Навигация по странице:
|
Цель Исследование особенностей индивидуальнотипологических свойств личности школьника. Задачи
Психологическое изучение и составление
психолого-педагогической характеристики классного коллектива.
Объект исследования:Класс учащихся подросткового возраста.
Цель: Исследование межличностных отношений в классном коллективе.
Задачи:
- изучение проявления взаимоотношений в классном коллективе;
- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
- освоение психодиагностических умений;
- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, на основе которой в дальнейшем можно планировать воспитательные мероприятия;
- формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.
Этапы работы:
1. Ведение наблюдения за учащимися в учебно-воспитательном процессе.
2. Изучение классного коллектива с помощью разнообразных методов исследования.
3. Обработка полученных эмпирических материалов.
4. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).
5. Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.
Методы исследования:
- наблюдение за общением и поведением учащихся;
- тестирование (использование следующих диагностических методик: «Социометрия» Я. Л. Морено; карта – схема для определения психологического климата в коллективе Л.Н. Лутошкина; ЦОЕ; методика Сишора для определения индекса групповой сплоченности);
- беседа и другие вспомогательные методы.
Методические рекомендации.
Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология развития» и «Социальная психология», которые дают представление студентам о социуме и взаимоотношениях в нем, движущих силах его развития и влиянии на формирование личности, особенностях межличностного общения в подростковом возрасте. Центральное звено данной практики – изучение влияния группового и межличностного взаимодействия на формирование отношений в классе. Учебная работа студентов предполагает проведение целенаправленного изучения межгрупповых и межличностных отношений в классе.
Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:
Общие сведения о классе (количество учащихся, половозрастной состав и другие сведения, важные с точки зрения студента - практиканта).
История формирования коллектива.
Охарактеризовать взаимоотношения, возникающие в учебной деятельности: успеваемость, поведение на уроке, общение, взаимопомощь, уровень умственного развития, ведущие мотивы учения (на основе наблюдения, беседы, работы со школьной документацией).
-
Описать психологический климат в коллективе: наблюдая за данным классом, заполнить карту – схему Л.Н. Лутошкина для общей оценки основных проявлений психологического климата. Определить коэффициент взаимности и коэффициент удовлетворенности (по результатам социометрии), которые также помогут охарактеризовать психологический климат, эмоциональное благополучие учеников в данном классе.
Охарактеризовать межличностные отношения в коллективе:
Дать характеристику официальной структуры класса. Провести социометрический эксперимент, построить социоматрицу и социограмму.
Дать характеристику статусных положений учеников данного класса («Звезды», «Предпочитаемые», «Принятые», «Непринятые», «Пренебрегаемые»). Показать дифференциацию класса на группы учеников, занимающих разное место в системе личных взаимоотношений. Особое внимание обратить на лидеров и изолированных детей. Показать лидера (лидеров) данного класса, его направленность, отношения лидера с членами своей группы, отношения лидеров друг с другом, совпадает ли реальный и формальный лидер.
Определить причины неблагоприятного положения ученика в данном классе.
Определить коэффициент благополучия взаимоотношений и индекс изолированности.
Есть ли связь между положением ученика в системе личных взаимоотношений и его успеваемостью.
Охарактеризовать групповую структуру (центрирование или децентрирование), выявить количество подгрупп и их взаимосвязи.
Определить уровень развития группы как коллектива:
Пользуясь данными, полученными в ходе проведения социометрии, описать уровень развития группы как коллектива. С подростками для этой цели можно провести методику СПСК (социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива), построить социально-психологический рельеф группы как коллектива.
7. Охарактеризовать эмоционально-волевую сферу класса; охарактеризовать отношения между юношами и девушками. На основе наблюдения и данных социометрии определить, насколько общими являются взаимоотношения юношей и девушек; кто чаще выбирает противоположный пол; существует ли боязнь юношей обнаружить свою симпатию к девушке, и наоборот, и т.д. Связать полученные данные с возрастными особенностями подростков.
Охарактеризовать жизнь коллектива вне учебных занятий, показать связь родителей с жизнью класса.
