Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология
|
1. Теоретические основы изучения добровольцев Современные концептуальные подходы к исследованию добровольцев как социальной группы
1. Теоретические основы изучения добровольцев
1.1. Современные концептуальные подходы к исследованию добровольцев как социальной группы
Широкий общественный резонанс в отношении популяризации волонтерства в разных странах активизирует научный интерес к данной проблематике со стороны специалистов разных направлений. В этом контексте необходимо рассмотреть добровольчество именно как социальный феномен, раскрыть его специфику как объекта социально-демографического и психологического исследования сквозь призму разнообразных подходов, причем как предметных (дисциплинарных), так и методологических (межпредметных).
Основа фундаментального понимания волонтерства заложена в философском знании. Как правило, философский подход нацеливает исследователей на рассмотрение онтологических и гносеологических оснований деятельности добровольцев, позволяет объяснить закономерности их бытия и осознания своего целеполагания, поиска смысла жизни, связанного со свободой и нравственной деятельностью, самосовершенствованием личности.
Одним из наиболее разработанных в научном мире является экономический подход к анализу добровольчества. Его суть заключается в выявлении тесной связи между волонтерской деятельностью, экономическими затратами на нее, социально-экономическими выгодами для индивида, общности и общества в целом. Экономический подход предполагает анализ экономической ценности деятельности добровольцев на трех уровнях: микроуровне, организационном уровне и уровне макроэкономического анализа. Микроуровень связан с измерением экономической стоимости труда волонтера как для самого волонтера, так и для того, кому он оказывает помощь. На организационном уровне анализа проводят оценку стоимости мероприятий, проектов, которые организация смогла реализовать благодаря привлечению труда волонтеров. Изучению подвергается также уровень вложений организации, затраченных на подготовку волонтеров к работе и управление их деятельностью. На макроуровне оценивается совокупный уровень экономики общественного сектора, подсчитывается вклад волонтерского труда в общественное развитие в национальном и глобальном масштабе.
Должного внимания требуют нормативно-правовые аспекты регулирования волонтерства и правовой подход к нему. Его предметом являются нормы, составляющие правовую основу благотворительной и добровольческой деятельности, а также практика их применения. Правовой подход позволяет определить статус субъектов волонтерской деятельности, выделить те стороны их взаимодействия, которые нуждаются в законодательном регулировании в определенных территориальных рамках. В анализе правовых аспектов исследуемого феномена подвергается оценке характер построения законодательства, регулирующего положение и деятельность волонтерства в разных странах, изучаются правопреемственность международных норм, особенности регионального и местного правотворчества. Особое внимание уделяется исследованию практик правоприменения в разных странах.
Педагогический подход к волонтерству заключается в рассмотрении его как:
1) Один из ключевых элементов воспитательного процесса подрастающего поколения;
2) Механизм социализации;
3) Технология профессиональной подготовки или обучения;
4) Неотъемлемая составляющая сфера воспитания и образования, где формируются основные качества личности.
Он реализуется через оценку и технологизацию широко представленных в России волонтерских практик подростков и молодежи, направлен как на объяснение внутреннего педагогического потенциала самого добровольчества и исследование педагогической специфики обучения волонтеров, так и на включение в педагогический и воспитательный процесс различных образовательных институтов, имеющих отношение к этому феномену.
Психологический подход позволяет раскрыть структурно-содержательные характеристики добровольческой деятельности через оценку ее структурных элементов, анализ их функциональной нагрузки посредством исследования субъекта этой деятельности и его активности. Он направлен на анализ предметного содержания деятельности и оценку волонтера как ее субъекта, с акцентом на его личностные позиции и внутриличностные механизмы. Психологическому анализу подвергаются мотивы, цели и задачи деятельности волонтера, субъективные представления о ее результатах, текущие условия ее осуществления, среди которых важнейшими являются способы достижения цели.
В ходе реализации педагогических, экономических, психологических, социологических исследований волонтерства ученые обращаются в своих работах к историческому подходу. В данном случае исследования направлены на изучение исторических взаимосвязей, анализ аспектов проявления сущностных характеристик волонтерства в различные исторические периоды, оценку особенностей его институционального оформления в прошлом и закрепления в настоящем времени. Подход демонстрирует становление и закрепление волонтерства в социальной жизни через сопоставление исторических фактов, анализ действий исторически значимых лиц и отдельных социальных общностей. Исторический подход нацелен на эффективное использование волонтерских практик, которые накопило за свою историю человечество. Он объясняет генезис волонтерства в рамках культурно-исторического развития отдельных стран. Исследователи доказывают, что у каждой страны есть свои специфические традиции взаимной поддержки людей на уровне сообщества, существовавшие ряд столетий, и многие из них пересекаются с современным пониманием добровольчества как формы социального поведения, осуществляющейся свободно.
В современных социокультурных условиях, когда отсутствует замкнутость отдельных государств и обществ, стираются временные и пространственные границы, в исследовании феномена волонтерства одним из самых продуктивных оказывается социологический подход. Его суть состоит в системном понимании того, что волонтерство является одним из важнейших социальных феноменов, выступающих неотъемлемым компонентом всей общественной системы, в исследовании его влияния на общество и в изучении влияния общества на него. Социологический подход направлен на анализ общественного мнения относительно волонтерства, на оценку отношения волонтеров к своей деятельности. Он включает в себя сочетание исследования объективных характеристик и субъективных оценок рассматриваемого феномена.
