Главная страница
Навигация по странице:

Ответ на 43 Вопрос. 43. Государственные финансы определение, назначение, состав, содержание, функции, показатели, взаимосвязь


Скачать 15.08 Kb.
Название 43. Государственные финансы определение, назначение, состав, содержание, функции, показатели, взаимосвязь
Анкор Ответ на 43 Вопрос.docx
Дата 09.05.2017
Размер 15.08 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Ответ на 43 Вопрос.docx
Тип Документы
#9146

43.Государственные финансы: определение, назначение, состав, содержание, функции, показатели, взаимосвязь.

Государственные финансы - это центральная подсистема финансовой системы государства, с помощью которой осуществляется влияние государства на социально - экономическое развитие страны.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Различные общественные потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение тех или иных видов финансовых связей.

При всем своем разнообразии они имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых связей можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации финансовых отношений является роль субъекта в общественном производстве.

В соответствии с этим критерием в общей совокупности финансовых отношений можно выделить три основные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы.

Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений образует финансовую систему.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функция государственных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы: контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.