1 Слово «философия» древнегреческого происхождения, в переводе означает «любовь к мудрости» (phileo - люблю, Sophia - мудрость). По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречается у Пифагора, а термин «философия» впервые употребил Платон. Древнегреческие мыслители считали, что мудрость- свойство богов, а достояние человека - стремление к мудрости.
Платон понимал философскую мудрость как стремление души к познанию. Душа как бы «припоминает» то, что некогда созерцала, находясь в «мире идей». По мнению Платона, предметом философской мудрости является «познание сущего», «вечного и непреходящего».
Со времени жизни Платона прошло почти 2,5 тыс. лет, за этот период понимание предмета философии претерпело длительную эволюцию. На протяжении истории философическая мудрость понималась в соответствии с особенностями социального и духовного развития общества, уровнем научного познания. Как писал Гегель в «Философии права», «столь же нелегко предполагать, что какая-либо философия может выйти за пределы современного её мира, сколь нелепо предполагать, что индивид способен перепрыгнуть через свою эпоху».
Греческий философ Аристотель понимал мудрость как науку, исследующую «первые начала и причины» всего существующего. По его мнению, мудрость есть «Знание общего», «трудно и нелегко постижимого» (т.е. того, что не даётся в простом восприятии), «знание ради знания» (не имеющего прикладного значения).
Аристотель заложил основы классического понимания предмета философии на многие столетия вперёд, предопределил объяснение философской мудрости. Философией стали называть науку, изучающую причины и начала бытия, а главную особенность философского знания стали усматривать в изучении общих принципов и оснований мира.
В средние века, когда религия безраздельно господствовала в духовной жизни общества, философская мудрость отождествлялась с рациональным истолкованием богословия. Религиозный философ Аврелий Августин рассуждал следующим образом: если философия есть любовь к мудрости, а «мудростью является Бог», то «истинный философ любит Бога», и потому философия должна приобщать человека к божественной мудрости. Следовательно, у неё не может быть предмета, находящегося за пределами религиозного знания.
В Новое время (XVII-XVIII вв.) философия всё более освобождается от религиозных догм и ориентируется на науку. Соответственно, изменяется предмет философии. Она рассматривается как «занятие мудростью», и «под мудростью понимается не только благоразумие, но и совершенное знание всего того, что может познать человек» (Декарт). По мнению Декарта, философия должна исследовать первые причины и начала бытия, которые ясны и сами очевидны и от которых зависит истинность знаний.
В классической немецкой философии рационалистическое понимание предмета философии достигает высшей точки. По мнению Гегеля, из философии должно быть исключено эмпирическое (опытное) исследование фактов, она представляет движение чистой мысли. Предметом философии является «саморазвитие абсолютной идеи» «мыслящее рассмотрение мира».
Платон, Аристотель, Декарт, Гегель и др. объяснили предмет философии с позиции рационализма, рассматривающего разум как основы познания и поведения людей. С этой точки зрения философия есть совершенное знание, теория, наука. Более того, она трактовалась как «наука наук», и играющая главенствующую роль по отношению к другим наукам.
Начиная с середины XIX в., развивается неклассическая философия, которая не отрицает роль разума в философском осмыслении мира, но рассматривает его как несамостоятельный инструмент познания. Приоритет отдаётся чувствам, воле, интуиции, «духовному опыту» и т. д. Еще Л. Фейербах писал, что философствовать следует, руководствуясь чувством, а Ф. Ницше отрицал объективную значимость философии, называя её «исповедью самого сочинителя».
Одна из первых форм критического переосмысления классики - философия Маркса и его ближайших последователей. В отличие от всех предшествующих философов К. Маркс исходил из практической, материально-предметной деятельности людей как реального основания всех человеческих свойств и отношений к миру. Предметом философии является осмысление практических проблем. Философия должна изучать человека как деятельное существо в системе исторически определённых общественных отношений.
