Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Медицина
Право
Физика
Экология
История
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Философия
Промышленность
Геология
Социология
Химия
Политология
|
Это особая форма мировоззрения, обусловленная верой в существование сверхъестественного
14.09
. Это особая форма мировоззрения, обусловленная верой в существование сверхъестественного. Религия включает в себя свод моральных норм и правил поведения, культовые действия, обряды, а также объединяет людей в организации.
Религия присуща человечеству с самых ранних времен: первобытные верования встречаются у неандертальцев. И на протяжении веков религиозное мировоззрение было основополагающим. Мировые религии – это христианство, ислам и буддизм.
Помимо вычленения мировых религий существует объединение верований по другому принципа. Три религии у нас относятся к авраамическим религиям или религии откровения. Одним из их родоначальников является Авраам. К таким религиям относится иудаизм, христианство и ислам:
На сегодня в мире больше всего представителей христианства: эта религия объединяет более 2 млрд. чел. Из них более миллиарда католики, около 500 млн. – протестанты, остальные – православные, адепты древневосточных церквей и различные христианские деноминации, которые не принадлежат к христианству. Т.е. православных около 200 млн., а остальные – копты, сирийские христиане.
На втором месте в мире по численности ислам – около 1,3 млрд. чел.
Следующая по численности религия – индуизм (900 млн. чел.) Индуизм не относят к мировым религиям, т.к. он ассоциируется с Индией.
Дальше идут этнические религии (400 млн. чел.). Это первобытные религиозные верования народов Центральной Америки, Африки, Австралии и Океании.
Далее идут китайские традиционные религии (400 млн. чел). Это конфуцианство и даосизм.
Буддизм (380 млн. чел.)
Все остальные конфессии значительно более малочисленны: иудаизм, например, насчитывает 14 млн. чел., синтоизм – 4 млн. чел.
БИБЛИЯ: СОСТАВ, ДАТИРОВКА, ПЕРЕВОДЫ
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ЕГО СТРУКТУРА.
ВТОРОЙ ВОПРОС. НОВЫЙ ЗАВЕТ И ЕГО СТРУКТУРА.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Само слово «Библия» переводится с греческого языка как «книги». Она является священной книгой для христиан и частично для иудеев. Первая ее часть, рассказывающая о союзе Бога с древнееврейским народом, является Ветхим заветом. Она священна и для христиан, и для иудеев. Она занимает 80% Библии. В иудаизме Ветхий завет делится на 3 части:
Тора (учение);
Небиим (пророки);
Хетубим (писание).
По первым буквам этих трех частей Ветхий завет называется Танах. Самые древние тексты Ветхого завета относятся к дописьменной эпохе (XIII-XII вв. до н.э) и сохранились в устной традиции. Самые поздние книги относятся уже во II-I вв. до н.э. Устное изложение впервые было записано в VII-VIII вв. до н.э.
К концу 1 тыс. до н.э. в иудейской среде сложились две версии Танаха, или два канона. Первый – Александрийский канон, который сформировался среди евреев диаспоры и включал в себя ряд книг, написанных за пределами Палестины. Он содержит 50 книг, именно он стал основой для первого греческого перевода Ветхого завета.
Второй канон – Палестинский канон, который был официально канонизирован в 100 г. до н.э и включает в себя 39 книг, написанных в пределах Палестины.
Современные основные христианские конфессии до сих пор основываются на разных канонах. В РПЦ Ветхий завет включает в себя 50 книг, т.е. основан на Александрийском каноне. Условно они делятся на канонические (39) и душеполезные (11). Католический Ветхий завет состоит из 45 книг (39 канонические и 6 девтероканонические – второстепенные). А протестанты основываются на палестинском каноне, и протестантская Библия включает в себя лишь 39 книг Ветхого завета.
Христиане разделяют Ветхий завет на 4 части:
-
Книги законоположительные – 5-книжие Моисея (Тора у евреев):
Книга бытия – о сотворении человека, о Вавилонской башне, о деятельности первых патриархов, о Аврааме, Моисее
Исход – об исходе евреев из Египта.
Левит – касается культовых постановлений, законодательства,
Числа – касается культовых постановлений, законодательства,
Второзаконие – касается культовых постановлений, законодательства,
-
Книги исторические:
Книга Иисуса Навина
Книга судей Израилевых – период, предшествоавший созданию Древнееврейского государства;
4 книги царств.
Две книги хроник (две книги паралипоменон)
Книга Руфи – одна из псевдоисторических книг, рассказывающая о судьбе конкретной женщины Руфи, у которой было два сына, женившихся на девушках из другого народа. ВО время странствий эти сыновья погнибли, одна девушка вернулась к своему народу, а другая пошла вместе с Руфью, а Руфь ее пристраивала замуж
Первая книга Ездра;
Книга Неемия – рассказывает о возвращении евреев из еврейского плена, о реформах религиозных и светских, о запрете жениться на представителях другого народа;
Книга Есфири, рассказывающая о евреях во время ассирийского плена.
