:
9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
Прогресс в области новейших информационных и телекоммуникационных технологий столь стремителен, что обзор основных тенденций интересны не столько технологические новинки, основанные на прикладном использовании фундаментальных физических знаний, сколько процесс их «встраивания» в жизнь общества, взаимодействие технологического прогресса с социальными и экономическими механизмами общества.
К числу основополагающих технологических нововведений, сделавших возможным переход к информационному обществу, относится широкомасштабное использование полупроводников. Полупроводник дал жизнь компьютеру. Компьютер, в свою очередь, взял на себя функции обработки потоков информации. Перевод информации в цифровую форму, новые средства её доставки преобразовали телекоммуникации. Кардинальным образом изменились роль и место информации, знаний в человеческой деятельности. Они «объективировались», превратились в один из важнейших ресурсов, наряду с энергией и природными ископаемыми. По уровню потребления этого стратегического ресурса можно судить о степени развитости стран, её экономическом и политическом потенциалах.
Первая микросхема для компьютера была сделана в 1971 г. Сегодня в домах находятся по два десятка микропроцессоров – в персональных компьютерах, телевизорах, кухонных комбайнах, пылесосах и т.п. В современных автомашинах их насчитывается не менее 10.
Микросхемы компании «Интел» установлены в 80% всех персональных компьютеров. В планах компании стать лидером всей компьютерной индустрии, создать спрос на свою продукцию, превратив персональный компьютер в центральный «прибор» повседневной жизни. 2011г. – компания «Интел» надеется продавать несколько сот миллионов микросхем ежегодно.
В течение десятилетия инженеры всего мира стремятся расположить как можно больше полупроводников на одной микросхеме. Теоретически уже в обозримом будущем может наступить физический предел миниатюризации микросхем. Дальнейшая миниатюризация микросхем натолкнётся на ограничения квантовой физики, что не означает окончания их производства, поскольку теоретически уже разрабатываются проекты «оптических» компьютеров, возможны и другие заменители кремния.
Производители персональных компьютеров стремятся сделать его центральным домашним прибором, через который будет поступать не только информация, но и всевозможные развлекательные и обучающие программы. Создание нового «концептуального» продукта, который будет сочетать удобство в обращении и дешевизну телевизора с возможностями компьютера. Именно этот интеллектуальный прибор должен стать терминалом информационной магистрали.
Телевидение трансформируется из аналогового в цифровое. Распространение электронной торговли, пластиковых карт со встроенным микропроцессором оказывает существенное воздействие на способы предоставления финансовых услуг как в розничной торговле, так и в сфере государственных расчётов.
Прогрессирующее развитие полупроводниковых технологий, распространение персональных компьютеров обеспечило первый этап информационной революции.
Второй этап информационной революции связан с появлением глобальных компьютерных сетей.
Электронная почта по Интернету начинает замещать факсимильную связь как средство делового общения.
Беспроводная технология передачи данных, голоса позволяет обеспечить мобильную связь, переводит производительность мобильных работников на новый уровень. В связи с этим группа международных консорциумов вступила в гонку за создание спутниковых систем мобильных телефонов.
Следующим краеугольным камнем технологического фундамента информационного общества является разработка программного обеспечения. Именно Интернет даёт плодотворную почву для новых видов программного обеспечения: программ для управления онлайновыми магазинами, торговли, рекламы, вещания, передачи информации на персональный компьютер через Всемирную паутину (WWW).
Прогресс в современных ИТТ привёл к конвергенции технологий. Цифровизация – сначала в компьютерных технологиях, затем в телекоммуникациях, а теперь в вещании делает очевидным, что как только поток цифровой информации начинает циркулировать по коммуникациям всех трёх секторов, их уже нельзя рассматривать изолированно друг от друга.
Конвергенция проявляется на трёх уровнях – на технологическом, в виде появления гибридных технологий, на функциональном – в виде распространения на рынке новых информационных товаров и услуг, на организационном – в виде корпоративных слияний, объединений. Конвергенция определяется как размывание технических различий и, как следствие, норм регулирования различных секторов информационной индустрии, в которых происходят создание, обработка, хранение и распространение различного вида информации.
Можно утверждать, что информационная индустрия в перспективе будет сочетать мультимедийные сети из оптоволоконных и медных проводов и беспроводной связи с мультисервисными сетями, предоставляющими разные услуги, возможно, даже различных компаний, если это позволит законодательство, по одним и тем же сетям. Внедрение технологий зависит от их цены, уровня готовности рынка их воспринять, общего состояния экономики, наличия массового платёжеспособного спроса и многих других социальных факторов.