Охарактеризовать личностные и профессиональные качества классного руководителя, его способы управления коллективом.
Описать статус, достижения, особенности класса в масштабе школы, его участие в общественной жизни школы.
-
Дать характеристику конфликтов среди учащихся, описать их психологическую природу, способы разрешения.
На основе проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях межличностных отношений в данном классе.
Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (прежде всего, классному руководителю), определить тематику воспитательных мероприятий, направленных на разрешение выявленных проблем, и т.д.
Провести анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время всей практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
Наличие в характеристике фактического материала (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, общением и поведения учеников, опыта общения с ними и т.д.).
Логичность, доказательность рассуждений о классном коллективе.
Психологическая аргументация выводов.
Раскрытие своеобразия, неповторимости данного класса учащихся.
Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в межличностных отношениях, развертывание ее решения и т.д.).
Грамотное оформление отчета.
Своевременное предоставление отчета.
Литература для подготовки к исследованию и его выполнению:
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика. - М., 2001.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – Т. 2. - М., 2003.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
Рефлексия педагогического общения и психологический самоанализ урока.
Объект исследования: собственная профессиональная деятельность.
Цель: Исследование особенностей собственной профессиональной деятельности.
Задачи:
- изучение собственного стиля педагогического общения;
- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
- формирование профессиональной позиции педагога, стиля поведения;
- освоение профессиональной этики;
- изучение эффективности профессиональной деятельности;
- освоение психодиагностических умений;
- развитие умения объективно оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.
Этапы работы:
Самонаблюдение педагогического общения и зарождающегося стиля педагогической деятельности.
-
Изучение студентом – практикантом того, как он фактически воспринимается учащимися, с помощью специальных методик.
Обработка полученных результатов.
Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.).
Оформление и предоставление отчета о проделанной работе вместе с выводами и рекомендациями.
Методы исследования:
- наблюдение;
- самонаблюдение;
- тестирование (методика типа семантического дифференциала Ч. Осгуда).
Методические рекомендации.
Задание по психологии для педагогической практики студентов базируется на изучении курса “Педагогическая психология”, который дает представление студентам о психологических особенностях организации учебно-воспитательного процесса, структуре педагогической деятельности, стилях педагогического общения и педагогической деятельности. Центральное звено данной практики – подготовка будущих учителей к эффективной работе в образовательном учреждении с опорой на фундаментальные знания педагогической психологии и методов активного социально-педагогического обучения общению.
В отчете студенту – практиканту необходимо указать следующее:
1) Место прохождения практики (школа, класс, количество учащихся и т.д.).
2) Наиболее интересные, информативные записи педагогического общения по самонаблюдению, которые могут носить следующую форму:
- акты взаимодействия,
- их анализ,
- самооценка.
3) Гипотетически заполнить таблицу 1.
Таблица 1.
Форма для самостоятельного заполнения данных по методике типа семантического дифференциала Ч. Осгуда,
адаптированной А.Э. Штейнмец
№
|
|
+3
|
+2
|
+1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
|
А
|
Я открыт в общении с учениками, свободен и искренен в выражении своих чувств
|
|
|
|
|
|
|
|
Я держусь за свою социальную роль, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств
|
Б
|
Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность
|
|
|
|
|
|
|
|
Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен
|
В
|
Я пластичен и гибок в общении с учениками, легко схватываю и решаю ситуативные задачи
|
|
|
|
|
|
|
|
Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив
|
Г
|
Мое общение с учениками индивидуализировано, строится с учетом их личностных особенностей
|
|
|
|
|
|
|
|
Мое общение не дифференцируется индивидуальными особенностями школьников, я со всеми одинаков
|
Д
|
Я интеллектуально и эмоционально понимаю школьников, всегда могу взглянуть на проблему их глазами
|
|
|
|
|
|
|
|
Я плохо понимаю школьников, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни»
|
Е
|
Я доверяю учащимся и этим помогаю им поверить в себя
|
|
|
|
|
|
|
|
Я не склонен проявлять доверие, считаю, что дети всегда нуждаются в основательном контроле
|
Ж
|
Я справедлив в общении с учащимися
|
|
|
|
|
|
|
|
Я не справедлив
|
З
|
Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с мнением школьников
|
|
|
|
|
|
|
|
Я авторитарен, не люблю возражений, слишком склонен добиваться, чтобы все было по-моему.
