллектива.

Современные родители не только в состоянии понять задачи ДОУ, но и знают ее планы, конечные и близкие цели. Кроме того, им нужно постичь технологию наиболее распространенных форм педагогической работы. Наконец, они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.

5 задача – организация скорой психолого-педагогической помощи семье. Когда родители приходят на лекции, где говорится о некоем среднем ребенке, полученная информация остается невостребованной. Если же они получают ответ на конкретный вопрос, который их волнует сегодня, – это уже работающая психология и педагогика.

6 задача – придание работе с родителями живого, практического характера. Многие родители плохо воспитывают своих детей не потому, что безграмотны. Они знают, что надо делать, но не знают, как это сделать. Даже на самой хорошей лекции трудно овладеть технологией семейного воспитания. А вот так называемые активные формы развивают практические педагогические умения, навыки семейного общения, психолого педагогическую зоркость родителей.

В модели психологической службы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психолог призван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон их личности, формировании благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выборе оптимального стиля управления и деятельности, диагностике педагогического коллектива, правильном подборе, расстановке и аттестации кадров, разрешении производственных и межличностных конфликтов.

Помимо социально-психологического аспекта управления с помощью психолога могут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, в частности планирование, анализ педагогического процесса, определение его целевых доминант и т.д.

Сложная категория, с которой работает психолог, – это педагоги. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему завоевать доверие в педагогическом коллективе. Лучше всего начать с психодиагностики личности: ведь каждому человеку присуще стремление к самопознанию. Изучив особенности того или иного педагога, необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своего характера, оптимизировать педагогический труд. Для более точного диагноза психологу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этого необходимо анализировать учебно-воспитательный процесс. Педагогический коллектив всегда с удовлетворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она соответствует его запросам, излагается в системе, методически грамотно и основательно.

Следует отметить, что педагоги очень остро реагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оценивать других. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями или недостатками. Кроме того, большинство педагогов имеют высокую личностную тревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту, не принимая или полностью отрицая выводы психолога. Предвидя эти сложности, психолог может использовать методики самооценки и групповой оценки, характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, и организационно-деятельностных игр.

Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с педагогами всегда способствует оптимизации контактов с детьми и их родителями.
9) Понятие о социальном заказе на работу практического психолога.

Социальный заказ на работу практического психолога – это продуктивное общественное признание необходимости данной формы профессиональной деятельности, проявляющееся в готовности пользоваться услугами консультантов, психотерапевтов и практических психологов иных специализаций.

Как правило, этот заказ исходит от психически здоровых людей, которым нужен совет относительно сложной внутренней или межличностной проблемы. Естественно, что к психологу не обратится человек, способный самостоятельно справляться с проблемами, строить свою жизнь так, чтобы предупреждать возникновение психотравмирующих ситуаций. Однако экстремальные события в его жизни или деятельности также могут родить потребность в профессиональной психологической помощи.

Непосредственными носителями заказа на работу психолога выступают клиенты и заказчики. Клиент в практической психологии — это человек, получающий помощь от психолога. Клиентом практического психолога является взрослый или ребенок, который сообщает ему психологическую информацию о себе, о других людях и о взаимоотношениях с ними. Клиент будет также и получателем психологической информации, то есть именно ему предстоит решать свою собственную проблему, не перекладывая ее на плечи психолога.

В качестве заказчика услуг психолога выступают учителя относительно учащихся, родители относительно своих детей, руководители организаций относительно персонала, врачи относительно определенной категории больных, судебные органы относительно обвиняемых, нуждающихся в психологической экспертизе. Своеобразным заказчиком услуг психолога являются рекламисты, структуры по связям с общественностью и имиджмейкеры. Они ориентируются на работу с независимым от них «клиентом» – потенциальными покупателями или избирателями.

Рассмотрим наиболее распространенные заказы, поступающие к психологу в системе школьного образования. Со стороны учителей и родителей обращения чаще всего связаны с нежеланием некоторых детей и подростков учиться и реализовать свои способности, с низкой успеваемостью по всем или каким-то определенным учебным предметам. Учащиеся просят помочь им овладеть определенными умениями и навыками, развить память, стать внимательнее, сосредоточеннее на уроке, научить рационально распределять свое время и пр.