Отметим основные события, произошедшие в информационной индустрии за последние годы.
Развитие Интернета привлекло внимание деловых кругов, государств, средств массовой информации.
Другая важная тенденция – признание того, что Интернет может стать новым средством образования и научных исследований.
Получила дальнейшее развитие общемировая тенденция приватизации телекоммуникационных компаний и либерализация их регулирования.
Либерализован рынок альтернативных коммуникационных инфраструктур, разрешив всеобщую конкуренцию и ослабив ограничения на концентрацию собственности в средствах массовой информации.
Началась реализация глобального спутникового проекта интерактивных мультимедийных технологий.
10. Информационное общество США.1
Изменения в жизни рядовых граждан, общества (в том числе бизнеса) и государства в связи с развитием и распространением в США информационных технологий носили характер технологической революции, в которой можно выделить следующие три этапа.
Первый (индустриальный) этап можно увязать с созданием в США надёжной телефонной и радиосвязи (1930 – 1950 гг.).
Второй (индустриальный) этап информатизации американской экономики ассоциируется с внедрением информационных технологий в рамках системной (комплексной) автоматизации производственных (в том числе логистических, т.е. снабженческих и транспортных) процессов и рационализацией внутрифирменного управления, а также с созданием надёжных телевизионных систем. Это период широкого распространения ЭВМ в частных американских компаниях (1960 – 1980-е гг.).
Третий этап – постиндустриальный, начавшийся с 90-х годов XX в., продолжается и поныне. Он связан с резким ускорением развития сферы информационно насыщенных услуг (связи, торговли, финансов) и опирается на рыночное освоение (коммерциализацию) важнейших научно-технических достижений – Интернета и космической связи, на расширение используемых в коммерческих целях эфира, то есть диапазонов радиочастотного спектра. Этот комплекс технологических факторов создал возможности для ускоренного развития американского ИТ-бизнеса, что помимо всего прочего можно считать безусловным следствием распада СССР.
Важнейшей тенденцией нового этапа технологической революции стало ориентирующееся на интегральный (синергетический) эффект насыщение информацией всех аспектов жизни экономики и общества.
Среди современных ориентиров технологического прогресса в области применения ИТ в экономике можно выделить четыре во многом противоречивых направления:
широкое вовлечение в хозяйственные операции массового мелкого (розничного) клиента, в том числе зарубежного;
резкое наращивание информационного обеспечения операций крупного капитала и опережающее конкурентов совершенствование его ИТ-механизма извлечения сверхприбыли и «погони за упущенной выгодой»;
расширение возможностей для включения капитала в оборот, повышения скорости и удобства распоряжения им в реальном времени (например, прямо с мобильного телефона-коммутатора);
надёжное обеспечение информационной безопасности всех форм деятельности бизнеса, государства и личности.
Причины формирования американского информационного общества не носили военно-политического характера. Главные стимулы формирования в США информационного общества были сопряжены с высоким спросом бизнеса и материально-благополучного населения на сложные (информационно ёмкие) услуги.
Удовлетворение спроса на промышленные товары привело к росту спроса на услуги и, соответственно, росту занятых в сфере услуг. Уже к середине 60-х годов в США более 50 % населения было занято в сфере услуг, что по мнению многих учёных является одним из определяющих признаков перехода общества к постиндустриальной стадии своего развития. К этому времени экономика страны стала смещаться с производства товаров, обладающих высокими научно-техническими стандартами, на развитие услуг. Так, с 1963 г. по 1993 г. ВВП США вырос более чем в 10 раз – с 603,1 млрд. долл. до 6374,0 млрд. долл., а объём услуг почти в 15 раз. В результате доля сферы услуг в ВВП в начале 90-х годов превысила 50 %.
В США приоритеты развития сферы услуг определяют не столько отрасли коммунального обслуживания, сколько такие сложные услуги, как связь, развлечения, а также юридические и банковские услуги, консультации и управление денежными накоплениями (капиталами), то есть те отрасли, которые в наибольшей степени опираются на применение информационных технологий (таблица 1).
