Главная страница
Навигация по странице:

дидактика ИЗО. 1. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда



Скачать 149.95 Kb.
Название 1. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда
Анкор дидактика ИЗО.docx
Дата 24.04.2017
Размер 149.95 Kb.
Формат файла docx
Имя файла дидактика ИЗО.docx
Тип Документы
#2120
страница 6 из 6
1   2   3   4   5   6

Урок №2.

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 3

Тема: Домашние животные

Цели: научить детей рисовать домашних животных.

Задачи:

1.       продолжать формирование графических навыков в изображении предметов сложной формы от общего к деталям;

2.       учить детей использовать различные техники в своем рисунке.

3.       способствовать формированию этического отношения к действительности.

4.       развивать бережное отношение к животному миру;

5.       осуществлять межпредметную связь урока ИЗО с уроками математики, природоведения, чтения и ОБЖ.

Оборудование:

1. интерактивная доска

2. презентация

3. музыкальный фон.

4. акварельная бумага;

5. акварельные краски:

6. кисти (белка №1,3,6,9)

7. гуашь, белило.

8. крупная поваренная соль.

Ход урока

I. Орг.момент:

1. проверка готовности уч-ся к уроку.

2. объявление темы: «Домашнее животное. Кошка» (слайд -3)

II. Проверка Д/З.

III. Основная часть урока.

– Ну а сейчас поговорим о тех, кого нам предстоит рисовать.

– И так, какие животные относятся к семейству кошачьих?

(слайд – 4)

– Можно ли сказать о том, что дикая и домашняя кошки – близкие родственники? (слайд – 5)

– Так, а наши мурлыки из семейства хищников или травоядных животных?

– Почему?

– Молодцы!

– А Вы, конечно, знаете, что существует огромное количество пород кошек?

– Какие породы кошек известны вам?

– А какие занесены в красную книгу?

– Какие породы живут у вас дома и в нашем крае?

И обычно их разделяют на шесть типов:

1) Длинношерстная (6 слайд)
2) Полудлинношерстная (7 слайд)
3) Короткошерстные (8 слайд)
4) Иностранные короткошерстные (9 слайд)

6) Сиамские (слайд10)

А т.ж. подразделяются по окрасу шерсти

Однотонные: (слайд 11)

И не однотонные: (слайд-12)

– Какие кошки все красивые и грациозные. Но не смотря на все это, к сожалению очень часто человек предает своего питомца выгоняя беззащитного животного на улицу или еще ужаснее издеваются: привязывают гремящие предметы, пугают петардами и т.д. И, не смотря на все это, кошки проявляют удивительную живучесть и преданность своему хозяину.

– Обратите внимание на следующий (слайд 13):

Этот малыш с кирпичом на шее выловленный из реки – воплощение страдания и отчаяния. Он выжил, но снимок свидетельствует о трагедии тысяч кошек. И все виной МЫ – люди!

– Мне хочется верить, что ни кто из нас не поступит безнравственно с братьями нашими меньшими.

– Ну а сейчас, мы будем рисовать домашнюю кошку – длинношерстную. Для этого нам потребуется: лист бумаги для рисования, восковые мелки, акварельные краски, кисти и как не странно крупная поваренная соль, а для чего узнаете позже.

Для того, чтоб у вас все получилось, необходимо внимание!

– Напомните правила безопасности на уроке ИЗО.

И так, приступаем к работе. Вы рисуете на листе акварельной бумаги, а я на интерактивной доске.

– Лист бумаги располагаем по вертикали. Рисуем на всей поверхности листа.

– И так, на какую геометрическую фигуру похожа голова? (круг)

– Рисуем восковым мелком голову в виде круга!

– Ушки, какую геометрическую фигуру напоминают? (треугольники)

– Рисуем ушки!

– Глаза? (зеркало души, от них зависит, какой характер будит у Вашей кошки)

– Рисуем треугольный носик и сразу от него рот.

– Рисуем спинку! Какая она? (выгнутая, похожа на изогнутую кривую линию).

– От спинки сразу идет хвостик!

– Грудка, важная!

– и – лапку!

IV. Физ. Минутка: (фонограмма спокойной музыки по выбору учителя)

Топай, киска, хлопай, киска.

Приседай со мной, малышка

Глазки вверх ты подними

И на солнышко взгляни.

Лапки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

А вот теперь секрет: что бы кошечки получились пушистыми, мы и будем использовать соль.

Определитесь, какого цвета будет ваша киска. (рыжая, абрикосовая, черная)

– А теперь кистью №6 или №9 начинаем работать с краской, ее мы набираем мокрой кистью и наносим на поверхность и быстро посыпаем солью, на соль уже краску не кладем.

– Пока соль высыхает, работаем с фоном.

