Дисциплина «Архитектура ЭВМ и систем»
Классификация вычислительных систем.
Понятие архитектуры и микроархитектуры. Классификация вычислительных средств по архитектуре (классификация Флинна).
Микропроцессор. Состав и основные функции.
Микропроцессор. Вычислительный процесс. Процессоры RISC и CISC.
Архитектура IA-32. Режимы работы процессора.
Архитектура IA-32. Особенности представления информации.
Архитектура IA-32. Регистры общего назначения и сегментные регистры.
Архитектура IA-32. Регистры смещений и регистр флагов.
Архитектура IA-32. Организация памяти.
Архитектура IA-32. Организация прерываний.
Ассемблер. Области применения. Достоинства и недостатки.
Ассемблер. Структура программы. Модель памяти SMALL. Основные типы предложений.
Ассемблер. Описание сегмента данных. Способы адресации памяти.
Ассемблер. Команды пересылки данных. Арифметические команды
Ассемблер. Команды переходов. Процедуры.
Ассемблер. Команды управления циклами. Команды прерывания.
Запоминающие устройства. Иерархичная организация памяти. Основные показатели быстродействия системы памяти.
Физические основы работы внутренней памяти. Энергозависимая память. Внутренняя энергонезависимая память.
Аппаратно-программные методы ускорения обработки данных. Распараллеливание операции
Аппаратно-программные методы ускорения обработки данных. Кэширование памяти.
Кэш прямого отображения. Наборно-ассоциативный и ассоциативный кэш.
Математическая модель нейрона, как объекта, обрабатывающего информацию.
Архитектура нейрокомпьютеров. Классы задач ИНС.
Архитектура нейрокомпьютеров. Построение ИНС.
Архитектура нейрокомпьютеров. Обучение ИНС.
Дисциплина «Информационные сети»
История развития информационных сетей.
Классификация информационных сетей.
Топология информационных сетей. Сравнительный анализ.
Управление доступом в информационных сетях. Основные методы, сравнительный анализ.
Модель взаимодействия OSI, краткая характеристика её отдельных уровней.
Стандартные стеки коммуникационных протоколов. Сравнительный анализ.
Структура стека протоколов TCP/IP. Функции структурных элементов стека.
Адресация в IP.
Доменная адресация в IP-сетях. DNS.
Аналоговая модуляция цифрового сигнала.
Цифровое кодирование. Общие сведения. Требования к методам кодирования.
Дисциплина «Проектирование информационных систем»
Технология проектирования ИС. Жизненный цикл программного обеспечения ИС. Модели жизненного цикла.
Состав стадий и этапов канонического проектирования ИС. Состав и содержание работ на предпроектной стадии создания ИС.
Состав и содержание работ на стадии техно-рабочего проектирования.
-
Состав и содержание работ на стадиях внедрения, эксплуатации и сопровождения проекта.
Основные понятия и классификация технологических процессов обработки данных. Проектирование технологических процессов обработки данных.
Структурный подход к проектированию ИС. Функциональная модель.
Моделирование потоков данных. Диаграммы потоков данных. Состав диаграмм. Иерархия диаграмм.
Объектно-ориентированнаяметодология описания предметной области. Канонические диаграммы языка UML.
Сопоставление и взаимосвязь структурного и объектно-ориентированного подходов.
Современные технологии проектирования программного обеспечения ИС. Технология Rational Unified Process (RUP). Технология Oracle.
Общая характеристика проектов внедрения информационных систем. Назначение и состав методологий внедрения.
Типовое проектирование ИС.
Прототипное проектирование ИС (RAD-технология)
Организация управления процессом проектирования ИС. Организационные формы управления проектированием ИС.
Технология применения методов сетевого планирования и управления для разработки проекта ИС.
Состав и характеристика интегрированных CASE-средств проектирования программного обеспечения.
Классификация CASE-средств проектирования программного обеспечения
Технология внедрения CASE-средств. Определение потребностей в CASE-средствах.
Оценка и выбор CASE-средств. Выполнение пилотного проекта. Практическое внедрение CASE-средств.
Вспомогательные средства поддержки жизненного цикла программного обеспечения ИС.
