Главная страница
Навигация по странице:

1 Семейная педагогика это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию развития личности.



Скачать 76.62 Kb.
Название 1 Семейная педагогика это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию развития личности.
Анкор 1_Semeynaya_pedagogika_shpora.docx
Дата 22.04.2017
Размер 76.62 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 1_Semeynaya_pedagogika_shpora.docx
Тип Документы
#1292
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

1 Семейная педагогика – это наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию развития личности. Источники семейной педагогики. Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора. В семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др. Именно наука позволяет решать многие вопросы воспитания, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние механизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними условиями ее существования. Объект- состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института. Предмет- сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка. Цель воспитания ребенка в семье и д/с –всестороннее развитие личности.

2 Сравнительная характеристика общественного и семейного воспитания. Общественное воспитание , по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью , целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка , особенно в первые годы его жизни. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов( супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер и др.) отличается неформальны характером, строится на контактах «лицом к лицу». Семья для ребенка является наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемые для этой цели( школами, дет.садами, колледжами, гимназиями).поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении определяется функциональными обязанностями педагога ,хотя может «смягчится» или, напротив, «ужесточится» в зависимости от его личностных качеств.

3 Связь семейной педагогики с другими науками. Современную семью изучают такие науки, как философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Каждая из этих наук касается так или иначе вопросов воспитания детей, поскольку оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, ее обеспеченность жильем, работой, производство детского питания, одежды, игрушек и др. Юриспруденция определяет правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания. Правовые нормы регламентируют статус, права и обязанности родителей .Этнография помогает сохранить национальную культуру , возродить ценные идеи, традиции , обычай . Психология изучает семью как соц.институт .Медицина и физиология исследует проблемы здорового образа жизни, причины детской смертности, взаимоотношение полов ,врожденных уродств .

4Задачи и методы семейной педагогики. Семейная педагогика решает определенные задачи. Она призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. Поэтому в круг ее задач входят:  разработка теоретических проблем семейного воспитания;  изучение опыта семейного воспитания;  внедрение научных достижений в практику семейного воспитания;   исследование путей повышения педагогической культуры родителей;   обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.Методы семейной педагогики, как и любой другой отрасли педагогической науки, делятся на две группы:1) методы воспитания и обучения, с помощью которых осуществляется домашнее воспитание;2) исследовательские методы, которые используются для изучения семьи как воспитательного института. Исследование семьи происходит на эмпирическом и теоретическом уровне.  Для сбора фактического материала используется комплекс взаимодополняющих методов: изучение литературных источников, наблюдение, беседа, «педагогический консилиум», метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщение опыта, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, опытная работа и др.В последние годы широкое распространение получили социологические методы: социологические опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия.  математические методы: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. Исследования теоретического уровня ведутся соответствующими методами. К ним относятся методы теоретического анализа и диалектического познания, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных, прогностическое моделирование и др.

5Семья как соц.институт.  Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. Семья – соц.институт деятельность которого направлена прежде всего на удовлетворение важнейших потребностей в воспроизводстве населения. Кроме того, семья выполняет ряд функций например, воспитательную, хозяйственно - экономическую, рекреационную (создание чувства безопасности).

6Психолого- педагогические основы социализации ребенка в семье. Социализация – процесс усвоения человеком опыта той общественной жизни и общественных отношений, в которые он попал при рождении и в которых он растет. Основным механизмом социализации является воспитание. Воспитание –процесс социализации в самом широком смысле слова. Это : люди, вещи, явления. В семье ребенок не просто получает уроки социальности , а оказывается включенным в соц. Отношения, которые составят содержание его будущей личности. Отношения друг к другу в семье определяют психологический климат, который имеет важное значение в социализации ребенка. При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя защищенным и уверенным, относится к другим с любовью, пониманием и уважением. А неблагоприятный ведет к депрессиям, ссорам, психич. напряженности. Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важнейшим условием его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений в обществе.. У каждой семьи есть своя система ценностей. Семья формирует у ребенка не только систему ценностей, но и дает чувство эмоционального комфорта, писхологической защиты. Семья является важным средством развития децентрации –умения взглянуть на любое событие с позиции другого человека. Отношение друг к другу в семье и определяют так называемый психологический климат в семье, который имеет важнейшее значение в процессе социализации ребенка.Итак, семья, являясь социальной средой формирования личности, формирует у ребенка базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования; учит ребенка определенным способам поведения в обществе; помогает приобрести необходимый жизненный опыт; формирует дисциплину и форму поведения; позволяет ребенку выработать собственное мнение и суждение, взгляды, нормы, установки.
7Понятие брак и семья. Традиционные и новые формы брачно-семейных отношений.  Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Брак - это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни .Формы брака: Свингерский - обмен брачными партнерами, Гражданский брак – брак оформленный в соответстующих органах гос. власти без участия церкви. Открытый брак – брак при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости половых связей с др.людьми. Однополый брак. Полигамный брак – сожительство одного мужчины с женщинами. Полиандрический брак – женщина имеет много мужей. Морганатический брак – основан на духовной общности ,отсутсвуют плотские отношения . Традиционный брак – закреплен в документе с венчанием. В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.).

