Главная страница
Навигация по странице:

1. Основные подходы к определению понятия культура. Уже в I в до н э. Цицерон применил понятие культура



Скачать 297.85 Kb.
Название 1. Основные подходы к определению понятия культура. Уже в I в до н э. Цицерон применил понятие культура
Анкор OTVETY_K_EKZAMENU_33__33__33__Avtosokhranenny.docx
Дата 26.04.2017
Размер 297.85 Kb.
Формат файла docx
Имя файла OTVETY_K_EKZAMENU_33__33__33__Avtosokhranenny.docx
Тип Документы
#3564
страница 4 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

2.1Культурыверхнегопалеолита

Название культуре, как правило, даёт наиболее известное или первое открытие ?местонахождение. Принципы перечисления находок в культуре - эмпирические, по характерному признаку. Археологическая классификация Европы, возник очаг самобытной доисторической цивилизации (самый популярный пример - живопись).

Верхний палеолит по франко-кантаборийскому району продолжается от 35 до 10 тысяч лет тому назад. Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале ХХ в. А. Брейлем до сих пор фигурирует в неархеологической литературе. Она такова: ориньяк (древний, средний, верхний); солютре (и протосолютре); мадлен (слои I, II, III, IV, V, VI); наименования периодов культур даны по названиям мест открытий. В результате изменений, вносимых с 1940 гг. Схема стала весьма дробной, но основные подразделения остались. Ориньяк разделяется на: собственно ориньяк и древнюю перигородскую культуру [6].

Приведём пример последовательности позднепалеолитических культур, а также характер находок.

I. Перигорд (35-20 тыс. лет). Непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего палеолита. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде ? отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений, красок; в позднем ? барельефы, изображения животных и человека.

II. Ориньяк (30-19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и объединяется в ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук на краске; меандра - борозды, проведённые пальцами на влажной пещерной глине. Из меандровых линий вырисовывается контурные рисунки, сначала их наносят пальцами, затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Это - один из первых в истории символов. Конец ориньяка (поздний палеолит - приблизительно 33-18 тыс. до н. э.) характерен массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.

III. Солютре (18-15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки камня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками копий, дротиков, а также ножами и кинжалами. Появились кремневые резцы. Скребки, наколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.

IV. Мадлен (15-10 тыс. лет).Чрезвычайно суровый климат в условиях наступления ледника. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюзироваться, превращаюсь в микролиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Однако вершиной мадленского искусства становится пещерная живопись. Медленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтесан.

Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 - изображения животных. Изображений человека - 512, причём около 100 - человекообразных существ. В целом, пещерная живопись реалистична, натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животных. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом в деталях, точной рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеотического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением или с пиктографией [1, с. 147].

По мнению А. Хаузера, палеотическое искусство, без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы. Первоначально первобытное искусство, необособлённое в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

· Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;

· Искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

· Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно найти и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, мимики, жестов, возгласов. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы - звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма - мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество - двух- и трёхзвучные мотивы.

В верхнем палеолите формируются два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Между двумя этими первичными очагами человечества поддерживаются контакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми, техническими, хозяйственными типами. Закладываются основы языка. Верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества. Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь - охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Изучив структуру срезов бивней, ученые сделали вывод, что древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые композиции и элементы [3, с. 17].

Физиопластическая живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи - мезолиту: орнаменту.

9.Зарождение предрелигиозного сознания: анимизм, тотемизм, феминизм, магия, ритуал.

  1.Попытка определения места и времени появления религии.