Дисциплина «Объектное моделирование информационных систем»
Методология объектно-ориентированного анализа и проектирования
Основные этапы развития языка UML. Канонические диаграммы языка UML
Диаграмма вариантов использования. Основные элементы диаграммы вариантов использования.
Диаграмма классов. Понятие класса, атрибуты класса. Операции класса. Отношения и их графическое изображение на диаграмме классов.
Диаграмма кооперации. Объекты и их графическое изображение. Связи и сообщения на диаграмме кооперации
Диаграмма последовательности. Объекты и их изображение на диаграмме последовательности. Сообщения на диаграмме последовательности
Диаграмма состояний. Состояние и его графическое изображение. Переход и событие.
Диаграмма деятельности. Состояния деятельности и действия. Переходы на диаграмме деятельности
Диаграмма компонентов.
Диаграмма развертывания. Соединения и зависимости на диаграмме развертывания
Дисциплина «Информационная безопасность и защита информации»
Понятие информационной безопасности (ИБ), основные составляющие.
Основные угрозы ИБ, классификация угроз.
Уровни обеспечения информационной безопасности.
Законодательство РФ в области ИБ. Основные законодательные акты.
Международные и национальные стандарты в области ИБ.
Административный уровень ИБ. Политика обеспечения ИБ.
Процедурный уровень. Основные классы мер процедурного уровня.
Основные понятия криптографии. Классификация криптоалгоритмов.
Ассиметричные криптоалгоритмы. Основные принципы и угрозы.
Симметричные криптоалгоритмы. Основные принципы и угрозы.
Основные понятия криптоанализа. Классификация методов криптоанализа. Частотный криптоанализ.
Современные методы криптоанализа.
Стандарт шифрования DES.
Стандарт шифрования RSA.
Основные протоколы защиты каналов передачи данных. Сравнительный анализ.
Протокол защиты каналов передачи данных SSL.
Протокол защиты каналов передачи данных IPSec.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Основные принципы и угрозы.
Законодательные аспекты использования ЭЦП в России.
Основные алгоритмы (стандарты) ЭЦП ГОСТ Р 34.10-2001.
Основные алгоритмы (стандарты) ЭЦП DSA.
Обзор основных подходов к аутентификации, авторизации, аудиту (ААА).
Протоколы ААА RADIUS, TACACS+.
Протокол сетевой аутентификации «Kerberos».
Антивирусная безопасность, основные проблемы и их решения.
Дисциплина «Системы управления базами данных»
Основные понятия банков данных. Информация и данные. Модели данных.
Уровни представления данных: внешний, концептуальный, внутренний уровни. Физическая и логическая независимость.
База данных как информационная модель предметной области. Понятие СУБД. Функции СУБД.
Реляционная модель данных. Реляционные отношения. Целостность данных.
Проектирование реляционных баз данных на основе принципов нормализации.
Инфологическая модель «сущность-связь». Требования и подходы к инфологическому моделированию.
Индексы и методы доступа.
Архитектуры баз данных: локальные базы данных, архитектура «файл-сервер», архитектура «клиент-сервер».
Языковые средства СУБД. Классификация языковых средств СУБД.
Язык SQL. Основные возможности, назначение и особенности языка.
Система безопасности сервера баз данных. Управление доступом. Общие сведения.
Пользователи и роли. Общие принципы. Создание пользователя и настройка его параметров.
Серверные роли. Разрешения на уровне сервера.
Пользователи и схемы баз данных. Встроенные пользователи баз данных.
Роли баз данных и роли приложений. Предоставление прав на объекты в базе данных.
Администрирование баз данных. Уровни администрирования СУБД. Функции администратора СУБД.
Практические задания
Дисциплина «Теория информационных процессов и систем»
Исходный алфавит источника сообщений состоит из десяти символов 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Определить среднее количество информации на символ в заданном сообщении. Построить код Шеннона для экономного кодирования данного сообщения, определить среднюю длину кодового слова: “24901578359867385485”.
сходный алфавит источника сообщений состоит из десяти символов а,б,в,г,д,е,ж,з,и,к. Определить среднее количество информации на символ в заданном сообщении. Построить код Хаффмана для экономного кодирования данного сообщения, определить среднюю длину кодового слова: “вдбезкаиеигекизгдиже”.
