Главная страница
Навигация по странице:

7 2Система принципов обучения, их взаимосвязь



Скачать 40.01 Kb.
Название 7 2Система принципов обучения, их взаимосвязь
Анкор shpory_po_pedagogike3.docx
Дата 28.04.2017
Размер 40.01 Kb.
Формат файла docx
Имя файла shpory_po_pedagogike3.docx
Тип Документы
#4681
страница 1 из 4
  1   2   3   4

7)2Система принципов обучения, их взаимосвязь.Дидактические принципы— это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.А. Дистервег. cтремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся. К.Д.Ушинский к дидактическим принципам относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:1) сознательности и активности;2) наглядности;3) систематичности и последовательности;4) прочности;5) научности;6) доступности;7) связи теории с практикой.Эти принципы составляют систему дидактических принципов.Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.

8)2Характеристика принципов доступности, сознательности и активности, особенности их реализации на занятиях физической культурой.В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. Реализация: Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения.Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров.Контролируйте факторы, отвлекающие внимание учащихся от объекта изучения, как внутренние (рассеянность мысли, занятия посторонними делами на уроке и т. п.), так и внешние (опоздания, нарушения дисциплины и т. п.). Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы своих учащихся, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования.

9)2Характеристика принципов наглядности, систематичности и последовательности, особенности их реализации на занятиях физической культурой. В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях.Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры. Реализация: Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.Принцип систематичности и последовательности.универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.Используйте схемы, планы,картинки с упражнениями чтобы обеспечить лучшее усвоение учащимися системы знаний.

10)2 Характеристика принципов научности, связи теории с практикой, особенности их реализации на занятиях физической культурой.Принцип научности предполагает освоение учащимися подлинно научных, достоверных, устоявшихся знаний,а так же применение научно обоснованных методов обучения.Реализация:изложение достоверной научной информации, грамотное использование терминологии. Реализация на ФК: изложение сведений из истории видов спорта, обращение к спортивной биографии и деятельности выдающихся спортсменов, анализ основных тенденций развития спорта, использование спортивной терминологии. Принцип связи теории с практикой.Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой.Практика- сфера применения результатов познания. Анализ и осмысление практической деятельности позволяет эффективно усваивать новые навыки и умения, сознательно применять знания.Реализация:анализ возможного применения знаний на практике, опора на личный опыт учащихся, обуч. Анализу и осмыслению собственного практического опыта.

11.2 Характеристика принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенности его реализации на занятиях физической культурой.Как отмечалось в предыдущей главе, личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента,черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;2) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли.

12.2 Характеристика принципов прочности, развивающего и воспитывающего обучения, особенности их реализации на занятиях физической культурой.

Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу.Принцип воспитывающего обучения.Предусматривает направленную реализацию воспитательной функции обучения. Необходимо установление позитивных отношений между субъектами пед.процесса., опора на положительное в воспитании,педагогический оптимизм,воспитание личным примером. Реализация: учёт внутренней противоречивости спорта, приоритет гуманистических ценностей спорта, соблюдение принципов честной игры,вопитание личным примером.

13.2 Понятие дидактической концепции. Характеристика основных дидактических концепций.Концепция-это определённый способ понимания,трактовки явления,руководящая идея для их освещения,ведущий замысел. Концепция обучения-это совокупность основных положений,система взглядов на сущность,содержание,организацию учебного процесса,а так же особенности деятельности педагога и учащегося в ходе его реализации. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. В основе лежат закономерности высшей нервной деятельности.Накопление знаний в виде широкого ассоциативного фонда.Основные положения(по Коротову):1.Знания,умения и навыки представляют собой в сознании систему асоциаций,от простейших до самых сложных.,2.Процесс образования ассоциаций включает в себя чувственное восприятие предметов и явлений,осмысление и понимание их внутренних связей,запоминание и применение на практике.,3.Условия реализации процесса обучения: формирование активного отношения к учению, последовательное изложение учебного материала, формирование навыков мыслительной деятельности.

14.2 Образовательная технология: сущность, признаки, классификация.Образовательная технология-это система методов,средств и форм пед.взаимодействия для гарантированного достижения поставленной цели с учётом существенных для данного процесса характеристик субъектов деятельности.Признаки:концептуальность (в основе лежит определенная концепция), целеполагание(чёткая система целей), предварительно проектирование пед.процесса (построение пед.деят-ти на долгосрочный период), контроль и оценка результатов для установления соотв. целей обучения, гарантированное достижение планируемых результатов всеми обучаемыми, воспроизводимость технологий,оперативная обратная связь для своевременной коррекции процесса обучения.Классификация:1)Предметно-ориентированные(техн.полного усвоения знаний, разноуровневого обучения,модульного обучения,техн. «учебное портфолио»),2) Личностно-ориентированные технологии(мастерская знаний,фрактальное обучение,проектное оучение,эвристическое обучение),3) Развивающие технологии (техн. Эльконина-Давыдова, техн.Занкова).