Помимо вышеназванных, к историческим относится несколько неканонических книг:
Три книги макковеев – они одни из самых поздних библейских книг, рассказывающих о событиях 2 в. до н.э., рассказывающих о восстании еврпеев против сирийцев.
2-ая и 3-я книги Ездры;
Книга Юдифи;
-
Книга Товита. Рассказ о Товите, который во времена сирийского плена переселился в Междуречье, о его суровом окружении. Однажды он вопреки приказу местного военачальника похоронил казненного иудея, вследствие чего вынужден был переселиться в другой город. В старости он слепнет, посылает своего сына Товия к дальним родственникам, должным ему денег. В Пути Товий встречается с путником, они идут вместе, Товий вылавливает на рыбалке огромную рыбу, берет ее печень, желчь и сердце. У родственников была дочь Сара, ее 7 раз выдавали замуж, но злой дух, влюбленный в девушку, убивал в первую брачную ночь всех семерых. Товий женился на Саре, положил печень и сердце рыбы в курильницу, и злой дух убежал. С деньгами пара возвращается домой к Товиту, глаза старика смазывают желчью рыбы, он прозревает, а спутник оказался ангелом, сопровождавшим Товия.
-
Книги пророческие:
Книги великих пророков – книги пророков Исайи, Иезекииля, Даниила, Иеремии («Плач Иеремии», «Послание Иеремии», «Книга Иеремии»),
Книги малых пророков: книги пророков: Косии, Иоиля, Аморсах, Авгия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Сахонии, Аггея, Захарии, Малахии, неканоническая книга пророка Вароха.
-
Книги учительные (поэтические):
Книга Иова. Она любопытна тем, что в ней едва ли не единожды в Ветхом Завете упоминается Сатана. На небесах беседуют ангелы, туда заходит Сатана, спорит с Богом об Иове, который верен и благочестив, но только пока все у него хорошо. Бог и Сатана заключают пари, чтобы Сатана делал с ним все что угодно, лишь бы не убивал. Иов разоряется, заболевает, у него погибают дети. В итоге все кончается относительно хорошо: Иов выздоравливает, у него появляются новые дети.
Екклезиаст. Книга мрачная, и, хотя она входит в состав ВЗ, в ней много идей, противоречивших христианству: загробного мира нет, судьба всех умерших печальна.
Притчи Соломона.
Книга Псалмов (Псалтырь) включает в себя богослужебные гимны, большая часть из них приписывается Давиду, другая часть – Соломону.
Книга «Песнь Песней» - это сборник свадебных песен, один из наиболее поэтичных фрагментов Библии. Это песни жениха, невесты, друзей жениха, подружек невесты. Некоторые моменты достаточно откровенны.
Книга премудростей Соломона;
Книга Иисуса, сына Серахова интересна тем, что она – единственная в Библии, где есть примечание переводчика.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Вторая часть Библии называется Новым заветом, рассказывает о жизни Христа, но ее евреи не признают. Формирование Новозаветного канона проходило в основном на церковных соборах IV в. н.э., хотя сами тексты, вошедшие в Новый завет, были написаны в I в.н.э. В 363 году на Лаодикийском соборе был утвержден официальный список из 26 книг, но впоследствии на Трульском соборе в 696г. была принята окончательная каноническая редакция Нового завета из 27 книг. Тут особых расхождений между католиками, православными и протестантами нет. Вот эти книги:
4 евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна);
«Деяния святых апостолов»;
21 послание апостолов (14 – от Павла);
Откровения Иоанна-богослова, или Апокалипсис.
Тексты, близкие по содержанию, но не вошедшие ни в один из Библейских канонов, получили название апокрифы, или тайные. Некоторые из них церковью не принимаются, некоторые – вполне допускались к чтению. Например, если говорить об ВЗ, то тут апокриф «Книга юбилеев». В НЗ к числу апокрифов относятся евангелия, которые не вошли в канон. Некоторые из них не допускаются к чтению (евангелие от Иуды), некоторые (например, евангелие детства о детских годах Христа) допускаются.
Некоторые из апокрифов почти современны каноническим текстам, некоторые написаны гораздо позже. Некоторые апокрифы относятся к Средним векам.
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Теперь обратимся к переводам. Тексты Ветхого завета были написаны на древнееврейском и арамейском языках, тексты Нового завета (самые древние известные нам) – на греческом. Первым известным переводом Ветхого завета на греческий язык – стала септуагинта или перевод 70-ти. Сделана она была в Александрии на основе александрийского канона. Этот перевод послужил основой для европейских и древнеславянских переводов.
