Навигация по странице:
|
1. Характерные черты и особенности инновационной деятельности Основные компоненты инновационного процесса
1.Характерные черты и особенности инновационной деятельности
2.Основные компоненты инновационного процесса
3.Инновационный менеджмент как совокупность принципов, методов и инструментов управления инновационными процессами
4.Субъекты инновационной деятельности
5.Типы инноваций по степени новизны, характеру практической деятельности, технологическим параметрам
6.Продуктовые и процессные инновации: модель продуктового цикла (модель Абернаси-Аттербек, модель Барраса)
7.Инновационная инфраструктура и ее составляющие
8.Технопарковые структуры, их основные формы
9.Особенности бизнес-инкубаторов как элементов инновационной инфраструктуры
10.Характерные черты и особенности функционирования технополисов
11.Виды регулирования инновационной деятельности: организационное, экономические, финансовое, нормативно-правовое
12.Государственное регулирование инновационной деятельности
13.Принципы финансового регулирования инновационной деятельности
14.Совершенствование договорной основы осуществления инновационной деятельности
15.Методы определения эффективности инвестиций в инновационную деятельность
16.Основные направления технологического и коммерческого анализа инновационного проекта
17.Производственные инновации как предметная область инновационно-технологического менеджмента
18.Стадии разработки инновационного проекта
19.Защита производственных инноваций
20.Управление инновациями на этапе выхода на рынок
21.Трансферт технологий как их распространение посредством информационных каналов
22.Особенности управления трансфертом технологий в различных странах
23.Технологический аудит как метод оценки состояния и перспектив организации, этапы проведения технологического аудита в организации
24.Бэнчмаркинг как средство инновационного менеджмента
25.Построение матрицы технологического портфеля организации
26.Инновации как объекты интеллектуальной собственности
27.Защита изобретений, полезных моделей и промышленных образцов на базе законодательства Республики Беларусь
9.Особенности бизнес-инкубаторов как элементов инновационной инфраструктуры
Несмотря на широкий спектр и разнообразие элементов инновационной инфраструктуры, которые относятся к инкубаторам, можно дать их общую характеристику как многофункциональных комплексов, предоставляющих разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления. Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг. Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Конкретный перечень услуг, которые приобретает новая инновационная фирма у инкубатора, во многом определяется технологическим профилем фирмы, но в этот набор, как правило, входит аренда помещения в инкубаторе. Таким образом, важно, что инкубаторы предоставляют начинающим предпринимателям в области инновационного бизнеса, которые как правило испытывают финансовые трудности, «крышу над головой» на льготных условиях, возможность контактировать с себе подобными и пользоваться услугами, позволяющими зарождающейся инновационной компании выжить в сложной, быстро меняющейся инновационной среде с высоким уровнем рисков.
Предшественником, оказавшим влияние на возникновение и развитие инкубаторов в инновационной сфере, считают и так называемые «зоны новых возможностей». Создание первых таких зон было связано с закрытием крупных производств в металлургической, угольной и других отраслях промышленности в 1970-х годах, ростом безработицы, и как результат, необходимостью поощрять безработных специалистов открывать собственное дело, развивать малые предприятия. Многие корпорации (например, «Бритиш стил», «Шелл», «Филипс»), органы государственной власти (например, Национальное управление угольной промышленности Великобритании), университеты и общественные организации в разных странах участвовали в строительстве многоофисных зданий и производственных сооружений, где создавалась благоприятная среда для зарождения новых малых фирм. В рамках этих зон им предоставлялась различного рода помощь и услуги. Так, при поддержке корпорации «Бритиш стил» в 1979 году недалеко от г.Глазго было открыто такое здание (инкубатор), а позже еще девять зданий, где предоставлялись услуги коллективного пользования для зарождающихся малых производств. Наибольшее распространение инкубаторы по «выращиванию» новых бизнес-единиц получили в США (в настоящее время в этой стране насчитывается около 600 инкубаторов, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса). Несмотря на большой разброс направлений деятельности инкубаторных структур, почти три четверти всех инкубаторов в этой стране поддерживают самые тесные отношения с ближайшими университетами, привлекая их персонал и мощности для оказания услуг с целью формирования и выживания малого бизнеса, повышения социальной и экономической активности населения, развития инновационной среды.
10. Характерные черты и особенности функционирования технополисов
Развитие идеи технопарков привело к появлению во многих странах наиболее интегрированного и комплексного элемента инновационной инфраструктуры – технополисов. Не всегда легко провести четкую грань между технопарком и технополисом, поскольку эти элементы имеют много общего (так, некоторые специалисты считают, что развитие парка «София Антиполис» во Франции превратило его в технополис). Поэтому важно выделить те характеристики технополиса, которые позволяют говорить о нем как об отдельной самостоятельной группе технопарковых структур. Технополис, который нередко называют также научным городом или наукоградом, «городом мозгов», представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой. Целью строительства наукоградов, технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. Как правило, одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, является его расположение в живописных районах, гармония с природными условиями и местными традициями. В России есть немало достаточно успешных примеров создания и развития технополисов. Среди них – Пущино, Дубна, Обнинск. Но, пожалуй, наиболее системно роль технополисов в развитии инновационной инфраструктуры осмыслена вЯпонии. Правительство этой страны в 1982 году разработало и приняло двадцатилетний план развития технополисов, специальный закон о технополисах. Примером успешного строительства технополиса в Японии является «город мозгов» Цукуба. Он расположен в 35 милях к северо-востоку от Токио. Жители Цукуба работают в двух университетах, 50 государственных исследовательских институтах, что делает этот город одним из крупнейших научных центров мира.
12 .государственное регулирование инновационной деятельности
Регулирование инновационной деятельности осуществляется на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения. Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулятивной инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех управленческих инструментов и решений.
Основу управления инновационными проектами составляет государственное регулирование инновационной деятельности. Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности– организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Это регулирование осуществляется на базе инновационных прогнозов и стратегий.
Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции.
Следующий уровень государственного регулирования инновационной деятельности реализуется в программах технологического развития(ПТР), которые формируются в рамках стратегий развития отраслей народного хозяйства. Основная часть инвестиций в этих программах обеспечивается участвующими в них предприятиями из собственных средств или кредитных источников, а участие государства заключается в основном в координации работ и поддержке тех этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском или по каким-то другим причинам не могут быть реализованы предприятиями.
Государственное регулирование инновационной деятельности может проявляться и в форме поддержки отдельных инновационных высокоэффективных проектов большой степени коммерциализации. Принципиально важно то, что конкурсная система отбора инновационных проектов для государственной поддержки постоянно совершенствуется.
Акцент делается на повышении удельного веса относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов, которые разрабатываются на условиях паритетного финансирования из бюджета и за счет собственных средств предприятий при наличии гарантированного рыночного спроса на инновационную продукцию проекта.
Таким образом, государственное регулирование инновационной деятельности может выражаться в форме государственной поддержки инновационных проектов, включенных в национальные и региональные инновационные программы, а также отдельных инновационных проектов.
13. Принципы финансового регулирования инновационной деятельности
Финансовое регулирование государством инновационной деятельности основано на проведении бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых осударственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов. Посредством предоставления дотаций, льготных кредитов, гарантий отечественным и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности, снижения отчислений налогов в бюджет субъектами РБ в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования инновационных программ и проектов, а также посредством других форм государство влияет на создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере.
Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:
• -четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
• -логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
• -множественность источников финансирования;
• -широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
• -адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности
14. Совершенствование договорной основы осуществления инновационной деятельности
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда, договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, договоров страхования инновационных рисков, договоров(контрактов) с инвесторами и других договоров, предусмотренных законодательством. Совершенствование договорной основы осуществления инновационной деятельности является важной задачей управления инновационными проектами.
Попытка сформулировать особенности договорно-правовых основ инновационной деятельности позволила получить следующие результаты.
1. Соглашаясь с тем, что договорная работа является разновидностью творческой деятельности, индивидуальной для каждого субъекта договорных отношений, напрямую завися-щей от объективных и субъективных факторов, осуществляемой в пределах свободы, ограниченной в нормативно-правовом, обычно-правовом и прецедентно-правовом порядке, можно сделать вывод о том, что составление договоров на осуществление инновационной деятельности должно быть еще более творческим по сравнению с составлением обычных договоров, поскольку:
а) предмет договорных отношений (инновационная деятельность) представляет творческий процесс
б) договор на осуществление инновационной деятельности не может считаться заключенным, если в нем не отражены существенные условия данного творческого процесса;
в) творческий процесс отличается от обычной деятельности своей непредсказуемостью, а именно полученными результатами, в силу чего законодательство использует понятие «инновационный проект»
г) как инновационная деятельность, так и внедрение ее результатов в сферу заказчика находятся под воздействием многочисленных предсказуемых и непредсказуемых факторов.
18. Стадии разработки инновационного проекта
Разр-ка инновац-го проекта (ИП) вкл-ет этапы: 1.формир-е идеи; 2.маркетинг. исслед-я и разраб-ка параметров конечной цели проекта; 3.определение «дерева целей» и «дерева работ»; 4.анализ неопределенности и рисков; 5.выбор жизнеспособного варианта реализации проекта.
Отправной точкой является появление новой идеи. Формир-е инновац-ой идеи и постановка цели проекта проводятся параллельно с маркетинг. исследованием. Анализируется эконом. целесообразность внедрения нового продукта, степень его коммерч. ценности; изучаются возможные потребители, экон. и соц. последствия реализ-ии проекта. Затем устанавливаются объем и последовательность действий. Конечная цель структурируется, т. е. разбивается на отдельные элементы. В результате создается иерархическая последовательность достижения целей, т.н. «дерево целей». По каждому целевому элементу рассчитываются ограничивающие параметры, которые должны быть обязательно выдержаны при реализации проекта. «Дерево целей» на следующем этапе трансформируется в аналогично структурированную систему заданий и мероприятий, т.н. «дерево работ». Если «дерево целей» устанавливает необходимые ср-ва достижения целей проекта, то «дерево работ» определяет пути и способы получения этих средств. При построении «дерева работ» учитывают возможности производства, традиционной техники и технологии; использования уже выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; при необходимости планируют новые исследования или приобретение лицензий, патентов и других новшеств, созданных другими организациями.
Т.к. выполнение инн-ых проектов связано с риском и неопределенностью, обязательно рассматр-ся различные варианты реализ-ии проекта. По каждому из них разраб-ся меропр-ия, обеспеч-ие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров.
В период реализации проекта под воздействием внешних и внутренних факторов может возникать необходимость изменения расчетных плановых параметров проекта. Решение об этом принимается на основе осуществляемого контроля реализации проекта.
Чтобы принять обоснованное решение, определить объем необходимых инвестиций, необходимо экономическое обоснование — бизнес-план. В нем описываются основные аспекты будущей инновац-ой программы, анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также возможные способы их решения. Бизнес-план позволяет оценить и обосновать реализацию проекта в условиях конкуренции. Содержание бизнес-плана зависит от характера проекта — относится ли он к сфере услуг или к производственной сфере, а также от масштаба, однако в любом случае он должен давать полное представление о проекте. Обычно бизнес-план включает девять разделов:1. Вводная часть 2. Анализ положения дел в области проводимых работ по проекту 3. Сущность предлагаемой программы 4. Анализ рынка и план маркетинга 5. Производственный план 6. Организ-ый план. 7. Оценка степени риска. 8. Финансовый план. 9. Приложения
Эффективность инновационного проекта обычно оценивается исходя из финансовых, социальных и других выгод, которые получают его участники.
ВАРИАНТ 2 «Инновационный проект – это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей предприятия. Жизненный цикл инновационного проекта включает три стадии: 1) предынвестиционная; 2) инвестиционная; 3) эксплуатационная.
На предынвестиционной стадии: 1) осуществляется формирование инновационного замысла; 2) формулируются конечные цели инновационного проекта; 3) определяются пути достижения поставленных целей, потребность в ресурсах и источники их поступления. На инвестиционной стадии: 1) разработка инновационного проекта: анализ альтернативных вариантов реализации проекта и выбор наиболее предпочтительного варианта; составление плана реализации проекта, выбор исполнителей, оформление проектной документации; 2) реализация инновационного проекта: осуществление работ
по реализации поставленных задач, контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений, регулирование хода выполнения проекта. На эксплуатационной стадии: 1) завершение проекта: сдача результатов проекта заказчику, закрытие контракта; 2) эксплуатация (использование) результатов проекта.
|
|
|