Исходный алфавит источника сообщений состоит из десяти символов 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Определить среднее количество информации на символ в заданном сообщении. Построить код по заданному дереву для экономного кодирования данного сообщения, определить среднюю длину кодового слова:”95482453878359015867”
Корень
Исходный алфавит источника сообщений состоит из десяти символов а,б,в,г,д,е,ж,з,и,к. Определить среднее количество информации на символ в заданном сообщении. Построить код по заданному дереву для экономного кодирования данного сообщения, определить среднюю длину кодового слова:“зиггдвкаиеекидбезиже”
Корень
Исходный алфавит источника сообщений состоит из десяти символов 0,1,2,3,4,5,6,7. Сообщения источника кодируются с помощью приведенного кода.
0 - 0000
1 - 00011
2 - 11
3 - 10
4 - 0011
5 - 011
6 - 0010
7 - 010
Раскодировать заданное сообщение: 110001111000001011011100010011110011100101001110.
Определить среднее количество информации на символ и среднюю длину кодового слова. Определить длину кодового слова при кодировании данного сообщения с помощью равномерного кода.
-
Источник передает информацию в виде пакетов со структурой c1c2c3g1g2g3g4, где ci – контрольные биты, gj – информационные биты. При отправке пакета контрольные биты задаются так, чтобы контрольные суммы s1, s2 и s3 были четными.
s1= c1+g1+g3+g4, s2= c2+g1+g2+g4, s3= c3+g2+g3+g4.
Предполагая, что вероятность появления при передаче более одной ошибки в пакете пренебрежимо мала, выяснить какие из следующих принятых пакетов содержат ошибку и восстановить их.
0011100, 0110110, 1001011, 1100101, 0111101, 1011010, 1111111, 0011000.
Источник передает информацию в виде пакетов со структурой c1c2c3g1g2g3g4, где ci – контрольные биты, gj – информационные биты. При отправке пакета контрольные биты задаются так, чтобы контрольные суммы s1, s2 и s3 были четными.
s1= c1+g1+g2+g4, s2= c2+g2+g3+g4, s3= c3+g1+g3+g4.
Предполагая, что вероятность появления при передаче более одной ошибки в пакете пренебрежимо мала, выяснить какие из следующих принятых пакетов содержат ошибку и восстановить их.
1010010, 0111001, 0100111, 1110110, 0011101, 0000000, 1011010, 1001000.
Источник передает информацию в виде пакетов со структурой c1c2c3g1g2g3g4, где ci – контрольные биты, gj – информационные биты. При отправке пакета контрольные биты задаются так, чтобы контрольные суммы s1, s2 и s3 были четными.
s1= c1+g2+g3+g4, s2= c2+g1+g2+g3.
Предполагая, что вероятность появления при передаче более одной ошибки в пакете пренебрежимо мала, определить контрольную сумму s3, из условия однозначной определимости ошибочно переданного бита по значениям контрольных сумм и контрольных битов. Определить значения контрольных битов для заданных информационных частей пакетов.
0010, 1001, 0111, 0110, 1101, 0000, 1010, 1000.
Источник передает информацию в виде пакетов со структурой c1c2c3g1g2g3g4, где ci – контрольные биты, gj – информационные биты. При отправке пакета контрольные биты задаются так, чтобы контрольные суммы s1, s2 и s3 были четными.
s1= c1+g1+g2+g4, s2= c2+g2+g3+g4.
Предполагая, что вероятность появления при передаче более одной ошибки в пакете пренебрежимо мала, определить контрольную сумму s3, из условия однозначной определимости ошибочно переданного бита по значениям контрольных сумм и контрольных битов. Определить значения контрольных битов для заданных информационных частей пакетов.
0100, 0011, 1011, 1101, 0110, 1001, 1110, 0001.
Источник передает информацию в виде пакетов со структурой 1c2c3c4g1g2g3g4g5g6g7g8g9g10g11, где ci – контрольные биты, gj – информационные биты. При отправке пакета контрольные биты задаются так, чтобы контрольные суммы s1, s2, s3 и s4 были четными.
s1= c1+g1+g2+g3+g4+g5+g9+g10, s2= c2+g1+g2+g3+g6+g7+g9+g11,
s3= c3 +g2+g3+g4+g6+g8+g10+g11, s4= c4+g3+g5+g7+g8+g9+g10+g11.
