Навигация по странице:
|
Принципы сопровождения. 3 Принципы психологопедагогического сопровождения детейсирот
3.2. Принципы психолого-педагогического сопровождения
детей-сирот
(В книге: Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.
Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., доп.и перераб. — М., 2010. - 251 с.)
Принципы – это исходные положения или требования, которые необходимо учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот. Кратко охарактеризуем принципы сопровождения (см. табл. 10).
Таблица 10
Принципы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот
№
|
Принципы
|
Пути и способы реализации принципов
|
1
|
Поддержка и развитие индивидуальности ребенка
|
- соотнесение уровня актуальности развития и зоны ближайшего развития на основе диагностики индивидуальных сфер ребенка;
- установление доверительных отношений взрослого с ребенком;
- оказание индивидуализированной помощи со стороны педагогов на основе осознания границ вмешательства в деятельность ребенка;
- отбор педагогических средств (методов, технологий) развития профессиональных интересов, адекватных уровню подготовленности ребенка, его индивидуальным свойствам;
- проектирование индивидуальной деятельности и жизненных планов воспитанника;
- оценивание достижений ребенка с учетом развития сфер индивидуальности и продвижения ребенка к своим жизненным и профессиональным планам
|
2
|
Учет, соблюдение и согласование личных образовательных, профессиональных интересов и жизненных планов ребенка
|
- выявление и развитие познавательных интересов воспитанника, его профессиональных планов и жизненных замыслов;
- построение индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам с учетом познавательных интересов и профессиональных планов;
- организация дополнительного образования воспитанника;
- включение ребенка в различные виды образовательной, досуговой, трудовой деятельности с ребенком с учетом познавательных и профессиональных интересов, жизненных и профессиональных планов;
- органичное сочетание профориентационной работы с решением личных и социальных проблем ребенка;
- использование социальных и профессиональных проб;
- помощь в определение оптимальных усилий по достижению намеченных планов
|
3
|
Вариативность и гибкость в организации индивидуальной деятельности ребенка
|
- своевременное выявление проблем и трудностей в деятельности воспитанника и оперативное принятие решений по оказанию соответствующей поддержки и помощи;
- создание различных ситуаций, позволяющих раскрыть, проверить склонности ребенка, его профессиональные интересы и возможности;
- предоставление различных вариантов для выбора и принятия жизненно важных решений;
- гибкое реагирование на изменения в поведении воспитанника, его достижения, соответствующее изменение способов взаимодействия с ребенком;
- изменение степени самостоятельности воспитанника в зависимости от сложности и новизны жизненной ситуации;
- регулирование взаимоотношений ребенка с людьми, товарищами по совместной деятельности;
- обоснование выбора степени вмешательства в деятельность воспитанника;
- своевременная корректировка действий педагогов и ребенка;
- оперативная доработка индивидуальных программ, планов, маршрута образовательной деятельности ребенка;
- корректировка профессиональных планов воспитанника в связи с изменившимися обстоятельствами.
|
4
|
Обеспечение субъектной позиции ребенка
|
- обеспечение осознания важности и значимости участия ребенка в деятельности, развитие мотивации на достижения и высокий результат;
- обучение воспитанника способам самодиагностики;
- обучение объективной самооценке собственных достижений и возможностей;
- обучение способам самоорганизации, самоуправления, самоконтроля и самоанализа;
- привлечение воспитанника к проектированию своей деятельности, разработке индивидуальных образовательных программ, маршрута, профессиональных планов;
- создание ситуации для самоопределения, свободного выбора воспитанником сложности, объема, содержания, форм деятельности, позиции, степени самостоятельности, форм контроля за результатами деятельности и отчетности о своих достижениях;
- недопустимость насилия, давления на ребенка в ситуации выбора, признание его права на собственное мнение и ошибку
|
5
|
Оптимистическая стратегия сопровождения
|
- принятие ребенка таким, каков он есть, толерантность, оптимизм, опора на лучшие его стороны;
- выражение радости за успехи ребенка, оказание ему оперативной помощи в преодолении трудностей и решении проблем, которые сложны для него;
- выявление и развитие мотивов, ориентирующих ребенка на успешность образования, их профессиональных и личных планов;
- выявление индивидуальных склонностей и способностей воспитанника, позволяющих проявить свои сильные стороны в образовательной и будущей профессиональной деятельности;
- создание ситуаций, в которых ребенок может проявить свою индивидуальность, собственную позицию, выразить свое личное отношение и мнение о своих жизненных и профессиональных планах, достижениях;
- оценивание достижений ребенка с учетом его реальных возможностей;
- создание ситуаций для подкрепления или обнаружения личных достижений, осознание своего продвижения к намеченной цели, ситуаций успеха, особенно в том момент, когда ребенок может потерять уверенность в своих силах;
- выбор видов и способов деятельности, где ребенок может проявить свои лидерские качества
|
6
|
Непрерывность, системность и преемственность сопровождения
|
- выстраивание системы целей, задач развития и образования ребенка с учетом его возраста, индивидуальных особенностей, профессиональных планов, результатов деятельности;
- обеспечение взаимосвязи общего и дополнительного образования в воспитательном учреждении;
- поэтапное развитие самостоятельности воспитанника, освоение способов самоорганизации своей деятельности, изменение его роли и позиции в образовательном процессе;
- оптимальное использование ресурсов учебной, внеучебной деятельности детей, дополнительного образования;
- развитие средств стимулирования самообразования и самовоспитания ребенка с учетом его опыта, достижений и профессиональных перспектив;
- отбор форм, методов, технологий обучения и воспитания на каждом этапе развития с учетом мотивации, жизненных и профессиональных планов, образовательных задач.
|
7
|
Взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ребенка-сироты
|
- коллективная разработка субъектами сопровождения программы диагностики образовательной деятельности и уровня профессионального самоопределения ребенка, согласованность действий в реализации этой программы;
- определение общих установок и подходов к процессу обучения, воспитания и развития ребенка, непротиворечивость действий по оказанию ему помощи и поддержки в профессиональном самоопределении;
- совместная разработка педагогами и специалистами рекомендаций по взаимодействию с ребенком, по оказанию согласованной помощи в решении его проблем;
- кооперация и интеграция действий всех субъектов сопровождения;
- согласованность при отборе педагогических средств, обеспечивающих профессиональное самоопределение воспитанника, определение способов и методов оценивания его достижений, профессиональной сориентированности;
- формирование непротиворечивой установки на взаимодействие с родителями и родственниками ребенка-сироты, согласованность действий при взаимодействии с родственниками;
- разработка комплексных программ психолого-педагогического сопровождения;
- четкое распределение функций, обязанностей и ответственности между субъектами сопровождения при разработке и реализации программ развития воспитанника
|
Все принципы взаимосвязаны, дополняют друг друга. Педагогам, психологам и другим специалистам важно учитывать и реализовывать эти принципы, взаимодействуя с ребенком, используя различные способы и средства сопровождения профессионального самоопределения.
|
|
|