Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Юриспруденция
Медицина
Право
Физика
Экология
История
Энергетика
Этика
Логика
Религия
Философия
Промышленность
Геология
Социология
Химия
Политология

Это особая форма мировоззрения, обусловленная верой в существование сверхъестественного


Скачать 243.5 Kb.
Название Это особая форма мировоззрения, обусловленная верой в существование сверхъестественного
Анкор Istoria_mirovykh_religy.doc
Дата 03.05.2017
Размер 243.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Istoria_mirovykh_religy.doc
Тип Документы
#6966
страница 1 из 3
  1   2   3

14.09

. Это особая форма мировоззрения, обусловленная верой в существование сверхъестественного. Религия включает в себя свод моральных норм и правил поведения, культовые действия, обряды, а также объединяет людей в организации.

Религия присуща человечеству с самых ранних времен: первобытные верования встречаются у неандертальцев. И на протяжении веков религиозное мировоззрение было основополагающим. Мировые религии – это христианство, ислам и буддизм.

Помимо вычленения мировых религий существует объединение верований по другому принципа. Три религии у нас относятся к авраамическим религиям или религии откровения. Одним из их родоначальников является Авраам. К таким религиям относится иудаизм, христианство и ислам:

  1. На сегодня в мире больше всего представителей христианства: эта религия объединяет более 2 млрд. чел. Из них более миллиарда католики, около 500 млн. – протестанты, остальные – православные, адепты древневосточных церквей и различные христианские деноминации, которые не принадлежат к христианству. Т.е. православных около 200 млн., а остальные – копты, сирийские христиане.

  2. На втором месте в мире по численности ислам – около 1,3 млрд. чел.

  3. Следующая по численности религия – индуизм (900 млн. чел.) Индуизм не относят к мировым религиям, т.к. он ассоциируется с Индией.

  4. Дальше идут этнические религии (400 млн. чел.). Это первобытные религиозные верования народов Центральной Америки, Африки, Австралии и Океании.

  5. Далее идут китайские традиционные религии (400 млн. чел). Это конфуцианство и даосизм.

  6. Буддизм (380 млн. чел.)

  7. Все остальные конфессии значительно более малочисленны: иудаизм, например, насчитывает 14 млн. чел., синтоизм – 4 млн. чел.

БИБЛИЯ: СОСТАВ, ДАТИРОВКА, ПЕРЕВОДЫ

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ЕГО СТРУКТУРА.

ВТОРОЙ ВОПРОС. НОВЫЙ ЗАВЕТ И ЕГО СТРУКТУРА.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Само слово «Библия» переводится с греческого языка как «книги». Она является священной книгой для христиан и частично для иудеев. Первая ее часть, рассказывающая о союзе Бога с древнееврейским народом, является Ветхим заветом. Она священна и для христиан, и для иудеев. Она занимает 80% Библии. В иудаизме Ветхий завет делится на 3 части:

  1. Тора (учение);

  2. Небиим (пророки);

  3. Хетубим (писание).

По первым буквам этих трех частей Ветхий завет называется Танах. Самые древние тексты Ветхого завета относятся к дописьменной эпохе (XIII-XII вв. до н.э) и сохранились в устной традиции. Самые поздние книги относятся уже во II-I вв. до н.э. Устное изложение впервые было записано в VII-VIII вв. до н.э.

К концу 1 тыс. до н.э. в иудейской среде сложились две версии Танаха, или два канона. Первый – Александрийский канон, который сформировался среди евреев диаспоры и включал в себя ряд книг, написанных за пределами Палестины. Он содержит 50 книг, именно он стал основой для первого греческого перевода Ветхого завета.

Второй канон – Палестинский канон, который был официально канонизирован в 100 г. до н.э и включает в себя 39 книг, написанных в пределах Палестины.

Современные основные христианские конфессии до сих пор основываются на разных канонах. В РПЦ Ветхий завет включает в себя 50 книг, т.е. основан на Александрийском каноне. Условно они делятся на канонические (39) и душеполезные (11). Католический Ветхий завет состоит из 45 книг (39 канонические и 6 девтероканонические – второстепенные). А протестанты основываются на палестинском каноне, и протестантская Библия включает в себя лишь 39 книг Ветхого завета.

Христиане разделяют Ветхий завет на 4 части:

  1. Книги законоположительные – 5-книжие Моисея (Тора у евреев):

    1. Книга бытия – о сотворении человека, о Вавилонской башне, о деятельности первых патриархов, о Аврааме, Моисее

    2. Исход – об исходе евреев из Египта.

    3. Левит – касается культовых постановлений, законодательства,

    4. Числа – касается культовых постановлений, законодательства,

    5. Второзаконие – касается культовых постановлений, законодательства,

  2. Книги исторические:

    1. Книга Иисуса Навина

    2. Книга судей Израилевых – период, предшествоавший созданию Древнееврейского государства;

    3. 4 книги царств.