Иная трактовка предмета философии имела место в русской религиозной философии конца ХIХ - начала ХХ вв. Так, В. Соловьёв выделил два смысла в понимании термина «философия»:
1) философия как теория, как совершенное знание. Для философских занятий здесь требуется только разум, освобождённый от предрассудков. По мнению В. Соловьёва, такое понимание философии является ограниченным, недостаточным;
2) философия – не только полнота знаний, но и «нравственное совершенство, внутренняя цельность духа». Предметом философии должна быть вся полнота духовной жизни человека, для изучения которой кроме разума требуется художественное чувство, сила воображения, фантазия.
Против рационалистического понимания предмета философии выступил русский философ Н. А. Бердяев, понимавший философию как «духовный акт», в котором задействован не только интеллект, но и вся совокупность духовных сил человека. Согласно Н.А. Бердяеву, «философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования».
Немецкий философ М. Хайдеггер также не относил философию к науке. По его мнению, предмет философии не следует искать во внешнем мире, так как философия есть «философствование» человека и о человеке, она изучает «целое и предельнейшее, в чём человек выговаривается до последней ясности и ведёт последний спор». Современный французский философ Фуко понимает философию как «форму мысли, которая … задаётся вопросом, что позволяет человеку постигать истину». «В этом мире, где всё гибнет, - что есть непреходящего? Что мы - суть мы, которые должны умереть, - в отношении к тому, что не проходит?».
Итак, многие представители неклассической философии отрицают её принадлежность к науке, выдвигая определённую аргументацию, которая в современной интерпретации может быть сведена к следующему.
1 Для философии характерен плюрализм-многообразие взглядов и позиций, многовариантность решения одной проблемы. Каждый философ выражает в своём учении субъективный взгляд на мир.
2 Философские положения выводятся логически и не имеют экспериментального подтверждения.
3 Философские положения нельзя ни доказать, ни опровергнуть опытным путём.
4 Проблемы, методы, терминология философии специфичны и ненаучны.
Все эти аргументы не лишены оснований, но из этого следует только одно, что философия – особая форма духовной жизни, отличная от других. А как назвать её - наукой и учением или особой формой познания – не имеет существенного значения. Разум всегда был и будет главным элементом философствования. Вопреки всем философским «завихрениям» философ, как и всякий ученый, размышляет, логически осмысливает, а чувства, воля, интуиция, воображение, «духовный опыт» и т.д. дополняют и усиливают возможности разума.
Для полноты картины можно отметить, что в 70-80-е гг. ХХ века в западной культуре формируется постнеклассическая тенденция, которая в содержательно-аксиологическом смысле дистанцируется от неклассической и классической философии и выражает сомнение в самой возможности философско-теоретического осмысления мира.
В отечественной литературе можно найти различные по слововыражению, но во многом сходные определения философии и её предмета, среди которых выделим следующие:
1) философия есть учение об общих принципах бытия и познания, о человеке и его отношениях к миру;
2) философия – «уникальный духовный феномен», дающий «целостное представление об унивенсуме»;
3) философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.
В целях конкретизации предмета философии выделим специфические черты философского знания, которые выражают сущность философии и отличают её от других наук.
1 Философия есть учение об общих принципах бытия, а общее есть то, что присуще многообразным предметам и процессам мира, что объединяет их. Так, все существующее находится в движении и различные науки изучают его конкретные формы. Но только философия дает ответ на вопрос, что такое движение, почему и в каких видах оно существует. Многие науки изучают человека, но ни одна из них не интересуется проблемой сущности и природы человека, его отношения к природе, обществу и самому себе.
2 Философия даёт целостное представление о мире, т.е. изучает мир как целое, во всей совокупности его свойств и отношений и в этом смысле представляет системное знание, стремится понять мир в его внутренних структурных связях и единстве.
3 Философия есть теоретическое объяснение мира. Для нас не характерно опытное знание, она не имеет прикладного значения.
4 Для современной философии характерна «социально-критическая направленность», связанная с обострением социальных проблем в условиях техногенной цивилизации, опасностью технократичесского мышления, мифологизацией общественного сознания средствами массовой информации.
