Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов, что особенно находит применение на уроках технологии.
Выводы. Выше были перечислены все основные методы преподавания изобразительного искусства. Эффективность их использования будет достигнута только при комплексном использовании этих методов.
Учитель начальных классов должен отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества.
Сравнительные возможности методов обучения позволяют адекватно возрасту, умственным и физическим силам, имеющемуся опыту учебной работы, учебной тренированности учащихся, сформированных учебных навыков и умений, развитости мыслительных процессов и типов мышления и т.д. использовать их на разных ступенях и этапах обучения.
Всегда важно помнить и учитывать возрастные особенности психологического и умственного развития детей.
2. Методика обучения изобразительному искусству и художественному труду с использованием эффективных методов обучения младших школьников
2.1 Эффективные методы и принципы, используемые в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству и художественному труду
Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволил нам выделить и проверить в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
На первом этапе методы и принципы обучения были классифицированы для применения их на уроках после изучения программного материала. Такими методами и принципами выступили:
Эффективные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду
По источнику полученных знаний:
1.Наглядные (иллюстрация, демонстрация).
2.Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
3.Практические (упражнения).
По виду деятельности учащихся (М.Н. Скаткин):
1.Репродуктивные (ответы на вопросы учителя).
2.Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрационные опыты, экскурсии).
3.Частично-поисковые (самостоятельное выполнение заданий с частичной помощью учителя).
4.Проблемные (постановка проблемы и поиск решений).
5.Исследовательские (постановка проблемы – инструктаж – самостоятельное изучение, наблюдение – итоги).
Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности:
– методы формирования познавательного интереса (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха).
Принципы обучения изобразительному искусству и
художественному труду
1.Принцип сознательности и активности.
2.Принцип наглядности.
3.Принцип систематичности и последовательности.
4.Принцип прочности усвоения знаний.
5.Принцип научности.
6.Принцип доступности.
7.Принцип связи теории с практикой.
8.Политехнический принцип.
2.2 Методические рекомендации по использованию эффективных методов и принципов обучения изобразительному искусству и художественному труду
На втором этапе мной были посещены уроки изобразительного искусства и художественного труда, а также была разработана серия уроков по этим предметам с использованием вышеперечисленных эффективных методов и принципов обучения.
1. Посещение и анализ уроков изобразительного искусства и художественного труда. Целью посещения уроков было выявление эффективности использования правильно и умело организованных методов и принципов обучения.
Для того чтобы проверить, насколько эффективно это использование, мной были посещены несколько уроков изобразительного искусства и художественного труда в 1-ом и 3-их классах. Проанализировав эти уроки и пронаблюдав за результатами деятельности учеников, можно сделать следующие выводы:
Урок №1. (Приложение 1)
На первом уроке, проведенном в 3-ем классе на тему «Жар-птица», учитель умело организовал работу детей.
Урок был проведен в форме коллективной творческой деятельности. Были использованы различные методы обучения:
· словесный (рассказ о Жар-птице, объяснение последовательности работы, беседа с детьми);
· наглядный (показ картин, способов и приемов работы);
· практический;
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· частично-поисковый;
Также были использованы методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха в начале урока).
Очень правильно и умело реализованы дидактические принципы:
· принцип научности (сведения о Жар-птице);
· принцип систематичности и последовательности (распределение материала с опорой на ранее усвоенные знания);
· принцип сознательности и активности (активизация мыслительной деятельности, творчество, коллективная и индивидуальная деятельность);
· принцип наглядности (развитие восприятия, интереса, наблюдательности);
· принцип доступности (соответствие материала возрастным особенностям, дифференцированный подход);
· принцип прочности (тренировочные упражнения).
Использование музыкального сопровождения в практической части способствовало поддержанию эмоционального настроения детей.
Работа учащихся была организована, при объяснении задания, приемов и способов работы учитаны индивидуальные особенности учеников. При выполнении задания слабым детям была оказана индивидуальная помощь.
Многообразие наглядных пособий способствовало эффективности проведения урока. При проведении беседы вопросы сформулированы четко, конкретно, лаконично.
Все этапы урока соблюдены. Все цели урока реализованы. Работа учащихся была активной.
Проанализировав работы детей, можно сделать следующий вывод: из 23 учеников класса все успешно справились с работой.
