Навигация по странице:
|
семинар 2 занятость. 1. Деятельность государственной службы занятости
1. Деятельность государственной службы занятости
Структура Государственной службы занятости населения
Государственная служба занятости населения включает:
– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости);
– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия (территориальные Управления государственной службы занятости);
– государственные учреждения службы занятости населения.
В своем составе Федеральная служба по труду и занятости имеет:
– Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;
– Управление надзора и контроля за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения;
– Управление комплексных проблем занятости и трудовой миграции;
– Управление планирования, технологии работы и контроля;
– Правовое Управление;
– Финансово-экономическое Управление;
– Управление делами;
– Управление информации и информационных технологий;
– Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;
– Отдел по защите государственной тайны.
Также в каждом субъекте Российской Федерации присутствуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости и защиты от безработицы – Управления государственной службы занятости. В составе управлений находятся районные и городские центры занятости населения, которые собственно и осуществляют непосредственную работу с наемными работниками и работодателями.
С целью контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства в каждом субъекте Российской Федерации существуют территориальные Государственные инспекции труда, а с целью урегулирования коллективных трудовых споров в каждом Федеральном округе находятся Управления по урегулированию коллективных трудовых споров.
Полномочия Федеральной службы по труду и занятости:
В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости наделена полномочиями, приведем некоторые из них:
– осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
– осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;
– осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
– регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
– регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
– рассматривает дела об административных правонарушениях;
– информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;
– анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;
– реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
– реализует меры активной политики занятости населения;
– осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
– содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
– ведет базы данных по учету трудовых арбитров;
– информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
– осуществляет государственную экспертизу условий труда;
– формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
– анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
– участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
– организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
– взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
2. Причины создания служб занятости
Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? На наш взгляд, основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социальноэкономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ).
Органы ГСЗ были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план.
Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно — повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.
3. Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственных служб занятости
Сегодня деятельность служб занятости весьма многообразна. Государство возложило на них следующие основные задачи:
оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
организовывать рынок труда таким образом: чтобы вакансии заполнялись наиболее квалифицированными работниками; чтобы текущий и перспективный
спрос на лиц определенных профессий соответствовал предложению на рынке труда;
предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
оказывать населению консультации по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую статистическую информацию и другие посреднические услуги, направленные на скорейшее трудоустройство безработных.
К традиционным функциям служб занятости относятся, такие как выплата пособий по безработице, выявление свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях и профессиональная ориентация, занятость иностранных рабочих и возможности трудоустройства в приграничных районах;
К новым функциям, которые возникают с изменением социально-экономической обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.
На практике службы занятости выполняют лишь часть этих функций — в зависимости от потребностей региона и страны в целом и имеющихся ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.
Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:
регистрация безработных;
регистрация вакантных мест;
трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
тестирование лиц, желающих получить работу;
профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
выплата пособий зарегистрированным безработным.
4. Основные направления деятельности государственной службы занятости
В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность Государственной службы занятости населения направлена:
– на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
– разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
– содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
– организацию мероприятий активной политики занятости населения;
– осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
|
|
|