Предполагая, что вероятность появления при передаче более одной ошибки в пакете пренебрежимо мала, выяснить какие из следующих принятых пакетов содержат ошибку и восстановить их.
110000111001011, 100100010110101, 011010010001000.
Источник передает информацию в виде пакетов со структурой c1c2c3c4g1g2g3g4g5g6g7g8g9g10g11, где ci – контрольные биты, gj – информационные биты. При отправке пакета контрольные биты задаются так, чтобы контрольные суммы s1, s2, s3 и s4 были четными.
s1= c1+g1+g2+g3+g4+g6+g7+g8, s2= c2+g1+g2+g3+g5+g6+g9+g11,
s3= c3 +g1+g2+g4+g5+g7+g10+g11.
Предполагая, что вероятность появления при передаче более одной ошибки в пакете пренебрежимо мала, определить контрольную сумму s4, из условия однозначной определимости ошибочно переданного бита по значениям контрольных сумм и контрольных битов. Определить значения контрольных битов для заданных информационных частей пакетов.
00101101011, 10100010101, 10000011000.
Дисциплина «Надежность информационных систем»
-
Система состоит из двух блоков, так что она работоспособна при условии, что оба блока работают безотказно. Определить вероятность безотказной работы системы за 400 суток от начала работы, если первый блок описывается экспоненциальным распределением времени безотказной работы со среднем временем безотказной работы 300 суток, а второй – Распределением Рэлея с наиболее вероятным временем отказов 500 суток. Определить вероятность безотказной работы за то же время, если введено раздельное резервирование с постоянным включением.
Система состоит из двух блоков, так что она работоспособна при условии, что оба блока работают безотказно. Определить вероятность безотказной работы системы за 500 суток от начала работы, если первый блок описывается экспоненциальным распределением времени безотказной работы со среднем временем безотказной работы 400 суток, а второй – Распределением Рэлея с наиболее вероятным временем отказов 550 суток. Определить вероятность безотказной работы за то же время, если введено общее резервирование с постоянным включением.
Пользователь работал с программой в течение рабочего дня (8 часов). Во время работы 16 раз возникали сбои. Оценить вероятность того, что при работе программы в течение часа возникнет более двух сбоев.
Пользователь работал с программой в течение рабочего дня (8 часов). Во время работы 32 раза возникали сбои. Оценить вероятность того, что при работе программы в течение часа возникнет не менее трех сбоев.
Схема надежности устройства, состоящего из независимых элементов, имеет вид (числа на схеме указывают номера элементов)
12
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
Определить вероятность безотказной работы устройства, если известны вероятности безотказной работы каждого элемента (pi). Определить, как изменится вероятность безотказной работы устройства, если элемент с номером 3 выйдет из строя до начала работы.
Вероятности безотказной работы элементов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
0,8
|
0,9
|
0,9
|
0,85
|
0,95
|
0,85
|
0,9
|
0,8
|
0,85
|
0,9
|
0,95
|
0,8
|
Схема надежности устройства, состоящего из независимых элементов, имеет вид (числа на схеме указывают номера элементов)
11
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
12
Определить вероятность безотказной работы устройства, если известны вероятности безотказной работы каждого элемента (pi). Определить, как изменится вероятность безотказной работы устройства, если элемент с номером 5 выйдет из строя до начала работы.
Вероятности безотказной работы элементов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
0,85
|
0,95
|
0,85
|
0,85
|
0,8
|
0,8
|
0,95
|
0,85
|
0,95
|
0,8
|
0,95
|
0,85
|
-
Перечислить и объяснить ошибки, которые могут возникать при работе фрагмента программы после многоточия
var a,b,c: real; //глобальное описание переменных
…………………….
a:=StrToFloat(Edit1.Text); b:=StrToFloat(Edit2.Text);
c:=a+b;
c:=ln(a/c);
Перечислить и объяснить ошибки, которые могут возникать при работе фрагмента программы после многоточия
ar a,b,c: real; //глобальное описание переменных
…………………….
a:=StrToFloat(Edit1.Text); b:=StrToFloat(Edit2.Text);
c:=a-b;
c:=sqrt (b*c);
Перечислить и объяснить ошибки, которые могут возникать при работе фрагмента программы после многоточия
var a, c: real; b:=variant; //глобальное описание переменных
…………………….
a:=StrToFloat(Edit1.Text);
a:=a+b;
c:=sqrt (a*exp(a));
Дисциплина «Системы управления базами данных»
Для предложенной (согласно варианту) предметной области разработать реляционную модель базы данных, находящуюся в третьей нормальной форме.
