1.2. СУЩНОСТЬ МАШИН
Машины в производстве и во многих других сферах практической деятельности людей — основная движущая сила (в прямом смысле данного суждения). Они по справедливости признаны не только базовыми элементами любого производства и экономики в целом, но и основной частью материальной культуры общества.
Машины были, есть и будут важнейшей целью, главным признаком и мерилом цивилизации, а также источником и воплощением прогресса сообщества людей. Поэтому знания о машинах не только интересны, но и необходимы широкому кругу специалистов. Так, например, инженеры (конструкторы и технологи) изучают машины преимущественно с технической стороны. Для них первостепенное значение имеют принцип действия, устройство, кинематика и динамика деталей, механизмов и машин в целом, сами детали машин, технологии материалов и процессов машиностроения и т. д.
Машины выполняют определенную социальную функцию, и это углубленно изучают социологи. Влияние машин на среду обитания, здоровье людей, на формирование мировоззрения и психологию изучают соответствующие специалисты.
В области макроэкономики машины рассматриваются как элементы средств производства. В области микроэкономики предприятий и в конкретной экономике производства товаров и услуг машины уже рассматриваются подробнее и как вполне определенные источники экономических эффектов. Поэтому здесь требуется более детальное рассмотрение и изучение производственных возможностей и функций машин, их сущности, работоспособности, производительности, себестоимости, цены и т. д.
Известно, что все экономисты производственной и коммерческой деятельности, в частности инженеры-экономисты, а также экономисты-менеджеры по роду своей профессиональной деятельности находятся на границе между чисто техническим миром и коммерческой областью. Граница эта не является четкой. Она скорее представляется в виде достаточно широкой полосы, которая углубляется то в область техники и технологии, то далеко уходит в область коммерческой и иной экономической деятельности, Специалистам, работающим в
сфере производства товаров и услуг, необходимо взаимодействовать (чаще опосредованно) о главной движущей силой и основными средствами производстве — машинами. Незнание или недостаточное знание основ экономических наук может зачастую приводить к грубейшим ошибкам и в экономике. Поэтому всем специалистам, особенно организаторам и руководителям производств, необходимо хорошо ориентироваться в достижениях, в существующих проблемах и методах принятия оптимальных технико-экономических, управленческих и других решений на стадиях проектирования и конструирования, изготовления, реализации (продажи и купли), а также эксплуатации машин.
На Руси этот термин появился в петровские времена вместе с водоподъемной паровой машиной, в которой пар своим давлением действовал непосредственно на поверхность откачиваемой воды, заставляя ее подниматься вверх по вертикальной трубе. Эта машина, приобретенная в Англии, была установлена в Летнем саду в Санкт-Петербурге.
Известно, например, что в 1823 г. в книге «Записки о приложении начал механики к исчислению действия некоторых машин, наиболее употребительных» русский профессор Петербургского университета, академик Д. С. Чижов писал, что «машина есть совокупление движимых частей, из которых одни принимают действие движителя, другие же, изменив скорость и направление оного, передают тем частям, которые должны производить полезное действие, т. е. действие, для которого машина устроена».
Первоначально латинское слово machina обозначало устройство для ведения войн, недаром древнегреческий корень махэ переводится как борьба, битва, сражение. Чтобы понять и сформулировать основное содержание изучаемого объекта, т. е. чтобы дать определение сущности, например, машин, необходимо, следуя законам логики, вначале указать наиболее общий признак (род) определяемого, а затем перечислить его основные и тоже общие отличительные (видовые) особенности.
Итак, машина — это действительно нечто искусственное, материальное, т. е. сделанное людьми, называется изделием. Следовательно, любая машина есть изделие, но очевидно, что не всякое изделие есть машина.
Любая машина относится к области техники и поэтому является техническим изделием.
Активная преобразующая функция заложена в машину изначально: выполнение работ, облегчающих или заменяющих труд человека, что является одним из основных факторов, характеризующих машину как активного участника (наряду с человеком) производственных и других процессов жизнедеятельности людей.
Уникальное свойство машины преобразовывать скрытую потенциальную или действующую, но бесполезную, энергию в полезную энергию или работу — основная специфическая особенность машины в отличие от механизма или инструмента. Например, в производственных аппаратах (сепараторы, автоклавы и др.) происходит работа по преобразованию веществ с поглощением или выделением тепловой энергии. В аппаратах физико-химической переработки нефти получают такие материалы как бен-ВНН, лигроин, керосин, газойль, мазут, смазочные масла и далее пластмассы, каучук, резину и т. д. Преобразующая работа в аппаратах происходит как бы «сама собой», в результате созданных условий для осуществления рабочего процесса — реакции разделения нефти на составляющие фракции. Основное свойство машин исполнять (осуществлять, выполнять) работу закрепилось в образном выражении известного французского ученого С. Кар-но: «Машина — это работник из железа и стали».