Уже в первые века н.э. проявляются переводы Библии на сирийский (II в.), готский (IV в.), армянский и грузинский языки. Самым известным латинским переводом Библии стал перевод, позднее названный Вульгата (общедоступная), сделанный на рубеже IV-V вв. под руководством Иеронима Блаженного. Впоследствии он был канонизирован и до сих пор в католицизме является основополагающим.
Первые переводы на национальные европейские языки появляются в XV веке: перевод Яна Гуса на чешский язык и Джона Уиклифа – на английский. Одними из лучших считается протестантские переводы М. Лютера на немецкий язык, Ж. Кальвина – на французский и новый перевод на английский, сделанный королем Англии Яковом I.
История славянских переводов Библии начинается в IX веке и связана с именами Кирилла и Мефодия. На Русь Библия приходит в церковнославянской (т.е. древнеболгарской) версии. Первый полный перевод Библии на славянский язык был выполнен в 1499 г. по инициативе новгородского митрополита Геннадия. Эта геннадиевская библия станет основой для первой печатаной версии Библии.
21.09
На русском языке Библия выходит лишь в XIX веке. И до сих пор основным переводом Библии на русский язык является синодальный перевод, сделанный в 1876 г. Синодальная Библия была признана Церковью и является основой для всех переводов.
За последние сто лет делались новые попытки перевести Библию. В 1950-е годы эмигрантами в Париже и в Брюсселе вышел перевод Нового Завета под редакцией епископа Кассиана. В 1990 в России было возобновлено Российское Библейское общество, которое ставило цель сделать новый перевод Библии.
Целиком новый перевод до сих пор не сделан, и далеко не все верующие и церковники с новым переводом согласны
ТЕМА ВТОРАЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИУДАИЗМА
Речь пойдет об иудаизме с начала его появления, который предшествовал христианству и породил Ветхий Завет.
Впервые на исторической арене западнсемитские племена древних евреев появились в начале II тыс. до н.э., когда они двинулись из северо-восточный Месопотамии в сторону Палестины. Палестина в те времена носила название Ханаан (темно-красный). Такое название может быть связано с добываемой тут краской, либо с цветом почвы. Евреи были скотоводами, ханаанеи – земледельцами, и военных столкновений не было.
Религия евреев переживает скотоводческий этап, среди богов на первом месте был покровитель скотоводства. Были бог грозы, бог-покровитель инициации. Возможно, были женские божества. Евреи переживают период патриархального быта. Жрецов не было, были пророки, которые практиковали экстатический способ общения с богами (способ, аналогичный шаманизму – общение в состоянии транса). Первым праздником был Песах – праздник первого приплода скота. На этом этапе часть еврейских племен остается на территории Ханаана, а часть добирается до Египта вместе с гиксосами (XVIII-XVI вв. до н.э.).
В Библии в книге «Исход» рассказывается об 40-летнем исходе евреев под из Еипта предводительством Моисея. Исследователи считают, что возвращение евреев происходило в XIII-XII вв. до н.э. в несколько волн.
На этот раз пришельцы встретили сопротивление местных племен: и ханааниев, и других переселенцев. В Ханаане утвердились пеласги, которые в Библии названы филистимляне. Именно в это время Ханаан получает новое название Палестина. Тем не менее, евреи продвигаются на территорию Палестины и создают здесь союз еврейских племен, включающий как пришельцев, так и обосновавшиеся тут племена, которые в Египет не ходили. В экономике евреев наблюдаются две тенденции:
Принятие аграрных культов (к тому же Песаху присоединяются праздники, связанные с жатвой ячменя);
Слияние нескольких божеств в одного бога-покровителя.
Союз племен получил название Израель (в пер. Бог сражается). Верховных богов становится двое: Яхве (сущий) на юге и Элахим на севере. Позднее эти два божества сливаются в один образ, который носит название то Яхве, то Элахим, то Яхъве-Элахим.
Атрибутами нового Бога становятся:
Переносной шатер (скиния) – мобильный храм. В скинии находился ковчег завета;
Минора (семисвечник). Почему 7-свечник? Единого мнения нет.
Культ Яхве-Элахима вытесняет культы других богов, и к VIII веку были сформулированы 10 заповедей – 10 основных законов данного культа:
Запрет произносить имя бога просто так;
Запрет трудиться в субботу;
Запрет изображать бога;
«Не убий»;
«Не укради»
«Не прилюбодействуй»;
«Не лжесвидетельствуй»;
«Не завидуй».
Развивается тенденция к объявлению других богов бездушными идолами, созданием рук человеческих.
В конце XI века до н.э. возникает государство Израиль. В Х веке по инициативе Соломона в Иерусалиме строится храм Яхве, куда приносится скиния. Впрочем, храм Яхве был не единственным местом поклонения. Появляются жрецы. В конце Х века Израиль распадается на два царства: северное (Израиль со столицей в Самарии) и южное (Иудея со столицей в Иерусалиме). Продолжают записываться тексты, которые примут потом сакральное значение: откровения пророков, фольклорные тексты. Наиболее популярным пророкам приписывают фантастические способности. Появляется идея, что еврейский народ – богоизбранный. Упоминаются заветы или договоры с Богом. Еврейский народ символически рассматривается как сын, раб и супруга Божья. И все беды, которые обрушивались на еврейский народ, объяснялись нарушением верности Богу.