Вопрос о предпосылках зарождения религии достаточно сложный: сегодня   нельзя указать на планете точное место, где зародилась первая религия, нельзя назвать точное время появления верований, нет ответа на вопрос, кто первым придумал религиозные идеи. Существует много точек зрения на заявленные сегодня вопросы, вот одна из них: «Давным-давно, в незапамятные времена, чужой космический корабль открыл нашу планету. Его экипаж вскоре обнаружил на земле все предпосылки для развития духовной жизни. Её тогдашние жители, разумеется, были ещё не Homo  sapiens, а чем-то совсем иным… Инопланетяне искусственно оплодотворили несколько существ женского пола, населявших нашу планету, привели их, как говорится в древних легендах, в состояние глубокого сна и улетели. Спустя тысячелетие они вернулись и нашли на Земле первых представителей вида Homo sapiens . Они несколько раз повторяли такое генетическое вмешательство, и в конечном итоге появились разумные существа, которые способны были жить общественной жизнью. Но в этот период человечество все еще находилось в стадии варварства. Из-за опасности обратного развития (деградации вида) неудавшихся его представителей инопланетяне увозили на свои далекие планеты. Так возникли первые сообщества древних людей, появились первые признаки сознательной их деятельности. Были разрисованы скалы и стены пещер, изобретено производство керамики, предприняты первые шаги в строительстве и т.д.

Первые люди глубоко преклонялись перед инопланетянами. В их представлении это были  «боги», неизвестно откуда приходящие и неизвестно куда исчезающие. По причинам, понятным им одним, «боги» всячески стремились развить интеллект человечества. Заботились о своих питомцах, охраняли их от вымирания, опасностей и других зол. Они прилагали большие усилия для того, чтобы направить развитие человеческого общества по пути прогресса…» (отрывок предисловия к книге Эриха фон Деникена «Воспоминание о будущем»)

         Эта точка зрения имеет право на существование, как и остальные: мир, развивавшийся неравномерно во времени и пространстве за сотни тысяч лет накопил религиозные мироощущения и мировосприятия, которые вылились в религиозное мировоззрение. За тысячи лет человеческого существования, его борьбы с хищными животными, болезнями, холодом, голодом человек многому научился: он создал каменные орудия труда, построил жилища, приручил огонь, но недостаток знаний о природе породил представление о внешних всемогущих силах, управляющих миром. Так и возникла религия, как вера в таинственные несуществующие  силы.

         Условия существования человеческих сообществ, определенный уровень развития общественного сознания порождали особое видение мира. С развитием сознания процесс познания мира все более усложнялся, и религиозное видение мира усложнялось вместе с ним.

         Ученые сегодня спорят, с какого же периода человеческой истории можно начать отсчет существованию религиозных взглядов: одни считают, что религия уже была у синантропа, другие считают, что религия могла появиться только в среднем палеолите. Обратимся к ленте времени:

    Палеолит        Мезолит          Неолит            Энеолит          Бронза           Железо

                                                                                                                                                                                                      

                                                                                             

Появление религии                                                                                                               

    2,6 млн.-12 тыс.       12-5 тыс.       5-4 тыс.         3-4 тыс.        3-2 тыс.         1- тыс.

                          

2.Знакомство с памятниками древних религий.

Есть ли доказательства существования религиозного мировоззрения в названные исторические эпохи? Обратимся к древнейшему искусству, как свидетельству зародившихся религиозных верований, оттолкнемся в своих размышлениях от известных археологических памятников древнего мира, возможно, они помогут нам докопаться до истины.




  • Пещерные  росписи.


В ХIХ-ХХ веках были открыты  знаменитые пещеры, существовавшие примерно 15-10 тысяч лет назад в эпоху позднего палеолита в северной Европе, Испании, на Урале, в Сибири.

         В 1940г. На реке Дордонье во Франции открыта пещера Ласко, на стенах и потолке которой неизвестные художники древности черной, желтой и красной краской нарисовали быков, коров, лошадей, бизона, в которого попали нарисованные стрелы. Возможно, это ранние свидетельства существования охотничьей магии.