    4. Две книги хроник (две книги паралипоменон)

    5. Книга Руфи – одна из псевдоисторических книг, рассказывающая о судьбе конкретной женщины Руфи, у которой было два сына, женившихся на девушках из другого народа. ВО время странствий эти сыновья погнибли, одна девушка вернулась к своему народу, а другая пошла вместе с Руфью, а Руфь ее пристраивала замуж

    6. Первая книга Ездра;

    7. Книга Неемия – рассказывает о возвращении евреев из еврейского плена, о реформах религиозных и светских, о запрете жениться на представителях другого народа;

    8. Книга Есфири, рассказывающая о евреях во время ассирийского плена.

Помимо вышеназванных, к историческим относится несколько неканонических книг:

    • Три книги макковеев – они одни из самых поздних библейских книг, рассказывающих о событиях 2 в. до н.э., рассказывающих о восстании еврпеев против сирийцев.

    • 2-ая и 3-я книги Ездры;

    • Книга Юдифи;

    • Книга Товита. Рассказ о Товите, который во времена сирийского плена переселился в Междуречье, о его суровом окружении. Однажды он вопреки приказу местного военачальника похоронил казненного иудея, вследствие чего вынужден был переселиться в другой город. В старости он слепнет, посылает своего сына Товия к дальним родственникам, должным ему денег. В Пути Товий встречается с путником, они идут вместе, Товий вылавливает на рыбалке огромную рыбу, берет ее печень, желчь и сердце. У родственников была дочь Сара, ее 7 раз выдавали замуж, но злой дух, влюбленный в девушку, убивал в первую брачную ночь всех семерых. Товий женился на Саре, положил печень и сердце рыбы в курильницу, и злой дух убежал. С деньгами пара возвращается домой к Товиту, глаза старика смазывают желчью рыбы, он прозревает, а спутник оказался ангелом, сопровождавшим Товия.

  1. Книги пророческие:

    1. Книги великих пророков – книги пророков Исайи, Иезекииля, Даниила, Иеремии («Плач Иеремии», «Послание Иеремии», «Книга Иеремии»),

    2. Книги малых пророков: книги пророков: Косии, Иоиля, Аморсах, Авгия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Сахонии, Аггея, Захарии, Малахии, неканоническая книга пророка Вароха.

  2. Книги учительные (поэтические):

    1. Книга Иова. Она любопытна тем, что в ней едва ли не единожды в Ветхом Завете упоминается Сатана. На небесах беседуют ангелы, туда заходит Сатана, спорит с Богом об Иове, который верен и благочестив, но только пока все у него хорошо. Бог и Сатана заключают пари, чтобы Сатана делал с ним все что угодно, лишь бы не убивал. Иов разоряется, заболевает, у него погибают дети. В итоге все кончается относительно хорошо: Иов выздоравливает, у него появляются новые дети.

    2. Екклезиаст. Книга мрачная, и, хотя она входит в состав ВЗ, в ней много идей, противоречивших христианству: загробного мира нет, судьба всех умерших печальна.

    3. Притчи Соломона.

    4. Книга Псалмов (Псалтырь) включает в себя богослужебные гимны, большая часть из них приписывается Давиду, другая часть – Соломону.

    5. Книга «Песнь Песней» - это сборник свадебных песен, один из наиболее поэтичных фрагментов Библии. Это песни жениха, невесты, друзей жениха, подружек невесты. Некоторые моменты достаточно откровенны.

    6. Книга премудростей Соломона;

    7. Книга Иисуса, сына Серахова интересна тем, что она – единственная в Библии, где есть примечание переводчика.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Вторая часть Библии называется Новым заветом, рассказывает о жизни Христа, но ее евреи не признают. Формирование Новозаветного канона проходило в основном на церковных соборах IV в. н.э., хотя сами тексты, вошедшие в Новый завет, были написаны в I в.н.э. В 363 году на Лаодикийском соборе был утвержден официальный список из 26 книг, но впоследствии на Трульском соборе в 696г. была принята окончательная каноническая редакция Нового завета из 27 книг. Тут особых расхождений между католиками, православными и протестантами нет. Вот эти книги:

  1. 4 евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна);

  2. «Деяния святых апостолов»;

  3. 21 послание апостолов (14 – от Павла);

  4. Откровения Иоанна-богослова, или Апокалипсис.

Тексты, близкие по содержанию, но не вошедшие ни в один из Библейских канонов, получили название апокрифы, или тайные. Некоторые из них церковью не принимаются, некоторые – вполне допускались к чтению. Например, если говорить об ВЗ, то тут апокриф «Книга юбилеев». В НЗ к числу апокрифов относятся евангелия, которые не вошли в канон. Некоторые из них не допускаются к чтению (евангелие от Иуды), некоторые (например, евангелие детства о детских годах Христа) допускаются.