В 722 году до н.э. Израиль был покорен Ассирией, а народ – переселен в Северную Месопотамию, а из Месопотамии – в Палестину. Интересно, что такие переселенцы приняли еврейские верования, но евреи их своими не признавали. Называли таких людей самаритяне. Иудеи пока сохраняют независимость, и в 622-621 гг. до н.э. царь Иосия проводит религиозную реформу, которая завершает складывание монотеизма. Единственным местом культа бога Яхве провозглашается Иерусалимский храм. В Библии подробно расписывается, какие жертвоприношения и когда стоит приносить. Другие святилища ликвидируются, а религии – уничтожаются.
Культ Яхве довольно сильно отличался от культа других божеств. Яхве одинок, у него нет супруги, детей, братьев, сестер и прочих родственников. Термином «сыны Божьи» называли ангелов, царя. Не описывается сражение Яхве с другими богами. Сатана в раннебиблейских текстах – имя нарицательное, противник божий.
Яхве сохраняет черты бога скотоводов. Пасха – по-прежнему главный праздник, но переосмысливается и связывается уже не с первым приплодом скота, а с исходом евреев из Египта.
Характерная черта скотоводческого культа: у жертвенного животного нельзя ломать кости, т.к. в противном случае оно не сможет воскреснуть и снова стать охотничьим животным.
Яхве принимается как бог-скиталец, любимые места его обитания – пустыни и горы. И верующим до сих пор приписывается полубродячий образ жизни.
Сохраняется обряд инициации – обрезание, которое теперь воспринимается как договор с богом. Теперь обрезают уже на 8-ой день после рождения. Бог любит свой народ, участвует в битвах на его стороне, говорит лично с пророками.
Идеи монотеизма сталкиваются с такой проблемой, как существование зла на Земле. Попытки оправдать Бога в богословии получили название теодицея. Пока были тесны связи человеческих коллективов, считалось, что Бог придерживается принципа круговой поруки: нагрешил один, наказали весь род. Но с ростом числа населения такое объяснение не удовлетворяло верующих.
В 586 г. Иудея была разгромлена Вавилоном, Иерусалим и храм Яхве разрушены, население переселено в Вавилонию. Начался вавилонский плен, продолжавшийся 48 лет, и государство не возродится до 1948 года. В это время идея о воздаянии за страдания переносится на конец света, когда государство будет восстановлено, и евреи получат преимущество над другими народами. Получают распространение идеи о еврейском мессианстве. Слово «помазанник» на иврите – Машах, в греческой транскрипции мессия, а в переводе на греческий язык – Христос.
В период вавилонского плена стало сильно ожидание конца света, когда будет проведен суд над дожившими до того времени праведниками, и будет создано идеальное еврейское государство. Однако конца света все нет, и появляется идея, что евреи – страдальцы за грехи человечества, и когда-нибудь появится мессия и вознаградит их.
В 538 году до н.э. Вавилонское царство было уничтожено персидской державой Ахеминидов, и евреям было разрешено вернуться в Палестину. Проводятся реформы, направленные на поддержание этнической идентичности еврейского народа.
Персы не навязывали евреям своих религиозных взглядов, хотя некоторое влияние зороастризма еврейская религия ощутила. В частности, усиливается влияние сатаны.
В 331-330 гг. до н.э. персидская империя гибнет под ударами войск Александра, и иудеи попадают под власть династии Селевкидов. В этот период в стране часто вспыхивают восстания, и один из правителей династии Антиох IV Эпифан начинает преследование евреев, требуя доказать свою лояльность и принести жертвы общегосударственным богам. Возникает религиозное мученичество. В 165 г. до н.э. вспыхивает восстание под предводительством братьев Макковеев, и Иудее вновь удается добиться самостоятельности на несколько десятков лет. В религиозной мысли появляется попытка воздать по заслугам погибшим праведникам. Часть религиозных деятелей приходит к мысли, что накануне конца света праведники воскреснут и будут вознаграждены. Пророческое движение сходит на нет.
В 63 г. до н.э. Палестина была завоевана Римом.