– Ребята пока вы работаете, послушайте:

Это интересно:

1. – В течение последних 100 лет были случаи появления на свет кошек с крыльями. У одной из них в 1949 году в Швеции размах крыльев -58 см. Это вина редкой мутации. (слайд 14)

(слайд 15)

2. – Эти животные ради возвращения домой могут преодолеть за год 1370 км

3. – Гипертяжеловес – 21, 3 кг.

4. – Самая маленькая – высотой-7 см, длинна – 19 см.

5. – Чемпионка по ловли мышей в Великобритании – за 24 года поймала 28 899 мышей, в средним по 3 – в день.

– Какие литературные произведения вы знаете, где кошка или кот – главный персонаж?

– Какую пользу приносят человеку кошки?

– А может ли быть вред или опасность, связанные с кошкой?

V. Итог урока: (слайды 16–17)

– Чему сегодня на уроке вы научились? (рисовать кошку с использованием соли для того, чтоб передать эффект пуха).

– Какие техники рисования мы использовали сегодня на уроке?

– А что нового узнали?

– Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Кто не успел закончить работу, не расстраивайтесь, закончите дома и на следующий урок принесете на выставку.

– Дома попробуйте нарисовать свою кошку!

Урок №3.

Предмет: художественный труд

Класс: 2

Тема: Сказочная жар-птица (аппликация: силуэтное вырезание по трафарету с последовательным дополнительным складыванием для ажурного вырезания симметричных элементов)

Цель: учить передавать сказочный образ жар-птицы в аппликации

Задачи:

1. Дальнейшее развитие сенсомоторных координаций через:

– закрепление навыков силуэтного вырезания по трафарету и ажурного вырезания из бумаги, сложенной вдвое (зеркальная симметрия);

– развитие навыка дополнительного складывания бумаги для вырезания отдельных симметричных фрагментов.

2. Развитие навыков графических движений при выполнении прямых и дугообразных резов, резов, сходящихся в одной точке, резов по сложным характерным линиям.

3. Совершенствование зрительно-пространственной ориентации на листе бумаги (композиционных навыков при изображении птицы в полёте), в процессе силуэтного вырезывания и декоративных ажурных элементов.

4. Развитие зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти в процессе рассматривания иллюстраций с изображением различных птиц, готовых изделий в форме птиц или с «птичьими» узорами; слушания сказки.

5. Продолжить работу над пониманием цветосочетания при выборе цвета бумаги для птицы и фона.

6. Развитие умения внимательно слушать и понимать речевые инструкции педагога.

7. Дальнейшее формирование умения оценивать своё готовое изделие (итоговая самооценка) и работу других детей.

8. Воспитание аккуратности во время работы и по её окончании.

9. Сформировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок) и декоративно-прикладного искусства (через показ образцов изделий народных умельцев, бережному отношению к ним.

Оборудование для учителя: Образец готового изделия, шаблоны, магнитофон, запись пожелания от шестиклассников на кассете (диске), песен «В мире много сказок», «Спят усталые игрушки» (отрывок), сказки «Иван-царевич и Серый волк» или «Конек-горбунок» (по возможности), иллюстрации сказочных и настоящих птиц (можно в виде компьютерных слайдов), сборники сказок, пособие М.А. Гусаковой «Аппликация» с образцами силуэтных вырезанок (по возможности), несколько предметов (например, полотенца, вазы, шкатулки, конфетные коробки и т.д.), украшенных узорами с птицами, бумага для ксерокса, ножницы, клейстер, стенд для выставки.

Оборудование для учеников: бумага для ксерокса (насыщенных ярких цветов формата А4), картон тёмных тонов для фона (формата А4), ножницы, простой карандаш, кисточки для клея, баночки для клейстера (можно одну на парту), клеёнка (на рабочее место), тряпочка для примакивания.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа

– Ребята, сегодня на уроке нас опять ждёт встреча с удивительным материалом – бумагой. На протяжении многих веков развивалось искусство вырезания из бумаги силуэтных изображений. Без эскизов и набросков народные умельцы вырезали неповторимые орнаменты и узоры, которые потом наклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб (Учитель демонстрирует иллюстрации).

Для русских вырезанок характерно ритмичное повторение элементов орнамента, их равномерное симметричное расположение. К сожалению, мало сохранилось подобных изделий, выполненных народными мастерами Акакием Воробьевым, Ф. Толстым, О. Кругликовой и др. (рисунки можно посмотреть в книге Э. Кузнецовой «Искусство силуэта» и в пособии М.А. Гусаковой «Аппликация». – М., Просвещение, 1977). Учитель обращается к эпиграфу урока: «Древние искусства народных промыслов, как родники, несут в себе животворную свежесть».