|
Пространство каждой шкалы между противоположными значениями – континуум градаций выраженности признака от +3 до -3. Так, если практикант оценивает себя в целом положительно, то надо еще решить, насколько положительно. Если он считает, что его открытость в общении весьма выражена, ставится знак в колонку «+3»; выражена – «+2»; слабо выражена – «+1»; не выражена – «0». В случае отрицательной оценки себя по данной шкале следует поступить аналогично, но ставить знак уже в колонке с отрицательными значениями признака.
Обязательно необходимо связать результаты самонаблюдения и гипотетической работы со шкалами. Особую ценность представляют суждения студента о том, почему он именно таким образом оценивает себя по данной шкале.
4) Предоставить данные, полученные в результате проведения методики определения стиля педагогического общения Ч. Осгуда с учащимися (цель данной методики – изучение того, как школьники фактически воспринимают студента – практиканта) – таблица 2.
Таблица 2.
Форма для заполнения учащимися данных по методике типа семантического дифференциала Ч. Осгуда,
адаптированной А.Э. Штейнмец
№
|
|
+3
|
+2
|
+1
|
0
|
-1
|
-2
|
-3
|
|
А
|
Я открыт в общении с вами, свободен и искренен в выражении своих чувств
|
|
|
|
|
|
|
|
Замкнут, у меня жесткий самоконтроль, не допускающий проявления чувств
|
Б
|
Я уравновешен, мне свойственна лишь зрелая эмоциональность
|
|
|
|
|
|
|
|
Я расстраиваюсь из-за пустяков, импульсивен, раздражителен
|
В
|
Я пластичен и гибок в общении с вами, легко схватываю и разрешаю проблемы
|
|
|
|
|
|
|
|
Я не гибок, теряюсь в неожиданно меняющихся условиях, не находчив
|
Г
|
Мое общение с вами индивидуализировано, строится с учетом ваших характеров
|
|
|
|
|
|
|
|
Мое общение с вами не индивидуализированно, я со всеми одинаков
|
Д
|
Я хорошо понимаю ваши мысли и чувства, всегда могу взглянуть на проблему вашими глазами
|
|
|
|
|
|
|
|
Я плохо понимаю вас, склонен видеть ситуации и проблемы только «со своей колокольни»
|
Е
|
Я доверяю вам и этим помогаю вам поверить в себя
|
|
|
|
|
|
|
|
Я не склонен проявлять доверие и не помогаю вам поверить в себя
|
Ж
|
Я справедлив в общении с вами
|
|
|
|
|
|
|
|
Я не справедлив
|
З
|
Я в целом демократичен, стимулирую инициативу, считаюсь с вашим мнением
|
|
|
|
|
|
|
|
Я авторитарен, не люблю возражений, жестко ограничиваю ваше поведение.
|
Студент обращается к классу, в котором он выполнял обязанности классного руководителя (или просто к классу, в котором он работал больше, чем в других), приблизительно со следующими словами: «Я нахожусь в самом начале своей педагогической деятельности, поэтому мне очень хотелось бы узнать ваше мнение обо мне. Оно, несомненно, будет для меня очень полезным. Сейчас я попрошу вас оценить меня по нескольким признакам. Прошу также учесть, что ваше мнение будет для меня тем полезнее, чем оно искреннее. Сейчас я предложу вам таблицу и дам соответствующие пояснения».
Необходимые пояснения даются после раздачи учащимся копий таблицы.
Обработав полученные результаты, студенты получают средние значения по шкалам.
5) Провести сравнительный анализ своей профессиональной самооценки и оценки, полученной от учащихся. Удобно построить график, в котором оба результата совмещены.
6)
|
|
|