В конце урока была проведена рефлексия. Детям было предложено нарисовать на доске солнышко, если все на уроке им было понятно и все получалось. Тучку и солнышко – если в процессе работы у них возникли некоторые затруднения. Тучку – если ничего не получалось.
Все дети нарисовали солнышко.
Результаты работы учеников внесены в диаграмму.
Все это свидетельствует об отличной, умело организованной работе учителя, о его умении правильно подобрать и использовать методы и принципы обучения на уроке изобразительного искусства.
Урок №2. (Приложение 2)
Урок был проведен в 3-ем классе (2 четверть). Структура урока построена верно. Все этапы соблюдены.
На уроке использованы различные методы работы:
· словесные (беседа, объяснение);
· наглядные (показ рисования поэлементно);
· практические (тренировочные упражнения);
· репродуктивный и объяснительно-иллюстративный;
· метод самостоятельных работ, контроля и самоконтроля.
Во время выполнения практической работы учителем осуществлялся контроль организации рабочих мест, правильность выполнения приемов рисунка, оказывалась помощь многим учащимся, испытывающим затруднения. Учителю приходилось на протяжении всей практической части урока помогать детям рисовать березки, ели, осинки…
Однако при подведении итогов урока оказалось, что не все дети хорошо справились с заданием. Рисунки у многих получились неудачными.
Это связано с непродуманным подбором метода обучения. При объяснении последовательности рисования был использован только объяснительно-иллюстративный метод, хотя гораздо эффективнее было бы комбинированное использование этого метода с практическим. Дети бы совместно с учителем упражнялись в рисовании деревьев. Вместо этого они отвлекались, разговаривали между собой. В связи с этим принцип сознательности и активности, связи теории с практикой не были реализованы в полной мере.
На уроке были использованы различные принципы:
· наглядности;
· систематичности и последовательности;
· принцип доступности.
Принцип прочности, который мог бы быть реализован в процессе тренировочных упражнений, практически отсутствовал.
Для поддержания интереса к предмету у слабых учеников при подведении итогов необходимо большее внимание уделять положительным моментам работ, а неудачи детей сглаживать (метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности).
Урок №3. (Приложение 3)
Урок проведен методически грамотно. Все этапы урока соблюдены. Проверена готовность детей к уроку. В процессе работы через использование занимательного материала (загадки, ребусы) реализован метод формирования познавательного интереса.
Были использованы словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (метод демонстрации, чертеж) и практические методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Также уместно использован и хорошо организован метод самостоятельной работы, репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы. Совместная практическая деятельность учителя и учеников при объяснении последовательности и приемов работы эффективно отразилась на отличных результатах труда.
При анализе изделия вопросы были сформулированы четко, доступно и правильно, что способствовало реализации принципа доступности. Ответы детей в ходе беседы дополнялись, корректировались. Достаточно внимания было уделено повторению техники безопасности при работе с ножницами.
При объяснении приемов работы и при проведении словарной работы были учтены возрастные особенности учеников, что способствовало реализации принципа доступности, а, следовательно, и принципа сознательности и активности. Также были использованы принципы научности (при объяснении понятий «футляр», шов «через край»), наглядности, систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний (повторение техники безопасности и последовательности выполнения задания), связи теории с практикой, а также политехнический принцип обучения художественному труду (процесс преобразования предмета труда в готовое изделие, знакомство с инструментами и правилами их использования, учатся пользоваться предметами труда).
Все учащиеся справились с работой. Изделия получились красочные и аккуратные. Дети использовали их по назначению.
Даны объективные оценки работ.
В ходе рефлексии выяснилось, что все дети довольны своей работой, им было интересно, у них все получилось.
2. Разработка уроков по изобразительному искусству и художественному труду с использованием эффективных методов обучения.
На основании изучения психолого-педагогической литературы, а также наблюдения и анализа нескольких уроков изобразительного искусства и художественного труда мной была разработана серия уроков по этим предметам с использованием эффективных методов обучения.
Урок №1.
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 3
Тема урока: «Узоры на крыльях»
Цели: познакомить с различными узорами на крыльях бабочек; учиться видеть красоту в природе; развивать творческое воображение, эстетический вкус.