1. Страховая компания
Задача: отслеживание финансовой деятельности компании.
Компания имеет различные филиалы по всей стране. Каждый филиал характеризуется названием, адресом и телефоном. Деятельность компании организована следующим образом: к вам обращаются различные лица с целью заключения договора о страховании. В зависимости от принимаемых на страхование объектов и страхуемых рисков договор заключается по определенному виду страхования (например, страхование автотранспорта от угона, страхование домашнего имущества, добровольное медицинское страхование). При заключении договора вы фиксируете дату заключения, страховую сумму, вид страхования, тарифную ставку и филиал, в котором заключался договор.
2. Гостиница
Задача: отслеживание финансовой стороны работы гостиницы.
Гостиница предоставляет номера клиентам на определенный срок. Каждый номер характеризуется вместимостью, комфортностью (люкс, полулюкс, обычный) и ценой. Вашими клиентами являются различные лица, о которых вы собираете определенную информацию (фамилия, имя, отчество и некоторый комментарий). Сдача номера клиенту производится при наличии свободных мест в номерах, подходящих клиенту по указанным выше параметрам. При поселении фиксируется дата поселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения.
3. Ломбард
Задача: отслеживание финансовой стороны работы ломбарда.
К вам в ломбард обращаются различные лица с целью получения денежных средств под залог определенных товаров. У каждого из приходящих к вам клиентов вы запрашиваете фамилию, имя, отчество и другие паспортные данные. После оценивания стоимости принесенного в качестве залога товара вы определяете сумму, которую готовы выдать на руки клиенту, а также свои комиссионные. Кроме того, определяете срок возврата денег. Если клиент согласен, то ваши договоренности фиксируются в виде документа, деньги выдаются клиенту, а товар остается у вас. В случае если в указанный срок не происходит возврата денег, товар переходит в вашу собственность.
4. Реализация готовой продукции
Задача: отслеживание финансовой стороны работы компании, занимающейся оптово-розничной продажей различных товаров.
Компания торгует товарами из определенного спектра. Каждый из этих товаров характеризуется наименованием, оптовой ценой, розничной ценой и справочной информацией. В вашу компанию обращаются покупатели. Для каждого из них вы запоминаете в базе данных стандартные данные (наименование, адрес, телефон, контактное лицо) и составляете по каждой сделке документ, запоминая наряду с покупателем количество купленного им товара и дату покупки.
5. Бюро по трудоустройству
Задача: отслеживание финансовой стороны работы бюро.
Бюро готово искать работников для различных работодателей и вакансии для ищущих работу специалистов различного профиля. При обращении к вам клиента-работодателя его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон) фиксируются в базе данных. При обращении к вам клиента-соискателя его стандартные данные (фамилия, имя, отчество, квалификация, профессия, иные данные) также фиксируются в базе данных. По каждому факту удовлетворения интересов обеих сторон составляется документ. В документе указываются соискатель, работодатель, должность и комиссионные (доход бюро).
6. Нотариальная контора
Задача: отслеживание финансовой стороны работы нотариальной конторы.
Фирма готова предоставить клиенту определенный комплекс услуг. Для наведения порядка вы формализовали эти услуги, составив их список с описанием каждой услуги. При обращении к вам клиента его стандартные данные (название, вид деятельности, адрес, телефон) фиксируются в базе данных. По каждому факту оказания услуги клиенту составляется документ. В документе указываются услуга, сумма сделки, комиссионные (доход конторы), описание сделки.
7. Курсы повышения квалификации
Задача: организация курсов повышения квалификации.
