Психологическое изучение и составление
психолого-педагогической характеристики учащегося.
Объект исследования: учащийся подросткового возраста.
Цель: Исследование особенностей индивидуально-типологических свойств личности школьника.
Задачи:
- изучение индивидуальных особенностей личности подростка;
- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
- закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения курсов «Психология человека» и «Психология развития»;
- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление общей психолого-педагогической характеристики учащегося;
- разработка индивидуальных рекомендаций с учетом полученных результатов.
Этапы работы:
Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.
Диагностика индивидуально-типологических свойств личности (самооценка, темперамент, основные черты характера).
Обработка полученных результатов.
Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.);
Оформление и предоставление отчета о работе вместе с выводами, рекомендациями и исследовательскими материалами.
Необходимую информацию для составления характеристики можно получить при помощи следующих методов исследования:
- наблюдение (изучается внешняя сторона поведения ученика на уроке и вне его; полученные факты обязательно фиксируются в дневнике наблюдений);
- тестирование (объективное изучение конкретных психологических особенностей) – могут быть использованы методики для исследования самооценки, уровня притязаний и т.д.
- беседа (позволяет получить дополнительные или уточняющие данные; запись результатов беседы проводится сразу же после ее проведения, но в отсутствие ученика);
- анализ продуктов деятельности (позволяет получить дополнительные данные, которые могут характеризовать личность ученика) – анализ рисунков, сочинений;
- работа со школьной документацией (для получения дополнительных данных может использоваться личное дело, классный журнал).
Методические рекомендации.
Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курса «Психология человека» и «Психология развития». Его выполнение нацелено на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогической деятельности, на закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.
Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:
-
Общие сведения об ученике (школа, класс, имя, состав семьи, другие сведения, важные с точки зрения студента). Обращаем внимание, что в целях соблюдения принципа конфиденциальности, фамилия ученика не пишется.
Описать собственные мотивы, обусловившие выбор данного ученика.
Дать характеристику самооценки и уровня притязаний школьника, предположить, что повлияло на их формирование:
а) Наблюдая за учеником во время уроков и на перемене, отметить, какие характеристики наблюдаются у данного ученика (Табл. 1). Определить его самооценку.
Таблица 1.
Поведенческие проявления самооценки школьника
Самооценка школьника
|
Адекватная
|
Неадекватная
|
|
Пониженная
|
Повышенная
|
Бодр, активен
|
Замкнут, держится обособленно, избегает контактов со сверстниками
|
Высокомерен, пренебрежительно относится к товарищам
|
Уравновешен, быстро приспосабливается к новым условиям
|
Испытывает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников
|
По причине больших учебных успехов постоянно ставится в пример
|
Берется за выполнение тех заданий, с которыми в состоянии справиться
|
Робок, повышенно раним
|
Демонстрирует и всячески подчеркивает свою внешнюю красоту
|
Почти всегда пребывает в хорошем настроении
|
Переживает по поводу своей устойчиво слабой успеваемости
|
Переоценивает свои возможности
|
Прислушивается к замечаниям
|
Тревожен, легко теряется в изменяющихся условиях
|
Любит выступать перед аудиторией
|
Адекватно реагирует на похвалу в свой адрес
|
Выступление перед товарищами – пытка для него
|
Испытывает большое удовольствие от лести в свой адрес
|
Учится стабильно
|
Играет роль классного шута
|
Не любит критики в свой адрес
|
б) Подтвердить свои предположения, сделанные на основе наблюдения, проведя диагностическую методику по определению самооценки и уровня притязаний.
4. Описать эмоционально-волевое развитие данного подростка:
Наблюдая за школьником на уроке и вне учебной деятельности, определить:
- преобладающее самочувствие, состояние активности ученика;
- типичное для школьника настроение;
- факторы, определяющие настроение.
Также можно провести методику САН (Самочувствие, активность, настроение).
5. Охарактеризовать тип темперамента:
а) Наблюдая за поведением ученика, выявить особенности в поведении по основным показателям, предложенным в таблице 2. На основе этого наблюдения сделать вывод об особенностях высшей нервной деятельности данного ученика и типа его темперамента.
Таблица 2.