8Формирование понятия род и семья у детей дошкольного возраста. Генеалогическая работа в детском саду как средство формирования у ребенка представлений о родовой принадлежности. Современное общество нуждается в восстановление традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье , пропаганду семейного образа жизни . Проблема ознакомление детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья ,требует строгого научного обоснования ,прежде всего ,из – за наличия многочисленных , зачастую противоречивых ,а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи , её исторического прошлого и перспектив развития . Детей необходимо ознакомить с семьёй как с явлением общественной жизни, основным соц.институтом , её назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста доступной их пониманию уровне. Общими усилиями семьи и дет.сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дош. возраста. В ряде исследований Мацковский , Васильева и др. Предприняли навыки изучить те представления у детей о семье, которые складываются у них стихийно. Они зачастую не соотвествуют действительности. Родительская семья становится источником соц.исследования в первые годы жизни ребенка , происходит усвоение норм соц.поведения ,обязательные в процессе взаимодействия со взрослыми. Формирование понятий о семье у детей дошкольного возраста будет осуществляться более успешно если : будут определены критерии и уровни сформированности представлений детей о семье и родственных отношениях, в пед.процессе дошкольного образовательного учреждения, осуществляется нравственное воспитание детей, будет решаться задача воспитания любви к своей семье, педагоги будут владеть методикой ознакомления детей с семьей. Так же стоит ознакомлять ребенка с его родословной. К этой работе следует привлечь родителей. Методы могут быть разными, рассматривать фото, сравнивать ребенка с другими членами семьи. Важно привить любовь к своему роду и гордость за принадлежность к нему.2 часть вопроса. Генеалогия - наука которая занимается изучением и сопоставлением родословных. Возникновение потребности ребёнка в общении с членами семьи – важнейшее условие его психического развития. Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребенка. Можно спросить у ребенка как его называют в семье, как он называет других членов семьи. Беседой желательно подвести ребенка к к обобщению, Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. В ходе беседы дети довольно быстро осваивают представления о своей соц.роли в семье.

9Классификация современной семьи однодетная, малодетная, многодетная;
по составу: неполная семья, отдельная или нуклеарная семья, сложная (семья из нескольких поколений), материнская семья, семья повторного брака;
по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с матерью) отцом) и с детьми;
по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
по семейному быту: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
по однородности социального состава: социально однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) семьи;
по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная и устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью), семьи с интеллектуальным типом потребления (т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.), семьи с промежуточным типом потребления;
по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная, внебрачная;
по характеру проведения досуга: открытые или закрытые:
- по социальной мобильности: реактивные семья, семьи средней активности и активные семьи;
- по степени кооперации совместной деятельности: коллективистские и индивидуалистические;
- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

10Сравнительная характеристика патриархальной и нуклеарной семьи, особенности воспитания ребенка в таких семьях.  патриархальная (традиционная) семья. Это большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально-экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах. Совместный труд, родителей и детей как средство сплочения семьи, приобщение ребёнка к взрослой жизни. В этой семье развод был практически невозможен. Традиции, нравы, обычаи. Нуклерная семья – Это преобладающий тип семьи(67%). К ним относятся: семьи без детей, молодые семьи , старые, где взрослые живут отдельно .В нуклеарных семьях (родители и несемейные дети), т.е. молодых семьях, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

11 вопрос: Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи и особенности воспитания ребенка в ней. Неполная семья – благополучная и проблемная. Проблема гендерной социализации ребенка в неполной семье. Неполная семья - это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Они связаны родственными отношениями, ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью. Неполная семья образуется вследствие смерти одного из родителей, развода, рождения внебрачных детей, фактического распада семейных отношений при их юридическом сохранении. Совокупность неполных семей крайне неоднородна и многообразна. Выделяются основные типы неполной семьи:1. внебрачная или «материнское гнездо» (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу, каких либо обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины;2. осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи;3. разведенная неполная семья - семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда..Рост неполных семей непосредственно связан с изменениями в системе сферой брачно-семейных отношений: изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; распространение добрачных связей; изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; неподготовленность молодежи к браку; завышенные требования по отношению к брачному партнеру; алкоголизм и наркомания. В неполной семье часто возникают трудности материального порядка и сверхзанятость единственного родителя на работе, нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей. Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности). В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности). В этой ситуации у ребенка может развиваться заниженная самооценка, комплекс вины, ощущение ненужности..Проблема половой или гендерной социализации гораздо острее стоит именно в неполных семьях, т.к. у ребенка отсутствует опыт общения с представителями обоих полов, недостаточный опыт освоения навыков полоролевого поведения. Если в семе нет отца, то у мальчика отсутствует идентификации с образом мужчины, эмпирическое освоение роли мужчины и отца в совместной деятельности и повседневном общении. У девочки не формируются навыки общения с отцом как представителем противоположного пола. Если же единственный родитель – это отец, то у девочки проблема освоения социальной роли матери и женщины, жены, а у сына отсутствие ориентации на образ женщины и жены. В последующем это приводит к формированию деформированного образа семьи и представлений о гендерной модели поведения в своей собственной семье.
  1   2   3   4   5
написать администратору сайта