Некоторые из апокрифов почти современны каноническим текстам, некоторые написаны гораздо позже. Некоторые апокрифы относятся к Средним векам.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Теперь обратимся к переводам. Тексты Ветхого завета были написаны на древнееврейском и арамейском языках, тексты Нового завета (самые древние известные нам) – на греческом. Первым известным переводом Ветхого завета на греческий язык – стала септуагинта или перевод 70-ти. Сделана она была в Александрии на основе александрийского канона. Этот перевод послужил основой для европейских и древнеславянских переводов.

Уже в первые века н.э. проявляются переводы Библии на сирийский (II в.), готский (IV в.), армянский и грузинский языки. Самым известным латинским переводом Библии стал перевод, позднее названный Вульгата (общедоступная), сделанный на рубеже IV-V вв. под руководством Иеронима Блаженного. Впоследствии он был канонизирован и до сих пор в католицизме является основополагающим.

Первые переводы на национальные европейские языки появляются в XV веке: перевод Яна Гуса на чешский язык и Джона Уиклифа – на английский. Одними из лучших считается протестантские переводы М. Лютера на немецкий язык, Ж. Кальвина – на французский и новый перевод на английский, сделанный королем Англии Яковом I.

История славянских переводов Библии начинается в IX веке и связана с именами Кирилла и Мефодия. На Русь Библия приходит в церковнославянской (т.е. древнеболгарской) версии. Первый полный перевод Библии на славянский язык был выполнен в 1499 г. по инициативе новгородского митрополита Геннадия. Эта геннадиевская библия станет основой для первой печатаной версии Библии.

21.09

На русском языке Библия выходит лишь в XIX веке. И до сих пор основным переводом Библии на русский язык является синодальный перевод, сделанный в 1876 г. Синодальная Библия была признана Церковью и является основой для всех переводов.

За последние сто лет делались новые попытки перевести Библию. В 1950-е годы эмигрантами в Париже и в Брюсселе вышел перевод Нового Завета под редакцией епископа Кассиана. В 1990 в России было возобновлено Российское Библейское общество, которое ставило цель сделать новый перевод Библии.

Целиком новый перевод до сих пор не сделан, и далеко не все верующие и церковники с новым переводом согласны

ТЕМА ВТОРАЯ. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИУДАИЗМА

Речь пойдет об иудаизме с начала его появления, который предшествовал христианству и породил Ветхий Завет.

Впервые на исторической арене западнсемитские племена древних евреев появились в начале II тыс. до н.э., когда они двинулись из северо-восточный Месопотамии в сторону Палестины. Палестина в те времена носила название Ханаан (темно-красный). Такое название может быть связано с добываемой тут краской, либо с цветом почвы. Евреи были скотоводами, ханаанеи – земледельцами, и военных столкновений не было.

Религия евреев переживает скотоводческий этап, среди богов на первом месте был покровитель скотоводства. Были бог грозы, бог-покровитель инициации. Возможно, были женские божества. Евреи переживают период патриархального быта. Жрецов не было, были пророки, которые практиковали экстатический способ общения с богами (способ, аналогичный шаманизму – общение в состоянии транса). Первым праздником был Песах – праздник первого приплода скота. На этом этапе часть еврейских племен остается на территории Ханаана, а часть добирается до Египта вместе с гиксосами (XVIII-XVI вв. до н.э.).

В Библии в книге «Исход» рассказывается об 40-летнем исходе евреев под из Еипта предводительством Моисея. Исследователи считают, что возвращение евреев происходило в XIII-XII вв. до н.э. в несколько волн.

На этот раз пришельцы встретили сопротивление местных племен: и ханааниев, и других переселенцев. В Ханаане утвердились пеласги, которые в Библии названы филистимляне. Именно в это время Ханаан получает новое название Палестина. Тем не менее, евреи продвигаются на территорию Палестины и создают здесь союз еврейских племен, включающий как пришельцев, так и обосновавшиеся тут племена, которые в Египет не ходили. В экономике евреев наблюдаются две тенденции:

  1. Принятие аграрных культов (к тому же Песаху присоединяются праздники, связанные с жатвой ячменя);

  2. Слияние нескольких божеств в одного бога-покровителя.

Союз племен получил название Израель (в пер. Бог сражается). Верховных богов становится двое: Яхве (сущий) на юге и Элахим на севере. Позднее эти два божества сливаются в один образ, который носит название то Яхве, то Элахим, то Яхъве-Элахим.

Атрибутами нового Бога становятся:

  1. Переносной шатер (скиния) – мобильный храм. В скинии находился ковчег завета;

  2. Минора (семисвечник). Почему 7-свечник? Единого мнения нет.

Культ Яхве-Элахима вытесняет культы других богов, и к VIII веку были сформулированы 10 заповедей – 10 основных законов данного культа:

  1. Запрет произносить имя бога просто так;

  2. Запрет трудиться в субботу;

  3. Запрет изображать бога;

  4. «Не убий»;

  5. «Не укради»

  6. «Не прилюбодействуй»;

  7. «Не лжесвидетельствуй»;

  8. «Не завидуй».

Развивается тенденция к объявлению других богов бездушными идолами, созданием рук человеческих.