ТЕМА ТРЕТЬЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Внутри римской республики, а потом империи начинается активный процесс ломки старых традиций. Республика сменяется диктатурой, а потом монархией. Октавиан Август много внимания обращает на идеологическую пропаганду. Он строит новые храмы, воссоздает культ новых богов. Появляется культ императорского гения, этому гению строятся храмы, и принесение жертв в таких храмах понимается как проявление лояльности к властям, Каждого из императоров именую наибожественнейшим из когда-либо живших императоров. К строительству храмов привлекают рабов. Римские граждане утрачивают свои привилегии, растут налоги на провинции. Императоры получают деспотическую власть. Закон об оскорблении величия римского народа превращается в закон об оскорблении величия императора. Армия становится профессиональной, гражданам запрещают пользоваться оружием, политика – тоже дело профессиональное. Любые сходки постепенно запрещаются, широкая общественная жизнь оказывается под запретом. Вт итоге люди начинают кооперироваться в кружки по профессии, по возрасту, по верованиям. Впрочем, даже в профессиональных сообществах присутствовал религиозный момент: были божки-покровители такого ремесла. Власть относилась к ним более или менее лояльно, хотя время от времени запрещала.
Именно в это время появляются религиозные и философские школы, которые так или иначе повлияли на появление христианства. Стоики проповедовали идею, что мудрый человек должен спокойно относиться к земной жизни, бестрепетно воспринимать страдания и смерть, т.к. земная жизнь – лишь прелюдия к земной жизни души как к частице божества. Причем, неважно, кто есть человек – богач или бедняк. Философы киники проповедовали отказ от материальных благ, от государства как такового, бедность.
Римские религиозные верования официально поддерживались государством и вызывали негативную реакцию у народных масс: когда государство срастается с религией, нелюбовь к государству переносится и на религию. Становятся популярны восточные боги и колдуны. В Риме были популярны Митра, Дионис. Главный минус чужеземных богов заключалсмя в том, что чужеземные боги не могли защитить людей от владычества Рима, значит римские боги сильнее. Люди хотели верить во всемогущих богов, которые их слушают, внимательны к их чаяниям. В этом плане хорош Яхве, но не еврею стать иудеем было трудно. Такая сложная политическая ситуация вызывала к жизни идеи о скором конце света, о том, что нет в мире справедливости, и скоро всем грешникам воздастся, и настанет царство божье. Усилились подобные ожидания на территории Палестины. В этот период (37-4 гг. до н.э.) Палестиной правил Ирод Великий, который считался римским вассалом: он подчинялся Риму во всех вопросах внешней политики, и иудеи должны были присягать и Ироду, и Риму. В Иудее появляются храмы римских богов, храмы императорского гения. Среди населения Палестины в этот момент не было единства. Территория была разделена на несколько провинций, которые были обособлены друг от друга. Жители Иудеи презрительно относились к жителям Галилеи. Также они не признавали своими жителей Самарии.
После смерти Ирода Палестина была разделена между его сыновьями, но уже в 6 г. н.э. Иудея и Самария были превращены в императорскую провинцию, которая управлялась непосредственно назначавшимся наместником. Галилея же и Пирея находились под властью Ирода Антипы. Римские власти не всегда считались с местными обычаями. Понтий Пилат, например, вошел в Иерусалим во главе римских войск с портретом императора. Некоторые права, впрочем, сохранялись у Синедриона – совета жрецов Иерусалимского храма. Он ведал вопросами внутреннего управления, ведал мелкими судебными делами. Скажем, мелкие гражданские дела Синедрион решал сам, а тяжкие преступления расследовал и разбирал Рим.
Внутри палестинского общества единства не было. Можно выделить несколько направлений в иудаизме.
28.09
Саддукеи (от слова истина) – священническая верхушка, знать, требовавшая строгого соблюдения библейских норм, не признавали никаких устных добавлений к Библии. Они активно воспринимали римскую культуру и считали возможным компромисс с Римской империей;
Фарисеи выступали за чистоту иудаизма и против любых контактов с чужеземцами. Они пытались приспособить религиозные тексты к современной жизни. Они признавали и воскресение праведников, и воздаяние в загробной жизни. Фарисеи требовали скрупулезного выполнения внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве. Они были популярны в народе, среди них были книжники и учителя, они хорошо знали писание.
Еще более радикальной по отношению к священным тестам была секта ессеев. Они сыграли определенную роль в формировании христианства. Они ждали скорого конца света, и, чтобы спастись, нужно было удалиться от мира, трудиться, обобщить имущество, нельзя было накапливать оружие и предметы роскоши. Нужно был регулярно смывать грехи путем специального омовения, которое предварялось покаянием. Рукописи ессеев найдены в 1940-ые годы в местности Кумра, в пещере. Благодаря им мы много знаем про ессеев. Они называли себя Новыми заветом. Особое место занимало у них почитание основателя общины. Кумранская община была замкнутой, туда не допускались женщины, больные, инвалиды. И религиозные догмы там выполнялись крайне строго. Ессейское учение было переходным между классическим иудаизмом и исламом. Существует гипотеза, что именно к ессеям принадлежал Иоанн Креститель.