Совокупность различных общенаучных и методологических подходов составляет системный подход к исследованию добровольчества. Он позволяет рассмотреть волонтерство как общественную систему, которая функционирует в контексте социальных, экономических, политических отношений как внутрилокальных общностей, так и в глобальном пространстве, где волонтеры как объекты совершают определенные действия и вступают в коммуникацию на межличностном, групповом и межгрупповом уровнях.
Благодаря методологии системного подхода можно:
- проанализировать основные условия целостности и адаптируемости волонтерства как системы;
- исследовать аспекты его интеграции в систему разделения труда (оно включается в процессы профессионализации), систему образования (рассматривается как средство социализации членов общества);
- объяснить сущность феномена с позиции «функционального императива» адаптации, целедостижения, интеграции личности в социальную систему, поддерживающую ценностные образцы поведения волонтеров как объектов.
Волонтерство в рамках системного подхода может характеризоваться как целостная система основных составляющих ее элементов, в единстве их связей и взаимодействий, раскрыть которые возможно благодаря синергетическому эффекту при использовании потенциала социокультурного и аксиологического подходов.
Сущность социокультурного подхода к волонтерству состоит в рассмотрении его сквозь призму единства в нем культуры и социальности. Этот подход позволяет исследовать феномен волонтерства как важнейший элемент культуры общества, необходимый для укрепления доверия, саморегуляции и самовоспроизводства культурной системы в целом. Сущностные характеристики и ментальные основы волонтерства проявляются в социально-культурных гражданских инициативах, направленных на формирование гражданских отношений, на развитие социального творчества с целью преобразования, улучшения качества жизни социума и личностного совершенствования человека как его созидателя.
Говоря о социокультурном осмыслении волонтерства как феномена культуры, следует иметь в виду его ценностную основу. В связи с этим представляет интерес аксиологический подход к рассмотрению волонтерства. Он направлен на объяснение ценностной природы волонтерства, которая проявляется в ценностях волонтерской деятельности на личностном, общностном и социетальном уровнях. Данный подход позволяет рассматривать не только ценности волонтерства, но и само волонтерство как ценность. Исследуемый феномен в рамах социокультурного и аксиологического смыслов включен в образовательно-культурную среду, которая сохраняет и транслирует духовные ценности общества, поддерживает ценности общности волонтеров, способствует тому, что они постоянно трактуются, воспроизводятся и приумножаются волонтерами как субъектами деятельности.
Наиболее применяемым к анализу волонтерства является институциональный подход. Он открывает методологическую перспективу исследования волонтерства через выделение в нем самых общих признаков социального института. Суть институционального подхода к исследованию добровольчества состоит в понимании того, что, реализуя свои функции, институт волонтерства:
1) Регулирует деятельность волонтеров как членов общества в рамках социальных отношений, возникающих как внутри волонтерской общности, так и за ее пределами;
2) Создает возможности и условия для удовлетворения потребностей самих волонтеров и тех членов общества, кому оказывается непосредственная помощь;
3) Обеспечивает социальную интеграцию и поддерживает устойчивость общественной жизни;
4) Осуществляет социализацию индивидов.
В исследовании института волонтерства данный подход направлен на анализ роли общности волонтеров в развитии институциональных структур и норм, на оценку институциональных механизмов, обеспечивающих внутри- и межинституциональные взаимодействия данной общности с политическими и экономическими институтами, институтами образования и профессии. Институциональный подход позволяет рассматривать волонтерство как созданную человеком структуру взаимодействия, превращающую ценностные представления индивида в важнейший фактор поведенческой мотивации, уменьшающую неопределенность, организующую повседневную жизнь. Этот процесс оказывает существенное влияние на жизненный мир, систему мировоззрения членов социальных общностей, включенных в институциональное поле волонтерства.
Еще одним методологическим подходом к анализу данной проблемы является деятельностный подход. Суть его заключается в рассмотрении волонтерства как определенного вида деятельности в системе образа жизни волонтеров, который реализуется членами волонтерской общности. Этот вид деятельности может характеризовать рождающееся в его рамках специфическое отношение волонтеров к окружающему миру и самому себе. С позиции данного подхода волонтерство может рассматриваться через анализ изменений субъектов, обусловленных их практической активностью в сфере реализации сугубо добровольческой деятельности.
Еще одним методологическим подходом является общностный подход, который применительно к волонтерству заключается в изучении структуры общности волонтеров через оценку ее сложной многоуровневой модели, в анализе ресурсов, которыми обладает сама общность и ее члены, в изучении повседневных практик социальной общности волонтеров и их образа жизни. Общностный подход направлен на рассмотрение структуры социальной общности волонтеров, формируемой в условиях свободы коммуникации, когда в постоянной динамике расширяется и сужается число взаимодействующих людей.
Таким образом, на данный момент существует целый ряд концептуальных подходов к изучению добровольцев как социальной группы, каждый из которых учитывает определенные направления деятельности, а также акцентирует внимание на специфических аспектах волонтерства как социального феномена, позволяет его рассматривать под разными углами зрения.
|
|
|