Главная страница
Навигация по странице:

1. Специфика философского миропонимания. Предпос и место появя, плюрализм фил учений. Философияс греч любовь к мудрости, автор понятия Пифагор особформа познания мира,вырабатя систему знаний о фундам


Скачать 288.74 Kb.
Название 1. Специфика философского миропонимания. Предпос и место появя, плюрализм фил учений. Философияс греч любовь к мудрости, автор понятия Пифагор особформа познания мира,вырабатя систему знаний о фундам
Анкор filosofia_shpory (2).docx
Дата 22.04.2017
Размер 288.74 Kb.
Формат файла docx
Имя файла filosofia_shpory (2).docx
Тип Документы
#1295
страница 1 из 16
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

1.Специфика философского миропонимания.Предпос и место появ-я, плюрализм фил учений.Философия-с греч. любовь к мудрости, автор понятия Пифагор. - особформа познания мира,вырабат-я систему знаний о фундам.причинах и основах чел бытия, о наиб существ чел отношении к природе,общ-ву, дух жизни во всех ее прояв-х. Осн понятие "бытие"(Пираминид)-это фил категория,фикс-я основу сущ-я ч-ка и общ-ва. Спец раздел, изучающий бытие ОНТОЛОГИЯ

3 концепции, объясн-ие возник-е фил-ии:1. мифологич( Ф возникла из мифов); 2.гносеологическая ( ф происх-т из метафилософии- знан о природе; 3.мифогносеологическая

Для всех этапов истории Ф,кр средневековья, был хар-н антропоцентризм (тип мировоззр-я, согл кот Ч яв-ся центом вселенной). Для средневековья - теоцентризм(жизнь и сущ-е мира зависит только от воли Бога)

Ф вкл-т в себя:1.онтологию(о бытие), 2. гносеология( о познании), 3.аксиология( о ценностях)

Аксемия(Э.Дюркгейн)-сост Ч или общ-ва,для кот харны либо есп-ть опр-ть ценности, либо их отс-е.Философ.антопология - учение о смысле жизни Ч.Логика - учение о з-нах и формах чел мышления. Этика-наука о морали и нравст-ти. Эстетика - исслед эстетич ценн-ти и исску-во

Ф-ии:1.Мировозз-кая(форм-т картину мира);2.Методологическая (выраб-т осн методы познания дейст-ти); 3.критическая(позв-т подвергать сомн-ю окр мир сущ-е знания); 4.социальная(спос-т объясн-ю движ сил и законом-ти разв-я общ-ва);5.прогностическая(помогает прогнозировать тенденции разв-я ч-ка, природы,общ-ва). Ф спос-т форм-ю у Ч абстр мышления,кот вкл-т в себя:понятие(форма мысли,для кот хар-на обобще и отдел-е предмета по их специф принципам), суждение( форма мысли, в кот происх-т утв-е или отриц-е в св-вах яв-я или прс-х),умозакл-е(форма мысли,в кот из неск суждений форм-ся новое).

Ф исслед проблемы взаим-я Ч и О, Ч и мира, предлагая при эт новый подход и созд новую картину мира..

2. Формирование древнеиндийской философии. Представление о мире в неортодоксальных (буддизм,

джайнизм, чарвака-локаята) и ортодоксальных (санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта)

философских школах Древней Индии.

Философия зародилась в Индии в середине 1 тыс. до н.э. на базе
ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах.
Веды формировались во второй половине П — начале 1 тыс.
до н.э. и существовали сначала только в устной форме. В первой половине 1 тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесен-
ных к священным (литература шрути), все эти книги считались «бого-
откровенными», т.е. полученными людьми от богов.

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, осо-
бенно в ее последней части. Но о формировании
собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими
упанишадами.

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих
в Ригведе, необходимо отнести понятия:

Пуруша — в чисто мифологическом плане выступает как первоче-
ловек, зародившийся из хаоса, принесение его в жертву привело к воз-
никновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза -
Солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуру-
ша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита — это некий космический порядок, закон или закономерный
ход вещей. Рита предшествовала возникновению чувственного мира,
телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита -
это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняют-
ся живые существа.

Сансара буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.