Итак, по результатам выполненного анализа сущности машин можно сделать следующий вывод.
Машина — это техническое изделие, работа которого посредством преобразования вещества, энергии, силы, движения и информации частично или почти полностью заменяет, облегчает и приумножает физический и умственный труд человека.
Заметим, однако, что данное нами определение общего понятия о машине может быть улучшено и не исключает собой других более частных определений, касающихся отдельных видов машин, например, энергетических, транспортных, сельскохозяйственных, военных и др. В литературе существуют также определения понятия машины, данные с позиций анализа кинематики ее деталей,
узлов и машины в целом, а также с точки зрения особенностей устройств машин и т. п. Но эти частные определения машин нужны при изучении специальных вопросов, отдельных частей, разделов и проблем науки о машинах.
1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ МАШИН
В зависимости от функционального назначения все машины классифицируют по роду, классу, виду, типу и типоразмерам.
Род машин — это совокупность машин, применяемых в той или иной отрасли производства, которые характеризуются общностью выполняемых функций, технологических процессов и технических принципов их действия, а также общностью особенностей производственного процесса в котором эти машины используются (сельскохозяйственные, автотранспортные машины, металлообрабатывающие станки, энергетические установки, и т.п.).
Класс машин — это машины определенного рода, отличающиеся характером выполняемой работы и предназначенных для выполнения специальных работ в определенной области производства. Класс машин характеризуется общностью более узкого эксплуатационного назначения, чем род машин, и сходством отдельных показателей производственного процесса. Например, классом сельскохозяйственных машин являются почвообрабатывающие или зерноуборочные машины. Отдельным классом считаются испытательные машины для определения механических характеристик материалов или изделий (деталей, узлов, конструкций или машин в целом).
Группа машин — это часть машин данного класса, предназначенная для выполнения определенных специфических работ отрасли.
Вид машин, входящих в определенную группу, и отличают некоторые технические признаки. Например, можно выделить пропашные, тяжелые промышленные и др. виды тракторов.
Разновидность машин — это есть определенного вида машины, характеризуемые общностью непосредственного эксплуатационного назначения, особенностью конструкций и существенным сходством всех основных стадий производственного процесса их работы. Примером разновидности обрабатывающих машин являются станки.
Тип машины — машины определенного вида или группы. Однотипные машины обычно взаимозаменяемы, так как обладают одинаковыми особенностями конструкции.
Типоразмеры машины — это машины определенного типа, отличающиеся параметрами некоторых технических характеристик.
Классификация машин по вышеперечисленным признакам является основой для анализа отраслевой дифференциации, а также для оценки уровня предметной (по готовым машинам) и технологической специализации производств.
Для организации и эффективного управления производством, а также для сбыта и приобретения машин, большое значение имеет классификация машин по их техническим признакам или принципам действия, зависящим от источника потребляемой для работы энергии и от конструкции машин. Многие машины независимо от их назначения объединены общими физико-техническими принципами, лежащими в основе их конструкции и действий. Это, например, машины, построенные на использовании законов оптики (оптико-механические изделия), электрической энергии (электрогенераторы и электрические двигатели), энергии движения воды (гидромашины), атомной энергии (атомные энергетические установки)и т. п.
В зависимости от характера работы, для которой предназначены машины, их разделяют на следующие классы.
1. Машины-орудия или станки, которые служат для изменения формы, размеров и физического состояния тел (токарные, фрезерные, сверлильные или строгальные станки, ткацкие или швейные машины и т, п.).
Машины-двигатели часто называемые моторами, вырабатывают механическую энергию путем преобразования какого-либо иного вида природной энергии (электромотор, паровая машрина, двигатель внутреннего сгорания, турбина и т. п.).
Транспортирующие машины перемещают физические тела, используя энергию, получаемую от двигателя (автомобиль, самолет, лифт, мостовой кран, вентилятор, насос и др.).
4. Машины-генераторы вырабатывают необходимый вид энергии путем преобразования механической энергии, соединенного с генератором двигателя (генераторы электрической энергии, компрессоры, холодильные машины и т. п.).