В вашем распоряжении имеются сведения о сформированных группах студентов. Группы формируются в зависимости от специальности и отделения. В каждую из них включено определенное количество студентов. Проведение занятий обеспечивает штат преподавателей. Для каждого из них у вас в базе данных зарегистрированы стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, телефон) и стаж работы. В результате распределения нагрузки вы получаете информацию о том, сколько часов занятий проводит каждый преподаватель с соответствующими группами. Кроме того, хранятся сведения о типе проводимых занятий (лекции, практика), предмете и оплате за 1 час.
8. Определение факультативов для студентов
Задача: организация факультативов в высшем учебном заведении.
В вашем распоряжении имеются сведения о студентах, включающие стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Преподаватели вашей кафедры должны обеспечить проведение факультативных занятий по некоторым предметам. По каждому факультативу установлены определенное количество часов и вид проводимых занятий (лекции, практика, лабораторные работы). В результате работы со студентами у вас появляется информация о том, на какие факультативы записался каждый из них. Существует некоторый минимальный объем факультативных предметов, которые должен прослушать каждый студент. По окончании семестра вы заносите информацию об оценках, полученных студентами на экзаменах.
9. Учет телефонных переговоров
Задача: отслеживание стоимости междугородних телефонных переговоров.
Вы работаете в коммерческой службе телефонной компании. Компания предоставляет абонентам телефонные линии для междугородних переговоров. Абонентами компании являются юридические лица, имеющие телефонную точку, ИНН, расчетный счет в банке. Стоимость переговоров зависит от города, в который осуществляется звонок, и времени суток (день, ночь). Каждый звонок абонента автоматически фиксируется в базе данных. При этом запоминаются город, дата, длительность разговора и время суток.
10. Библиотека
Задача: отслеживание финансовых показателей работы библиотеки.
Вы являетесь руководителем библиотеки. Ваша библиотека решила зарабатывать деньги, выдавая напрокат некоторые книги, имеющиеся в небольшом количестве экземпляров. У каждой книги, выдаваемой в прокат, есть название, автор, жанр. В зависимости от ценности книги вы определили для каждой из них залоговую стоимость (сумма, вносимая клиентом при взятии книги напрокат) и стоимость проката (сумма, которую клиент платит при возврате книги, получая назад залог). В библиотеку обращаются читатели. Все читатели регистрируются в картотеке, которая содержит стандартные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон). Каждый читатель может обращаться в библиотеку несколько раз. Все обращения читателей фиксируются, при этом по каждому факту выдачи книги запоминаются дата выдачи и ожидаемая дата возврата.
Построение SQL-запросов
Провести анализ структуры базы данных «STUDIUM» (рис. 1).
Рис. 1 – Реляционная модель базы данных «STUDIUM»
Описание полей таблицы STUDENT (СТУДЕНТ):
STUDENT_ID — числовой код, идентифицирующий студента (int),
SURNAME — фамилия студента (varchar(20)),
NAME — имя студента (varchar(15)),
STIPEND — стипендия, которую получает студент (smallmoney),
KURS — курс, на котором учится студент (int),
CITY — город, в котором живет студент (varchar(10)),
BIRTHDAY — дата рождения студента (datetime),
UNIV_ID— числовой код, идентифицирующий университет, в котором учится студент (int).
Описание полей таблицы LECTURER (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ):
LECTURER_ID — числовой код, идентифицирующий преподавателя (int),
SURNAME — фамилия преподавателя (varchar(20)),
NAME — имя преподавателя (varchar(15)),
CITY — город, в котором живет преподаватель (varchar(10)),
UNIV_ID — идентификатор университета, в котором работает преподаватель (int).
Описание полей таблицы SUBJECT (ПРЕДМЕТ ОБУЧЕНИЯ):
SUBJ_ID — идентификатор предмета обучения (int),
SUBJ_NAME — наименование предмета обучения (varchar(20)),
HOUR — количество часов, отводимых на изучение предмета (int),
SEMESTER — семестр, в котором изучается данный предмет (int).
Описание полей таблицы UNIVERSITY (УНИВЕРСИТЕТЫ):
UNIV_ID — идентификатор университета (int),
UNIV_NAME — название университета (varchar(20)),
RATING — рейтинг университета (int),
CITY — город, в котором расположен университет (varchar(10)).