В конце XI века до н.э. возникает государство Израиль. В Х веке по инициативе Соломона в Иерусалиме строится храм Яхве, куда приносится скиния. Впрочем, храм Яхве был не единственным местом поклонения. Появляются жрецы. В конце Х века Израиль распадается на два царства: северное (Израиль со столицей в Самарии) и южное (Иудея со столицей в Иерусалиме). Продолжают записываться тексты, которые примут потом сакральное значение: откровения пророков, фольклорные тексты. Наиболее популярным пророкам приписывают фантастические способности. Появляется идея, что еврейский народ – богоизбранный. Упоминаются заветы или договоры с Богом. Еврейский народ символически рассматривается как сын, раб и супруга Божья. И все беды, которые обрушивались на еврейский народ, объяснялись нарушением верности Богу.

В 722 году до н.э. Израиль был покорен Ассирией, а народ – переселен в Северную Месопотамию, а из Месопотамии – в Палестину. Интересно, что такие переселенцы приняли еврейские верования, но евреи их своими не признавали. Называли таких людей самаритяне. Иудеи пока сохраняют независимость, и в 622-621 гг. до н.э. царь Иосия проводит религиозную реформу, которая завершает складывание монотеизма. Единственным местом культа бога Яхве провозглашается Иерусалимский храм. В Библии подробно расписывается, какие жертвоприношения и когда стоит приносить. Другие святилища ликвидируются, а религии – уничтожаются.

Культ Яхве довольно сильно отличался от культа других божеств. Яхве одинок, у него нет супруги, детей, братьев, сестер и прочих родственников. Термином «сыны Божьи» называли ангелов, царя. Не описывается сражение Яхве с другими богами. Сатана в раннебиблейских текстах – имя нарицательное, противник божий.

Яхве сохраняет черты бога скотоводов. Пасха – по-прежнему главный праздник, но переосмысливается и связывается уже не с первым приплодом скота, а с исходом евреев из Египта.

Характерная черта скотоводческого культа: у жертвенного животного нельзя ломать кости, т.к. в противном случае оно не сможет воскреснуть и снова стать охотничьим животным.

Яхве принимается как бог-скиталец, любимые места его обитания – пустыни и горы. И верующим до сих пор приписывается полубродячий образ жизни.

Сохраняется обряд инициации – обрезание, которое теперь воспринимается как договор с богом. Теперь обрезают уже на 8-ой день после рождения. Бог любит свой народ, участвует в битвах на его стороне, говорит лично с пророками.

Идеи монотеизма сталкиваются с такой проблемой, как существование зла на Земле. Попытки оправдать Бога в богословии получили название теодицея. Пока были тесны связи человеческих коллективов, считалось, что Бог придерживается принципа круговой поруки: нагрешил один, наказали весь род. Но с ростом числа населения такое объяснение не удовлетворяло верующих.

В 586 г. Иудея была разгромлена Вавилоном, Иерусалим и храм Яхве разрушены, население переселено в Вавилонию. Начался вавилонский плен, продолжавшийся 48 лет, и государство не возродится до 1948 года. В это время идея о воздаянии за страдания переносится на конец света, когда государство будет восстановлено, и евреи получат преимущество над другими народами. Получают распространение идеи о еврейском мессианстве. Слово «помазанник» на иврите – Машах, в греческой транскрипции мессия, а в переводе на греческий язык – Христос.

В период вавилонского плена стало сильно ожидание конца света, когда будет проведен суд над дожившими до того времени праведниками, и будет создано идеальное еврейское государство. Однако конца света все нет, и появляется идея, что евреи – страдальцы за грехи человечества, и когда-нибудь появится мессия и вознаградит их.

В 538 году до н.э. Вавилонское царство было уничтожено персидской державой Ахеминидов, и евреям было разрешено вернуться в Палестину. Проводятся реформы, направленные на поддержание этнической идентичности еврейского народа.

Персы не навязывали евреям своих религиозных взглядов, хотя некоторое влияние зороастризма еврейская религия ощутила. В частности, усиливается влияние сатаны.

В 331-330 гг. до н.э. персидская империя гибнет под ударами войск Александра, и иудеи попадают под власть династии Селевкидов. В этот период в стране часто вспыхивают восстания, и один из правителей династии Антиох IV Эпифан начинает преследование евреев, требуя доказать свою лояльность и принести жертвы общегосударственным богам. Возникает религиозное мученичество. В 165 г. до н.э. вспыхивает восстание под предводительством братьев Макковеев, и Иудее вновь удается добиться самостоятельности на несколько десятков лет. В религиозной мысли появляется попытка воздать по заслугам погибшим праведникам. Часть религиозных деятелей приходит к мысли, что накануне конца света праведники воскреснут и будут вознаграждены. Пророческое движение сходит на нет.

В 63 г. до н.э. Палестина была завоевана Римом.