Различают простые и сложные машины. Простые машины выполняют работу непосредственно, используя природную энергию, т. е. не видоизменяя ее. Это, например, ветряные и водяные мельницы, аэростаты и некоторые другие машины. Современные машины обычно являются сложными, так как они состоят из сочетания, например, машины-двигателя (мотора), преобразующего и передающего движение механизма (трансмиссии) и орудия труда (исполнительного органа), которым производится работа.
Существует множество сложных составных машин. Объединение машины-двигателя с машиной-потребителем механической энергии называют
машинным агрегатом.
Машины технологического назначения, в которых необходимые операции выполняются самостоятельно, а контроль и управление технологическим процессом осуществляет человек, называют
полуавтоматами.
Автоматами называют машины, механизмы которых выполняют межоперационный контроль параметров технологического процесса. Автомат может реагировать на отклонения работы машины от нормы и соответственно корректирует режим ее работы, а также, если необходимо, останавливает машину. Комплексы машин с подобными автоматическими свойствами называются автоматическими поточными линиями.
1.4. ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ МАШИН
Различают три, несколько отличных друг от друга, жизненных цикла машины. В первом случае под жизненным циклом машины как изделия понимают весь период ее производства и дальнейшего существования.
Жизненный цикл производства однотипных машин начинается с подготовки производства. Далее следует этап освоения и начала промышленного производства, затем идет этап увеличения объема производства. Последующий этап устойчивого выпуска машин характеризуется наибольшим экономическим эффектом. Длительность этого этапа наибольшая. Потом наступает период падения сбыта и выпуска машин. Завершает жизненный цикл производства машин этап снятия с производства.
Жизненный цикл машины как товара начинается с окончанием ее изготовления и завершается с утратой необходимых потребительских свойств. Важнейшим этапом этого жизненного цикла является этап реализации, включающий хранение, транспортировку, монтаж, запуск и отладку машины.
Названные выше жизненные циклы учитываются при исследованиях организационных вопросов изготовления, распределения, эксплуатации, утилизации и т. д.
1.5. ВАЖНЕЙШИЕ БЛОКИ МАШИНЫ
Любая машина имеет вполне определенный набор основных функциональных частей (блоков). В данном случае под термином блок понимается часть машины, представляющая собой группу функционально объединенных элементов. Структура — это общее, качественно определенное и относительно устойчивое строение рассматриваемого объекта (в нашем рассмотрении — машины). Современные наиболее распространенные машины, выполняющие механическую работу, включают следующие структурные составляющие.
1. Важной частью машины является
рабочий (исполнительный) орган, которым машина выполняет полезную для нас работу. Утверждается, что все остальные части машины — двигатель, передаточный механизм и устройства управления работой — второстепенны, так как предназначены для того, чтобы рабочий орган мог выполнять необходимые движения и передавать нужные усилия.
Понятие рабочий орган имеет больший объем и содержание, чем понятие орудие. Так, например, рабочим органом токарного станка является шпиндель, на котором установлен патрон для крепления детали, и суппорт, перемещающий резец во время работы. В данном случае орудием работы машины (токарного станка), входящим в состав рабочего органа и непосредственно воздействующим на обрабатываемое тело, является резец.
2.
Двигатель, приводящий в движение рабочий орган.
3.
Передаточный механизм (трансмиссия) служит для преобразования и передачи движения от двигателя к рабочему органу машинах механического действия.
4.
Управляющие устройства, служащие для управления работой машины.
5. Наконец, все вышеперечисленные части машины соединяются воедино. Для этого у каждой машины имеется
рама (корпус).
Однако отметим еще раз, что изложенное выше о составных частях машин относится к машинам механического действия. Но мы знаем, что существуют машины, воздействующие на материальные
объекты химическими, электрическими, электрофизическими (электроискровыми), светолучевыми (лазеры), электрохимическими, магнитными, электромагнитными и другими способами. С другой стороны, существуют машины, производящие работу не с материальными объектами, а с теми или иными процессами внешнего для них мира. Это энергетические машины, преобразующие и производящие необходимую нам энергию, а также управляющие машины сложных технических систем и различные ЭВМ. Ясно, что структура машин, выполняющих не только механическую работу или выполняющих немеханическую работу, имеет значимое, но не принципиально важное отличие от структуры машин, осуществляющих механическую работу. Значит, можно и нужно выявить основные блоки (важнейшие и непременные части) любых машин и установить их взаимосвязь (структуру).
Вначале перечислим основные блоки машины, независимо от ее принципа действия и устройства. Первым, центральным и предопределяющим сущность машины является, по-видимому, блок преобразования энергии в необходимые для осуществления работы формы движения материальных орудий машины. Далее следует назвать блок приема внешней энергии или энергоносителей, а также блок приема информации, ее преобразования и передачи управляющих воздействий на все другие блоки машины. Преобразованная в главном органе (блоке) машины энергия той или иной формы движения материи передается специальными устройствами (блоком устройств) исполнительному (рабочему) органу, который в своем составе имеет приемник объекта работы и устройство, обеспечивающее выдачу готовой продукции (результата работы машины).