Спор по поводу историчности Иисуса велся в научных кругах с XIX века. Именно тогда немецкий исследователь Штраус вводит понятие «миф» по поводу некоторых евангельских событий. Представители астрологической школы объявляют Иисуса чисто мифологическим персонажем, сравнивая его с языческим богом Солнца.
В начале ХХ века немецкий историк Вреде писал, что сведения об Иисусе появляются в евангелии не как биографические записи, а как сформированное вероучение. Такая точка зрения распространена ныне среди исследователей, и сейчас пытаются найти в писании элементы реальные и элементы вероучения.
Тогда для христиан главным писанием был ВЗ, и именно там искали доказательства керигмы – того, что проповедник Иисус и есть мессия, о котором говорили пророки. По мере расширения проповеди христианства появляется необходимость записи ведений о жизни Иисуса – основы для проповедей. В 50-е гг. I в. начинают писать и сохранять проповеди апостола Павла, которые, судя по всему, самые ранние из НЗ. Позднее появляются записи флогий (изречений, приписываемых Христу) и периков (эпизодов из земной жизни Иисуса). Настоящая жизнь Иисуса для ранних христиан имела большее значение, чем для современных: считалось, что Иисус при жизни не всегда был откровенен с учениками, да и последние не всегда понимали смысл его изречений. А вот после гибели его и сошествия святого духа ученикам дается вся истинность его учения.
Впоследствии на основе логий, периков и цитат из ВЗ, подтверждающих кергиму, и складывается жизнеописание Иисуса или евангелие (благая весть). Само слово евангелие появляется лишь на рубеже I-II вв. до н.э. Фома «евангелие от…» подтверждает, что в разных общинах были разные жизнеописания. И какие-то из них входят в канон, а какие-то – отрицаются церковью. Сам термин НЗ по отношению к формирующемуся сборнику появляется лишь в III в., и туда входят лишь 4 евангелия:
От Матфея. У ранних христианских богословов есть свидетельство, что Матфей вел записи на арамейском языке. Данное евангелие датируется 80-ыми годами I в.
От Марка. Он не был свидетель событий, а только сопровождал Петра, Павла и Варавву в их путешествиях как слуга и писал евангелие со слов Павла. Евангелие от Марка датируется 60-ыми годами I века. В данном тексте много латинизмов, и, возможно, автор был родом из Рима.
От Луки, который тоже не был свидетелем описываемых событий. Он был даже не иудеем, а прозеритам. То есть он был из Антиохеи, потом принял иудаизм и христианство. Он был врачом и сопровождал апостола Павла в его поездках по Малой Азии. Начиная с IV века Луке помимо занятий врачеванием приписывают занятие живописью. И икона владимирской Божьей матери приписывается Луке. Апостолу Луке еще приписывается авторство деяния апостолов, и походе, что текст писал один и тот же человек. Апостол.
От Иоанна. Ему же приписывается и авторство Апокалипсиса. Оно самое позднее (90-ые годы I века). Апостол Иоанна – единственный из апостолов, который умер своей смертью и не был казнен. Он последние годы своей жизни провел в Эфесе. Историки не соглашаются с церковной традицией: вряд ли оно было написано иудеем. Тут много ошибок, касающихся реалий бытовой жизни в Палестине. Хотя по поводу авторства Апокалипсиса некоторые историки соглашаются с церковной традицией. Тут меньше внимания уделяется земной жизни Иисуса и больше – духовным откровениям.
Тексты Евангелий были привязаны к конкретной задаче: они служили инструментом для проповеди. Историки пытаются найти в них эпизоды, которые действуют против проповедей. В евангелиях иногда встречаются эпизоды, которые не соответствуют проповедям.
К примеру, в них встречается приписываемое Иисусу высказывание, отрицающее его божественность.
С точки зрения иудеев, Галилея была языческой страной, населенной не слишком умными людьми. А в евангелиях пишется, что Иисус родом из Галилеи.
Городок Назарет не упоминается в ВЗ, и появляются проблемы, каким образом отнести пророчества, что мессия будет из Вифлеема с тем, что Иисус родился в Назарете.
В евангелиях есть упоминание о братьях и сестрах Иисуса, которые стыдились своего брата и думали, что у него проблемы с рассудком. И они пытались его изолировать, чтобы он не позорил свою семью. Упоминания о братьях и сестрах Иисуса толкуются по-разному: православные и католики считают, что это дети Иосифа от первого брака. А некоторые протестанты считают, что родные его братья и сестры, и Мария рожала и после рождения мессии.
В апокрифах представлены обильно чудеса Иисуса, и любое неверие в них жестоко наказывается. К примеру, у бабки, которая усомнилась в девственности Марии, отсохла рука, а раб, который ударил на пиру апостола Павла, был растерзан собаками.
В евангелиях тоже играет важную роль элемент чуда, правда история его рождения встречается лишь у Матфея и Луки. И такая легенда встречалась в грекоязычной среде. Дело в том, что в евреев слово «дух» женского рода, и вряд ли у них мессия мог появиться от такого божества.