ТЕМА ТРЕТЬЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Внутри римской республики, а потом империи начинается активный процесс ломки старых традиций. Республика сменяется диктатурой, а потом монархией. Октавиан Август много внимания обращает на идеологическую пропаганду. Он строит новые храмы, воссоздает культ новых богов. Появляется культ императорского гения, этому гению строятся храмы, и принесение жертв в таких храмах понимается как проявление лояльности к властям, Каждого из императоров именую наибожественнейшим из когда-либо живших императоров. К строительству храмов привлекают рабов. Римские граждане утрачивают свои привилегии, растут налоги на провинции. Императоры получают деспотическую власть. Закон об оскорблении величия римского народа превращается в закон об оскорблении величия императора. Армия становится профессиональной, гражданам запрещают пользоваться оружием, политика – тоже дело профессиональное. Любые сходки постепенно запрещаются, широкая общественная жизнь оказывается под запретом. Вт итоге люди начинают кооперироваться в кружки по профессии, по возрасту, по верованиям. Впрочем, даже в профессиональных сообществах присутствовал религиозный момент: были божки-покровители такого ремесла. Власть относилась к ним более или менее лояльно, хотя время от времени запрещала.

Именно в это время появляются религиозные и философские школы, которые так или иначе повлияли на появление христианства. Стоики проповедовали идею, что мудрый человек должен спокойно относиться к земной жизни, бестрепетно воспринимать страдания и смерть, т.к. земная жизнь – лишь прелюдия к земной жизни души как к частице божества. Причем, неважно, кто есть человек – богач или бедняк. Философы киники проповедовали отказ от материальных благ, от государства как такового, бедность.

Римские религиозные верования официально поддерживались государством и вызывали негативную реакцию у народных масс: когда государство срастается с религией, нелюбовь к государству переносится и на религию. Становятся популярны восточные боги и колдуны. В Риме были популярны Митра, Дионис. Главный минус чужеземных богов заключалсмя в том, что чужеземные боги не могли защитить людей от владычества Рима, значит римские боги сильнее. Люди хотели верить во всемогущих богов, которые их слушают, внимательны к их чаяниям. В этом плане хорош Яхве, но не еврею стать иудеем было трудно. Такая сложная политическая ситуация вызывала к жизни идеи о скором конце света, о том, что нет в мире справедливости, и скоро всем грешникам воздастся, и настанет царство божье. Усилились подобные ожидания на территории Палестины. В этот период (37-4 гг. до н.э.) Палестиной правил Ирод Великий, который считался римским вассалом: он подчинялся Риму во всех вопросах внешней политики, и иудеи должны были присягать и Ироду, и Риму. В Иудее появляются храмы римских богов, храмы императорского гения. Среди населения Палестины в этот момент не было единства. Территория была разделена на несколько провинций, которые были обособлены друг от друга. Жители Иудеи презрительно относились к жителям Галилеи. Также они не признавали своими жителей Самарии.

После смерти Ирода Палестина была разделена между его сыновьями, но уже в 6 г. н.э. Иудея и Самария были превращены в императорскую провинцию, которая управлялась непосредственно назначавшимся наместником. Галилея же и Пирея находились под властью Ирода Антипы. Римские власти не всегда считались с местными обычаями. Понтий Пилат, например, вошел в Иерусалим во главе римских войск с портретом императора. Некоторые права, впрочем, сохранялись у Синедриона – совета жрецов Иерусалимского храма. Он ведал вопросами внутреннего управления, ведал мелкими судебными делами. Скажем, мелкие гражданские дела Синедрион решал сам, а тяжкие преступления расследовал и разбирал Рим.

Внутри палестинского общества единства не было. Можно выделить несколько направлений в иудаизме.

28.09

  1. Саддукеи (от слова истина) – священническая верхушка, знать, требовавшая строгого соблюдения библейских норм, не признавали никаких устных добавлений к Библии. Они активно воспринимали римскую культуру и считали возможным компромисс с Римской империей;

  2. Фарисеи выступали за чистоту иудаизма и против любых контактов с чужеземцами. Они пытались приспособить религиозные тексты к современной жизни. Они признавали и воскресение праведников, и воздаяние в загробной жизни. Фарисеи требовали скрупулезного выполнения внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве. Они были популярны в народе, среди них были книжники и учителя, они хорошо знали писание.

  3. Еще более радикальной по отношению к священным тестам была секта ессеев. Они сыграли определенную роль в формировании христианства. Они ждали скорого конца света, и, чтобы спастись, нужно было удалиться от мира, трудиться, обобщить имущество, нельзя было накапливать оружие и предметы роскоши. Нужно был регулярно смывать грехи путем специального омовения, которое предварялось покаянием. Рукописи ессеев найдены в 1940-ые годы в местности Кумра, в пещере. Благодаря им мы много знаем про ессеев. Они называли себя Новыми заветом. Особое место занимало у них почитание основателя общины. Кумранская община была замкнутой, туда не допускались женщины, больные, инвалиды. И религиозные догмы там выполнялись крайне строго. Ессейское учение было переходным между классическим иудаизмом и исламом. Существует гипотеза, что именно к ессеям принадлежал Иоанн Креститель.