Поведенческие проявления свойств высшей нервной деятельности
1. Сила протекания нервных процессов
|
2. Уравновешенность нервных процессов
|
3. Подвижность нервных процессов
|
Способен ли выносить действие сильных раздражителей (громкие звуки, резкий тон в обращении и т.д.)
|
Преобладающее состояние ученика: спокойное, заторможенное или возбужденное, деятельное. Равновесие этих состояний
|
Темп движения при ходьбе, выполнении трудовой деятельности, учебных заданий
|
Может ли выполнять трудные поручения или ответственные задания без дальнейшего нарушения хода нормальной психической деятельности
|
Особенность смены возбуждения торможением и, наоборот, (во время учебной деятельности)
|
Темп смены тормозного состояния возбуждением и, наоборот, при переходе от деятельности к пассивному состоянию, от пассивного состояния к деятельности
|
Умеет ли длительное время сосредотачиваться на одном занятии, не проявляя признаков утомляемости
|
Степень проявления энергичности, активности по отношению к деятельности (торопливость при выполнении поручений или быстрота без торопливости)
|
Быстрота и легкость перехода каждого ученика от одного вида деятельности к другому, скорость смены одного настроения (положительного) другим (отрицательным)
|
Проявляет ли активность, бодрость в действиях или, наоборот, робость, неуверенность в себе
|
Умение сдерживать себя, свои чувства или несдержанность, порывистость, резкость
|
Быстрота возникновения чувств в ответ на внешние воздействия
|
Меняется ли поведение при задержке ожидаемого или привычного занятия (начало какого-то мероприятия, развлечения и т.д.)
|
|
Легкость приспособления к новым условиям (быстро или медленно привыкает или отвыкает, знакомится с новыми людьми, широкая или избирательная общительность)
|
б) Исходя из наблюдения за учеником и беседы с ним, по предложенным признакам определить тип темперамента (таблица 3).
Таблица 3.
Поведенческие проявления типов темперамента
Сангвиник
|
Флегматик
|
Холерик
|
Меланхолик
|
Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении.
|
Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется.
|
Нередко вспыльчив, несдержан, поэтому бывает недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами.
|
Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям. Так, спрошенный на уроке в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, но осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
|
Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается.
|
Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя.
|
Может просидеть над трудной задачей долго, раздражаясь при попытках его отвлечь.
|
Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы.
|
Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое, кстати сказать чаще бывает приподнятым.
|
Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, на уроках внимателен.
|
Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания.
|
Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется.
|
Расстраивается редко и ненадолго.
|
Спокоен.
|
В отношениях с товарищами слишком прямолинеен.
|
Настроение чаще пасмурное.
|
в) Провести с учеником тестирование по методике Айзенка для определения типа темперамента (вариант методики выбирается с учетом возраста испытуемого). Подтвердились ли выводы, сделанные на основе наблюдения и беседы с учеником, результатами теста?
Описать основные черты характера подростка, проявляющиеся в отношении: а) к труду; б) к учению; в) к сверстникам и взрослым; г) к самому себе.
Охарактеризовать отношения ученика с учителями, его участие в общественной жизни школы.
-
Описать положение ученика в коллективе: отношения с одноклассниками, типичные конфликты, друзья (привести примеры из наблюдения).
На основании проведенного исследования сделать окончательный вывод об особенностях личности данного школьника:
- степень адаптации ученика к школе и классу;
- состояние общего личностного развития, в чем успешность становления личности;
- какие имеются проблемы личностного характера;
- каковы перспективы дальнейшего развития.
Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (школьнику, учителям, родителям): определить пути индивидуального подхода к данному ученику в процессе обучения и воспитания с учетом полученных результатов, на какие сильные стороны личностного развития, следует опираться, какие особенности затрудняют жизнедеятельность подростка (или таковых нет) и т.д.
Анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и практики в целом, проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
Подтверждение характеристики фактическими материалами (фактами, событиями школьной жизни, признаками поведения ученика, опыта общения с ним и т.д.).
Логичность, доказательность рассуждений о личности ученика.
Психологическая аргументация выводов.
Полнота раскрытия своеобразия личности подростка.
Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение проблемы в личности учащегося, развертывание ее решения).
Грамотность в оформлении отчета.
Своевременное предоставление отчета.
Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его выполнению:
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М., 1992.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии.- М.: 2001.
Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека.- М., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д, 2003.
Литература для методической подготовки к исследованию и его выполнению:
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2006.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3:Психодиагностика.- М., 2001.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста - М., 2003.
Изучение познавательных и личностных особенностей ученика, обеспечивающих успешность/неуспешность в учебном предмете.
Объект исследования:учащийся подросткового возраста.
Цель: Исследование интересов и склонностей школьника к учебному предмету, мотивации учебной деятельности, когнитивных свойств.