Оборудование: гуашь, кисти, учебник «Искусство и ты»; презентация: «Узоры на крыльях».
Ход урока
|
Принципы обучения
Принцип доступности
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип научности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип научности
Принцип связи теории с практикой
Принцип прочности усвоения знаний
|
Методы
обучения
Метод формирования познавательного интереса
Словесные методы (рассказ, беседа)
Наглядный метод
Словесные методы (беседа, рассказ)
Репродуктивный метод
Частично-поисковый метод
Метод формирования познавательного интереса
Наглядный метод
Объяснительно-иллюстративный метод
Метод формирования познавательного интереса
Метод самостоятельной работы
Метод сознательности и активности
Метод прочности усвоения знаний
|
Презентация.
|
I. Организационный момент.
|
II. Сообщение темы и цели урока.
|
– Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:
|
Спал цветок
|
И вдруг проснулся,
|
Больше спать не захотел,
|
Шевельнулся, встрепенулся,
|
Взвился вверх и улетел.
|
– О ком идет речь в загадке?
|
– Правильно, это бабочка.
|
– Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на крыльях и сами нарисуете узор на ее крыльях.
|
III. Введение в тему урока. Урок начинается с рассматривания бабочек.
|
– В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами.
|
-А как же развивается бабочка, как она появляется на свет?
|
В течение жизни бабочки, как и все насекомые не раз меняют форму. Этот процесс называется метаморфозом, или превращением. Вначале из яйца вылупляется гусеница.
|
Гусеница неоднократно линяет и затем превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями, из которых образуется плотный кокон.
|
Кокон лопается, из него вылетает бабочка.
|
-Давайте внимательно рассмотрим бабочек.
|
Бабочка павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят?
|
Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. Можно назвать его узором? Почему? Что вы заметили? (круги, похожие на глаза.)
|
– На прошлом уроке мы рассматривали перья павлина. Похожи ли эти узоры? Что общего в узорах на перьях павлина и крылышках бабочек?
|
– Эта бабочка называется махаон. Живет во многих местах в Евразии, Африки, Японии. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев. Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, пятен.)
|
– Опишите узоры на других крыльях бабочек (лимонница, капустница, крапивница). Работа по учебнику.
|
– Откройте стр. 50 учебника. Рассмотрите Бабочек. Что можете сказать «об одежде» бабочек? (нарядная, красивая)
|
– Сколько крыльев у каждой бабочки? (четыре, два крыла впереди и два поменьше сзади.)
|
– Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему?
|
Физкультминутка
|
Упражнение «Бабочка»
|
Попробуйте изобразить бабочку движениями, мимикой. Покажите, какая она легкая, воздушная, как она порхает.
|
Выполнение упражнений:
|
1. Сидя за партой, опустите голову вниз, руки на коленях, спину расслабить;
|
2. Руки через стороны вверх – вниз;
|
3. Исходное положение – выдох;
|
4. Плавное движение руками вверх, посмотреть на пальцы;
|
5. Опустить руки вниз;
|
6. Выполнять маховые движения руками, кружение.
|
IV. Педагогический рисунок.
|
– Придумай узор для своей бабочки. Я придумала вот такой. Нарисую различные овалы, кружки неправильной формы сразу красками без карандаша.
|
Когда краска высохнет, то я смогу украсить свой рисунок, дополнив его деталями – точками, линейными разводами.
|
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
|
Каждый учащийся получает вырезанную учителем заготовку бабочек.
|
– Пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам захочется.
|
– Послушайте стихотворение:
|
На цветок в саду присела
|
Бабочка.
|
Ты откуда прилетела,
|
Бабочка?
|
До чего же ты пригожа,
|
Бабочка!
|
На цветок сама похожа,
|
Бабочка!
|
С. Говил
|
– С чем сравнивает поэт бабочку? (С цветком.)
|
VI. Итог урока.
|
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
|
– Приятно было любоваться красивыми узорами бабочек?
|
– Какая бабочка вам понравилась больше всего? Почему?
|
2. Обобщение.
|
– Что нового узнали на уроке? (узнали о разных красивых бабочках.)
|
– Чему учились на уроке? (рисовать узор на крыльях бабочек.)
|
3. Уборка рабочего места.
|
|