Спор по поводу историчности Иисуса велся в научных кругах с XIX века. Именно тогда немецкий исследователь Штраус вводит понятие «миф» по поводу некоторых евангельских событий. Представители астрологической школы объявляют Иисуса чисто мифологическим персонажем, сравнивая его с языческим богом Солнца.

В начале ХХ века немецкий историк Вреде писал, что сведения об Иисусе появляются в евангелии не как биографические записи, а как сформированное вероучение. Такая точка зрения распространена ныне среди исследователей, и сейчас пытаются найти в писании элементы реальные и элементы вероучения.

Тогда для христиан главным писанием был ВЗ, и именно там искали доказательства керигмы – того, что проповедник Иисус и есть мессия, о котором говорили пророки. По мере расширения проповеди христианства появляется необходимость записи ведений о жизни Иисуса – основы для проповедей. В 50-е гг. I в. начинают писать и сохранять проповеди апостола Павла, которые, судя по всему, самые ранние из НЗ. Позднее появляются записи флогий (изречений, приписываемых Христу) и периков (эпизодов из земной жизни Иисуса). Настоящая жизнь Иисуса для ранних христиан имела большее значение, чем для современных: считалось, что Иисус при жизни не всегда был откровенен с учениками, да и последние не всегда понимали смысл его изречений. А вот после гибели его и сошествия святого духа ученикам дается вся истинность его учения.

Впоследствии на основе логий, периков и цитат из ВЗ, подтверждающих кергиму, и складывается жизнеописание Иисуса или евангелие (благая весть). Само слово евангелие появляется лишь на рубеже I-II вв. до н.э. Фома «евангелие от…» подтверждает, что в разных общинах были разные жизнеописания. И какие-то из них входят в канон, а какие-то – отрицаются церковью. Сам термин НЗ по отношению к формирующемуся сборнику появляется лишь в III в., и туда входят лишь 4 евангелия:

  1. От Матфея. У ранних христианских богословов есть свидетельство, что Матфей вел записи на арамейском языке. Данное евангелие датируется 80-ыми годами I в.

  2. От Марка. Он не был свидетель событий, а только сопровождал Петра, Павла и Варавву в их путешествиях как слуга и писал евангелие со слов Павла. Евангелие от Марка датируется 60-ыми годами I века. В данном тексте много латинизмов, и, возможно, автор был родом из Рима.

  3. От Луки, который тоже не был свидетелем описываемых событий. Он был даже не иудеем, а прозеритам. То есть он был из Антиохеи, потом принял иудаизм и христианство. Он был врачом и сопровождал апостола Павла в его поездках по Малой Азии. Начиная с IV века Луке помимо занятий врачеванием приписывают занятие живописью. И икона владимирской Божьей матери приписывается Луке. Апостолу Луке еще приписывается авторство деяния апостолов, и походе, что текст писал один и тот же человек. Апостол.

  4. От Иоанна. Ему же приписывается и авторство Апокалипсиса. Оно самое позднее (90-ые годы I века). Апостол Иоанна – единственный из апостолов, который умер своей смертью и не был казнен. Он последние годы своей жизни провел в Эфесе. Историки не соглашаются с церковной традицией: вряд ли оно было написано иудеем. Тут много ошибок, касающихся реалий бытовой жизни в Палестине. Хотя по поводу авторства Апокалипсиса некоторые историки соглашаются с церковной традицией. Тут меньше внимания уделяется земной жизни Иисуса и больше – духовным откровениям.

Тексты Евангелий были привязаны к конкретной задаче: они служили инструментом для проповеди. Историки пытаются найти в них эпизоды, которые действуют против проповедей. В евангелиях иногда встречаются эпизоды, которые не соответствуют проповедям.

  1. К примеру, в них встречается приписываемое Иисусу высказывание, отрицающее его божественность.

  2. С точки зрения иудеев, Галилея была языческой страной, населенной не слишком умными людьми. А в евангелиях пишется, что Иисус родом из Галилеи.

  3. Городок Назарет не упоминается в ВЗ, и появляются проблемы, каким образом отнести пророчества, что мессия будет из Вифлеема с тем, что Иисус родился в Назарете.

  4. В евангелиях есть упоминание о братьях и сестрах Иисуса, которые стыдились своего брата и думали, что у него проблемы с рассудком. И они пытались его изолировать, чтобы он не позорил свою семью. Упоминания о братьях и сестрах Иисуса толкуются по-разному: православные и католики считают, что это дети Иосифа от первого брака. А некоторые протестанты считают, что родные его братья и сестры, и Мария рожала и после рождения мессии.

В апокрифах представлены обильно чудеса Иисуса, и любое неверие в них жестоко наказывается. К примеру, у бабки, которая усомнилась в девственности Марии, отсохла рука, а раб, который ударил на пиру апостола Павла, был растерзан собаками.