Описание полей таблицы EXAM_MARKS (ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ОЦЕНКИ):
EXAM_ID — идентификатор экзамена (int),
STUDENT_ID — идентификатор студента (int),
SUBJ_ID — идентификатор предмета обучения (int),
MARK — экзаменационная оценка (int),
EXAM DATE — дата экзамена (datatime).
Описание полей таблицы SUBJ_LECT (УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ):
LECTURER_ID — идентификатор преподавателя (int),
SUBJ ID — идентификатор предмета обучения (int).
Согласно варианту задания построить SQL-запрос к базе данных на основе имеющихся записей в таблицах, представленных ниже.
Таблица STUDENT
Таблица LECTURER Таблица SUBJECT
Таблица UNIVERSITY Таблица EXAM_MARKS
Таблица SUBJ_LECT
Варианты запросов к базе данных:
1. Напишите запрос для определения количества изучаемых предметов на каждом курсе.
2. Напишите запрос для определения количества студентов, сдававших каждый экзамен.
3. Напишите запрос для получения среднего балла для каждого экзамена.
4. Напишите запрос для получения среднего балла для каждого студента.
5. Напишите запрос, который выполняет вывод данных для каждого конкретного дня сдачи экзамена о количестве студентов, сдававших экзамен в этот день.
6. Напишите запрос, осуществляющий выборку для каждого студента значения его идентификатора и максимальной из полученных им оценок.
7. Напишите запрос, который выполняет выборку для каждого студента значения его идентификатора и минимальной из полученных им оценок
8. Напишите запрос, который выполняет вывод суммы баллов всех студентов для каждой даты сдачи экзаменов и представляет результаты в порядке убывания этих сумм.
9. Напишите запрос, который по таблице EXAM_MARKS позволяет найти а) максимальные и б) минимальные оценки каждого студента и который выводит их вместе с идентификатором студента.
10. Напишите запрос, выполняющий вывод списка предметов обучения в порядке а) убывания семестров и б) возрастания отводимых на предмет часов. Поле семестра в выходных данных должно быть первым, за ним должны следовать имя предмета обучения и идентификатор предмета.
11. Напишите запрос, выполняющий вывод фамилии первого в алфавитном порядке (по фамилии) студента, фамилия которого начинается на букву «И».
12. Напишите запрос, выбирающий данные о названиях университетов, рейтинг которых равен или превосходит рейтинг Воронежского государственного университета.
13. Напишите запрос, выбирающий из таблицы EXAM_MARKS данные
о названиях предметов обучения, для которых значение полученных на экзамене оценок (поле MARK) превышает любое значение оценки для предмета, имеющего идентификатор, равный 105.
14. Напишите запрос выполняющий выборку данных о студентах, у которых в городе их постоянного местожительства нет университета.
15. Напишите запрос, который выполняет выборку значений фамилии всех студентов с указанием для студентов, сдававших экзамены, идентификаторов сданных ими предметов обучения.
16. Напишите запрос, который выполняет вывод данных о фамилиях студентов, сдававших экзамены, вместе с наименованиями каждого сданного ими предмета обучения.
17. Напишите запрос на выдачу для каждого студента названий всех предметов обучения, по которым этот студент получил оценку 4 или 5.
18. Напишите запрос на выдачу данных о названиях всех предметов, по которым студенты получили только хорошие (4 и 5) оценки. В выходных данных должны быть приведены фамилии студентов, названия предметов и оценка.
19. Напишите запрос, который выполняет вывод списка университетов с рейтингом, превышающим 300, вместе со значением максимального размера стипендии, получаемой студентами в этих университетах.
20. Напишите команду, которая вводит в таблицу SUBJECT строку для нового предмета обучения со следующими значениями полей:
SEMESTER = 4; SUBJ_NAME = ‘Алгебра’; HOUR = 72; SUBJ_ID =201.
21. Напишите команду, удаляющую из таблицы EXAM_MARKS записи обо всех оценках студента, идентификатор которого равен 100.
22. Измените в таблице значение города, в котором проживает студент Иванов, на «Воронеж».
23. Напишите команду, удаляющую из таблицы SUBJECTI сведения о предметах обучения, по которым студентами не получено ни одной оценки.
24. Напишите запрос, увеличивающий данные о величине стипендии на 20% всем студентам, у которых общая сумма баллов превышает значение 50.
|