Школы индийской философии.Примерно с V! в. до н.э. начина-
ется процесс развития древнеиндийской философии и становления
различных школ и направлений. В качестве основных принято выде-
лять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые признают веды священными книгами и базируются на них.
Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базируются только
на ведах — миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед при-
знают еще и иные источники знания: ньяя, вайшешика, санкхья и йога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа
сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ-
к VII — VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии,
которые не признают веды священными и базируются на иных источ-
никах; это буддизм, джайнизм и чарвака.

Миманса.

Буквальное значение термина «миманса» — размыш-
ление, исследование, т.е. решение некоторой пробле-
мы путем рассуждения и критического исследования.

Основные труди. Джаймини. «Миманса-сутра», или «Джаймини-
сутра» (ок. 2ОО г. до н.э.).

Философские воззрения. Отношение к ведам. Первоначальной
целью мимансы было рациональное обоснование традиционного веди-
ческого ритуала, в котором произносились гимны Ригведы и соверша-
лись жертвоприношения богам.

Как и для всех ортодоксальных школ индийской философии, для
мимансы характерна вера в святость и непогрешимость вед. В других
ортодоксальных школах святость и авторитет вед обосновываются тем,
что они являются словами Бога (или богов), но миманса не признает
существование Бога-Творца (или Бога-Разрушителя). Веды в мимансе считаются существующими вечно, они никем не написаны, их можно

только узнать, но не создать. В защиту этого тезиса приводятся, напри-
мер, следующие аргументы:

если бы веды были кем-нибудь созданы, то имя их создателя со-
хранилось бы, как сохранились сами веды. Но даже те, кто считает, что
веды были кем-то сочинены, расходятся в вопросе о том, кто именно
был их автором или авторами;

в ведах говорится о связи ритуала с небесным вознаграждением,
но сами люди (в их земной жизни) не могут этого наблюдать, следова-
тельно, никто из людей не мог об этом рассказать.

Физический, чувственно воспринимаемый мир реаль-
но существует. Но этот мир не является результатом деятельности
Бога-Творца. Все объекты, существующие в мире, образовались из ма-
терии в соответствии с кармами душ. Закон кармы является высшим
законом мира; он есть одновременно физический и моральный закон
бытия. Душа является бессмертной, вечной
субстанцией. Если бы душа погибала при смерти тела, то выполнение
ведических обрядов было бы бессмысленно.

Ньяя

Термин «ньяя» означает «правило», «рассуждение», «аналитическое исследование», «логика».

Центральное место в философии ньяя занимают вопросы теории по-
знания и логики; логика ньяя принималась и использовалась во всех
системах индийской философии, признающих логический вывод в ка-
честве достоверного источника познания. Онтология ньяя близка к
онтологии школы вайшешика.

Основоположником философского учения ньяя считается великий
мудрец Готама (Гаутама), живший не позже 1 в.

Основные труды.Готама. «Ньяя-сутра».

Главной целью челове-
ческого существования является достижение состояния освобожде-
ния, т.е. полного избавления от всех страданий. Для этого необходимо
освободить человеческое «я» от привязанности к телу и любым вещам.
Это возможно только благодаря познанию реальности, в которой пре-
бывает человеческое «я». Но чтобы быть уверенным в том, что мы име-
ем дело с правильным познанием этой реальности, необходимо иссле-
довать имеющиеся у нас способы и методы познания, выделить среди
них достоверные и недостоверные.

Вайшешика

Название «вайшешика» происходит от слова «вишеша»,
т.е. «различие», «особенность». Свое название данная
система получила потому, что в ней особое внимание
уделяется категории «различие».

Вайшешика близка к философии ньяя, разделяя теорию познания
последней. Главной целью обеих этих систем является освобождение
индивидуального «я».

Основоположником вайшешики считается мудрец Улука по про-
звищу Канада, живший примерно в IV в. до н.э.

Основные труды. Канада. «Вайшешика-сутра»; различные ком-
ментарии на эту работу.

Главная цель челове-
ческого существования состоит в полном освобождении индивидуаль-
ного «я» от любой боли и страдания. Причина страданий состоит в
незнании, поэтому освобождение может быть достигнуто

Реальность понимается как все то, что может быть на-
звано, т.е. обозначено словами. Все эти объекты делятся на два класса:

1) объекты, которые могут быть обозначены словом «бытие, т.е. все
существующие объекты (предметы, души, умы и т.p.);

2) объекты, которые могут быть обозначены словом «небытие», т.е.
все не существующие объекты.