В евангелиях тоже играет важную роль элемент чуда, правда история его рождения встречается лишь у Матфея и Луки. И такая легенда встречалась в грекоязычной среде. Дело в том, что в евреев слово «дух» женского рода, и вряд ли у них мессия мог появиться от такого божества.

Иисус из Назарета хранился в народной памяти как чудотворец. Впрочем, есть немало реальных лиц, которых почитают за чудотворцев. В евангелии эти чудеса не всемогущи, и одна фраза, что чудотворец не смог совершить чудо перед буднично настроенными земляками, очень важна. Авторы евангелий четко убеждены в воскресении Иисуса. И есть интересный момент, характеризующий веру евангелистов: ни в одном из четких евангелий нет четкого рассказа о воскресении, в то время как в апокрифах подробно расписывается, как появляются ангелы, отваливают камень в пещеру, приводят Христа на небо. Нет в евангелиях и традиционного мифа о чудесном триумфе Иисуса над своими врагами. Воскреснув, он приходит лишь к ученикам, и евангелисты свидетельствуют о своей вере.

Упоминания об Иисусе встречаются и в трудах других античных авторов. Их немного, они косвенные, но они есть. В частности, об Иисусе пишет Иосиф Флавий в труде «Иудейские древности». Флавий родился около 35 г. н.э., но он мог общаться со свидетелями тех событий. Долгое время противники Иисуса считали этот кусок более поздней вставкой. В Сирии также есть этот самый фрагмент: «В это время был мудруй человек по имени Иисус. Образ его жизни был безупречен, и он славился своей добродетелью. И многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие, но ученики не отказались от его учения. Они рассказали, что он на третий день явился к ним живым. И они говорят, что Иисус – то самый мессия, о котором говорили пророки».

Подтверждение того, что это действительно писал Флавий, можно найти у некоторых раннехристианских авторов. Арригет в III веке пишет, что Флавий писал об Иисусе, но мессией его не считал. Тот же Флавий пишет: «Он собрал Синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, обвинил их в преступлении и приговорил к побитию камнями»

Встречаются упоминания об Иисусе и у римских авторов. В частности, упоминание об Иисусе есть у Тацита. Он родился в 62-ом г. н.э. и пишет о христианах негативно. Описывая пожар в Риме в 64 г. н.э., он пишет, что Нерон, дабы опровергнуть свою причастность к пожару, подставил людей и применил к ним самые изысканные наказания. Х называют христианами. Учитель их – Христос – был казнен во времена Тиберия в Иудее». Христианство для Тацита – это пагубное суеверие, а христиане – это люди, ненавидящие род человеческий, совершающие всевозможные бесстыдства! Примерно в том же духе пишет о христианах и Гай Светоний Транквилл в книге «Жизнь 12-ти Цезарей». У него встречаются две фразы, косвенно имеющие отношение к Иисусу. В перечне деяний Клавдия он пишет: «Иудеев, постоянно волнуемых Христом, Клавдий изгнал из Рима». Историкам известно письмо, написанное в начале II в. императору Трояну Плинием Младшим. Это был проконсул в одной из общин, и ему пришлось столкнуться с христианами: «Они утверждали, что вся вина или заблуждение состоит в том, что они собирались до рассвета и воспевали Христа как Бога, потом расходились и сходились для поедания пищи. Под пытками я приказал допросить двух рабынь и не обнаружил ничего кроме уродливого суеверия». По данным Плиния, христиане исповедуют свою веру лет 20, если не больше.

Интересно, что упоминания об Иисусе встречаются и в среде враждебно к нему настроенных авторов. Есть труды, посвященные именно христианству и критикующие его. Христа не признают мессией и пишут о нем, как о реальном человеке. К примеру, трактат философа Цельса «Правдивое слово», написанный во II в. н.э. Цельс, пишет о том, что Христос – сын бедной пряхи Марии, отцом его был плотник Иосиф, но родился Иисус не от него, а от беглого воина Пандеры. Иисус был поденщиком в Египте, научился там колдовству, а, вернувшись оттуда, объявил себя богом. К нему примкнули 12 самых отпетых людей, – учеников, – с которыми он бродил по Палестине. В Иудее его обвинили в святотатстве и казнили. Примерно та же версия дается и в талмуде.

И Цельс, и автор талмуда (а там тоже есть сходный рассказ) не отрицают историчность Иисуса. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что в Палестине тогда действовал проповедник Иешуа, который имел в своем статусе что-то общее и с ессеями, с раввинами. Видимо, среда, из которой он вышел, – галиллейские бедняки. Возможно, он был одним из учеников Иоанна-крестителя. Потом он был казнен римскими властями, но реальных сведений о его жизни не сохранилось в христианской традиции.

Проповедь христианства велась довольно широко в диаспоре. Первоначально исключительно по городам, а потом добирается и до сельской местности. В начале были небольшие религиозные общины – эклессии. В какой-то степени быт раннехристианских общин выглядел более здоровым и чистым по сравнению с языческим. Греческое язычество не знало заповеди помощи бедным. Христианство же ставило помощь бедным выше культовых действий. Вступающие в общины отдавали имущество, помогали бедным, совершали религиозные трапезы.

Появляются первые руководители таких общин – епископы, которые играли роль завхозов. В помощь им были даны дьяконы и дьяконессы. Кстати, в раннем христианстве женщины играли некоторую роль. Появляются еще один церковный чин – пресвитеры, которые занимали промежуточное положение между дьяконом и епископом. Нравственные нормы раннего христианства были сосредоточены на вольной проповеди. Шесть из них были заповеди Моисея, но были и новые. Впрочем, некоторые заповеди доходили до крайностей. Например, заповедь не работать в субботу толковалась так, что, даже если человек шел в этот день по берегу реки и видел утопающего, спасать этого утопающего было нельзя, т.к. спасение – это работа. Заповедь «Не убий» запрещала даже в мыслях гневаться на людей. Заповедь «Не прелюбодействуй» запрещает вообще смотреть на женщин в принципе. Норма «люби ближнего своего» требует любить всех. Правило «Око за око, зуб за зуб» превращается в требование «Ударили тебя по одной щеке, подставь другую». Все это вместе взятое суммируется предписанием: «Во всем обращайтесь с людьми так, как хотели бы, чтоб поступали с вами».

Земная жизнь считалась христианами находящейся во власти Сатаны, и нищие считались блаженными. Сюда же можно отнести притчу о динаре Кесаре, четко различающую богово и кесарево. Милосердие рекомендовалось делать в тайне. Также в тайне следовало молиться и поститься, и приписывалась только одна молитва «Отче наш».

Идеи нравственного совершенства сочетались с отсутствием регламентации жизни. С самого начала в христианстве сочетались вера в предопределение и учение о свободной воле: с одной стороны, Бог предусмотрел всё, но, с другой, человек обладал свободой воли и мог выбрать между добром и злом. Ранние христиане противоречия тут не видели.

По идее, ранние христиане должны были исчезнуть, не видя конца света. Они считали себя иудеями: сохранялось обрезание, запрет на работу в субботу и т.п. Ситуация изменилась после того, как к христианам примкнул некий иудей знатного рода, римский гражданин-фарисей Савл. Долгое время он был одним из наиболее ревностных гонителей христиан, и в ВЗ сказано, что ряд христиан погибли по его вине. Но Савлу было видение с Христом, и он стал ревностным христианином. Он принимает имя Павел, и благодаря ему проповедь выходит далеко за рамки иудаизма. Павел сумел убедить апостолов в правомочности своей миссии и, по преданию, было решено, что Петр и другие апостолы останутся столпами Христианской церкви в Иерусалиме, а Павел будет апостолом-язычником. Именно Павел высказал идею, что в христианстве нет ни эллина, ни иудея – это наднациональная религия. Именно он высказал мысль, что спасительным является акт веры, а личные добрые дела являются следствием этой веры, но не средством спасения. Он много писал об этнических, моральных нормах, о правилах поведения христиан. Он писал, что женщина должна надевать платок при входе в церковь. Правда, он говорил лишь о замужних женщинах. Кстати, он же сказал, что мужчины снимать головной убор, входя в храм. И в «Послании к афинянам» он сказал: «Женщина да молчит!». И, если женщина не хочет носить платок, то пусть коротко стрижет волосы, а, если не хочет стричься, пусть носит платок. В Греции в связи с долгим периодом власти турок гречанки не носят платок, чтоб не быть похожими на мусульманок.

После событий первой иудейской войны (70-ый г. н.э.) христианская община в Иерусалиме переживает упадок. Апостол Петр перебирается в Рим и возглавляет тамошнюю христианскую общину.

Единого вероучительного центра в раннем христианстве не сложилось: были общины в Греции, в Малой Азии. Римская империя, начиная с Нерона, периодически преследовала христиан и представителей других вероучений. Размах христианского мученичества слегка преувеличивался. Часто причиной казни христиан был отказ участвовать имперских культах. По преданию, были казнены все апостолы (побиты камнями, распяты как Андрей и Петр, Павлу отрубили голову).

Такая ситуация была во II-III вв., а потом в 311 и в 313 году императоры Галерий и Константин признают свободу исповедовать христианство. Начиная с того времени христианство получает государственную поддержку. В 321 году воскресенье было официально объявлено днем отдыха, епископы стали не только экономическими, но и духовными главами общин, епископы больших городов получают чин митрополита. В 325 году по инициативе императора Константина в Нике собирается первый Вселенский собор, на котором были утверждены большинство догматов христианства, принят символ веры, и начинается борьба с первыми ранними ересями. По факту, христианство становится государственной религией в Римской империи.

Христианство имело ряд идей, способствовавших его распространению:

  1. Наднациональная общность

  2. Идея воздаяния;

  3. Духовно-нравственные нормы;

  4. Личная связь с Богом;

  5. Ликвидация сложной обрядности;

  6. Гибкость нового учения.
  7.   1   2   3
написать администратору сайта