(см. рисунок из книги: В.А.Ранов. Древнейшие страницы истории человечества. - М., 1988.Цветная вставка)

         Недалеко от пещеры Ласко находится известная пещера Фон де Гом, длина которой 60 м., высота потолка-8м. Здесь изображены: олени, быки, носороги, дикая лошадь, бизоны. Трудно себе представить, как сложно было сделать эти рисунки 10 тысяч лет назад первобытным художникам. Возникает ощущение, что рисунки служили для проведения каких-то магических обрядов или церемоний: наверное, первобытный человек верил в возможность своего воздействия на природу при помощи колдовских и магических приемов.

         Пещера Альтамира в северной Испании была случайно обнаружена еще в 1863 году. На стенах её изображены бизоны и другие животные.

(Демонстрация иллюстраций из книги: Тийу Вийранд. Молодежи об искусстве. - Таллинн.1990.С. 8-9.)

         Не менее интересны наскальные рисунки (петроглифы), обнаруженные в Казахстане в Семиречье, в урочище Тамгалы. Древние художники старательно прорисовали сцены из обыденной жизни, сцены охоты, магические обряды, в которых ярко видны попытки вмешательства ритуалами в охотничью судьбу древних людей.

         Люди того времени верили в магическое воздействие человека на природу. Считалось, что успех в охоте зависит от поражения нарисованного на стене пещеры животного копьем. Точно время создания пещерных росписей установить сложно, но, вероятно, они были созданы 20000-10000 тысяч лет назад. На стенах пещер сохранены животные, которых уже нет в природе: мамонты и пещерные медведи. Картины первобытных художников написаны черными, белыми, красными, желтыми красками, изготовленными из минералов, воды, животного жира, сока растений.

         Существуют и иные доказательства присутствия религиозных идей в предметах древнего искусства:




  • Палеолитические  Венеры.


    Это скульптурные изображения женских фигур с ярко выраженными  культовыми возможностями: статуэтки различных стилей и материалов, на которых изображены женщины с большими животами и грудью, которые скорее всего следует понимать как памятники материнско - родового культа.

(Демонстрация из книги: В.А.Ранов. Древнейшие страницы истории человечества. - М.,1988. Цветная вставка.)




  • Менгиры и дольмены.


         К эпохе бронзы относятся  огромные сооружения из камней, появление которых, вероятно, связано с древними верованиями. Во Франции существуют поля менгиров, каменных столбов высотою в несколько метров, иногда это группы каменных столбов, которые носят название кромлехов.

         Существуют и иного рода сооружения – дольмены, высокие каменные стены с такими же каменными перекрытиями. Дольмены вначале использовались как места захоронений, известно также, что это место поклонения солнцу.

         Менгиры и дольмены - каменные сооружения, свидетельствующие о существовании представлений древних людей. (Демонстрация фотографии из Интернет-сайта: Стоунхедж- комплекс мегалитических построек в Великобритании у г. Солсбери).

Информация о Стоухендже: состоит из трех разновременных сооружений: круглого земляного вала и рва диаметром 97,5м.(1900-1700 гг. до н.э.); двух концентрических кругов камней (38 пар), вертикально поставленных внутри древнего вала; вертикально врытых в землю тёсаных камней высотой до 8,5м. и массой до 28 тонн и лежащих на них каменных плит, образующих замкнутый круг диаметром 30 м. Внутри каменного круга находится пять трилитов (два камня, покрытые сверху каменной плитой), окружающих горизонтально лежащий «Алтарный камень». Стоунхендж был, вероятно, древним храмом, возможно связанным с культом солнца. Некоторые исследователи считают Стоунхендж древней астрономической обсерваторией. (Популярная художественная энциклопедия. – М. 1986.)

         Доктор исторических наук С.А.Токарев, исследователь религий, дает общую характеристику религий эпохи неолита: «несмотря на обилие памятников, несмотря на наличие этнографических параллелей, религиозные верования людей неолита остаются для нас неясными. Возможно, что почитание женского божества связано с культом плодородия, как считает Георг Вильке, с культом луны. Социальной основой этих культов служил, вероятно, материнский род, который в эпоху неолита в связи с ростом земледельческого хозяйства должен был уже оформиться.