Очень часто в декоративном творчестве яркое воспроизведение находят образы… А вот кого, вы узнаете, отгадав загадку:

Кто два раза родится, а один умирает? (Птицы)

3. Рассматривание изображения птиц

– Правильно. Посмотрите на них. (Учитель обращает внимание ребят на иллюстрации, как отдельно вырезанные, так и в книгах, или на слайды, на которых представлены как реальные птицы, в том числе попугай, павлин, райская птица, так и сказочные).

– Почему одних птиц вы смогли узнать и назвать (например, снегиря, сороку), а других нет? Что это за птицы? Неназванные птицы придумали художники-иллюстраторы, их можно назвать сказочными. Чем же сказочные птицы необычны? Чем отличаются от тех, что мы видим на улице или в лесу?

– Да, птицы эти красочные, с узорами, у них необычные крылья, хвосты, хохолки.

– А теперь повнимательнее присмотритесь к настоящим птицам. Нет ли среди них таких, у которых художники могли бы позаимствовать и яркую окраску, и пышный хвост с узорами? (Райская птица, павлин, попугай, индюк и др.)

– Ребята, где кроме книг вы можете увидеть изображения сказочных необычных птиц? Таких птиц называют декоративными. (Учитель, по необходимости, дополняет ответы детей и демонстрирует: на коврах, в вышивке, на коробках конфет, шкатулках, резьбе по дереву, пряничных досках и т.д.).

Далее звучит отрывок из песни В. Шаинского и Ю. Энтина «В мире много сказок», учитель убирает иллюстрации с настоящими птицами.

– Ребята, вы любите сказки? А в каких из них рассказывается про жар-птицу? («Иван-царевич и Серый волк», «Перо жар-птицы», «Конек-горбунок» и др.). Звучит отрывок из песни А. Островского и З. Петровой «Спят усталые игрушки»:

В сказке можно покататься на Луне,

И по радуге промчаться на коне.

Со слонёнком подружиться

И поймать перо жар-птицы…

– Хотелось бы и вам «поймать» жар-птицу и оставить на память о ней её изображение?

4. Сообщение темы, целей урока

– Сегодня мы попробуем передать сказочный образ жар-птицы в аппликации, сначала вырезав её силуэт по шаблону, затем украсив нашу птицу элементами ажурного вырезания.

5. Рассматривание готового образца поделки

– Посмотрите на оставшихся сказочных птиц. Есть ли среди них жар-птицы? Как вы их легко нашли? Почему они имеют такое название?

Учитель обобщает версии детей: – Художники рисуют эту птицу «жаркими» цветами – такими, как огонь. Какие это цвета?

– Ребята, посмотрите на образец нашей будущей аппликации. Какие ещё особенности, кроме цвета, жар-птицы вы бы отметили? (Небольшое тело овальной формы, гибкая удлиненная шея с маленькой головкой, большие крылья, пышный длинный хвост).

– Хорошо. А теперь обратите внимание, на каких частях птицы выполнено ажурное вырезание. Как вы думаете, понадобится ли нам дополнительное складывание, чтобы выполнить вырезанку? А сейчас проведите пальчиком по контуру шаблона. Попробуйте повторить его в воздухе.

6. Физкультминутка
Глянул птенчик из гнезда (голова вниз)

Ух, какая высота! (покачивание головой)

Пускай высота – (взмах правой рукой)

Вылетай из гнезда (махи обеими руками)

На мир посмотри –

Раз…Два…Три… (повороты головы вправо, влево, вперёд)
7. Повторение техники безопасности при работе с ножницами.

8. Поэтапное изготовление аппликации (по словесной инструкции учителя)

– Итак, выбираем цвет ксероксной бумаги для птицы… Ой, ребята, чуть не забыла! Я недавно встретила своих бывших учеников, ныне шестиклассников, и рассказала им о нашей предстоящей работе. Так вот, они хотели бы дать вам несколько советов по её выполнении. (Учитель включает запись):

Дорогие второклассники! Из цветной бумаги можно вырезать и наклеить любимых сказочных героев, узорами украсить сувенир, открытку, пригласительный билет. Красивая аппликация – хороший подарок, ею можно украсить комнату.

Приготовь материалы и инструменты, необходимые для работы. Будь очень и очень аккуратен. Вырезай осторожно. Не торопись, вырежи сначала простой узор, а затем берись за более сложный. Не размазывай клей. Помни, что аккуратно выполненный простой узор лучше, чем сложный, но грязный и неряшливый. Если ты выполнишь аппликацию по образцу, то это будет хорошо, но если ты что-то изменишь, дополнишь в своей работе, то будет ещё лучше. За работу, желаем успеха!

– Постараемся последовать эти пожеланиям.

1) Итак, прикладываем шаблон к выбранному цвету, обводим его простым карандашом (учитель обращает внимание детей на экономный расход бумаги).

2) Вырезаем силуэт птицы по полученному контуру.

3) Пальчиковая гимнастика
Начиная с указательных пальцев обеих рук.

