Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
Политология. 1. Политология, ее место и роль в системе наук об обществе. Политология широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфика политологии
1. Политология, ее место и роль в системе наук об обществе.
Политология - широкий комплекс знаний о политике, охватывающий ее различные проявления. Специфика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.
Политика и мораль: Мораль возникла раньше политики. П и М управляют людьми. Но в определенный момент морали не хватает. Разница: 1. Политика - конфликтна, в морали конфликт -частный случай. 2. Источник политики - насущная потребность людей, а мораль - общечеловеческие ценности. 3. Требования П носят форму законов конкретных, в морали - абстрактно-нормативных. 4. Мораль - индивидуальна, П носит групповой характер. 5. Политика опирается на силу, мораль отчуждает насилие. 6. Политика ситуативная (меняется), мораль - универсальна. П и Культура: - П может прибегать к силовым, репрессивным методам по отношению к культуре, и загоняет в определенные рамки деятелей культуры. - Культура влияет на П через критику, традиции, непосредственно через систему образования. П и Экономика: Уровень эк развития определяет характер полит режимов. Политология включает: политическую философию, исследует ценностные мировоззренческий аспекты политики, на основе которых функционирует политическая система, определяет смыслы важнейших политических явлений, власти; политическую историю - рассматривает процесс возникновения политических институтов; 3 политическую теорию - выявляет характер взаимодействия участников политической жизни, формы участия индивидов, групп в политическом процессе; история политических учений - изучает появление и развитие политических идей; политическую психологию - выявляет субъективные механизмы политического поведения, влияние скрытых подсознательных убеждений, установок, ориентации; прикладную политологию - акцентирует внимание на решении конкретных политических проблей: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров и т.д. Политическая социология: 1)она изучает интересы, содержание сознания участников политики, поскольку именно эти факторы
выступают побудительными мотивами политического участия; 2)меньше уделяет внимания институтам политики, а больше рассматривает поведение групп, индивидов и его причины.
2. Объект, предмет и методы политической науки. объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Объектом политологии является - «политическая реальность». Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он то и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д. Следует учитывать, что политология является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором. Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни. 2. Методы политологии
Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии
активно используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания.
Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического
исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:диалектику, которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов; системный метод, в рамках которого политика рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой. В качестве фрагментов последней выступают природа, экономика, культура, психика люд ей и т.д.; формализацию, которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни.
Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:
описание — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;
разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;
статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта;
— математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества; Основные школы и течения науки о политике.
-
Сравнительная политология. СП — одно из направлений политической мысли, сформировавшееся как обособленная часть политической науки, являющееся специальной отраслью политических знаний и исследований. В самом общем смысле сравнительную политологию можно рассматривать в качестве метода политологии, выражающегося в сравнительном подходе к политическим явлениям. Данный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, политических режимов, политических партий и движений, с целью выявления их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. СП с помощью своих теоретических средств и приемов содействует проведению глубокого анализа реальных политических процессов, институтов власти. Объектом сравнения в политических исследованиях практически всегда служит распределение власти в различных обществах.
5. Методология и методы политических исследований.
Методы П как науки: 1. Диалектический. Политолог рассматривает полит, события и явления в их
взаимосвязи и в процессе их развития.2. Сравнительный. Рассмотрение различных взглядов людей,
идей, систем с целью их сопоставления и поиска сходства.З. Бихевиористский. Исследование полит,
явлений на основе анализа поведения личностей, партий, общ-ых организаций.4. Деятельностный.
Изучение полит, процессов ч/з конкретную деятельность людей.5. Исследовательский. Включает целый
набор приемов и средств: а) социологические исследования; б) имперические; в) анкетирование; г)
использование статистических данных; д) социально-политические эксперименты.6. Системный.
Предполагает учет целостности мира, изучение целого и частей.
6. Политика как общественное явление, ее структура, функции и роль.
Политика - сфера общественных отношений, в которых отражаются интересы больших групп людей и в которых задействована полит, власть. Сфера деятельности: внутренняя и внешняя, которые дел-ся на сферы: экономическая, соц-ая, военная и т.д. Основные стр. звенья: полит, отношения, п. сознание, п. организация. Структурные элементы политики: • субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно
участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее; * социальный институт - структурно организованный субъект политики (Н: политическая партия, профсоюз); социальные общности (слои, классы, нации) и отдельная личность (политический лидер, граждане); политические отношения - отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, которыми они руководствуются в своей деятельности; политическое сознание - система оценок, смыслов и утверждений участников политики; * политическая психология - эмоции, чувства, переживания, на основе которых происходит оценка
реальной действительности и участие в политической жизни; •политическая идеология - система представлений, на основе которой строится рационально осмысленное участие в политической жизни; политическая культура субъектов, определяющая характер взаимодействия участников политической жизни; система институтов законодательной, исполнительной и судебной власти, существующая для своевременного представительства и удовлетворения возникающих и постоянно изменяющихся социальных потребностей групп и индивидов; * политическая организация общества, которая охватывает; государство и его органы, партийную
систему, группы давления и т.д. Благодаря взаимодействию ее структурных элементов, политика обеспечивает целостность общества. Функции политики.
функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы; мобилизации и обеспечения эффективности обшей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти; регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие; рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации; политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций; гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
7. Политическая жизнь и ее основные характеристики.
Признаки: политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, так и в качестве действий субъектов политических отношений; политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль; центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством. Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни: элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.). экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на политическую жизнь развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как война, увеличение скорости распространения информации и т.д.); статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования) религия, которая часто выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей; идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию; средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют; общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития; политическая психология общества, проявляющаяся в настроении участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидера.8.Политическая мысль Древнего мира и Античности. Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств: Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны. Платон
Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем: Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства). Аристотель
Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования
158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»: Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.
9. Политические идеи средневековья. В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное
мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее
возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для. того, чтобы покарать или
вознаградить людей. В средневековой философии можно вьвделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно. Патристика - обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Схоластика - обоснование принятых Богом идей и формул по средствам человеческого разума. Августин Аврелий(354 - 430) В работе «О граде Божьем» мыслитель средневековья Августин изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы. Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели. Фома Аквинский(1225 - 1274) Средневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная власть происходит от Бога и
потому должна быть подчинена духовной. Это положение было связано со стремление средневековых
теологов обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской. Несмотря на
божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, считал Фома
Аквинский, зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации
определяются самими людьми. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным
грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна
следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский
признавал правомерным свержение тирана.
|
|
|