Таблица 1
Отрасли
|
Работают в основном с информацией, %
|
Работают в основном с материальными объектами, %
|
Обрабатывающая промышленность
|
40
|
60
|
Оптовая торговля
|
68
|
32
|
Розничная торговля
|
58
|
42
|
Услуги общественного питания
|
63
|
37
|
Финансовая деятельность
|
92
|
8
|
Государственные учреждения
|
70
|
30
|
Для оценки роли информации в развитии американского общества обратимся к теории совершенной конкуренции. Соответствующий этой модели гипотетический механизм чистой конкуренции опирался на предположение о том, что все субъекты конкурентного рынка (продавцы и покупатели) независимо друг от друга действуют абсолютно рационально исходя из собственных интересов: фирмы максимизируют свой доход, а потребители – свои функции полезности.
С информационной точки зрения эту классическую модель экономики можно считать симметричной конструкцией, опирающейся на постулаты «справедливого конкурентного рынка» и бесплатного равномерного обеспечения информацией всех его участников.
Однако в реальных рыночных условиях информация распределена неравномерно. Подобной условной конструкции несимметричной с информационной точки зрения соответствует такая конкурентная среда, в которой некоторое количество участников рынка располагает возможностями для использования своего информационного превосходства в ситуации информационной асимметрии.
Авторы неоклассических моделей абсолютно эффективной экономики (70-е годы ХХ-го столетия) также опирались на чёткие допущения о рациональности поведения всех и каждого участника рынка.
Но рыночная экономика оказалась совсем не такой, какой её обычно представляли теоретики – в ней никогда не было симметрии (ни правовой, ни информационной). Принятые неоклассиками допущения не учитывали психологических и социологических аргументов и далеко не всегда согласовывались с посылками самой неоклассической теории.
По мере своего развития рынок вышел за рамки городской площади и распространился по всей экономике (и даже по всему миру). Расстояния и связанные с ним вопросы распространения экономической информации стали играть существенную роль в развитии рыночного механизма.
Уровень информационной асимметрии может быть весьма существенным и постоянно изменяться во времени. На старых, устоявшихся рынках эта асимметрия невысока. Наоборот, на развивающихся и инновационных рынках уровень информационной асимметрии быстро нарастает: здесь и покупатели и продавцы ощущают огромный информационный голод.
Причём у тех, кто знает меньше, хуже использует находящиеся в их распоряжении экономические ресурсы, возникает потребность в дополнительной информации со стороны, за которую они готовы заплатить. Именно возникновение такой потребности позволяет связать понятие информация с категорией полезности, наполняющей его полноценным экономическим содержанием. Это, в свою очередь, даёт возможность рассматривать такую информацию не только как продукт (услугу), на производство которого затрачиваются экономические ресурсы, но и как товар, пользующийся спросом и имеющий рыночную цену.
Преодолевая кризис менеджмента 70 -80-х годов, американская промышленность вышла за рамки, определённые понятием сферы материального производства послевоенного индустриального общества, и стала развиваться по новому, постиндустриальному пути.
Отличительной чертой этого направления является многократное и систематическое опережение темпов роста объёма информации, прямо или косвенно используемой в экономике США, по отношению к темпам роста физических объёмов производимой продукции. Информатизация всё в большей степени стала охватывать все стадии производства – от разработки до утилизации продукции как военного, так и гражданского назначения. Сформировалось новое стратегическое направление развития промышленности – её информатизация.
Первая волна спроса на ИТ-технологии в США связана с появлением на рынке достаточно большого количества товаров и услуг нового типа – в формировании её рыночной стоимости ключевую роль стала играть сопровождающая эту продукцию информация. Вторая волна сформировалась вместе с тенденцией расширения применения ИТ для повышения эффективности внутрикорпоративного менеджмента. Изменение конкурентной среды на рынке привело к изменению понятия стандартов. Продавцы стали вынуждены ориентироваться на известную формулу П. Друкера: качество товара обеспечивается в сфере производства, но определяется требованиями покупателя и только ими.
Со стороны продавцов резко возрастает спрос на информацию о предпочтениях покупателей. Качество товара из чисто производственной категории трансформировалось в набор требований потребителя, несоблюдение которых ведёт к потере конкурентоспособности изделия. Конкурентные преимущества стали связываться не столько с новизной изделия, сколько с его сопровождением в течение всего жизненного цикла (от разработки до утилизации).
Понятие качество товара становится коммерческим, и характеризует оно определённую совокупность особенностей товара, а также фирмы, её выпустившей, что позволяет на этих товарах хорошо зарабатывать.