Задачи:
- изучение проявления возрастных и индивидуальных особенностей познавательной сферы подростка, сферы направленности;
- освоение психодиагностических умений;
- развитие навыков эмпатийного взаимодействия с учащимися;
- определение взаимосвязи между уровнем развития познавательных процессов школьника, мотивации учебной деятельности, интересами и его успеваемостью в школе;
- знакомство со спецификой деятельности педагога – предметника;
- обобщение знаний, полученных в ходе индивидуальной исследовательской работы – составление психолого-педагогическую характеристику учащегося как субъекта учебной деятельности;
- формирование профессиональной позиции педагога – развитие умения оценивать собственные действия в осваиваемой профессионально-педагогической деятельности.
Этапы работы:
1. Ведение наблюдения за учащимся в учебно-воспитательном процессе.
2. Диагностика индивидуальных и возрастных особенностей познавательной сферы учащегося (память, внимание, мышление, речь).
3. Исследование направленности личности.
4. Обработка полученных результатов.
5. Рефлексивный анализ собственной деятельности (качество выполнения задания, впечатления от его выполнения, собственное отношение к заданию в целом, впечатления о практике и т.д.);
6. Оформление и предоставление отчета о работе вместе с выводами и рекомендациями.
Методы исследования:
- наблюдение;
- тестирование;
- беседа и другие вспомогательные методы (анализ продуктов деятельности ученика и т.д.).
Методические рекомендации.
Содержание задания базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Психология человека», «Психология развития» и «Педагогическая психология». Его выполнение нацелено на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогической деятельности.
Отчет может быть оформлен в произвольной форме. Но он должен отражать весь комплекс вопросов, изученных и отработанных студентом за период практики. А именно:
Общие сведения об ученике (без указания фамилии).
Описать мотивы, обусловившие выбор данного ученика студентом (успеваемость/неуспеваемость подростка по данному предмету).
Дать характеристику мотивации учебной деятельности школьника.
Определить преобладающий уровень успеваемости по данному предмету (работа со школьной документацией).
Описать интересы подростка к данному предмету (используя данные, полученные в ходе беседы с подростком, анкетирования или тестирования).
Определить состояние дисциплины и ответственности подростка в учебной деятельности, исходя из наблюдения и беседы с ним (дисциплинирован или нет, насколько переживает промахи и т.д.).
Охарактеризовать познавательный аспект:
- интеллектуальная восприимчивость, полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения;
- внимательность на уроках (умение концентрировать, распределять внимание, устойчивость, объем внимания);
- быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала, владение приемами осмысленного запоминания;
- владение приемами умственной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование;
- наличие интеллектуально-творческих качеств (творческое воображение, оригинальность, ассоциативность мышления, интуиция).
8. Охарактеризовать особенности взаимоотношений подростка с учителем – предметником (на основе наблюдения и беседы с учащимся).
9. На основании проведенного исследования сделать окончательные выводы: рассуждения об успеваемости/неуспеваемости подростка по данному учебному предмету в целом с учетом результатов проведенного исследования. Также необходимо показать взаимосвязь между учебной мотивацией, интересами, возрастными и индивидуальными особенностями познавательных процессов, особенностями взаимоотношений с учителем – предметником, - и успеваемостью ученика при обучении, успешностью овладения учебным предметом.
10. Разработать психологически грамотные педагогические рекомендации (ученику, родителям, учителю – предметнику).
11. Провести анализ собственной деятельности: описать чувства, эмоции, которые возникли как при выполнении задания по психологии, так и во время практики в целом, необходимо проанализировать возникшие затруднения и возможные способы их преодоления.
В конце отчета обязательно прилагаются исследовательские и диагностические материалы.
Критерии оценки качества выполнения задания:
1. Подтверждение теоретических предположений фактическим материалом (обоснованность гипотез результатами наблюдений, фактами, событиями школьной жизни, признаками поведения ученика, опыта общения с ним и т.д.).
Психологическая аргументация выводов.
Психологическая содержательность педагогических рекомендаций (усмотрение причин успеваемости/неуспеваемости по учебному предмету, их раскрытие и т.д.).
Грамотное оформление отчета.
Своевременное предоставление отчета.
Литература для теоретического обзора при подготовке к исследованию и его выполнению:
1. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1982.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова.- М., 1990.
Литература для методической подготовки к исследованию и его выполнению:
1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика.- М.: 2001.
2. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб, 2001.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста - М., 2003.
|