Иисус из Назарета хранился в народной памяти как чудотворец. Впрочем, есть немало реальных лиц, которых почитают за чудотворцев. В евангелии эти чудеса не всемогущи, и одна фраза, что чудотворец не смог совершить чудо перед буднично настроенными земляками, очень важна. Авторы евангелий четко убеждены в воскресении Иисуса. И есть интересный момент, характеризующий веру евангелистов: ни в одном из четких евангелий нет четкого рассказа о воскресении, в то время как в апокрифах подробно расписывается, как появляются ангелы, отваливают камень в пещеру, приводят Христа на небо. Нет в евангелиях и традиционного мифа о чудесном триумфе Иисуса над своими врагами. Воскреснув, он приходит лишь к ученикам, и евангелисты свидетельствуют о своей вере.
Упоминания об Иисусе встречаются и в трудах других античных авторов. Их немного, они косвенные, но они есть. В частности, об Иисусе пишет Иосиф Флавий в труде «Иудейские древности». Флавий родился около 35 г. н.э., но он мог общаться со свидетелями тех событий. Долгое время противники Иисуса считали этот кусок более поздней вставкой. В Сирии также есть этот самый фрагмент: «В это время был мудруй человек по имени Иисус. Образ его жизни был безупречен, и он славился своей добродетелью. И многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие, но ученики не отказались от его учения. Они рассказали, что он на третий день явился к ним живым. И они говорят, что Иисус – то самый мессия, о котором говорили пророки».
Подтверждение того, что это действительно писал Флавий, можно найти у некоторых раннехристианских авторов. Арригет в III веке пишет, что Флавий писал об Иисусе, но мессией его не считал. Тот же Флавий пишет: «Он собрал Синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, обвинил их в преступлении и приговорил к побитию камнями»
Встречаются упоминания об Иисусе и у римских авторов. В частности, упоминание об Иисусе есть у Тацита. Он родился в 62-ом г. н.э. и пишет о христианах негативно. Описывая пожар в Риме в 64 г. н.э., он пишет, что Нерон, дабы опровергнуть свою причастность к пожару, подставил людей и применил к ним самые изысканные наказания. Х называют христианами. Учитель их – Христос – был казнен во времена Тиберия в Иудее». Христианство для Тацита – это пагубное суеверие, а христиане – это люди, ненавидящие род человеческий, совершающие всевозможные бесстыдства! Примерно в том же духе пишет о христианах и Гай Светоний Транквилл в книге «Жизнь 12-ти Цезарей». У него встречаются две фразы, косвенно имеющие отношение к Иисусу. В перечне деяний Клавдия он пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Христом, Клавдий изгнал из Рима». Историкам известно письмо, написанное в начале II в. императору Трояну Плинием Младшим. Это был проконсул в одной из общин, и ему пришлось столкнуться с христианами: «Они утверждали, что вся вина или заблуждение состоит в том, что они собирались до рассвета и воспевали Христа как Бога, потом расходились и сходились для поедания пищи. Под пытками я приказал допросить двух рабынь и не обнаружил ничего кроме уродливого суеверия». По данным Плиния, христиане исповедуют свою веру лет 20, если не больше.
Интересно, что упоминания об Иисусе встречаются и в среде враждебно к нему настроенных авторов. Есть труды, посвященные именно христианству и критикующие его. Христа не признают мессией и пишут о нем, как о реальном человеке. К примеру, трактат философа Цельса «Правдивое слово», написанный во II в. н.э. Цельс, пишет о том, что Христос – сын бедной пряхи Марии, отцом его был плотник Иосиф, но родился Иисус не от него, а от беглого воина Пандеры. Иисус был поденщиком в Египте, научился там колдовству, а, вернувшись оттуда, объявил себя богом. К нему примкнули 12 самых отпетых людей, – учеников, – с которыми он бродил по Палестине. В Иудее его обвинили в святотатстве и казнили. Примерно та же версия дается и в талмуде.
И Цельс, и автор талмуда (а там тоже есть сходный рассказ) не отрицают историчность Иисуса. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что в Палестине тогда действовал проповедник Иешуа, который имел в своем статусе что-то общее и с ессеями, с раввинами. Видимо, среда, из которой он вышел, – галиллейские бедняки. Возможно, он был одним из учеников Иоанна-крестителя. Потом он был казнен римскими властями, но реальных сведений о его жизни не сохранилось в христианской традиции.
Проповедь христианства велась довольно широко в диаспоре. Первоначально исключительно по городам, а потом добирается и до сельской местности. В начале были небольшие религиозные общины – эклессии. В какой-то степени быт раннехристианских общин выглядел более здоровым и чистым по сравнению с языческим. Греческое язычество не знало заповеди помощи бедным. Христианство же ставило помощь бедным выше культовых действий. Вступающие в общины отдавали имущество, помогали бедным, совершали религиозные трапезы.