Санкхья

Термин «санкхья» может быть переведен как «число»,
«перечисление», «расчет».

Философия санкхья строится как перечис-
ление основных элементов бытия в порядке их становления: от перво-
начал — ко всему многообразию мира.

Основоположником санкхьи по традиции считается мудрец Капи-
ла, живший в VII в. до н.э.

Основные труды. Капила. «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правача-
на-сутра».

Философия санк-
хья строится на базе теории причинности, где рассматривается взаимо-
связь материальной причины и ее следствия. Одной из центральных
проблем теории причинности,широко обсуждавшейся в древнеиндийской философии, была следующая: пребывает ли следствие в причине
еще до того, как оно появляется как таковое?

Представители санкхьи положительно отвечали на этот вопрос.
Причина и следствие трактовались ими как явное и неявное состояние
одной и той же субстанции, а следствие рассматривалось как резуль-
тат реального превращения одного объекта (причины) в другой (след-
ствие). Так, например, творог появляется в результате превращения
молока, но это превращение возможно только в силу того, что потенци-
ально творог уже содержался в молоке. Если бы такой взаимосвязи
между творогом и молоком не было, то молоко могло бы превратиться
в мед или глину, или тот же творог мог бы возникнуть из меда, глины
и т.п.

Признание причинно-следственных зависимостей в мире ведет нас
к признанию существования материальной первопричины всех суще-
ствующих предметов. Такой первопричиной они считают пракрити
(материю).

Йога

Термин «йога» переводится как «соединение», «учас-
тие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».
Важнейшей особенностью йоги является разработка сис-
темы специальных приемов для достижения особого духовного со-
стояния, в котором достигается освобождение от физического мира
и происходит осознание высшего «Я» (пуруши — Космического со-
знания). Этой цели служат как аскетизм, так и медитация (глубокое
размышление).

Основоположником классической йоги считается великий мудрец
Патанджали, живший около И в. до н.э.

Основные труды. Патанджали. «Иога-сутра> («Патанджали-сут-
ра»); Вьяса. «Йога-бхашья» («Вьяса-бхашья») — комментарии к
«Иога-сутре»; Вачаспати. «Таттва вайшаради» — комментарии к
«Иога-бхашья».Йога и другие школы индийской фи-
лософии.

Значение йоги как метода постижения высшей истины при-
знается почти во всех школах индийской философии — как ортодок-
сальных так и неортодоксальных. Применение йоги считалось лучшим

способом очищения тела и ума, что необходимо для практической реа-
лизации философии. Приемы, выработанные в йоге, используются во
всех остальных течениях индийской философии, кроме мимансы и чар-
ваки.

Как философское учение йога во многом смыкается с учением санк-
хьи, принимая ее теорию познания и онтологию. В этом смысле иогу
можно считать практическим применением теории санкхьи.

Но в отличие от санкхьи йога признает существование Бога как
высшего «Я», отличного от всех остальных «я».

Буддизм

Основоположником буддизма был Сиддхартха Гаутама,
получивший прозвище Будда, т.е. «просветленный»,
«постигший истину». По преданию Гаутама жил в VI в. до н.э.
Он был сыном царя (раджи), рос в роскоши и, не зная забот, женился на
любимой девушке, у них родился сын. Но однажды при возвращении во
дворец произошли четыре встречи, которые перевернули всю его жизнь. Он увидел больного и узнал о существовании в мире болезней
и связанных с ними страданий; увидел дряхлого старика и узнал о
существовании в жизни старости и связанных с ней страданий;
увидел похороны и узнал о существовании смерти и страданий, связан-
ных с нею. И наконец, встретил аскета-отшельника и узнал о суще-
ствовании людей, которые путем аскетизма пытаются изменить свою
судь-
бу — выйти из под власти своей кармы. И Гаутама покидает дво-
рец и семью став аскетом-отшельником

Семь лет прожив в лесу, он пришел к выводу, что и жизнь
аскета не позволяет окончательно избавиться от страданий, и уходит с
этого пути. Освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей,
Шакьямуни сосредоточился на тайне земных страданий, и, наконец,
после долгих размышлений постиг ее, став Буддой. Оставшуюся жизнь
он провел в странствиях, проповедуя свое учение.