1.6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАШИН
Термином экономика обозначают практическую (реальную) экономику и экономическую науку. Практическая экономика — это совокупность видов хозяйственной деятельности людей по производству, распределению и потреблению товаров и услуг.
Экономика как наука, изучающая реальную экономику, анализирует и определяет, какими способами общество при ограниченности ресурсов производит, распределяет и потребляет товарную продукцию.
Для того, чтобы охарактеризовать экономическое значение машин, мы должны рассмотреть роль, основные функции машин в практической (реальной) экономике.
Машины как искусственные средства производства товаров и услуг, создаваемые для облегчения или замены человеческого труда силами природы значительно влияют на все процессы, как в сфере производства, так и в двух других сферах экономики.
Машина— продукт промышленного производства. Ф. Энгельс, рассматривая стоимостное соотношение затрат на развитие науки и результатов от ее материального воплощения в виде машин, отмечал, что «работа в области науки окупается также и материально... только один такой плод науки, как паровая машина Дж. Уатта, принес миру за первые пятьдесят лет своего существования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки». Паровая машина Дж. Уатта именно благодаря большой экономичности, получила в конце XVIII в. широкое распространение и сыграла большую роль в переходе к машинному способу производства в основных отраслях хозяйственной деятельности людей. Появление электрических машин тоже имело не меньшее экономическое значение. Перечисление высокоэффективных машин можно было бы продолжить. Но нет сомнений в том, что машины действительно на много увеличивают мощность и производительность труда людей.
Первоначально машины делали вручную, поэтому их изготовление обходилось очень дорого. Кроме того, машин было мало и были они маломощны и недолговечны. Эти проблемы в основном были решены с развитием машиностроения и металлургической промышленности.
Необходимость в новых видах энергии для производства и эксплуатации машин послужила стимулом в поиске и переработке нефти в более эффективные виды горючего (керосин, бензин). Потребности машиностроения и других отраслей привели к ускоренному развитию промышленного производства электрической энергии и электрических машин. Поэтому в цикле общей технической подготовки специалистов для любого производства преимущественное внимание уделяют машиноведению и вопросам организации машиностроения.
Экономическая эффективность машин зависит от их производительности, а также от стоимости и затрат при эксплуатации. Основным показателем производительности, например, машины-двигателя
является выходная мощность, т. е. количество механической работы, которую выполняет машина за единицу времени. Для машин, преобразующих энергию, единицей продукции является удельная энергия, вырабатываемая машиной, например, за один час. Для транспортных машин единицей измерения их работы является тонно-километр.
Ниже приведены основные требования, которым должна, по возможности, удовлетворять любая машина.
Стоимость машины не должна быть высокой, это обычно достигается простотой конструкции, технологичностью изготовления и уменьшением материалоемкости машин.
Машина должна быть достаточно мощной и высокопроизводительной (быстродействующей), что усложняет ее конструкцию и повышает стоимость.
Машина должна быть прочной и долговечной.
Коэффициент полезного действия (КПД) машин должен быть по возможности высоким, что зависит от принципа действия, устройства и потребляемой энергии, составляющих сущность машин. При этом большое влияние на КПД имеет точность (качество) изготовления различных деталей и частей, а также уменьшение трения в машине.
Машина должна работать в полуавтоматическом или автоматическом режимах для сокращения труда людей при ее эксплуатации. Однако это требование усложняет ее, что приводит к снижению надежности работы и повышению стоимости.
Расход материалов при работе машины должен быть минимальным.
7. Безотказность и безаварийность, а также ремонтопригодность, - это тоже требования, снижающие затраты при производстве единицы продукции за заданное (короткое) время и за гарантированный (или весь) срок службы машины.
Очевидно, что выполнение одних требований ухудшает другие экономические характеристики машин. Поэтому вопрос о качестве и выборе машины для производства определенных работ решается методом определения общего показателя себестоимости единицы производимого машиной продукта. Та машина лучше, единица продукта которой стоит меньше, а работает она быстро, долго и безопасно.
Существуют и другие требования к машинам. Например, требования экологичности, безопасности и др. тоже имеют экономический аспект. Все это в совокупности делает машину одним из основных объектов изучения не только машиноведения, но и соответствующих разделов экономической науки, а также практики организации производств.