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот – кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий-легкий мячик.

А мизинчик, мой, малышка,

Коготком скребёт, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Тот улёгся на бочок.
4) Ажурное вырезывание дугообразных резов и резов, сходящихся в одной точке, на хвосте, крыльях, хохолке с дополнительным складыванием по осям симметрии:

– Отметим центральную верхнюю точку у основания правого крыла. По очереди складываем перышки по лучевой симметрии и делаем на каждом сначала удлиненный дугообразный рез, а потом небольшой двойной, сходящейся в одной точке, рез ближе к концу пера (если дети уже знакомы с такой техникой, то можно уже не прорисовывать будущие резы).

– Аналогично декорируем левое крылышко.

– Отметим центральную точку на соединении туловища и хвоста. Теперь дополнительно складываем по центральной оси симметрии каждое перо и выполняем удлиненный дугообразный рез в середине перышка, а затем полукруглый маленький рез внизу и вверху хвостового пера. Продолжаем декорировать таким образом каждое перо на хвосте.

– Переходим к хохолку. Складываем пополам поочередно каждое перышко, делаем два вверху и внизу маленьких полуовальных реза.

– Складываем по горизонтальной оси симметрии верхнюю часть головки и делаем в центре два маленьких надреза, сходящихся в одной точке (типа треугольничка, либо дугообразный рез). Это наш будущий глазик.

Примечание 1: В классе, где дети в системе изучают приемы ажурного вырезания, могут самостоятельно их использовать при изготовлении поделок, можно предложить сделать произвольные резы по собственному усмотрению на хвосте или (и) крыльях.

– По окончании вырезания разворачиваем жар-птицу, проглаживая её свободным листочком бумаги формата А4, рассматриваем.

5) Гимнастика для глаз

«Обвести» глазками контур птицы. Потом закрыть глаза и представить себе свое изделие целиком на фоне.

6) Размещение жар-птицы на листе фона

– Посмотрите, пожалуйста, еще раз на образец. Как расположим лист фона? (Вертикально). Как расположена птица? (на середине листа, по диагонали, как бы летящей). Поэкспериментируйте с фоном вашей будущей поделки. Каким наиболее удачным для нашей «горящей» птицы может быть фон? (что-то темное, даже черное).

7) Наклеивание силуэта на фон.

Учитель разливает клейстер в приготовленные баночки.

– С помощью кисточек нанесите клейстер на фоновый лист и аккуратно приложите птицу, прижимая тряпочкой.

Примечание 2: не надо торопить детей, каждый должен работать в присущем ему ритме, чтобы не нарушать эмоционального баланса внутренней гармонии, позволяя полностью реализовать фантазию и творчество. Если ребенок не успевает закончить работу, можно предложить малышу помощь тех ребят, которые уже выполнили задание. Но если ученик все-таки хочет самостоятельно закончить изделие, то можно разрешить взять домой или продолжить работу после уроков.

9. Анализ готовых изделий. Организация выставки.

Учитель просит детей поочередно показывать свои аппликации и пытаться их анализировать самостоятельно и коллективно (обращаем внимание на эстетическую оценку подобранного цвета птицы и фона, аккуратность выполнения, его индивидуальных особенностей и т.д., высказываем предложения по улучшению поделки). После выставляем работы на специальный стенд и просим ребят найти самую «жаркую» птицу.

Примечание 3: к готовой поделке каждый прикалывает значок: красный – «своей работой доволен, сделал все правильно»; оранжевый – «выполнил хорошо, есть предложения по выполнению работы», синий – «есть недочёты, мог бы лучше».

10. Приведение в порядок своего рабочего места

11. Домашнее задание

– Ребята, вы знаете, что перо жар-птицы в сказках может исполнить любое желание. Представьте себе, что у вас в руках оказалось такое перышко. Что бы вы у него попросили? А ещё продумайте, что и как вы могли бы украсить этой аппликацией. Спасибо за урок!





Заключение

В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы, были рассмотрены классификации методов и принципов обучения, определения этих понятий с позиции разных авторов. Также большое внимание было уделено основным принципам и методам, используемым на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

В практической части были приведены результаты наблюдений и анализ уроков по этим предметам с целью изучения влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс, а также разработаны несколько уроков по этим предметам с использованием вышеперечисленных принципов и методов обучения.

Изучение темы исследования «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволило сделать следующие выводы:

1. Для эффективности обучения методы и принципы обучения необходимо использовать в соответствии с требованиями.

2. Только правильное и умело организованное использование методов и принципов обучения будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

3. Методы и принципы обучения должны использоваться в комплексе, т. к. «чистых» методов либо принципов не бывает.

4. Для эффективности обучения использование сочетания тех или иных принципов и методов обучения должно быть тщательно продумано учителем.

Как из теоретической части, так и из практической, следует, что умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта