Главная страница
Навигация по странице:

7 2Система принципов обучения, их взаимосвязь



Скачать 40.01 Kb.
Название 7 2Система принципов обучения, их взаимосвязь
Анкор shpory_po_pedagogike3.docx
Дата 28.04.2017
Размер 40.01 Kb.
Формат файла docx
Имя файла shpory_po_pedagogike3.docx
Тип Документы
#4681
страница 4 из 4
1   2   3   4

Структура педагогической деятельности.

Цель формирование личности учащегося

Мотив – профессиональной и социальной позиции педагога

Способ – это совокупность методов обучения, воспитания и общения

Средства – Это индивидуальные и материальные объекты, которые способствуют выполнению деятельности(основные средства слово и речь)

Результат

Структура ПД

Цель

Мотив

Субъект Способ Объект в субъекте

Средство

Результат

Пед. процесс – взаимосвязь между

деятельность педагога

деятельность обучаемых

3.Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Особенности педагогической профессии.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Профессия педагога относится к работе в системе «человек-человек»

Педагог – родовое понятие для других специалистов системы образования

Требует специальной педагогической профессиональной подготовки

Критерии

Профес.деят.

Непрофес.деят.

Пед.образование

обязательно

необязательно

Наличие цели

обязательно

не всегда

Организация

регламент занятий

произвольная,

в процессе жизнедеятельности ребенка

Отношение

деловое

личностные

Результат

диагностике

отсрочен во времени

4. Характеристика педагогических умений.

Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.

Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

6. Характеристика профессионально значимых качеств личности педагога.

Профессионально-значимые качества личности учителя существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. Правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности педагога. Рассмотрим состав этих групп личностных качеств подробнее.

Доминантные качества

1. Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

2. Целеустремленность 3. Уравновешенность 5. Обаяние. 6. Честность.7. Справедливость. 8.Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Периферийные качества.

1. Доброжелательность.2. Приветливость.3. Чувство юмора.4. Артистичность.5. Мудрость (наличие жизненного опыта).6. Внешняя привлекательность.

Негативные качества.

1. Пристрастность.2.Неуравновешенность.3.Мстительность.

4. Высокомерие.
7. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенап-равленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса». Самообразование — основа роста учителя как специалиста.

9. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.

Сущность педагогической деятельности – это содействие образования человека

Образование

Воспитание Обучение Развитие

Образование – это формирование образа Человека в человеке(и духовное и телесное)

Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности и ее отдельных качеств.

Обучение – целенаправленный процесс освоения знаний навыков и умений.

Развитие – это количественные и качественные изменения в физическом, интеллектуальном, псих. и социальном развитии человека.

Все эти процессы взаимосвязаны.

10. Педагогическая наука как система. Отрасли педагогики.

За свой путь развития педагогика стала обширной, развивающейся, многоотраслевой наукой, которая работает на стыке с др. науками.

Со времен Каменского известно 3 отросли педагогики:

теория обучения (дидактика)

теория воспитания

история педагогики

В настоящее время развивается:

Пед. менеджмент (управление системой образования)

Сравнительная педагогика (сопоставление систем образования разных стран)

Коррекционная педагогика (обучение людей с особенностями развития)

Возрастная педагогика (дошкольная, средняя школа и др.)

Отрасли педагогики (прикладные): педагогика спорта, семейная педагогика, социальная, военная.

Новейшие отрасли: пед. тестология, медиа педагогика.
11. Связь педагогики со смежными научными дисциплинами.

Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
12. Понятие и классификация методов педагогического исследования.

Метод – ( путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методология педагогическая наука

система принципов и способов организации и построения пед. деятельности, пед. исследования.

совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе познания и преобразования пед. деятельности.

учение о принципах, методах и т.п.

Уровни методологии педагогики:

1. Философский – различные философские направления, которые оказывают влияние на организацию пед. процесса. (прагматизм, неопозитивизм).

2. Общенаучный – системный, герменевтический, теория информации.

