30. Развитие речи у детей раннего возраста.
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми крохи начинают говорить и общаться.
В исследованиях М. И. Лисиной, В. В. Ветровой, М. Г. Елагиной, были выявлены 3 составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи.
Первая из них – установление эмоциональных контактов взрослого с ребенком.
Вторая составляющая – насыщение ребенка слышимой речью.
Третья составляющая – организация взрослым сотрудничества с ребенком.
Прежде чем начать работу с ребенком, нам необходимо узнать его индивидуальные особенности путем анкетирования, бесед. Следующий шаг – выявить особенности нервно – психического развития ребенка.
Для каждой мамы её ребенок – это чудо, любое движение, высказывание вызывает восхищение. Но часто родители не знают, что должен уметь ребенок в данном возрасте, соответствует ли развитие его малыша норме. Поэтому обследование развития ребенка часто является для родителей открытием.
Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.
На основании выделенных проблем, мы поставили перед собой следующую цель: Способствовать развитию пассивной и активной речи детей.
Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста:
1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь.
2 этап – активизация слов в речи детей.
3 этап – Развитие фразовой речи детей.
На каждом этапе необходимо развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания
Основу содержания образования в нашей группе составляет программа «От рождения до школы » под ред. Вераксы.
Кроме занятий ежедневно проводятся наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание, дидактические игры по ознакомлению по развитию речи детей и т. д.
Методы работы в соответствии с этапами отображены в перспективном плане, составленном нами для реализации задач развития речи детей.
Основная форма обучения – это занятия с ребенком.
В содержание всех занятий входят игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.
На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.
На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре.
Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. Им нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.
Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.
Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.
Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу.
На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и тд Используем рекомендации Л. П. Павловой по ознакомлению с окружающим.
Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие, крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.
На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3, 4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.
Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.
Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т. д.
Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.
Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. Поэтому свою работу мы начали с создания предметно – развивающей среды.
В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наибольший интерес детей вызывает игрушки, т. к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы.Дети любят играть вместе со взрослыми в настольно – печатные игры, особенно парные картинки. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.
Можно сделать вывод, что предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для развития речи и действий ребенка.
Важно также взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями начинается еще до пребывания ребенка в группе.
Работа по развитию речи детей и повышению знаний родителей по данной проблеме осуществляется в следующих формах взаимодействия с родителями.
При помощи консультаций, семинаров, бесед, объясняем родителям, что раннее детство – это сензитивный период в развитии личности человека, в развитии речи, моторики детей
Результаты обследований в конце года показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Видна положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.
Таким образом, результатами проделанной работы стали:
1) Развитие активной речи детей.
2) Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.
3) Развитие мелкой моторики детей.
4) Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.
5) Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.
|