Появляются первые руководители таких общин – епископы, которые играли роль завхозов. В помощь им были даны дьяконы и дьяконессы. Кстати, в раннем христианстве женщины играли некоторую роль. Появляются еще один церковный чин – пресвитеры, которые занимали промежуточное положение между дьяконом и епископом. Нравственные нормы раннего христианства были сосредоточены на вольной проповеди. Шесть из них были заповеди Моисея, но были и новые. Впрочем, некоторые заповеди доходили до крайностей. Например, заповедь не работать в субботу толковалась так, что, даже если человек шел в этот день по берегу реки и видел утопающего, спасать этого утопающего было нельзя, т.к. спасение – это работа. Заповедь «Не убий» запрещала даже в мыслях гневаться на людей. Заповедь «Не прелюбодействуй» запрещает вообще смотреть на женщин в принципе. Норма «люби ближнего своего» требует любить всех. Правило «Око за око, зуб за зуб» превращается в требование «Ударили тебя по одной щеке, подставь другую». Все это вместе взятое суммируется предписанием: «Во всем обращайтесь с людьми так, как хотели бы, чтоб поступали с вами».
Земная жизнь считалась христианами находящейся во власти Сатаны, и нищие считались блаженными. Сюда же можно отнести притчу о динаре Кесаре, четко различающую богово и кесарево. Милосердие рекомендовалось делать в тайне. Также в тайне следовало молиться и поститься, и приписывалась только одна молитва «Отче наш».
Идеи нравственного совершенства сочетались с отсутствием регламентации жизни. С самого начала в христианстве сочетались вера в предопределение и учение о свободной воле: с одной стороны, Бог предусмотрел всё, но, с другой, человек обладал свободой воли и мог выбрать между добром и злом. Ранние христиане противоречия тут не видели.
По идее, ранние христиане должны были исчезнуть, не видя конца света. Они считали себя иудеями: сохранялось обрезание, запрет на работу в субботу и т.п. Ситуация изменилась после того, как к христианам примкнул некий иудей знатного рода, римский гражданин-фарисей Савл. Долгое время он был одним из наиболее ревностных гонителей христиан, и в ВЗ сказано, что ряд христиан погибли по его вине. Но Савлу было видение с Христом, и он стал ревностным христианином. Он принимает имя Павел, и благодаря ему проповедь выходит далеко за рамки иудаизма. Павел сумел убедить апостолов в правомочности своей миссии и, по преданию, было решено, что Петр и другие апостолы останутся столпами Христианской церкви в Иерусалиме, а Павел будет апостолом-язычником. Именно Павел высказал идею, что в христианстве нет ни эллина, ни иудея – это наднациональная религия. Именно он высказал мысль, что спасительным является акт веры, а личные добрые дела являются следствием этой веры, но не средством спасения. Он много писал об этнических, моральных нормах, о правилах поведения христиан. Он писал, что женщина должна надевать платок при входе в церковь. Правда, он говорил лишь о замужних женщинах. Кстати, он же сказал, что мужчины снимать головной убор, входя в храм. И в «Послании к афинянам» он сказал: «Женщина да молчит!». И, если женщина не хочет носить платок, то пусть коротко стрижет волосы, а, если не хочет стричься, пусть носит платок. В Греции в связи с долгим периодом власти турок гречанки не носят платок, чтоб не быть похожими на мусульманок.
После событий первой иудейской войны (70-ый г. н.э.) христианская община в Иерусалиме переживает упадок. Апостол Петр перебирается в Рим и возглавляет тамошнюю христианскую общину.
Единого вероучительного центра в раннем христианстве не сложилось: были общины в Греции, в Малой Азии. Римская империя, начиная с Нерона, периодически преследовала христиан и представителей других вероучений. Размах христианского мученичества слегка преувеличивался. Часто причиной казни христиан был отказ участвовать имперских культах. По преданию, были казнены все апостолы (побиты камнями, распяты как Андрей и Петр, Павлу отрубили голову).
Такая ситуация была во II-III вв., а потом в 311 и в 313 году императоры Галерий и Константин признают свободу исповедовать христианство. Начиная с того времени христианство получает государственную поддержку. В 321 году воскресенье было официально объявлено днем отдыха, епископы стали не только экономическими, но и духовными главами общин, епископы больших городов получают чин митрополита. В 325 году по инициативе императора Константина в Нике собирается первый Вселенский собор, на котором были утверждены большинство догматов христианства, принят символ веры, и начинается борьба с первыми ранними ересями. По факту, христианство становится государственной религией в Римской империи.
Христианство имело ряд идей, способствовавших его распространению:
Наднациональная общность
Идея воздаяния;
Духовно-нравственные нормы;
Личная связь с Богом;
Ликвидация сложной обрядности;
Гибкость нового учения.
-
|
|
|