3. Конкретно научный – личностно-деятельный, антропологический, культурологический

4. Технологический – методика и инструментарий конкретного исследования.
13. Характеристика методов педагогического наблюдения и педагогического эксперимента.

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях (например, в процессе учебы внеклассной работы и т.д.).

Наблюдение требует от исследователя точной фиксации фактов, объективного педагогического анализа. Однако дело это непростое.

Наблюдение в педагогическом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдение достаточно трудоёмкий метод исследования. Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной информации являются следствием его особенностей и делятся на субъективные, связанные с личностью исследователя и объективные, не зависящие от исследователя.

Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез.

Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.

Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий.

В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.

14. Характеристика факторов развития личности.
Становление человека возможно в случае единства 3х факторов

1.биологический(задатки)

2.социологический( соц. среда и воспитание)

3.психологический(внетреннее Я и воля)
Выделяют 4е фактора развития личности:

Генетический (наследственность)- человек как индивид

Среда(природно-географическая и социальная)

Воспитание

Собственная преобразующая деятельность человека

Влияние соц. среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение сац. опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).

В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии 2е тенденции

1.Необходимость адаптации личности в обществе.

2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):

семья

система образования

религия

СМИ

профессия

хобби

спорт

15.Воспитание – ведущий фактор развития личности. Соотношение понятий воспитание и социализация.

Фактор воспитания - (полностью управляемый, ведущий, может иметь положительный и отрицательный результат в зависимости от содержания целей, методов, средств, используемых в семье, школе) - целенаправленный, сознательно осуществляемый пед.процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формирующейся личности по овладению общественным опытом, знаниями , практическими умениями и навыками, социально-духовными отношениями, способами творческой деятельности. Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности и ее отдельных качеств.

социализация( процесс и результат усвоение сац. опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).

В процессе социализации находятся в сложном противоречивом взаимодействии 2е тенденции

1.Необходимость адаптации личности в обществе.

2. Процесс индивидуализации
Основные институты(факторы социализации):

семья

система образования

религия

СМИ

профессия

хобби

спорт

16. Роль генетического фактора в развитии личности.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как “свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений”.Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей, развитие “собственно человеческих задатков” (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи), предрасположенность к целенаправленному труду, развитие мыслительных способностей человека, осознание своих действий, поступков, деятельности.
      Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей;
      программирует также свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.


17. Роль среды в развитии личности. Характеристика основных факторов социализации человека.

Среда – вся окружающая человека действительность, факторы среды можно условно разделить на 4-е группы:

Влияние соц. среды связано с понятием социализация( процесс и результат усвоение сац. опыта, норм, ценностей и установок, освоение новых соц. ролей).

Факторы социализации - это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию

1.Мегофакторы (космические законы вселенной)

2.Макро-( (космос, планета, мир, страна, общество, государство))- Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах.

3.Мезо- (этнос, тип поселения, СМИ)- Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.).

4.Микро- (семья, группы сверстников, организации)- Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.).

Учитель - агент социализации, ответственный за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

18. Понятие о возрасте. Виды возраста. Возрастная периодизация (по Д.Б.Эльконину).

Возраст – интегративная характеристика человека, которая отражает длительность существования человека и степень его развития, приобретённая в результате жизни.

Виды возраста:

Хронологический (паспортный)

Условный возраст (степень развития человека в соответствии с возрастной нормой)

Выделяют условный возраст: биологический, психологический(умственный), социальный, личностный.

Возрастная периодизация по Эльконину

Младенчество(0-1год)-эмоциональное общение со взрослыми

Раннее детство (1-3 года)-предметно-манипуляцтивная деятельность

Дошкольник (3-7лет) – ролевая игра

Младший школьник (7-11 лет) учебная деятельность

Подросток (11-15лет) интимно-личное общение

Ранняя юность(15-18 лет) учебно-профессиональная деятельность
1   2   3   4
написать администратору сайта