         Характер погребального культа тоже неясен. Несомненно, что он получил значительное развитие: и представления о душе, и представления о загробной жизни стали более сложными; об этом свидетельствует и разнообразие, и изощренность форм захоронения. Родовой строй наложил на них свой отпечаток: дольмены, цисты, искусственные и естественные гроты были, вероятно, родовыми усыпальницами. Зародившееся имущественное неравенство между членами рода также отражалось на погребальных обрядах и, что не исключено, на связанных с ними верованиях. Появление обычая кремации трупов, видимо, сопровождалось развитие веры в душу. Но как себе представляли люди душу, что думали о её посмертной судьбе -эти вопросы остаются без ответа» (С.А.Токарев. Религия в истории народов мира. - М.,1986.С.38.)

         Ученые сегодня выделяют различные формы религий в древних обществах людей:

а) тотемизм - веру в существование магических связей между группой людей и определенным видом животных;

б) фетишизм - придание сверхъестественных магических свойств каким-либо предметам действительности;

в) магия (колдовство) - совокупность представлений и действий, в основе которых уверенность в возможности влияния на действительность искусством использования таинственных сил…;

г) анимизм - вера в существование душ и духов.

д) Феминизм (франц. feminisme, от лат. femina – женщина), женское движение за уравнение женщин в правах с мужчинами в рамках буржуазного строя.

е ) Ритуал (от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, кодифицированная система действий (в том числе речевых), служащих для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений (признания каких-либо ценностей или авторитетов, поддержания социально-нормативной системы и т. п.).

 

3.Предпосылки возникновения религий.

Понимая проблемы зарождения культуры как процесса приспособления человека к суровому миру (а религия- часть этой культуры), можно предположить, что условия жизни человека требовали умного подхода. Чтобы выжить в этом мире, человек должен был действовать, и его целенаправленная деятельность помогла ему приспособиться и стать своим в этом жестоком мире, но на каком-то этапе развития у человека появляется потребность объяснения мира, и он делает это на основе своих фантастических представлений (а иных тогда и быть не могло). Так зародилось мифологическое мировоззрение, которое стало объяснением мира для всех народов, населяющих планету. Миф- начало мыслительного творчества, отправная точка в поиске истины. Н.Н.Иванов в книге «300 вопросов и ответов о мифологии» (- М.,1997) красиво пишет о роли мифов: «Представьте, что вы стоите в центре мира. Что скажут вам глаза, что - чувства? Первое ощущение – иллюзия некоего единства и гармоничной слитности всего видимого, открывшегося с вершины горы. Я гора, леса, озера, города-точки, вся по линии горизонта зримая земля, звездное небо – все напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то невидимой воле. И рядом с этим переживанием другое: мир продуман до последней мелочи, его план величественен и скрупулезно выверен; утверждать, будто бы виной всему хаотичное движение или естественный отбор – нелепость. Кто-то невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Такова и обобщенная картина мира, восстанавливаемая при чтении самых разных мифов - славянских или индийских, все равно».

Усложнение мифа, конструктивные изменения представлений о мире породили религию, более сложную форму мировосприятия. Таким образом, из всего сказанного можно выделить следующие предпосылки возникновения религии:




  • социальные: когда условия существования человеческого сообщества в определенных исторических, географических и иных природных условиях сформировали определенное общественное мнение во взглядах на происхождение мира;


  • психологические: когда одинаковые взгляды на мир рождались в общественном сознании близких сообществ людей;


  • гносеологические: когда желание познать мир диктовало необходимые тогда ответы на вопросы.


Вывод: религия как форма мировоззрения существует более 40 тысяч лет, о чем  говорят археологические находки, для возникновения религии нужны были социальные, психологические и гносеологические условия.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
написать администратору сайта