Философские воззрения. В фокусе внимания буддизма находит-
ся человек. А центральной проблемой философии буддизма является
радикальное решение жизненно важной, практической задачи — ос-
вобождения от страдания, что возможно только при уходе из обыч-
ной жизни (сансары) в нирвану, поэтому традиционные философские
вопросы о мире (его происхождении, устройстве, вечности и т.п.), со-
знательно оставлялись Буддой за пределами рассмотрения: ведь мир
(сансара), это как раз то, из чего необходимо вырваться.

В ортодоксальной индийской философии считалось, что человек -
это единство вечной души и сменяемого тела'. Будда с этим не согла-
сен. По его учению, человек состоит из пяти групп элементов -
дхарм, которые и образуют все явления телесного и психического.
Дхармы в буддизме нельзя трактовать как некие самостоятельные «духовные
атомы», они не имеют никакого значения по отдельности, они значимы
только «в потоке», в сочетании с другими. Все изменения в потоке дхарм происходят не хаотически, а подчиняясь определенному закону взаимозависимого возникновения (кармы). Теоретический фундамент буддийской философии составляет учение о колесе причинности.

Двенадцать звеньев цепи страдания

(колесо причинности, порождаемое кармой)

1. Страдания жизни (обусловлены рождением).

2. Рождение (обусловлено стремлением к жизни).

3. Стремление к жизни (обусловлено привязанностью к объектам).

4. Привязанность (обусловлена жаждой, желанием вещей).

5. Жажда (обусловлена чувственным восприятием (опытом)).

6. Чувственный опыт (обусловлен чувственным соприкосновением с
объектами).

7. Чувственное соприкосновение (обусловлено шестью органами
познания).

8. Несть органов познания (обусловлены эмбриональным перио-
дом развития организма (состоящего из тела и разума)).

9. Развитие эмбриона (обусловлено первоначальным сознанием).

10. Первоначальное сознание (обусловлено впечатлениями прош-
лой жизни).

11. Впечатления прошлой жизни (обусловлены неведением истины).

12. Неведение четырех благородных истин, т.е. буддийского учения.

Джайнизм

Джайнизм — это религиозно-философское учение, воз-
никшее в Древней Индии в VI — V вв. до н.э. и суще-
ствующее в Индии до сих пор. Основоположником
джайнизма считается Вардхамана (VI в. до н.э.), известный также под
именами Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель», по-
скольку он победил свои страсти и достиг освобождения).

Основные труды.«Канон шветамбаров» (включающий в себя
произведения Махавиры), сложившийся в IV в. до н.э. Дигамбары при-
знают лишь наиболее древние части этого канона.

Джайнисты не верят в существование
бога. Они признают реальное существование внешнего мира и множе-
ства объектов в нем. Существуют два вечных (несотворенные и нераз-
рушимые) начала или сущности: живое — дживы (души) и нежи-
вое — адживы, выступающее в виде материи, пространства, времени,
эфира. Возможны два способа существования душ: во-первых, они мо-
гут быть связаны с материей — это несовершенное бытие, при котором
душа теряет свои потенциальные качества и ввергается в состояние страдания; и, во-вторых, душа может освободиться от материи — это
совершенное бытие, при котором душа находится в состоянии блажен-
ства (нирвана, или мокша). Достижение этого состояния возможно
только за счет аскетического поведения и строгого выполнения нрав-
ственных норм, важнейшая из которых — не причинять даже малей-
шее зло любому живому существу.

Соответственно, возможны и два вида познания мира: опосредован-
ное, доступное душам, связанным с материей, и непосредственное, интуи-
тивное — для освободившихся душ.

Чарвака

Термин «чарвака» можно считать синонимом термина
материалист. Ряд индийских авторов считают основоположником учения чарва-
ка легендарного мудреца Брихаспати, которому приписывается сочине-
ние наиболее мятежных ведийских гимнов и в уста которого вклады-
ваются речи в материалистическом духе в Махабхарате и других эпи-
ческих поэмах.

Чарвака — это единственная материалистическая школа в философии
Древней Индии; на ранней стадии развития это учение называлось «локая-
та» (от «лока» — «этот мир»); возникло оно в середине 1 тыс. до н.э.

Основные труды Сохранилось только несколько фрагментов.

Философские воззрения. Теория познания. Достоверным источ-
ником познания является только непосредственное чувственное вос-
приятие, все опосредованные источники познания (вывод, свидетель-
ство других лиц и т.п.) ненадежны и часто приводят к заблуждением.
Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о суще-
ствовании только одного мира — материального и телесного.

Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, по-
этому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.

3. Философские школы Древнего Китая: конфуцианство, моизм, даосизм, номинализм, легизм.

Философия в Китае зародилась в период VI — III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это
представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии) человека-микрокосма и вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.

Количество направлений в ранний период развития китайской фило-
софии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о су-
ществовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократ-
ные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них при-
надлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цяню (II — I вв. до н.э.). Он
выделил шесть основных течений в древнекитайской философии, основ-
ными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство.

Основоположником конфуцианства был Конфуций.

Примерное время жизни — ок. 551-
479 гг. до н.э. Кон-
фуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет
он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу,
в которой обучал учеников (по преданию их было несколько тысяч).
В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг,
но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку,
после чего несколько лет провел в странствиях по различным государ-
ствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на
практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой,
где продолжил преподавание.

Последние годы жизни Конфуций посвятил дальнейшей разработке
своего учения, а также редактированию и комментированию древней-
ших текстов, лежащих в основании китайской культуры.

Главным объектом изучения в школе Конфу-
ция были «шесть канонов», т.е. шесть древних книг, которые составля-
ли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской ли-
тературы:

1) «И цзин» («Книга перемен» — гадательная книга);

2) «Ши цзин» («Книга песен»);

3) «Шу цзин» («Книга документов»);

4) «Ли цзи» («Записи о ритуале»);

5) «Юэ цзин» («Книга музыки» — не сохранилась как самостоя-
тельное произведение);

6) «Чунь-цу» («Анналы Весен и Осеней» — хроника царства Лу, на-
чинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом
смерти Конфуция).

Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о
культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: «Я пере-
даю, а не создаю» («Лунь Юй»). Но, передавая традиционные учения и
идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с соб-
ственными воззрениями и нравственными установками. Манера со-
здания новой интерпретации при передаче и комментировании старых
учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традицион-
ной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой
комментарии к более древним текстам.

Конфуция мало интересовали натур-
философские проблемы типа происхождения и устройства мира (как
земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде
всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает
разработанная Конфуцием концепция «благородного мужа»,
который противопоставляется «низкому человеку». Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества.

Даосизм.

Основоположником даосизма счита-
ется Лао Цзы («Старый мудрец» или «Старый ребенок»), который по
преданию был старшим современником Конфуция. О жизни его прак-
тически ничего не известно. По легенде, в преклонном возрасте Лао
Цзы решил покинуть Китай, и начальник стражи заставы, через кото-
рую он проходил, попросил его оставить Китаю часть своей мудрости.
Лао Цзы согласился и написал книгу «Дао-Дэ-цзин». Многие совре-
менные ученые считают, что Лао Цзы вообще не существовал или жил
значительно позже Конфуция, а «Дао-Дэ-цзин» — собрание текстов
различных авторов.

Даосизм как философское учение в своей классической форме по-
лучил оформление и систематизацию в работах Чжуан Цзы (ок. 369-
286 гг. до н.э.), Ле Цзы и Ян Чжу, их учеников и последователей.

На основе философских идей даосизма во II в. до н.э. начинается
развитие религиозного даосизма, который в эпоху Средневековья счи-
тался одной из трех основных религий Китая (наряду с конфуциан-
ством и буддизмом).

Центральное место в даосизме занима-
ют проблема Дао как сущности бытия и Дэ как проявления Дао. Оба
эти термина, используемые уже в мифологии, получили широкое рас-
пространение в китайской культуре и различную трактовку в фило-
софских учениях, в том числе даже внутри даосизма.

В «Дао-Дэ-цзин» Дао понима-
ется прежде всего как Великий Путь, которым следует Вселенная,
или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение,
развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстан-
ция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может понимать-
ся как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао прису-
ща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао
себя проявляет.

В «Дао-Дэ-цзин утверждается, что знание Дао
доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Это люди, лишен-
ные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за
движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в мол-
чании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».

Человек и человеческое обще-
ство — это часть природы, поэтому их развитие также определяется
Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответ-
ствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики -
недеяние: «человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет неде-
яние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродете-
лен».

Моизм –этико-политическая проблематика.

Легизм- законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.

Номинализм- проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
написать администратору сайта