Итак, если вкладывать в понятие « любовь к мудрости » современный рационалистический смысл, можно сказать, что философская мудрость есть стремление к максимальному обобщению и систематизации знаний, целостному, теоретически обоснованному знанию о мире.
Философская мудрость формировалась как единая система знаний о природе, обществе, человеке. Позднее из нее вычленяются и получают самостоятельное существование логика, эстетика, этика, наука. В настоящее время в рамках философии выделяются следующие разделы: онтология - учение о бытии, его общих принципах и понятиях, гносеология - теория познания, учение о возможностях и способах познания; антропология - учение о человеке и его деятельности; социальная философия - учение об обществе и закономерностях его развития.
Роль и место философии в жизни общества определяются ее социальными функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их деятельность. Еще Демокрит писал, что от мудрости можно ожидать три результата: «правильно мыслить», «правильно говорить» и «правильно делать». Гегель, отвечая на вопрос «Чему служит философия?», отмечал, что она освобождает человека от невежества и необходимо для жизни подлинно человеческой, где есть место рефлексии. Она служит средством воспитания «высокого духа», средством воспитания мышления.
В обобщенном виде выделяют мировоззренческую, гносеологическую,методологическую и критическую функции философии.
Философия способствует формированию мировоззрения тем, что обобщает и систематизирует знания, объединяет их в целостную картину мира, выявляет интеллектуальные и нравственные ценности. Она помогает осмыслить принципы и методы познания, отделить истинное знание от заблуждений и тем самым делает процесс познания более осознанным.
Всегда и во все времена философия выполняла критическую функцию. Она выступает против догматизма мышления, против претензий на абсолютную истину и слепой веры, ведет борьбу с устаревшими традициями, мыслями, идеологическими штампами и стереотипами. В современном обществе она выступает против « массового сознания », технократического мышления, использования человека в антигуманных целях.
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Как сложное духовное явление оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом.
Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.
Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.
М. по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д.
Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание.
1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.)
2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества. Миропонимание включает в себя систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы.
М. как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Философия–теоретическое ядро мировоззрения.
Основные компоненты философского М.: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
Философское М. от религиозной формы оно отличается тем, что строит общую картину мира посредством понятий, теорий, логических аргументов и доказательств, в то время как для религии характерен примат веры над разумом, логическая недоказуемость «догматов».
Проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа?
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности .
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.
«Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нём человека».
«Мировоззрение - это обобщённая система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценке человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества».
Среди составляющих элементов мировоззрения выделяют взгляды и убеждения, выработанные на основе знаний и практической деятельности, а также ценностные ориентации, т.е. то, что представляется значимым человеку, из чего он исходит в своей жизни. Поскольку человек рационально осмысливает мир и вместе с тем эмоционально к нему относится, в мировоззрении выделяют два уровня: миропонимание и мироощущение.
Мироощущение – эмоционально-психологический уровень мировоззрения, переживания человека (оптимистическое или пессимистическое отношение к жизни, радость, счастье, любовь или, напротив, уныние, горе, одиночество).
Миропонимание - понятийно-интеллектуальный уровень мировоззрения, стремление понять, осмыслить мир и самого себя в этом мире.
Миропонимание может быть житейским, обыденно-практическим и теоретическим. Например, религиозные взгляды вырабатываются в практической жизни, в процессе повседневной деятельности и общении людей или на уровне теологии (религиозной теории). Аналогично может быть обыденная и теоретическая философия.
Теоретическое миропонимание отличается от обыденно-практического аргументированностью, обоснованностью, системностью.
Мироощущение и миропонимание связанны в единое целое. Стремясь осмыслить какое-либо событие, человек одновременно эмоционально относится к нему и, наоборот, переживания, чувства обдумываются, осмысливаются. Связь эмоций и интеллекта ярко выражена в знаменитом высказывании Канта «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением, чем чаще мы размышляем о них, - это звёздное небо над головой и моральный закон во мне».
|