15.2 Общая характеристика личностно ориентированных технологий обучения. Технология проектного обучения.Образовательная технология-это система методов,средств и форм пед.взаимодействия для гарантированного достижения поставленной цели с учётом существенных для данного процесса характеристик субъектов деятельности. Под личностно-ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений.Личностно-ориентир. технологии: мастерская знаний, фрактальное обучение, проектное обучение, эвристическое обучение. Технология проектного обучения.(Дьюи,Гузеев,Левитес). Сущность:организация и реализация учебного исследования для решения теоретических или практических задач. Основные принципы:опора на опыт учащегося,кооперация,свободный выбор (темы,партнеров),высокий уровень трудности,связь с другими предметами, учёт индивидуальных особенностей учащихся.Этапы работы на проектом: подготовка(определение темы и цели),планирование(источники информации,способо презентации проекта),исследование,анализ и обобщение,презентация проектов,рефлексия.

16.2 Характеристика предметно ориентированных технологий обучения (технологии модульного обучения и «Учебное портфолио»).Образовательная технология-это система методов,средств и форм пед.взаимодействия для гарантированного достижения поставленной цели с учётом существенных для данного процесса характеристик субъектов деятельности.Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.Вкл. техн.полного усвоения знаний,разноуровневого обучения,модульного обучения, «учебное портфолио». Т.модульного обучения.Сущность:обучаемый самостоятельно или с дозированной помощью педагога достигает заданных целей в процессе работы с модулем.Модуль-учебный элемент,в котором в целостном виде объединено учебное содержание и технология его освоения.Основные положения: содержание обучения представляется в виде логически завершенных самостоятельных комплексов, общение с педагогом происходит как непосредственно так и опосредованно, самостоятельность, освоение навыков учебной деятельности.«Учебное портфолио». Сущность: контроль и оценка учебных достижений студентов.Состав портфолио:указание цели и содержания, основные элементы(учебные проекты,рисунки,характеристики…),самоанализ работы и перспективы дальнейших исследований.

17.2 Характеристика технологий проблемного обучения.Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.1 этап:создание проблемной ситуации.Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.,2 этап: формулировка проблемной задачи- вопрос,3 этап:выдвижение предположений-поиск путей решения,4 этап:проверка гипотез-обсуждение,доказательства,5 этап:проверка правильности решения проблемной задачи. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1.) сложность, выступающая в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности.

18.2Понятие о методах обучения и их классификация.Метод обучения— это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Функции: 1.организация и обучение учащихся, 2.мотивирование и стимулирование учащихся, 3.контроль и самоконтроль учащихся. Методы организации и осуществления уч.деят-ти: 1.по источнику информации(словесные, наглядные, практические,работа с литературой,видео метод), 2.по степени самостоятельностимышления учащихся (репродуктивные,проблемные методы по Лернеру), 3.по управлению учебной работой(под руководством педагога, самостоятельно),4.по логике изложения информации(индуктивные,дедуктивные). Методы мотивации и стимулирования учебной деят.:1.мотивирования(занимательная информация, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха), 2.стимулирования(поощрение, наказание,требование, убеждение).Методы контроля и самоконтроля:1.усного контроля(опрос),2.письменного контроля(к.р.), 3.лабораторно-практического контроля.

19.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Характеристика словесных методов обучения, особенности их реализации на занятиях физической культурой.1.по источнику информации(словесные, наглядные, практические,работа с литературой,видео метод), 2.по степени самостоятельностимышления учащихся (репродуктивные,проблемные методы по Лернеру), 3.по управлению учебной работой(под руководством педагога, самостоятельно),4.по логике изложения информации(индуктивные,дедуктивные).Исходя из роли словесных методов, активизирующих мышление учащихся в процессе обучения, их можно подразделить на следующие виды: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями, событиями или процессами в форме их словесного описания.От рассказа и лекции беседа отличается главным образом тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Сущность беседы состоит в общении учителя, который руководит ею, с учащимися; стремясь достигнуть поставленной цели, он задает ученикам вопросы, на которые они в свою очередь предлагают ответы.Смысл дискуссии состоит в обмене взглядами по определенной проблеме.

20.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Характеристика наглядных методов обучения, особенности их реализации на занятиях физической культурой.1.по источнику информации(словесные, наглядные, практические,работа с литературой,видео метод), 2.по степени самостоятельностимышления учащихся (репродуктивные,проблемные методы по Лернеру), 3.по управлению учебной работой(под руководством педагога, самостоятельно),4.по логике изложения информации(индуктивные,дедуктивные).Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.
  1   2   3   4
написать администратору сайта