Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

30. Развитие речи у детей раннего возраста.. 30. Развитие речи у детей раннего возраста



Скачать 16.92 Kb.
Название 30. Развитие речи у детей раннего возраста
Анкор 30. Развитие речи у детей раннего возраста..docx
Дата 06.05.2017
Размер 16.92 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 30. Развитие речи у детей раннего возраста..docx
Тип Документы
#8478

30. Развитие речи у детей раннего возраста.

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.

В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми крохи начинают говорить и общаться.

В исследованиях М. И. Лисиной, В. В. Ветровой, М. Г. Елагиной, были выявлены 3 составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи.

Первая из них – установление эмоциональных контактов взрослого с ребенком.

Вторая составляющая – насыщение ребенка слышимой речью.

Третья составляющая – организация взрослым сотрудничества с ребенком.

Прежде чем начать работу с ребенком, нам необходимо узнать его индивидуальные особенности путем анкетирования, бесед. Следующий шаг – выявить особенности нервно – психического развития ребенка.

Для каждой мамы её ребенок – это чудо, любое движение, высказывание вызывает восхищение. Но часто родители не знают, что должен уметь ребенок в данном возрасте, соответствует ли развитие его малыша норме. Поэтому обследование развития ребенка часто является для родителей открытием.

Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.

На основании выделенных проблем, мы поставили перед собой следующую цель: Способствовать развитию пассивной и активной речи детей.

Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста:

1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь.

2 этап – активизация слов в речи детей.

3 этап – Развитие фразовой речи детей.

На каждом этапе необходимо развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания

Основу содержания образования в нашей группе составляет программа «От рождения до школы » под ред. Вераксы.

Кроме занятий ежедневно проводятся наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание, дидактические игры по ознакомлению по развитию речи детей и т. д.

Методы работы в соответствии с этапами отображены в перспективном плане, составленном нами для реализации задач развития речи детей.

Основная форма обучения – это занятия с ребенком.

В содержание всех занятий входят игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.

На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.

На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре.

Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. Им нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.

Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.

Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.

Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу.

На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.

Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и тд Используем рекомендации Л. П. Павловой по ознакомлению с окружающим.

Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие, крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.

На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3, 4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.

Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т. д.

Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.

Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. Поэтому свою работу мы начали с создания предметно – развивающей среды.

В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.

Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.

Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.

Наибольший интерес детей вызывает игрушки, т. к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы.Дети любят играть вместе со взрослыми в настольно – печатные игры, особенно парные картинки. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.

Можно сделать вывод, что предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для развития речи и действий ребенка.

Важно также взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями начинается еще до пребывания ребенка в группе.

Работа по развитию речи детей и повышению знаний родителей по данной проблеме осуществляется в следующих формах взаимодействия с родителями.

При помощи консультаций, семинаров, бесед, объясняем родителям, что раннее детство – это сензитивный период в развитии личности человека, в развитии речи, моторики детей

Результаты обследований в конце года показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Видна положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.

Таким образом, результатами проделанной работы стали:

1) Развитие активной речи детей.

2) Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.

3) Развитие мелкой моторики детей.

4) Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.

5) Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.
написать администратору сайта