Современный рынок промышленной продукции приобрёл ряд важных особенностей:
На рынок вернулось огромное количество ранее произведённой продукции, уже побывавшей в употреблении, но не исчерпавшей своих потребительских свойств. Продавцы подержанных товаров знают о них значительно больше покупателей, значит на этом рынке всегда есть информационная асимметрия.
Производство новых товаров стало гибким, ориентирующимся преимущественно на предварительные заказы потребителей (т.е. во многом стало индивидуальным).
Началась новая эра массового производства товаров, нашедших покупателя ещё до своего производства (кастомизированное производство).
В целом рост спроса на ИТ-технологии в 90-е годы оказался связанным с развитием кастомизации производства, которая была обусловлена не просто дальнейшим расширением номенклатуры товаров, но тщательной адаптацией их производства под сложившиеся в данный момент предпочтения клиентов.
Компьютеры и Интернет увеличили доступ бизнеса к информации, что сделало бессмысленным дорогостоящую вертикальную интеграцию компаний, сократило время и стоимость заключения сделок, сделало привлекательным коммерческое и технологическое сотрудничество (аутсорсинг2).
Со временем информационные технологии стали в США основной несущей конструкцией (нервной системой) бизнеса, а такие ключевые функции ИТ, как хранение, обработка и передача данных, превратились в общедоступные.
Распространение стандартов сопровождения привело к тому, что на современном рынке конкурентную оценку получает не столько сам товар, сколько поставляющая его компания. Иначе говоря, рынок формирует далеко не только рыночную цену товара, но и курсы акций соответствующих компаний. В этой связи, одной из доминирующих тенденций современной экономики США стало смещение экономического поведения населения от потребления к спекулятивным инвестициям. Тем более, что многообразные агентства распространяют свои рейтинги с учётом прежде всего политической, а не экономической конъюнктуры. Информационная насыщенность финансового рынка привела не просто к ускорению бизнеса, а к изменению его воспроизводственной схемы.
Слайд 27
Спрос на информацию со стороны американского государства определяется:
потребностями обеспечения национальной безопасности;
функциональными обязанностями федеральных ведомств, предусмотренными системой электронного правительства.
Косвенно структура государственного спроса на ИТ может быть охарактеризована бюджетными расходами федеральных ведомств, представленными в табл. 2.
Таблица 2
Государственные расходы на ИТ, предусмотренные федеральным бюджетом
|
2000
|
2002
|
2004
|
2006
|
2008
|
Всего, млрд. долл.
|
38,0
|
50,44
|
59,37
|
63,53
|
65,50
|
Министерство обороны
|
20,0
|
24,09
|
27,90
|
31,66
|
31,32
|
Гражданские ведомства
|
18,0
|
26,35
|
31,47
|
31,87
|
34,14
|
НАСА
|
…
|
2,21
|
2,16
|
2,34
|
2,14
|
Национальный научный фонд
|
…
|
0,03
|
0,05
|
0,05
|
0,12
|
Администрация малого бизнеса
|
…
|
0,03
|
0,06
|
0,04
|
0,07
|
Население использует информационные технологии для осуществления коммуникаций, дистанционного образования, справочных услуг, развлечений, в качестве средств личной безопасности, онлайнового кредитования и оплаты приобретаемых товаров и услуг. В 2006 году около 70 % американцев использовали Интернет для трудоустройства и карьерного роста. В 2000 году в США на 100 жителей приходился 61 компьютер, в ФРГ – 32.
Если считать, что в году всего 8760 (24×365) часов, то на информационное потребление в 2000 году американцы тратили 38 % общего бюджета времени, в 2008 – более 40 %.
В настоящее время в США общество настолько насыщено информационными технологиями, что рост Интернет-населения США происходит в основном за счёт выходцев из Латинской Америки и афроамериканцев (табл. 3).
Таблица 3
Рост численности пользователей Интернета в США
(млн. человек)
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Дома
|
13
|
20
|
27
|
35
|
42
|
На работе
|
15
|
20
|
30
|
45
|
60
|
Всего
|
28
|
40
|
57
|
80
|
102
|
Многие университеты сейчас накрывают сетями Wi-Fi свои здания и общежития. Некоторые города создают целостные беспроводные сети.
Становятся реальностью вездесущие системы наблюдения, которые регулярно наполняют информацией персональные, торговые, медицинские, полицейские, правительственные и прочие базы данных. Население воспринимает это как стремление к безопасности, порядку и комфорту.