Много запросов поступает по личностным проблемам: тревожность ребенка (особенно школьная), различного рода комплексы, неуверенность в себе, трудности в поведении, во взаимоотношениях с другими людьми. Учащиеся обращаются к психологу с просьбой помочь преодолеть сложности в общении со сверстниками, особенно противоположного пола, во взаимоотношениях с учителями и родителями. Старшие подростки и юноши спрашивают, как им развить определенные личностные качества, какую профессию выбрать. К психологу приходят запросы о том, как составить программу воспитательной работы с «трудными» классами, как работать с детьми из неблагополучных семей; как преодолеть конфликт между классом и учителем, родителями и детьми, школьников между собой, как наладить контакт между школой и родителями.

Ряд обращений к психологу связаны с профессиональной ориентацией тех учащихся, которые не добились в учебе заметных результатов, не осознали своих профессиональных интересов, чувствуют себя неспособными. Случаются обращения к психологу относительно целесообразности ускоренного прохождения ребенком учебного курса в связи с его одаренностью.

Психолог, работающий в организации, реализует постоянно действующий социальный заказ инициативным и творческим выполнением своих повседневных обязанностей. Он, работая по своему плану, выявляет индивидуальные или групповые психологические проблемы, исследует их и ищет пути их разрешения. Так, например, знакомясь с учащимися, психолог приходит на урок английского языка. Его внимание привлекает оживленная девочка, которая при каждом вопросе учительницы поднимает руку, отвечает уверенно, громко и радостно. Учительница, характеризуя детей этого класса, назвала эту девочку в числе наиболее способных. Но вот на следующем уроке по математике ее было трудно узнать: оживление пропало, на вопросы не реагирует, а если спрашивают, отвечает неуверенно и робко. Учительница математики отнесла девочку к слабоуспевающим. Перед психологом встал вопрос: что лежит в основе столь неровной учебы? Теперь ему на основе невербализованного и неоформленного запроса, идущего от практики, необходимо сформулировать психологическую проблему.

Клиенты, как правило, приходят на встречу с практикующим психологом для сеанса консультирования или психотерапии добровольно. Но в некоторых случаях (закрытые школы, тюрьмы, клиники) людей направляют к психологу даже без их согласия. Установить взаимоприемлемые отношения в этих случаях, конечно, очень трудно.

Заказчик в отличие от клиента является своего рода посредником в системе отношений психолога и клиента. В некоторых случаях клиент и заказчик совмещаются в одном лице. Это бывает тогда, когда индивидуальное обращение за помощью к психологу, влечет за собой групповую (межличностную) психодиагностику и консультирование, предполагает разрешение конфликта взаимоотношений. Если человек обращается за помощью со словами: «Я здесь для того, чтобы найти подход к моим детям, и хотел бы об этом потолковать», то психолог не может игнорировать тему детей даже при условии, что центром проблемы являются все же не они.

Заказчик предъявляет психологу свою версию социально-психологического статуса потенциального клиента, свое видение его проблемы. Нередко он оговаривает условия относительно сроков, объемов и некоторых других особенностей намечаемой психологической помощи.
Заказчиком психологических услуг не может явиться ребенок в возрасте до 14 лет, поскольку он, в соответствии с правовыми нормами, не несет юридической ответственности за свои действия. Это также и вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана информация, полученная практическим психологом в ходе его диагностических исследований. Если клиентом является ребенок в возрасте до 14 лет, то психологическая информация сообщается людям, которые несут ответственность за него. Родители или опекуны, по-видимому, способны распорядиться этой информацией в интересах ребенка.

Взрослому человеку сообщают ту психологическую информацию, которую он в состоянии принять и решить с ее помощью свою проблему. Каким бы эффективным не было решение психологической проблемы клиента, но если оно пришло только в голову психологу и не воспринимается клиентом, его не следует и навязывать. Здесь определенную (но не главную) роль играет уровень психологической культуры людей. Он предопределяет ряд трудностей получения, передачи и использования психологической информации в работе практического психолога.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта