Главная страница
Навигация по странице:

Шпора ТИФЛО билеты 15, 19. Билет 15 15 Игра как средство коррекции познавательной деятельности детей с недостатками зрения



Скачать 23.04 Kb.
Название Билет 15 15 Игра как средство коррекции познавательной деятельности детей с недостатками зрения
Анкор Шпора ТИФЛО билеты 15, 19.docx
Дата 14.12.2017
Размер 23.04 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Шпора ТИФЛО билеты 15, 19.docx
Тип Документы
#12289


БИЛЕТ 15
15)Игра как средство коррекции познавательной деятельности детей с недостатками зрения

Для слепых и слабовидящих детей дошк. и млад. Школьн. возраста, как и для зрячих, наиболее активной самост. деятельностью является игра. Охватывая сензитивные периоды жизни дет. с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой. Как зона ближ. развития ребенка, игра является средством его всесто-го развит. и познан. окруж. мира, воспитывающим положит. качества личности. Однако глубокое нарушение или ограничение функций зрит. анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деят-ти: у детей отмечается бедность сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практ-ских действий.Игров деятельность детей с наруш. зрения рассм-ся в тифлопсихологических исследованиях в разных аспектах: показана ее положительная роль в развитии компенсатор-ных процессов (Л. И. Солнцева), формир. нравственных качеств и стимулировании общ-ной деят-и подростков во внеклассной работе (Э.М.Стернина, И.П.Чигринова), формир. предметных и игровых действий (С. М.Хорош), развит. Зрит. восприятия (Л. И. Плаксина), физическом развитии и ориентации в пространстве (В.А.Кручинин, Р.Н.Аза-рян, В.П.Никитин), коррекции и развитии средств общения (М.Заорска).

В игре проявляются различные типы соц-ого поведения детей.

Д.М.Маллаев (1992) выделил четыре уровня социальных отношений, характерных для детей с нар. зр при осуществлении игр. Деят-и: 1) ориентация на свои потребности и желания при слабом представлении о необх-ти учитывать интересы товарища по игре; 2) усвоен. правил поведения, но нежелание считаться с этой необходимостью; 3) формальное, пассивное усвоение правил; 4) социальные нормы и правила поведения стан-ся определяющими и регулирующими позицию ребенка в игре и его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Уровни соц-го поведения в игре соотносятся со степенью владения игров. действиями и наличием игрового замысла по сюжету. Дети проходят несколько этапов в развит. игры: неспецифические действия с игр-ми при отсутствии сюжета игры—возникновение элементарных действий с предметами без сюжета игры — появление игр-х действий и неустойчивость игров. замысла—форм-ие соотнесения игровых действий с сюжетом игры и умением действовать в соотв. с замыслом.

Появление в процессе игры конфл. ситуаций при нар. Зрен. в значит. мере связано с труд-ми орг-ции совместн. игры, контроля за дей-ми своих товарищ. по игре, пониман. функциональных отношен. при реализации взятой на себя роли, отсутствием специальных аксессуаров, способ-щих пониманию игров. ситуации. Д. М. Маллае-вым предложена концепция формир. игры как средства коррекции недостатков в психическом развитии, явл-ся результатом влияния глубоких нар. зр. Она имеет в виду оптимизацию процесса обуч. Игр. действиям, ролевым позициям и действиям с игр-м материалами, включает спец. психолог. и игров. Упр-ия, предполагает поэтапность их применения. Важн. место принадлежит взр-му, включ-ся в игру как равноправный партнер. Элементы обучения, входящие в игру, подготавливают детей к переходу к овладению учебн. Деят-ю.




БИЛЕТ 19
19)Психолого-педагогические основы содержания и методики коррекционной работы как целостной системы

В кор.р-те существ.Напр-ть включ.Спец. сис-му дидакт.Средств обесп-х форм-ие у дет спец-х социально-адаптивных способов арент-ки в окр.Дей-ти в целом, а также по отношению к разл-м видам дея-ти.

Вместе с тем,выд-ие главн.задачи позв-щей согл-ть всю сов-ть стр-ры в опред-ой посл-ти, стройности и логике возд-ия позв. Рас-ть все сост-щие её элементы.Условия эффек-ти функц-ия сис-мы кор.р-ты:1)четкое пред-ие о субъекте на котор.напр-на кор.р-та2)Раз-ка осн-х принцип.и роли кор.р-ты в преодален. Сущ-х ОТК-ий в развит.3)раз-ка эффек-х форм, методов и средств кор-ции.

Принципы кор. Р-ты: 1)Превентивной нап-ти кор.р-ты.Реш-т задач.опереж.хар-ра для предупрежд.появлен 2-х откл-ий в психофиз-ом разв.реб.Успеш-ть решен.превентивной р-ты во многом зав-т от ран-го выявл.дет. С нар. Зр.,эф-ти методов кор-но-пед-ой диаг-ки и ран-й и своевремен.орг-ции кор-ой помощи снач.в семье, затем в усл-яхДОУ.Эф-ть также з-т отпрогноз-ия рез-ов кор.р-ты2)Пропедевтической роли кор.р-ты.Важен для введен.реб в разн видыдея-ти.3)Преобразующий,трансформирующей КР в форм-ие новых обходных спос-ов в орин-ции в окр.дей-ти.Когда у реб.появл.спе.знания,нав-ки и умен.основан.на перестроен.взаим-ия всех псих-х фун-ий,когда недостаток зрен.восполн-ся за счет полисенсорной связи сохр-х анал-ов.Усилен.регулирующ.роли речи,мышлен,памят итд.4)дефференциального подхода в КР.КР стр-сяс учетом состоян зрен дет,с учет глубины зр.нар,с уч.вр-ни наступл.5)Оптимальной инф-ой наполнён-ти КР.Предусм-ет самопр-ие реб,его воз-ти,потр-ти и склон-ти.на их основе созд-ся вокруг реб.инф-ое поле коррегирующ.его психику.пр-п основ-ся на инф-ой обеднен-ти проц-са познов-го и имеющ. разрыва межд реб и окр его миром.Целен-ая осозн инф-ия данная в доступн для реб форме явл важн-щим усл-ем соц-ой адапт.реб.6)Единства пед-га и реб.Включ в себя такие критер как адекв-ть сод-ия псих.пед возд-ия,состоян и ур-нюпсихофиз разв реб снар.зр.Оптимальн напр-тьКР и его проц-в на достиж объективно правд-х целей обеспеч прак-им возд-ем приводящ реб к осознан своих потанциальн-х возм-й,особ знач корекц.возд-ия состоит во взаимопониман и взаимопомощ пед-га и реб

.Вывод:При правельн орг-ой КР,при благоприятн псих-пед влиянии,при логичн оправд-х целях,средствах,сод-ях и мет-ах можн достичь мах рез-ов в кор-ции и психоф-ом раз-ии дет с нар.зр и форм-ии адапт-х возм-ей дет.

написать администратору сайта