Политические условия, необходимые для широкого применения в бизнесе информационных технологий на новой (глобальной) основе, сложились к началу 90-х годов. А начавшиеся процессы экономической глобализации потребовали от американского бизнеса мобилизации тех ресурсов конкурентоспособности, которые связаны с преимуществами в освоении информационных технологий.
По некоторым косвенным оценкам, в начале XXI в. ежегодные расходы бизнеса на ИТ превысили 2 трлн. долл. Структура информационного спроса в США представлена в табл. 10.3.
Таблица 10.3
Структура спроса на ИТ в США
(млрд. долл.)
|
2000
|
2002
|
2004
|
2006
|
2008
|
Население
|
170,3
|
…
|
…
|
266,4
|
…
|
Государство
|
38
|
50,4
|
59,4
|
63,5
|
65,5
|
Бизнес
|
1200-2000
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Сказанное позволяет утверждать, что:
За последние десятилетия США стали информационно зависимой страной. Прогнозируется, что быстрый и устойчивый рост спроса на информацию будет многократно опережать динамику спроса на традиционные товары и услуги, что и определяет преимущества новой экономики по сравнению с обычной.
В развитой рыночной экономике подавляющая часть спроса на информацию предъявляется бизнесом.
За последние десятилетия качественные изменения претерпел не только американский промышленный рынок, но и в целом рыночный механизм американской экономики. В результате экономика США в целом стала очень чувствительной к информации, её качеству, содержанию и своевременности.
Главной политической проблемой современной Америки является сохранение доминирующей «военно-политической, научно-технической и экономической роли США в мире». В XXI веке это невозможно сделать без глобального лидерства в информационных технологиях. В свою очередь, обеспечить глобальное лидерство в этой области невозможно без активной помощи американского государства, которое играет важную роль в развитии информационной инфраструктуры общества и сделало активную поддержку развития соответствующего сектора американской экономики составной частью своей внешнеэкономической, научно-технической и военно-технической политики.
В настоящее время США рассматривают спектр радиочастот таким же критически важным экономическим ресурсом, какими в ХХ веке были сталь, лес, нефть и природный газ. При этом незащищённые беспроводные сети рассматриваются в качестве потенциального инструмента осуществления криминальной деятельности, включая террористической.
Политика экспортного контроля всегда являлась результатом выверенного на высшем государственном уровне баланса между противоречивыми интересами национальной безопасности и бизнеса. В конце ХХ века в США одним из приоритетных направлений этой политики стал контроль зарубежных продаж компьютерных технологий, которые, охватывая как производство самих компьютеров, программного обеспечения, так и микроэлектронику (микропроцессоры), сетевое и телекоммуникационное оборудование, сформировали в американской экономике самостоятельную отрасль.
В США ещё в 1993 году была принята программа создания Национальной информационной инфраструктуры (НИИ), которая представляет собой концепцию развития системы телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, ориентированных на решение общегосударственных задач. Одна из них – формирование в США информационной «супермагистрали», обеспечивающей быстрый и эффективный поиск любой нужной информации (где бы она ни находилась), а также представление её по запросу отдельного человека или организации.
В развитии информационного общества ключевая роль отводилась государственным структурам. В 2000 году в США начал работу единый общеправительственный Интернет-сервер (портал), объединивший около 20 тысяч сайтов государственных организаций.
Сказанное позволяет утверждать, что роль американского государства в развитии информационных технологий была и остаётся ключевой.
В заключении укажем на отдельные черты информационного общества США:
Экономика информационного общества развивается, опираясь на два главных элемента рыночной конкуренции:
Механизм неограниченного заимствования капитала (рефинансирование долгов);
Высокую скорость оборота капитала.
С социальной точки зрения информационное общество представляется как общество тотального взаимного мониторинга кредитозависимых индивидов.
С технологической точки зрения информационное общество можно охарактеризовать как информационную систему, в которой особую значимость приобретают специальные технологии, дающие преимущества в конкурентной борьбе, бизнесе, государственной политике.
С военной точки зрения информационное общество можно охарактеризовать как очень агрессивную, но трудно защищаемую структуру, которая склонна к стратегии превентивной обороны, то есть предотвращения угроз до их возникновения.
11. Международное сообщество о политике в области государственной информации, являющейся общественным достоянием.3
-
Значимость информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами
Одна из главных целей любого общества – дать право всем его гражданам на доступ к информации и знаниям и на их использование во исполнение одной из основных гражданских свобод – свободы выражения и свободы участия в культурной жизни и научном прогрессе. Для достижения этой цели государственными органами создаётся всё больше информации, доступ к которой можно осуществлять через Интернет. Некоторая часть этой информации имеет ограничения для публичного доступа и использования населением, т.е. она находится под защитой прав на интеллектуальную собственность, относится к области национальной безопасности или частной жизни граждан, либо считается конфиденциальной по иным причинам. Поскольку законодательство и политика большинства стран в основном ориентирована именно на защиту информации, на которую распространяются права собственности, роль и значимость информации, являющейся общественным достоянием, особенно информации, создаваемой государственными учреждениями, зачастую недооценивается. В связи с этим международные организации, занимающиеся проблемами развития информационного общества под эгидой ЮНЕСКО, подготовили рекомендации «Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием». Их цель – содействие совершенствованию информации, являющейся общественным достоянием на правительственном уровне, причём особое внимание уделяется информации в электронном формате.
Особое внимание уделяется развитию многоязычия и всеобщего доступа к всемирному электронному пространству. Рекомендации ЮНЕСКО дают следующее определение информации, являющейся общественным достоянием – это доступная для общественности информация, использование которой не нарушает ни прав, установленных законом, ни обязательств сохранения конфиденциальности.
Таким образом, это определение охватывает, с одной стороны, все произведения или объекты смежных прав, которые каждый может использовать без получения разрешения, например, когда на основании национального или международного права не предоставляется охрана или когда истекает срок действия охраны.
С другой стороны, оно охватывает данные, являющиеся общественным достоянием, и официальную информацию, произведённую и добровольно предоставленную правительствами или международными организациями.
Несмотря на громадный прогресс, достигнутый в области информационных и коммуникационных технологий и в области технологий управления информацией, сегодня в мире существует серьёзный дисбаланс в форме цифрового неравенства. Совершенствование информации, являющейся общественным достоянием, поможет сократить этот разрыв.
В то же время в обоих случаях самым серьезным препятствием на пути использования доступной информации становится языковой барьер, требующий применения определённых стратегий, с помощью которых можно значительно облегчить доступ к поликультурному наследию человечества, распространяемому в Интернете и посредством других коммуникационных средств.
Совершенствование информации, являющейся общественным достоянием, создаваемой государственными органами
Государственные структуры играют ведущую роль в расширении доступности для населения и использования гражданами информации, являющейся общественным достоянием. Для того, чтобы успешно справляться с этой ролью, государство должно выработать целостную, последовательную и комплексную национальную политику, обеспечивающую создание, распространение и использование официальной информации, являющейся общественным достоянием.
Доступ к создаваемой государственными органами информации, которая защищена законодательством об интеллектуальной собственности
В некоторых юрисдикциях государственным учреждениям предоставляется авторское право и другие формы защиты интеллектуальной собственности на создаваемую ими информацию. Хотя упоминавшиеся рекомендации не рекомендуют такой подход, государство может принять решение о защите произведений, создаваемых государственными органами, в силу традиции или для достижения национальных экономических и культурных целей в свете снижения затрат и повышения общественной пользы.
Необходимо подчеркнуть, что применение закона об интеллектуальной собственности к общественной информации не обязательно предусматривает запрещение доступа населения к такой информации. Хотя законы об интеллектуальной собственности могут налагать значительные ограничения на воспроизведение такой информации, они оставляют для государственных учреждений широкий диапазон возможностей по организации доступа к информации в целях общественного блага и с учётом интересов граждан. Таким образом, государственные структуры, чья официальная информация защищена законами об интеллектуальной собственности, могут предоставить доступ к своим информационным ресурсам или могут выдавать лицензии, разрешающие такой доступ, что вполне согласуется с применением законодательства об интеллектуальной собственности, и упрощает повторное использование такой информации.
1 Роговский Е.А. США: информационное общество (экономика и политика). – М.: Междунар. Отношения, 2008. – 408 с.
2 АУТСОРСИНГ — (англ. outsourcing) — передача традиционных неключевых функций организации (таких, например, как бухгалтерский учет или рекламная деятельность для машиностроительной компании) внешним исполнителям — аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы; отказ от собственного бизнес-процесса, например, изготовления отливки или составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой, специализированной организации. Разновидность кооперирования.
3 Руководящие принципы политики совершенствования государственной информации, являющейся общественным достоянием / подготовлены Полом Ф. Улиром. – Париж: ЮНЕСКО, 2004.
Чечеткин В.Д. Развитие информационного общества Лекция 7
|